Королевство Нидерланды

пенсию: 65 лет для мужчин, 60 - для женщин.В 1986-1990гг. наибольший прирост населения (4,8%) отмечался на востоке Нидерландов, а в остальных частях страны колебался от 1,8% (запад) до 2,5% (юг).Соотношение мужчин и женщин, практически не меняющееся с 1980 г., составляет 49,5:51,5.


4.3 Структура размещения населения в Нидерландах


Нидерланды занимают первое место в Европе и второе место в мире по плотности населения. Наибольшая концентрация населения страны наблюдается в городских агломерациях Северного Брабанта, Твенте и южной части Лимбурга. На севере Голландии проживает всего 12% населения страны, на юге и востоке – 45%. Наименее густо заселены провинции Фрисландия, Дренте, Зеландия и Флеволанд.В первой половине 20 века в Нидерландах преобладало сельское население. Впоследствии с ростом промышленности положение стало меняться. В 1950 году на долю городских общин приходилось 60% всего населения (достигшие к тому времени 10 млн. человек), причем в шести крупнейших городах проживала половина населения Нидерландов.В течение 20 в. в сельские районы выводились предприятия разных отраслей промышленности. Этот процесс особенно проявился в сельскохозяйственных районах старого освоения в центре страны. Таким образом, возникали промышленные города в сельской местности. Примерами являются такие центры развитой хлопчатобумажной промышленности, как Хенгело, Энсхеде и Алмело.Городское население в целом растет быстрее, чем сельское, хотя естественный прирост в сельской местности более высок. Население городов увеличивается за счет миграции сельского населения. Таким образом, восполняется нехватка рабочей силы в городах, связанная с появлением новых и расширением старых предприятий. Немаловажным стимулом для миграции служат лучшие условия труда и уровень обслуживания в городах. На общем фоне миграционных потоков наиболее значительные масштабы имело переселение из юго-западных районов в Роттердам и из северных в Амстердам. В Амстердаме, основном экономическом и культурном центре страны, в 1996 г. насчитывалось 718,1 тыс. жителей; в Роттердаме, крупнейшем морском порту, – 592,7 тыс.; в резиденции правительства Гааге – 442,5 тыс.; в железнодорожном узле Утрехте – 234,2 тыс.; в промышленном центре Эйндховене – 197,4 тыс.


4.4 Религиозная принадлежность населения Нидерландов


В Нидерландах католики составляли 31% населения страны, приверженцы голландской реформаторской церкви – 13%, кальвинисты – 7%, мусульмане – 5,5%, индуисты и последователи других религий – 2,5%. 41% населения атеисты или не принадлежат ни к одной из конфессий.В первой половине 20 века в Нидерландах существовала большая еврейская община, однако она была практически полностью уничтожена в результате депортаций и расстрелов во время немецкой оккупации. Так, если в 1941 в стране проживало 140 тыс. лиц, исповедовавших иудейскую религию, то по данным переписи 1971 г. – всего 6 тыс.

Католики и протестанты располагают собственной прессой и радиовещанием. Наряду с государственной Нидерландской радиовещательной корпорацией существуют и частные радио- и телекомпании. Система здравоохранения также во многом строится по религиозному принципу Так, заболев, протестант обращается к больницу Оранжево-Зеленого Креста, а католик - в больницу Бело-Желтого КрестаНидерланды имеют уникальный опыт организации общественной жизни, которому, возможно, стоит поучиться и другим странам. В прошлом для нидерландского общества было характерно разделение на группы на основе различных мировоззрений. Одновременно функционировали различные мировоззренческие течения (католическое, протестантское, социалистическое, либеральное). Это явление все еще отражается в жизни общества, особенно в структуре средств массовой информации, системы образования и институтов, представляющих интересы отдельных групп граждан. Сосуществование в стране различных мировоззренческих течений способствовало созданию ситуации, при которой в Нидерландах было относительно мало трений между различными мировоззренческими группировками: все группы функционировали почти независимо одна от другой. Символично, что именно первая статья Конституции Нидерландов гласит: отношение ко всем людям в Нидерландах должно быть равным при равных обстоятельствах. Дискриминация на основании вероисповедания, убеждений, политических взглядов, расы или пола, либо по каким бы то ни было иным причинам не допускается.

5.Основные города


5.1Амстредам


Первый камень города был заложен еще в далеком 1275 году вблизи реки Амстел. Голландская столица так же имеет выход к морю через канал. Около полутора миллиона жителей живет в Амстердаме и его пригородах. По данным муниципалитета Нидерландов в главном городе королевства проживает 741 922 людей, а его площадь составляет 219 километров квадратных.

Своеобразным «виновником» возникновения Амстердама является дамба. К примеру, наименование города «Амстердам» дословно так и переводится «Город на реке Амстел». Вообще, Голландию принято считать первой капиталистической страной, а в ее столице располагалась первая биржа, которая была перенесена из Антверпена. Именно поэтому еще в 18 веке город стал крупнейшим торговым центром в Европе.

Около восьмидесяти лет понадобилось испанскому колонизатору для захвата порта-конкурента Антверпена. Жители данного города вовсе не желали стать жертвой инквизиции, а так же работать на врага. Ремесленники, торговцы и прочие обратились бегство в соседний Амстердам.

Флаг и герб столицы Нидерландов имеют три белых креста Святого Андрея, каждый из них имеет собственной значение. По народной молве это три угрозы – вода, огонь и эпидемия, а по официальной версии кресты Святого Андрея принято считать достоинствами столицы – доблесть, твердость и милосердие. Через Амстердам проходит целых десять автострад, последняя, А10 – кольцевая города. По второй автостраде можно приехать в Бельгию, по седьмой – в Германию, по четвертой – в аэропорт.

В голландской столице, кроме хорошо знакомых нам метрополитена, скоростного и стандартного трамвая, автобуса имеется и четвертый вид транспорта – паромные переправы через реку Эй. Без исключения всей, без сомнения развитой системой автотранспорта города заведует организация «GVB», что собственно и переводится как «муниципальное транспортное предприятие». Существуют и другие операторы, управляющие сетью автобусов в пригороде – «Arriva», а так же «Conexxion». Чтобы пользоваться любым видом городского транспорта, гражданину необходимо приобрести «Strippenkaart» - в карте имеются специальные отделения, которые штампуются в качестве оплаты за каждую поездку. Планируется переход на магнитные карты и проездные билеты.

В 1916 было осушено Гарлемское озеро, на месте которого был построен крупнейший аэропорт – «Схипхол», по своим размерам занимающий четвертое место в Европе. «Схипхол» находится в двадцати минутах езды от Амстердама.

Центральный вокзал – гордость королевской столицы был спроектирован и построен еще в 1881-1889 годах известным архитектором Петрюсом Кёйперсом. Вокзал является «связующим звеном» между городом и портом, имеет шесть перронов, так же через него проходит пятнадцать железнодорожных путей.

На улице, названной в честь выдающегося художника 17 века Альбена Кёйпа, располагается свободный рынок города, который работает шесть дней в неделю по вечерам. До 19 века рынок был доступен круглосуточно, на его площади с каждым годом скапливалось все больше торговцев, поэтому управляющему органу города пришлось внести срочные изменении в режим его работы.

К сожалению, для многих людей слово «Амстердам» ассоциируется с легкими наркотиками. В самом деле, в Нидерландах разрешена торговля конопли и ее продуктов в специальных заведениях – «кафешопах». Деятельность «кафешопов» находится под строгим контролем наркотической полиции Голландии. Существует так же специальный «Опиумный закон». С 2001 по 2005 год количество таких заведений в Амстердаме уменьшилось ровно в два раза благодаря успешной политике консервативной части правительства.

Власть «не прикрывает» деятельность всех «кафешопов», так как они являются способом снижения употребления тяжелых наркотиков. В «кафешопах» запрещена продажа легких наркотиков количеством большим, чем пять грамм. Так же, здесь не должно быть рекламы и беспорядка. Существует и целый ряд прочих правил, нарушение которых грозит трехмесячным или даже полным закрытием конкретного «кафешопа».

В столице Нидерландов активно ведется защита прав сексуальных меньшинств – геев, лесбиянок, бисексуалов, транссексуалов. Пятого сентября 1987 года в центре Амстердама был даже открыт мемориал в память о таких вот людях, которые ранее подвергались постоянному преследованию и дискриминации. Монумент – это три розовых треугольника на земле, составляющие один большой.

Не смотря на то, что у множества людей создание мемориала в честь гомосексуалистов вызывает, по меньшей мере, вызывает удивление, столь необычный объект все же имеет «оправдание» – во времена нацизма полсотни тысяч геев и лесбиянок погибли в немецких концлагерях.

Амстердам — один из крупнейших в мире финансовых и торговых центров. Здесь находятся Нидерландский банк, фондовая биржа, правления наиболее крупных коммерческих банков. В городе размещаются предприятия машиностроения и электротехнической промышленности, имеются деревообрабатывающая и химическая промышленность, нефтеперерабатывающие предприятия.

В Амстердаме два университета: Свободный и Муниципальный.

Важное значение в экономике города играет туризм. Туристов привлекают живописные каналы и парки, интересная архитектура и культурные ценности, собранные в амстердамских музеях. Город часто называют "Северной Венецией". В нем насчитывается около 50 каналов и 500 мостов. Старое ядро города — район плотины на р. Амстел, ныне площадь Дам с королевским дворцом в стиле голландского классицизма, построенном в 1648 г. Залы здания украшены картинами Фердинанда Бола, Говерта Флинка — учеников Рембранта и Сеймена Босбоома.

АМСТЕРДАМ. На заднем плане церковь св. Николая, покровителя девушек, купцов и рыбаков, построенная в 1875.

Амстердам — средоточие голландских музеев. Их насчитывается более 35, самым известным из которых является Рейксмузеум с собранием картин художников голландской школы живописи. Наиболее полно в этом музее представлено творчество Рембранта, в том числе его знаменитая картина "Ночной дозор", которая висит на стене, предусмотренной архитектором музея для национальной реликвии. Известен Городской музей с экспозицией современной живописи. Музей располагает богатой коллекцией картин Ван Гога. В столице находится дом Рембранта, в котором художник жил с 1639 по 1658 г. Амстердам посещал Петр 1, когда он приезжал в город Заандам для изучения искусства кораблестроения. В память об этом событии в Заандаме сохраняется домик Петра, а на одной из его площадей установлен памятник Петру.


5.2 Гаага


Первое упоминание о Гааге в письменных источниках относится к 1097 г. Нынешнее название Гаага является сокращением официального названия города — С.-Гравенхаге, что означает графская изгородь. В Гааге расположены резиденция королевы, правительство, парламент и дипломатический корпус. Численность населения города с пригородами — около 700 тыс. человек.

С конца XVI века в Гааге заседают Генеральные штаты (парламент). Со второй половины XVII века Гаага — место проведения многих известных международных конференций.

Титул города был присвоен Гааге в 1814 году Наполеоном Бонапартом, незадолго до того присоединившем эти места к своей империи.

В послевоенный период город приобрел значение важного экономического центра. Здесь сосредоточены крупные промышленные электротехнические предприятия. Широко представлена пищевая и легкая промышленность. В пригороде размещаются авиационные заводы компании "Фоккер".


5.3 Роттерда́м


Расположен при впадении реки Маас. Население 600 тыс. жителей (1999).

Роттердам, расположенный в провинции Южная Голландия (Zuid Holland), является вторым по величине городом в стране Нидерланды (после Амстердама) и ее промышленным сердцем. Европорт (Europoort) Роттердама, обслуживающий каждый год больше морских судов, чем какой-либо еще, считается самым большим портом в мире.

Название города произошло от реки Ротте, которая впадает в могучую реку Маас. Рождение города датируется 10-ым столетием, когда, несмотря на постоянную угрозу с моря, небольшая группа роттердамцев поселилась на берегах реки Ротте, протекающей через болотистую, торфянистую местность. В течение многих веков Роттердам превращался из маленького поселения в крупный международный центр торговли, транспортировки и промышленности. В начале Второй мировой войны город был серьезно разрушен немецкими бомбардировками, особенно пострадал центр города. После войны все силы были направлены на восстановление города.

Роттердам — крупнейший порт в Европе. С 2004 года азиатские порты, такие как Сингапур и Шанхай заняли лидирующие позиции в мире, отняв пальму первенства у Роттердама. По данным 2004 года Роттердам является седьмым портом мира по количеству обрабатываемых контейнеров (TEU).

Наиболее значимым сектором деятельности порта Роттердам является нефтехимическая промышленность и обработка генеральных грузов. Порт является важнейшим центром по обработке насыпных, наливных, контейнерных и других грузов как внутри Европейского континента, так и по всему миру. Помимо морского транспорта, с Роттердамом налажено сообщение с помощью автомобильного, железнодорожного, речного и авиатранспорта. С 2000 года началось строительство скоростной грузовой железной дороги Betuweroute, соединяющей Роттердам с Германией. Реки Маас и Рейн обеспечивают сообщение с внутренними районами континента. В восточной части порта расположены крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗДАНИЯ на берегу одного из каналов города Роттердам, расположенного в устье Рейна..


5.4 Арнем


Арнем — муниципалитет и город на востоке Нидерландов, стоит на Рейне, административный центр провинции Гелдерланд.

Арнем впервые упоминается в 893 под названием Oppidium Arnoldi Villa. Основанием же города можно считать год 1233, когда Oттo II, граф Гелдернский из Цутфена пожаловал Арнему городские привилегии. Арнем вошел в Ганзейский союз в 1443. В 1473 его захватил герцог Бургундии Карл I Лысый. В 1514 Карл Эгмондский, герцог Гелдерна, отвоевал город у Бургундии; в 1543 он перешел императору Карлу V. Арнем вошел в Утрехтский союз в 1579 и стал частью Республики семи объединенных провинций Нидерландов в 1585. Франция захватывала город в 1672—1674 и в 1795—1813. В начале XIX века бывшие городские укрепления были почти полностью снесены, чтобы город мог расширяться.

В XIX веке стал модным курортным городом, славящимся своей живописностью. Здесь, как и в Гааге, поселились богачи из бывших «сахарных баронов» или плантаторов, приехавших из заокеанских колоний. Даже сейчас город славится своими парками и зелеными насаждениями.

В Арнеме родился физик, нобелевский лауреат Хендрик Лоренц;

Американская актриса Одри Хепбёрн училась в Арнемской консерватории в 1939—1945;

Художник-график Морис Эшер переехал в Арнем, когда ему было 5 лет, и провел там бо́льшую часть своей молодости.


6. Экономика страны


До середины 20 в. «лицо» Нидерландов в международном разделении труда определялось их особенностями как колониальной державы, а также одного из крупнейших торгово-транспортных узлов Европы (благодаря исключительно выгодному географическому положению). Развитие промышленности происходило замедленными темпами, особенно по сравнению с индустриальными соседями - Германией и Бельгией. После 2-й мировой войны, когда опора на традиционные сферы хозяйственной деятельности перестала отвечать потребностям развития голландской экономики, последняя была быстро переориентирована в индустриальном направлении. Экономическая ситуация в 2006 г. характеризовалась ускорением положительной динамики ВВП, прирост которого по итогам года оценивается в 2,9%, что заметно выше, чем в предшествующие годы. По сравнению с 2005 годом прирост ВВП почти удвоился. Отмечен быстрый рост инвестиций и потребления домохозяйств. Экспорт по-прежнему остается основным источником экономического роста в Нидерландах. Вместе с тем, ВВП на душу населения вырос почти до 32 тыс. евро, что является одним из самых высоких показателей в Европе. В 2006 г. в Нидерландах отмечен низкий уровень инфляции – 1,1 %, в то время как в среднем по странам Еврозоны инфляция составила около 1,8 %. Темпы инфляции в 2006 г. впервые опустились до рекордно низкого значения с 1989 года.


6.1 Промышленность Нидерландов


Специализированные отрасли голландской обрабатывающей промышленности - пищевая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая, электронное машиностроение. Ведущей отраслью является пищевая промышленность (21,7% добавленной стоимости обрабатывающей индустрии и 20,2% товарного экспорта). Она развернута на базе высокоразвитого голландского сельского хозяйства и ориентирована преимущественно на выпуск переработанной продукции национального молочного животноводства. По выпуску молочных изделий (сыров, сливочного масла, молочного порошка и т.п.) Нидерланды занимают одно из ведущих мест в мире. Важные направления отрасли - производство сахара, переработка фруктов и овощей, а также сохранившиеся ещё с колониальных времён производство какао, шоколада, чая. Нидерланды занимают 3-е место в мире по производству пива и являются одним из крупнейших мировых производителей безалкогольных напитков.14,3% добавленной стоимости обрабатывающей промышленности и 18% товарного экспорта дают нефтепереработка и нефтехимия. Нефтехимия использует данную сырьевую базу, а также собственный природный газ. В этой отрасли широко представлены продукты оргсинтеза и пластмассы (по их производству Нидерланды - в первой десятке мировых производителей; удельный вес в мировой торговле этой продукцией — 16,8%).

Развиты также производство синтетических моющих средств, лакокрасочная промышленность (Нидерланды - крупнейший мировой производитель лаков и красок); производство химических продуктов из нефтяного сырья; переработка каучука (для изготовления упаковочных и строительных материалов и для автомобильной промышленности); в последнее десятилетие быстро растет фармацевтическая промышленность. Текстильная промышленность специализируется на выпуске хлопчатобумажных, а также шерстяных и вискозных тканей. Нидерланды – ведущий экспортер вискозы. На изделия электронной промышленности, составляющие примерно 45% объёма продукции голландского машиностроения, приходится 12,4% добавленной стоимости промышленности и 18,9% экспорта товаров. Основные направления — производство конторского оборудования и компьютеров, аудио-, видеоаппаратуры, медицинское оборудование. В машиностроении и транспортном машиностроении наибольшее значение имеют судостроение и ремонт судов, сконцентрированные в Роттердаме и Амстердаме. В 1993 г. Нидерланды спустили на воду торговые суда общим водоизмещением 163 тыс. т. Судостроительные заводы выпускают стационарные моторы, судовые двигатели, насосы, краны и прочее портовое оборудование. Предприятия машиностроения производят также металлоконструкции и оборудование для изготовления молока, маргарина и масла.


6.2 Сельское хозяйство


Сельское хозяйство в Нидерландах из-за неблагоприятных природных условий имеет весьма избирательный и высокоспециализированный характер. Предпочтение отдается племенному животноводству, производству молочных продуктов и выращиванию овощных и садовых культур на экспорт. Сельское хозяйство Нидерландов – высокопродуктивное, с резко выраженной экспортной направленностью. По темпам роста объема сельскохозяйственного производства Нидерланды занимают первое место среди развитых стран. На гектар сельхозугодий производится продукции в стоимостном выражении в три раза больше, чем в среднем по странам ЕЭС. Под сельскохозяйственные угодья отведено 50% территории страны. За почвой осуществляется тщательный уход, неосвоенных (бросовых) земель нет. Все хозяйства электрифицированы, во многих из них используются компьютеры и системы автоматизации. По применению минеральных удобрений Нидерланды занимают 1-е место в мире и одно из первых - по темпам прироста сельскохозяйственной продукции.

Основой сельскохозяйственного сектора экономики Нидерландов являются семейные фермерские хозяйства. Голландские хозяйства характеризуют высокий уровень интенсификации и наукоемкости производства, организованности и эффективности труда, что обеспечивает даже мелким фермерам достаточные доходы. Кроме того, семейные фермерские хозяйства сохраняют свои устойчивые позиции благодаря существованию сильных кооперативов. Большое внимание нидерландские фермеры уделяют селекционной работе, в стране функционируют многочисленные сельскохозяйственные школы. Самая первая в Европе усовершенствованная сельскохозяйственная школа была создана в 1918 г. в Вагенингене. Основной формой землевладения является частная собственность (65% с/х земель). Земля приобретается на основе рыночных цен, ее стоимость определяется преимущественно эконом. факторами (плодородие, местоположение, наличие инфраструктуры). Одной из функций земли, находящейся во владении фермера, является ее использование в качестве залога для получения банковского кредита от фермерского кооперативного банка «Рабобанк». Важнейшее направление развития аграрной сферы – молочное животноводство на мощной естественной кормовой базе, определяемой благоприятными природными ресурсами. Кроме того, ведётся активная селекционно-племенная работа, направленная на повышение продуктивности скота. Породы голландского крупного рогатого скота отличаются очень высокой продуктивностью (средние надои - свыше 9 тыс. л). Существенная часть молока перерабатывается сыроваренной, маслодельной промышленностью, идёт на производство сухого и сгущённого молока. В мясном животноводстве преобладает свиноводство (13,1 млн. голов) и птицеводство (106 млн. бройлерных цыплят). Сохраняется значение овцеводства (1,3 млн. голов).Растениеводство представлено зерновыми (посевные площади - 806 тыс. га). Пшеницу и ячмень возделывают на глинистых почвах в северных и западных районах. В этих же районах и на юге Лимбурга сосредоточены посевы сахарной свеклы. Выращиваются также кукуруза на силос как кормовая база для животноводства, картофель, лук. Из технических культур выращивают лен на волокно, рапс на семя и цикорий. Почти 25% продукции сельского хозяйства обеспечивают огородничество, цветоводство, садоводство. Овощная продукция очень разнообразна: цветная и брюссельская капуста, цикорий, морковь, разнообразные салаты; в теплицах - снимают большие урожаи винограда и томатов, также выращивают огурцы, перец, шампиньоны. .Нидерландские овощи отличаются высоким качеством и на европейских рынках пользуются не меньшим спросом, чем овощи из средиземноморских стран. Основные районы овощеводства - Северная и Южная Голландия. Северный Брабант и Лимбург. Наиболее распространенные плодовые культуры - яблоня, груша, вишня и слива, а из ягодных культур - земляника, малина, смородина. В теплицах выращивают виноград, персики, сливы. Фруктовые сады сосредоточены главным образом в западных и южных частях страны - на запале Северного Брабанта, юге Гелдерланда (район Белове) и в Лимбурге. Индустрия цветоводства Нидерландов занимает ведущее место в мире как по объему, так и по ассортименту. Основной объем производства приходится на луковичные цветы (тюльпаны, гладиолусы, нарциссы, лилии, гиацинты). Их площади в открытом грунте составляют 16,4 тыс.га. В теплицах (5,2 га) выращиваются цветы на срез (хризантемы, розы, фрезии, гвоздики). Только тюльпанов в стране выведено около 800 видов, астр - 250 видов. Предметом экспорта являются также семена и рассада. «Царство цветов» находится около Харлема, на осушенном в XX в. морском дне. С 16 оптовых цветочных аукционов срезанные цветы отправляются во многие страны Европы, включая РФ. Цветочные луковицы различных сортов продаются почти во всех странах мира. Вывоз цветов из Голландии составляет 65% от мирового экспорта цветов, что дает стране значительные доходы. В рыболовстве главными направлениями являются морское и прибрежное. Наряду с этим ведется культивирование моллюсков, рыболовство на внутренних водоемах, разводятся водные культуры. Морское и прибрежное рыболовство ведется с помощью современного флота, состоящего из катеров и судов-морозильников (траулеров). Флот катеров ведет промысел морского языка, камбалы, трески, мерлана, сельди и креветок. В экономическом отношении наиболее важным в рыболовстве является промысел камбалы. Траулерный флот ведет промысел сельди, макрели (скумбрии) и хорсмакрели. Наряду с этим определенное значение имеет промысел моллюсков, которым занимаются, главным образом, в водах Зеландии (на юго-западе Нидерландов) и в Ваддензее (на севере).


6.3 Транспорт


Нидерланды всегда стремились играть важную роль в мировой торговле, тяготея, в основном, к посредническим операциям. Расположение на побережье Северного моря, три впадающие в него большие реки – Рейн, Маас и Шельда – все это позволило превратить страну в ворота Европы. Образование Европейского сообщества очень выгодно сказалось на нидерландской экономике. Центральное положение Нидерландов в европейской дистрибутивной системе привлекает в страну международные предприятия, открывающие здесь свои офисы. Нидерланды стали воротами европейского континента, главным «распределительным» центром Западной Европы, они превратились в важнейший в Европе перевалочный пункт нефти и нефтепродуктов, газа, металлов, какао, ряда других сельскохозяйственных продуктов. Голландия располагает передовой транспортной системой, основой которой являются морские порты Роттердам (крупнейший контейнерный порт в мире) и Амстердам, а также международный аэропорт "Схипхол" (самый быстро развивающийся аэропорт в Европе), и специальной дистрибьютерской инфраструктурой. В 1996 г. нидерландские транспортные предприятия перевезли около 300 млн. т. грузов. Водный транспорт занимает в стране центральное место. Тоннаж морского флота составляет 4,5 млн. тонн. Роттердам продолжает оставаться самым крупным портом мира по грузообороту и вторым по переработке сырой нефти. Роттердам стал главными воротами благодаря его благоприятному расположению - вблизи Северного моря, а также благодаря наличию отличной связи с континентом через Маас, Шельду и Рейн. В результате страна обладает превосходной водной транспортной сетью длиной в 3500 км

Внутренние судоходные пути (5 тыс. км. или 20% внутренних судоходных путей Западной Европы) обслуживают 6 тыс. голландских судов общим водоизмещением около 5 млн. т. Голландский флот на внутренних водах является крупнейшим в Западной Европе; его доля в международных перевозках составляет 65% грузооборота Нидерландов. Нидерланды обладают развитой сетью дорог — 120 тыс.км, из них 2100 км — скоростные автомагистрали, 2300 км — шоссейные дороги. Грузы перевозят 1,1 млн. грузовиков; 18% перевозок — комбинированные.Объём перевозок голландского авиатранспорта в 2001 составил 73,5 млн пассажиро-км и 12,9 ткм грузов. Основная часть приходится на международный аэропорт Схипхол (Амстердам).Важным транспортным средством в Нидерландах по-прежнему является велосипед. В особенности, в больших городах велосипед является дешевым, здоровым и, к тому же, более быстрым альтернативным средством передвижения. Инструментом регулирования интенсивности использования автомобильного транспорта является система совместного использования одного автомобиля несколькими пассажирами и организация парковок у городской черты, к которым подведена сеть общественного транспорта. Протяжённость железнодорожной сети ок. 3000 км; примерно 77% электрифицировано. Железные дороги Н. осуществляют преимущественно пассажирские перевозки (в 2002 — 16 400 млн. пассажиро-км и 4200 млн ткм грузов). Нидерланды располагают наряду с международным аэропортом Схипхол еще несколькими аэропортами: Зестинховен под Роттердамом и Бейк под Маастрихтом. Воздушный транспорт продолжает расти. Важную экономическую роль в качестве главного аэропорта играет Схипхол. Возможное расширение и развитие Схипхола является в Нидерландах постоянным предметом общественных дискуссий. Столкновение интересов экономических с интересами окрестного населения и экологических организаций, оказывает большое влияние на планы развития аэропорта. Все большую роль в воздушном транспорте играют местные аэропорты.6.5.Внешняя экономика.

Более половины нидерландского национального валового продукта приходится на долю международной торговли. Более половины нидерландского импорта и экспорта составляют пищевые продукты, продукция химической промышленности и машины. В этой последней категории важнейшую часть составляют компьютеры и их компоненты. Существенная доля ввозимой продукции, такой как компьютеры, предназначена для других стран. Эти товары вывозятся из страны без какой-либо обработки или же после минимальной обработки. Такого рода операции характерны для Нидерландов как дистрибутивного центра. Важнейшими регионами сбыта для Нидерландов являются Германия, Франция, Бельгия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки, куда поступает две трети всего нидерландского экспорта. По итогам внешней торговли Нидерландов в 2005г. товарооборот вырос на 9%, достигнув 530 млрд. евро. При этом голландский экспорт составил 281 млрд. евро, а импорт – 249 млрд. евро. Сальдо торгового баланса в 2005 г. составило 32 млрд. евро, что значительно больше, чем в предшествующие годы, когда его средний размер находился на уровне 27 млрд. евро. Основную часть сальдо торгового баланса обеспечила торговля химической продукцией (15,0 млрд. евро), а также торговля товарами пищевой промышленности (13,7 млрд. евро).В 2006 году сохранились высокие темпы роста экспорта товаров и услуг из Нидерландов. Объем экспорта за третий квартал 2006 года был на 6,1% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Остается неизменной в течение последних лет товарная структура экспорта Нидерландов. Четыре пятых голландского экспорта составляет продукция материального производства. Экспортируется промышленное и транспортное оборудование, а также продукция химической промышленности и сельского хозяйства. Почти треть общего объема голландского экспорта приходилась на машины и транспортное оборудование. Крупную долю экспорта формируют химические товары, за ними следуют продукты питания, металлы и энергоносители. На машины и транспортное оборудование приходилась почти треть общего объема голландского экспорта. Другую крупную долю экспорта формируют химические товары, а за ними следуют продукты питания, металлы и энергоносители. Объем голландского импорта по итогам 2005 г. составил 248,8 млрд. евро. В 2006 г. импорт рост немного более высокими темпами, чем экспорт. В число основных групп товаров, импортируемых Нидерландами, входят: офисное оборудование, телекоммуникационное оборудование, нефть, нефтепродукты, масла, произведенные на основе нефти, электрооборудование, дорожные и транспортные средства. В 2005г основными поставщиками на голландский рынок были: Германия, Бельгия и США. По данным ЦБС Нидерландов за 2005 г. Россия находится на седьмом месте в списке стран, из которых осуществляется импорт. Что касается инвестиций то по предварительным оценкам объем накопленных голландских зарубежных прямых инвестиции в 2006 г. составил около 565 млрд. евро. Наиболее важные рынки, в которые направляются голландские прямые инвестиции - страны Евросоюза и США. На их долю проходится свыше 70% общего объема прямых зарубежных инвестиций Нидерландов. В тоже время растет объем инвестиций в Россию и страны Восточной Европы.Высокую степень привлекательности голландского инвестиционного климата определяет совокупность факторов, таких как удобное географическое расположение Нидерландов, развитая деловая и транспортная инфраструктура, привлекательное инвестиционное законодательство, поддержка приходящего в страну иностранного малого и среднего бизнеса. По предварительным оценкам, общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику Нидерландов в 2006 г. составил около 410 млрд. евро. Основными инвесторами в экономику Нидерландов остаются страны Евросоюза, на их долю приходится более 60% иностранных капиталожений. За пределами ЕС крупные инвестиции в голландскую экономику осуществляют Швейцария, США и Япония. По итогам первого полугодия 2006г. Нидерланды занимают второе место после Германии как крупнейший торговый партнер России. При этом доля Нидерландов во внешнеторговом обороте России составляет 8,9 %. Согласно данным ФТС России, в январе-июне 2006г. объем взаимной торговли России и Нидерландов продолжил позитивную тенденцию последних лет и составил 17,8 млрд. долл. На конец июня 2006г. Нидерланды заняли