Управление юстиции Брестского облисполкома

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный экономический университет»


Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях народного хозяйства


ОТЧЕТ

о производственной практике

в Управлении юстиции Брестского облисполкома


Студент 5 курса УЭФ

группы УБНУ Т. Н. Грабцевич


Руководитель от университета Л. Ф. Еськова


Руководитель от учреждения А. В. Якимова


Минск 2006

СОДЕРЖАНИЕ


1 Организация бухгалтерского учета 3

1.1 Учет труда и заработной платы 3

1.2 Учет расчетов 16

1.3 Учет основных средств 18

1.4 Учет материалов 20

1.5 Учет отдельных предметов в составе оборотных средств 22

1.6 Учет внебюджетных средств 24

1.7 Учет фондов 25

1.8 Порядок завершения учетного процесса, составление баланса и отчетности бюджетного учреждения. 26

1. 9 Организация контрольно-ревизионной работы 27

2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности 28

2.1. Анализ производственных показателей, труда и фонда оплаты труда 28

Таблица 1. Анализ фонда оплаты труда Error: Reference source not found

2.2. Анализ основных средств 30

2.3. Анализ состава, движения и обеспеченности материаломи и отдельными предметами в составе оборотных средств 32

2.4 Анализ исполнения сметы расходов 34

2.5 Анализ исполнения сметы по внебюджетным средствам 35

2.6. Обобщение результатов анализа 36

Список использованных источников: 37

Приложения Error: Reference source not found


1 Организация бухгалтерского учета

1.1 Учет труда и заработной платы

Для правильного учета труда, выработки и заработной платы, для составления отчетности и контроля фонда заработной платы необходимо знание личного состава и классификации работников учреждения.

По выполняемым хозяйственным функциям в Управлении юстиции персонал делится на две категории: государственные служащие и технический и обслуживающий персонал. К государственным служащим относятся: председатель суда, заместитель председателя суда, старший судебный исполнитель, судебный исполнитель, консультант, бухгалтер.

В республике применяются две формы оплаты труда: сдельная и повременная. Основной, преимущественной формой оплаты труда в бюджетных учреждениях (она же применяется и в Управлении юстиции) является повременная. Данная форма имеет две разновидности: простая повременная и повременно-премиальная. Показатели премирования зависят от характера работы бюджетного учреждения.

Так, например, положением о порядке материального стимулирования и социальной защите работников общих судов и государственных нотариальных контор Брестской области предусмотрено текущее премирование работников, установление надбавок к должностному окладу за особые условия государственной службы, выделение единовременного пособия на оздоровление и оказание материальной помощи. Согласно данному постановлению государственные работники нотариальных контор Брестской области премируются по итогам работы отчетного месяца за счет средств фонда премирования, образуемого из средств, выделенных республиканским бюджетом в размере 5% суммы должностных окладов работников данных органов и экономии по фонду оплаты их труда.

Премирование работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование аппарата государственных нотариальных контор, и рабочих, направляя на эти цели средства, выделяемые из республиканского бюджета, производится в размере 50% расчетного должностного оклада и экономии по фонду оплаты их труда.

Экономия средств, предусмотренных на оплату труда, в пределах которой может осуществляться премирование, рассчитывается как разница между размером фонда оплаты труда работников, исчисленным по должностным окладам согласно штатному расписанию, надбавкам за класс, выслугу лет и другим надбавкам (без учета средств на премирование и оказание материальной помощи) и фактически начисленным фондом оплаты труда за этот период (без учета средств на премирование по итогам работы за предыдущий месяц и оказание материальной помощи, а также части отпускных, приходящихся на следующий месяц). При исчислении экономии средств на оплату труда, в пределах которой может осуществляться премирование работников, в плановый фонд оплаты труда в расчете на месяц должны включаться надбавки за особые условия государственной службы, установленные в пределах средств, предусмотренных на эти цели.

Премирование работников осуществляется на основании приказа. Премирование председателей судов, их заместителей и судей, а также заведующих государственных нотариальных контор, их заместителей и государственных нотариусов производится на основании приказа начальника управления юстиции. Премирование других работников судов и нотконтор производится на основании приказа председателя суда или заведующего нотконторой с учетом личного вклада в общие результаты работы каждого работника. Предложения о снижении размера премии, лишении или повышении председатели судов и заведующие госконтор представляют в управление юстиции до 1 числа месяца, следующего за отчетным. Премия может быть увеличена начальником управления юстиции по личной инициативе или по предложениям заместителей начальника, начальника отдела – главного бухгалтера за выполнение важных поручений, хорошую исполнительскую дисциплину, проявление инициативы, характеризующих повышенную степень участия в работе коллектива.

Бухгалтерия управления юстиции определяет плановый фонд премирования за каждый квартал текущего года. Расчет и выплата премии производится ежеквартально, одновременно с выплатой аванса в месяце, следующем за кварталом.

Начисление премии производится за фактически отработанное время. Конкретный размер премии работников максимальными размерами не ограничивается. Премирование производится при выполнении правил внутреннего распорядка и трудовой дисциплины. Работники могут премироваться по решению начальника управления юстиции с учетом имеющейся экономии средств на оплату труда, в связи с государственными праздниками, в том числе Днем юриста. При уходе на пенсию, в отставку по решению начальника управления юстиции работникам может быть выплачена поощрительная премия в размере до 15 базовых величин. За многолетний добросовестный труд и в связи с юбилейными датами со дня рождения работники награждаются ценным подарком стоимостью до 10 базовых величин или премируются в том же размере.

Работникам общих судов и государственных нотариальных контор устанавливается ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы в зависимости от класса государственного служащего, предусмотренного в установленном порядке по занимаемой должности (в процентах от должностного оклада). Средства на установление надбавок (фонд надбавок) определяются по смете расходов на содержание работников общих судов и госнотконтор в размерах, установленных руководителями соответствующих государственных органов и организаций, которым законодательством предоставлено право заключать и прекращать трудовые договоры (контракты) с этими государственными служащими. Конкретный размер надбавок определяется дифференцировано в зависимости от уровня профессиональных качеств работника, результатов его работы.

Работникам (кроме рабочих), осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим деятельность общих судов и госнотконтор (заведующим канцелярией, секретарям суда, делопроизводителям, машинисткам и др.) устанавливается надбавка за сложность и напряженность труда в размере 10% суммы их должностных окладов, направляя на эти цели средства, выделяемые из республиканского бюджета. Конкретный размер надбавок определяется дифференцированно в зависимости от уровня квалификации, сложности и напряженности выполняемых функциональных обязанностей, качества и срочности подготовки документов.

Надбавки за сложность и напряженность работы или за высокие достижения в труде устанавливаются:

- на неопределенный срок и действуют до отмены или пересмотра;

- на один месяц с целью стимулирования отдельных работников за выполнение наиболее сложных и срочных работ.

При установлении одному работнику более одной надбавки общий их размер не должен превышать 50% должностного оклада.

Надбавки отменяются или уменьшаются при несвоевременном выполнении заданий, снижении сложности, уменьшении напряженности и объемов работ, ухудшения качества работы, а также при нарушении трудовой дисциплины. Указанные изменения оформляются приказом.

Надбавки исчисляются пропорционально отработанному времени. Внештатным и временным работникам, а также совместителям надбавки не устанавливаются.

Руководитель соответствующего государственного органа, которому законодательством предоставлено право заключать и прекращать трудовые договоры (контракты), имеет право выплачивать работникам судов и госнотконтор, как правило, при уходе их в трудовой отпуск единовременное пособие на оздоровление в размере двух расчетных должностных окладов.

В пределах средств, предусмотренных на эти цели сметой расходов, в исключительных случаях, по заявлению работника, единовременное пособие на оздоровление может быть выплачено и до ухода в трудовой отпуск. Средства, не использованные на выплату единовременного пособия при уходе в отпуск могут быть использованы в конце календарного года на оказание материальной помощи в связи с непредвиденными материальными затруднениями.

Оперативный учет личного состава работников учреждения обеспечивает отдел кадров. Учет численности строго документируется. Первичными документами по учету личного состава являются: записки, приказы или распоряжения о приеме, переводе, предоставлении отпуска, увольнении и др. Эти документы служат основанием для записей в личных карточках и трудовых книжках работников.

Каждому принимаемому на работу присваивается табельный номер. Табельный номер в дальнейшем проставляется на всех документах по учету личного состава, выработки и заработной платы. В случае увольнения или перевода работников на другую работу его табельный номер не может присваиваться другому работнику в течение определенного времени.

О зачислении на работу делается отметка в трудовой книжке, которая храниться в отделе кадров. На всех рабочих и служащих в отделе кадров открывается личная карточка, в которой указываются анкетные данные работника и отражаются все изменения в его положении.

В бухгалтерии на каждого работника открывается лицевой счет для накапливания сведений о заработке.

Контроль соблюдения трудового режима ведется при помощи табельного учета. Он предполагает наблюдение за приходом на работу и уходом с нее, выяснение причин опозданий и неявок, получение данных о фактически отработанном времени каждым работником для начисления заработной платы.

Данные табельного учета находят отражение в табеле учета использования рабочего времени (приложение А). Табель представляет собой именной список работников и ведется по категориям работников в алфавитном порядке. .

Табель открывается ежемесячно на основании табеля за прошлый месяц с указанием фамилии, имени, отчества, должности, табельного номера каждого работника. Записи в табеле о вновь принятых работниках и исключение уволенных должны производиться на основании первичных документов по учету движения персонала учреждения. На каждого работника в табеле отводится отдельная строка. Учет явок на работу и использования рабочего времени осуществляется в табеле или методом сплошной регистрации, т. е. ежедневной отметки всех явившихся, неявившихся, опоздавших и т. п., или путем регистрации только отклонений от нормального использования рабочего времени (неявок, опозданий и т. п.). В судах, например, табели составляются первым методом. На титульном листе табеля даны условные обозначения отработанного и неотработанного времени (Б – болезнь, П – прогул, О – отпуск и т. д.), с помощью которых делаются отметки о явках и неявках на работу по числам месяца.

По окончании месяца в табеле подсчитывается по каждому работающему: количество отработанных дней, дней неявок по причинам и другие показатели.

Заполненный табель подписывается лицом, ведущим табельный учет, утверждается руководителем учреждения и является основанием для начисления заработной платы. Табель передается в бухгалтерию два раза в месяц: для корректировки суммы выплаты за первую половину месяца (аванса) и для расчета заработной платы за месяц. Для начисления аванса вместо табеля в бухгалтерию может передаваться список работников, проработавших первую половину месяца, либо список работников на получение аванса.

В составе фонда заработной платы различают два вида заработной платы: основную и дополнительную. Основная заработная плата начисляется работникам за отработанное время. К ней относятся повременная заработная плата, премии, выдаваемые в соответствии с утвержденной системой премирования, доплаты за ночное и сверхурочное время, оплата временного заместительства, за работу в выходные и праздничные дни и т. п.

Должностной оклад государственным служащим устанавливает Министерство юстиции Республики Беларусь, а должностные оклады остальным работникам определяются путем умножения тарифных коэффициентов на корректирующий коэффициент и на установленный размер тарифной ставки первого разряда, причем разряд для каждой должности также устанавливает Министерство юстиции.

Условиями оплаты труда для отдельных категорий работников предусмотрены повышения тарифных ставок и окладов путем установления повышающих коэффициентов, надбавки и доплаты к тарифным ставкам. Надбавки за стаж государственным служащим и за особые условия госслужбы устанавливаются Министерством, а доплата за стаж обслуживающему персоналу производится на основании приказа руководителя.

Установленная при тарификации ставка заработной платы выплачивается работнику ежемесячно независимо от числа рабочих дней в разные месяцы года. Если работник отработал неполный месяц, то сумма начисленной заработной платы за месяц определяется путем деления установленной месячной ставки на календарное количество рабочих дней и умножения полученного результата на фактическое количество отработанных дней по данным табельного учета.

При временном заместительстве замещающему работнику оплата производится в размере должностного оклада, предусмотренного штатным расписанием замещаемого работника (без надбавок и доплат).

При замещении временно отсутствующего работника работнику, выполняющему его обязанности выплачивается только разница в окладах без учета надбавок и доплат..

К сверхурочным работам и работе в ночное время, а также к работе в выходные и праздничные дни работники исследуемой организации не привлекаются.

К дополнительной заработной плате относятся оплата за время отпусков, выполнения государственных и общественных обязанностей, оплата перерывов в работе кормящих матерей, выходного пособия, льготных часов подростков и т.п.

В соответствии с Трудовым кодексом работникам предоставляются следующие виды отпусков:

- трудовые (основной минимальный отпуск, основной удлиненный отпуск, дополнительные отпуска);

- социальные (по беременности и родам, по уходу за детьми, в связи с обучением без отрыва от производства, в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, по уважительным причинам личного и семейного характера).

Трудовой отпуск предоставляется за работу в течение года (ежегодно) с сохранением прежней работы и среднего заработка. Совместители имеют право на отпуск по совмещаемой работе одновременно с отпуском, предоставляемым по основному месту работы. Если продолжительность отпуска по совместительству меньше, чем по основной работе, то по просьбе совместителя ему может быть предоставлен социальный отпуск соответствующей продолжительности без сохранения заработной платы.

Продолжительность отпусков исчисляется в календарных днях. Государственные праздники и праздничные дни, не совпадающие с воскресными днями, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.

Продолжительность основного минимального отпуска не может быть менее 21 календарного дня. Дополнительные отпуска присоединяются к основному минимальному отпуску. Дополнительные отпуска в Управлении юстиции предоставляются заведующему канцелярией – 9 календарных дней, секретарю суда – 7, бухгалтеру – 9, делопроизводителю – 7, инженеру программисту – 7, заведующему хозяйством – 5, водителю служебного легкового автомобиля – 5.

По соглашению между работником и нанимателем допускается замена трудовых отпусков, кроме предоставляемого за работу с вредными условиями труда, денежной компенсацией, за исключением семи календарных дней. Замена отпусков, предоставляемых авансом, денежной компенсацией не допускается. При увольнении независимо от его основания работнику, который не использовал или использовал не полностью трудовой отпуск, выплачивается денежная компенсация. Наниматель обязан выплатить средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за два дня до начала отпуска. Денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск при увольнении выплачивается в день увольнения. В случае невыплаты по вине нанимателя причитающихся при увольнении сумм работник имеет право взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день просрочки.

Оплата дней отпуска, а также выплата денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск производится по среднему заработку за 12 календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу начала отпуска, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, а проработавшим у данного нанимателя менее года – по среднему заработку за отработанные месяцы до ухода в отпуск (приложение В).

При этом в число месяцев, принимаемых для исчисления среднего заработка, не включаются месяцы, в которых в соответствии с законодательством работник освобождался от основной работы с частичным сохранением или без сохранения заработной платы (например, находился в отпуске для сдачи вступительных экзаменов в высшие и средние специальные учебные заведения, не работал в связи с простоем, получал пособие по временной нетрудоспособности в размере менее 100 % среднего заработка). Если в таких месяцах работник имел заработок выше, чем в полных месяцах (например, была выплачена премия за квартал), то эти месяцы включаются в число месяцев для исчисления среднего заработка.

Работникам, которым ко времени ухода в отпуск заработная плата за последний месяц перед уходом в отпуск еще не начислена, исчисление среднего заработка может производиться за количество месяцев, начиная не с месяца, предшествующего месяцу ухода в отпуск (выплаты компенсации), а на один месяц раньше.

Заработная плата, сохраняемая за дни отпуска, определяется делением среднемесячного заработка на среднемесячное количество календарных дней (29,7) и умножением на количество дней отпуска. Среднемесячная заработная плата определяется делением заработной платы, начисленной работнику за месяцы, принимаемые для исчисления среднего заработка, на число этих месяцев.

Если отпуск предоставляется в 2-3 месяцах подряд, следует определить сумму оплаты за каждый месяц в отдельности.

Если продолжительность отпуска по месту основной работы и по совместительству у одного и того же нанимателя различна, то исчисление среднего заработка за равное количество дней производится исходя из заработной платы по основной работе и по совместительству, а за оставшиеся дни – из заработка по основной работе или по совместительству (там, где отпуск более продолжительный).

По среднему заработку оплачивается выходное пособие, время выполнения государственных и общественных обязанностей в рабочее время и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Выходное пособие выплачивается при прекращении трудового договора в случаях, установленных статьей 48 Трудового кодекса (призыва на воинскую службу, отказа от перевода на работу в другую местность, а также отказа от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, несоответствия работника занимаемой должности, восстановления на работу работника, ранее выполнявшего эту работу) в размере не менее двухнедельного среднего заработка. При прекращении трудового договора в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников выплачивается выходное пособие в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка. Совместителям выходное пособие не выплачивается. Размер выходного пособия может быть увеличен в зависимости от стажа работы у данного нанимателя в порядке и на условиях, предусмотренных коллективным договором.

Определение размера выходного пособия и оплаты за время выполнения государственных и общественных обязанностей производится исходя из заработной платы, начисленной работнику за два календарных месяца работы (с 1-го до 1-го числа), предшествующих соответственно месяцу увольнения работника и началу выплат за выполнение государственных и общественных обязанностей.

В случае утраты работником трудоспособности ему назначается пособие. Основанием для его начисления и выплаты является листок нетрудоспособности, выданный работнику лечебным учреждением и оформленный в установленном порядке. Лица, работающие у нескольких нанимателей, обеспечиваются пособием по каждому месту работы.

Листок нетрудоспособности предъявляется работником нанимателю в день выхода на работу, может быть предъявлен ко времени очередной выплаты заработной платы, если нетрудоспособность продолжается. На оборотной стороне листка нетрудоспособности указывается дата, с которой работник приступил к работе, выходные дни данного работника по графику работы, подпись руководителя подразделения, где работает нетрудоспособный. Затем листок поступает в отел кадров, где он подписывается работником, ведущим учет личного состава. Подпись работника отдела кадров скрепляется печатью и передается в бухгалтерию для расчета пособия.

Пособие выплачивается в размере 80 % среднедневного заработка за рабочие дни по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100 % -- за последующие рабочие дни нетрудоспособности (приложение Г).

Определенной категории работников пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка с первого дня утраты трудоспособности, например:

- инвалидам войны и другим инвалидам, приравненным к ним по льготам;

- лицам, имеющим на иждивении троих и более детей в возрасте до 16 лет (учащихся 18 лет);

- лицам из числа круглых сирот, не достигших возраста 21 года;

- при временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами;

- при уходе за больным ребенком в возрасте до 14 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет при стационарном лечении, ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов до 18 лет;

- при временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями и др.

В некоторых случаях предусмотрены ограничения в выплате пособий в размере 50 % от установленных полных размеров. В таком порядке пособие выплачивается лицам, нарушившим режим, установленный для них врачом, ставшими нетрудоспособными в период прогула без уважительных причин и др.

Пособие исчисляется из среднедневного заработка за два календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором наступила нетрудоспособность. Если в этом периоде работник не имел заработка (болезнь, отпуск и др.), пособие исчисляется из заработка за фактически проработанные до начала болезни дни месяца, в котором наступила нетрудоспособность. Если работник не имел заработка за весь указанный период, то пособие исчисляется из его тарифной ставки, действующей на день наступления временной нетрудоспособности, и премий, предусмотренных действующей системой оплаты труда согласно лицевому счету, расчетной ведомости за два календарных месяца, предшествующих месяцу начала нетрудоспособности.

Если в период временной нетрудоспособности у работника повысилась тарифная ставка, то со дня ее повышения среднедневной размер пособия увеличивается на коэффициент роста тарифной ставки. Максимальная сумма пособия за полный календарный месяц (по каждому месту работы) ограничена суммой трех среднемесячных зарплат рабочих и служащих в республике в месяце, предшествующем каждому месяцу нетрудоспособности.

Заработная плата, начисленная персоналу учреждения уменьшается на сумму удержаний: подоходного налога, страховых взносов в ФСЗН, платежей по исполнительным листам, задолженности перед нанимателем, удержаний по письменному поручению самих работников для производства безналичных расчетов ( за товары, проданные в кредит, алименты, профвзносы и др).

Подоходный налог исчисляется нарастающим итогом с начала года по существующей шкале ставок с учетом льгот и вычетов. Следует учитывать, что подоходный налог с премий и вознаграждений любого характера и периодичности удерживается при их выплате из фактически начисленных сумм без предоставления льгот.

Платежи в ФСЗН удерживаются в размере 1% от начисленных сумм заработной платы и других доходов, на которые в соответствии с законодательством начисляются взносы по государственному социальному страхованию.

Удержания по исполнительным документам производятся в размерах, указанных в исполнительном листе, из той суммы заработной платы, которая остается после вычета налогов.

Начисление заработной платы в учете отражается проводками:

Д-т 200 «Расходы по бюджету» -- К-т 180 «Расчеты с персоналом»;

Выплаты и пособия, начисляемые за счет средств ФСЗН – Д-т 171 «Расчеты по социальному страхованию» -- К-т 180 «Расчеты с персоналом».

На сумму удержаний из заработной платы составляются следующие записи:

Д-т 180 «Расчеты с персоналом» -- К-т 173 «Расчеты с бюджетом» -- на сумму подоходного налога, подлежащего перечислению в бюджет;

Д-т 180 «Расчеты с персоналом» -- К-т 171 «Расчеты по социальному страхованию» -- на сумму платежей в фонд социальной защиты населения (1%);

Д-т 180 «Расчеты с персоналом» -- К-т 187 «Расчеты по исполнительным листам» -- на сумму удержаний по исполнительным листам и сумму почтового сбора.

Кроме того организация осуществляет отчисления в фонд социальной защиты населения в размере 35% от фонда оплаты труда и отчисления по обязательному страхованию в размере, устанавливаемом страховой организацией (в 2005г 0,4%, а в 2006г 0,2%). Ставка страховых взносов была снижена в связи с тем, что несчастных случаев на производстве за прошлый год зарегистрировано не было.

Контроль правильности расходования фонда заработной платы осуществляет само Управление юстиции, Министерство юстиции, а также финансовые органы.

В Управлении ответственность за использование средств на заработную плату несут руководитель и главный бухгалтер. Они следят за соответствием наименования и количества должностей, на которые зачисляют работников, штатному расписанию, за правильным установлением ставок заработной платы и законностью различного рода надбавок и доплат. Министерство юстиции и финансовые органы контролируют использование фонда заработной платы в процессе проверки и утверждения смет расходов на предстоящий год, анализа отчетов об исполнении смет. Осуществляя финансирование бюджетных учреждений, финансовые органы осуществляют текущий контроль за использованием выделяемых бюджетных ассигнований.

В Управлении юстиции используется АРМ бухгалтера по учету труда и заработной платы. После установки программы заполняются все справочники ( подразделения, список работников, календарь рабочего времени, виды оплат). На каждого работника заводится отдельная карточка, в которую заносится вся необходимая информация о работнике (табельный номер, фамилия, стаж работы, история занимаемых должностей, предоставляемые льготы). Для расчета заработной платы и пособий вводится код начисления или удержания, период, к которому относится данные выплаты, сумма или процент оплаты. Программа позволяет автоматически формировать справки о начислениях и удержаниях за любой период времени, лицевые счета работников, данные для персонифицированного учета работников, платежные ведомости и другие выходные формы (приложения Д—К). В конце месяца составляется свод расчетных ведомостей по заработной плате – мемориальный ордер №5, а также отчеты в органы статистики (приложения Л—Н).

1.2 Учет расчетов