Проекты рыночно ориентированных реформ американского здравоохранения (вторая половина 70-х годов XX века)

сократить уровень инфляции в медобслуживании, то произойдет простое перераспределение ресурсов. “Знамя” проконкурентных реформ может быть использовано для того, чтобы прикрыть ряд изменений в программах финансирования и регулирования, которые в лучшем случае приведут к номинальному развитию альтернатив сложившейся практике медобслуживания, в худшем - к уменьшению правительственных затрат. При этом потребителей, по сути, заставили бы нести большую долю расходов за медицинские услуги и лечение.

Таким образом, идея поощрения конкуренции, внедрения рыночных стимулов в индустрию медицинского обслуживания нашла достаточное количество приверженцев и сторонников. Все ведущие лица в дебатах по проблемам здравоохранения не высказались против этого: повышение эффективности и отдачи от вкладываемых в эту сферу средств выглядело императивом в свете реалий конца 70-х - начала 80-х гг. Трудности, переживаемые США в этот период, объективная необходимость перестройки социальной политики, сложившаяся идеологическая атмосфера усиливали привлекательность проконкурентных предложений. Ряд экспертов и аналитиков, подчеркивая неэффективность регулятивного подхода, отмечали возможность и реальность действенности проконкурентной стратегии, в частности, возможность некоторой экономии средств в рамках всей системы медобслуживания, изменения структуры медицинских расходов, отказа от излишнего, по их мнению, государственного вмешательства в эту сферу. Неслучайна и поддержка проконкурентных предложений со стороны консерваторов и неоконсерваторов, политиков, пытавшихся найти иные способы решения социальных проблем, чем предусматриваемые традиционным либерализмом.

Однако ряд вопросов данным законодательством все же не разрешались. Это проблемы адекватности медпомощи, обоснованности и разумности отказа от некоторых медицинских услуг, охвата страхованием тех категорий населения, которые им не обладали, недостатка медицинских ресурсов и учреждений в некоторых районах страны. Было также очевидно, что обещаемое рыночное равновесие и все блага, связанные с ним, могут быть достигнуты только в течение существенного промежутка времени, что, таким образом, не сулило быстрого решения наиболее острых проблем. Нужно всегда учитывать то обстоятельство, что любой рынок нацелен на удовлетворение платежеспособного спроса. Критики обвиняли разработчиков проконкурентных биллей в желании просто перенести бремя расходов на лечение за счет уменьшения налогов и страховых премий на самих пациентов, что не было лишено оснований.

Некоторые противники стратегии считали неверной саму ее базовую посылку, поскольку в сфере медицинского обслуживания обычные законы спроса и предложения искажены и врачи сами способны контролировать спрос на свои услуги. Отношения, сложившиеся в рамках системы медобслуживания между отдельными ее частями, когда целый ряд медицинских и страховых учреждений и организаций вполне приспособился к госрегулированию, заинтересован в государственных медицинских программах, создавали существенное препятствие для прохождения проконкурентного законопроекта, затрагивающего краеугольные основы системы. Достаточных политических условий для этого не оказалось. Наконец, сложившаяся практика приобретения страхования была одним из препятствий для проконкурентного законодательства, так как уже в силу специфичности медицинских услуг и их рынка какие-либо изменения в привычных объемах потребления вызвать чрезвычайно трудно.

Таким образом, данное законодательство, при всей его привлекательности, столкнулось с массой труднопреодолимых препятствий. Безусловно, эти билли внесли новую струю в дебаты по проблеме национального медицинского страхования, по-новому поставили некоторые привычные проблемы. Следует отметить, что сфера медицинского обслуживания нуждается в объективных показателях эффективности, которыми могут стать рыночные механизмы. Но они нуждаются в обязательных социальных ограничителях. Поиск оптимального соотношения между двумя этими факторами в данный период не завершился успехом, но дебаты вокруг проконкурентных законопроектов дали немало пищи для размышлений.

Список литературы

Government & the advancement of Social Justice. Health, Welfare & Civil Rights in the Eighties. Englewood Cliffs. 1980. P. 37.

U.S. Congress. House. Committee on Ways & Means. Proposals to restructure the financing of private health insurance. Hearings before the subcommittee on health of the Committee on Ways & Means. House of Representatives. 96th Congress, 2nd session. Feb 25, 1980. Washington (D.C.), 1980.

Congressional Record. Vol. 126. Pt. 4. P. 4769; Ibid., Pt. 18. P. 23376.

Ibid., Pt. 10. P. 12450.

National Health Insurance. Hearings before the subcommittee on health of the committee on Ways & Means. 96th Congress, 2nd session. Washington (D.C.), 1980. Vol. 2. P. 388.

Congressional Record. Vol. 125. Pt. 18. P. 23376.

Ibid., Pt. 11. P. 13654, 13709.

Washington Post. March 1, 1980; Congressional Record. Vol. 126. Pt. 16. P. 21014.

Ibid., Pt. 10. P. 12500;

Ibid., Vol. 125. Pt. 11. P. 14363.

U.S. Congress. Senate. Committee on finance. Proposals to stimulate health care competition. Hearings before the subcommittee on health on S.1968. Washington (D.C.), 1980. P. 210-211; Proposals to restructure the financing of private health insurance. Hearings. P. 218-219.

National Health Insurance. Joint hearings before the subcommittee on health & the environment of the Committee on interstate & foreign commerce & subcommittee on health of the Committee on Ways & Means. House of Representatives. 96th Congress, 2nd session. Washington, 1980. P. 551.

Health politics & policy /T.J.Litman, L.Robins eds. N.Y., 1984.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта bashedu