Шлем ужаса в нашей жизни

Содержание


Введение 2

Биография В.Пелевина 3

Мистическая литература В.Пелевина 5

Шлем ужаса… Что это? 8

Заключение 12

Список использованной литературы 13


ПРИЛОЖЕНИЕ: Рецензии СМИ на повесть

В.Пелевина «Шлем ужаса» 14


Введение

Виктор Пелевин – писатель, пришедший в русскую литературу на рубеже 80 – 90-х годов ХХ века. Художник с необычайной манерой письма, создающий странный, порой фантастический, порой сказочный мир. Это имя известно не только профессионалам от литературы – писателям, критикам, литературоведам, издателям, - но также и подавляющему большинству читателей. Показателем успеха В.Пелевина является тот факт, что произведения его переведены на многие языки мира (английский, французский, японский и др.). Об этом свидетельствует и ряд престижных российских и зарубежных премий, которыми удостоено творчество писателя: он является лауреатом Малой Букеровской премии, получил ряд престижных премий по фантастике: «Великое кольцо», «Золотой шар», «Бронзовая улитка», «Интерпресскон», «Странник»; его проза попала в «шорт – лист» «Independent foreign fiction prize», английской премии за переводную литературу.

Мое знакомствро с творчеством В.Пелевина началось с прочтения произведения «Шлем ужаса». Первое впечатление после прочтения нескольких страниц было не очень хорошее. Однако сюжет так затягивал, что останавливаться уже не хотелось.

В данном реферате я попыталась высказать свои мысли и выразить свое впечатление от знакомства с творчеством В.Пелевина.


1. Биография В.Пелевина

Виктор Пелевин родился и провел свои детские годы в Москве. Он окончил Московский Энергетический институт. Затем последовала служба в армии. В это время Пелевин окончательно решил изменить свою жизнь и профессию. После возвращения со срочной службы молодой человек поступает в Литературный институт имени М.Горького и проходит там курс обучения. Через несколько лет он становится сотрудником журнала «Наука и религия», где занимается проблемами восточного мистицизма. Начало творческого пути Пелевина было связано со стихами, которые он «писал на компьютере», которые «не получались» и которые не печатались. Занимаясь переводами Карлоса Кастанеды и Артура Макина, в середине 1980-х Пелевин переходит к прозе, и его первой публикацией становится сказка «Колдун Игнат и люди», напечатанная в журнале «Химия и жизнь» (1989). В 1990 году он написал «Реконструктора», в следующем году свет увидел повесть «Принц Госплана». В 1992 году вышел первый сборник рассказов Пелевина «Синий фонарь», который поначалу оставался малозамеченным критикой, в 1992 году – «Бубен верхнего мира» и «Омон Ра», затем – «Желтая стрела» и «Жизнь насекомых». В 1996 году появился роман «Чапаев и пустота» и, наконец, в 1999 – самый знаменитый и скандальный роман – «Generation `П`», явившийся, судя по всему, некой точкой в творческой карьере писателя на данном этапе. Художественное творчество Виктора Пелевина подвергалось рассмотрению в отечественном литературоведении и более подробно в критике конца ХХ века – начала ХХI века. К творческому наследию писателя обращались исследователи русской литературы конца ХХ века, рассматривая проблемы русского литературного постмодернизма (О.В. Богданова, В. Курицын, М.Н. Лейдерман, Н.А. Лихина, И.С. Скоропанова), пути развития русской фантастики (С. Бережной, М. Мещерская), проблемы концептуализма (С.С.Жогов). Но в большинстве работ представлен не анализ в рамках традиционного литературоведения, а критика творчества Виктора Пелевина (К.В. Азеева, Е. Некрасов, А. Немзер, А. Генис, И. Роднянская, Д. Володихин, Д. Быков, П. Басинский), а потому художественное наследие писателя до сих пор недостаточно полно и системно изучено, далеко не все аспекты его творчества получили подробное освещение, не существует трудов, где литературоведческому рассмотрению подверглось бы все творчество писателя. Но если работы критиков и литературоведов дают некоторое представление о философской, эстетической концепции творчества Виктора Пелевина, рассматривают художественные приемы ее воплощения, содержат попытки анализа проблематики, отдельных образов, то вопрос жанрового своеобразия произведений писателя остается в стороне.

Что ни говори, в Пелевине всегда была загадка. Начинал как обычный фантаст, а стали читать люди, далекие от фантастики. Написал сатиру на советскую действительность - "Омон Ра", а получилась эзотерическая повесть об одиночестве человека во Вселенной. Написал, в общем-то, хохму - "Чапаев и Пустота", - и стал одним из самых популярных российский писателей.


2. Мистическая литература В.Пелевина

Пелевин интеллектуален и современен, в его произведениях с естественной точностью воспроизводятся человеческие типажи сегодняшнего дня — бизнесмены и бандиты, телекомментаторы и наркоманы, криэйторы и чечены. Этого мало — пересекаются реальности, а герои испытывают самые неожиданные метаморфозы. Люди превращаются в насекомых, герои компьютерных игр — в людей, политическая жизнь страны создается руками пиарщиков и системных программистов... Если прибавить ко всему этому, что Пелевин умеет «строить», то есть чутко чувствует композиционную вязь произведения, стремительно развивает события, правильно расставляет акценты и безошибочно соразмеряет части своего произведения — становится понятным, почему его книги завораживают читателя с первых страниц. «Что касается продуманности конструкций, которые я использую в текстах: писать книгу без четко продуманного плана гораздо интереснее, но если подходить к литературе как к бизнесу, то это мой серьезный недостаток, потому что приходиться много переписывать, выбрасывать целые куски, которые потом не помещаются в общую конструкцию. Но если сначала придумать весь роман как схему, а потом заполнять его текстом, это будет смертельно скучно, непонятно тогда, зачем этим заниматься, деньги можно зарабатывать более эффективными методами. Когда я пишу какой-нибудь текст, я двигаюсь на ощупь, именно в этом для меня заключена прелесть этого занятия, это как прогулка в ночном лесу, когда не знаешь, что произойдет через час. Так что эти схемы появляются при анализе, но они не предшествуют синтезу, которым является творчество», - так говорит Виктор Пелевин.

Говорят, что за время существования издательского бизнеса в России разными издательствами были предприняты четыре попытки «раскрутить» издание российской мистической литературы — все они потерпели фиаско. Пелевину удалось создать свою мистико-фантасмагорическую литературу, которая сегодня пользуется все большим и большим спросом.

Пелевина читать приятно хотя бы потому, что сквозь текст чувствуешь умный ироничный взгляд автора, а это по сегодняшним литературным меркам уже большое достоинство произведения. В первую очередь, в текстах Пелевина — фантасмагория, театр абсурда, добротно замешанный на постоянно повторяющемся тезисе: мир ирреален. Нет ничего, кроме пустоты, но и самой пустоты нет — равно как и того, кто об этом рассуждает. Это не бред сумасшедшего, это одно из основных положений некоторых ветвей буддизма. В то же самое время пелевинские герои вплетают в это «ничто» себя. В этом и состоит единственный истинный парадокс всех текстов писателя. Литературная задача Виктора Пелевина — донести до читателя весть о буддистском освобождении сознания и основные положения буддизма. «Татарский чувствовал, что его мысли полны такой силы, что каждая из них — это пласт реальности, равноправный во всех отношениях с вечерним лесом, по которому он идет. Разница была в том, что лес был мыслью, которую он при всем желании не мог перестать думать» («GENERATION П»). Все это — буддизм в переложении Пелевина. И в принципе, в лейтмотивах и фабулах своих произведений автор достаточно монотонен: он всегда говорит об одном, ведет к одному. Пелевин не справляется с темой. Он совершает кардинальную ошибку: преподносит буддизм как негативное, а не позитивное учение. И, следовательно, изначально не признает ничего лучшего в этом мире: он утверждает иллюзорность реальности мира и, следовательно, всех тех материальных и духовных вещей и ценностей, которые в нем существуют. Он не понимает того, что «…путь к истинному осознанию великой истины, к которой должен прийти адепт буддизма, происходит только через возвышение и облагораживание натуры, через позитивное усилие, а не огульное отрицание чего бы то ни было». Пелевин не добивается ничего, кроме наплевательства. Он становится тургеневским Базаровым сегодняшнего дня. Он не рассказывает об истоках буддизма, о великом сострадании к человечеству. Пропускает это. Его не волнуют вопросы нравственности. В результате читатель получает нечто хулиганское, очень легкое и свободное. Именно поэтому проблемная молодежь является одной из наиболее широких читательских групп, знающих и любящих Пелевина: после его книг жизнь кажется проще.

Пелевин — всегда неожиданность. Только он может смешивать реальности так качественно. В результате смещается не только содержание, но и форма повествования. Терпкая и своеобразная проза делает его неповторимым. Пусть даже часто это достигается смешением стилей. Декаданс, сюрреализм, даже постмодернизм, являются строительным материалом для его невероятных конструкций. Их фундамент — наше собственное мировоззрение.

Книги этого писателя, проглатываемые взахлеб, после прочтения откладываются в сторону с некой недоуменной задумчивостью: что сказать? Читатель не готов к тому плотному и неординарному воздействию, которое организует Пелевин в своих книгах.


3. Шлем ужаса… Что это?

«Шлем ужаса»! Лабиринты бытия и сознания. Шлем как схема сущего и несущего. Виртуальность реальности и реальность виртуальности. На этот раз Мастер преобразовывал действительность по заказу британского издательства Canongate books, потому что их работник Джейми Бинг придумал: а здорово было бы, если б культовые писатели из разных стран (Джанет Уинтерсон, Умберто Эко, Карен Армстронг, Виктор Пелевин и др.) пересказали бы по одному сюжету из мировой мифологии, а британское издательство Canongate books и еще 26 зарубежных издательств печатали и продавали бы эти книжки по всему миру. И вот какой миф создал Пелевин из факта своего выбора мифа о Тесее и Минотавре:

"Это очень интересный проект издательства: всем участникам было дано задание написать версию какого-нибудь мифа по своему выбору, в любой форме. Я попросил дочку своих знакомых итальянцев выбрать для меня миф, она долго думала, а потом прислала мне мэйл с одним единственным словом Minotaurus…"

«Построю лабиринт, в котором смогу затеряться с тем, кто захочет меня найти, - кто это сказал и о чем?» Это сказал Виктор Пелевин, и сказал он это о своей повести «Шлем ужаса». Сегодня, решил Пелевин, лучший лабиринт - это Всемирная паутина. Интернет-чат, в котором участвуют восемь персонажей (Monstradamus, IsoldA, Nutscracker, Organism(-:, Sliff_zoSSchitan, Ariadna, UGLI 666, Romeo-y-Cohiba), запертых внутри лабиринта — каждый своего. Общаясь друг с другом только при помощи компьютеров, они пытаются найти ответ на вопросы: где они находятся? Как им выбраться из этого странного места? И вообще — что такое этот Минотавр с его Шлемом ужаса и где найти на него Тесея?..

Но что такое Шлем Ужаса и что он из себя представляет? Так о нем рассказывается в книге: «…корпус этой машины походил своей формой на шлем. <...> Древняя бронзовая каска, под которой было загибающееся вовнутрь забрало в дырочках. Нижняя часть уходила внутрь шлема через прорезь посередине лица. Еще там были какие-то боковые пластины… Похоже на шлем римского гладиатора – как бы бронзовая шляпа с забралом. Только здесь были еще рога. Они выходили из верхней части шлема и загибались назад. <...> Шлем ужаса состоял из нескольких главных деталей и множества вспомогательных. У деталей были странные названия: фронтальный сачок, решетка сейчас, лабиринт-сепаратор, рога изобилия, зеркало Тарковского и так далее. Самой большой деталью была решетка сейчас – фронтальный сачок. Она состояла из двух частей, временами сливающихся в одно целое. Ее внешняя часть, сачок, выглядела как забрало с дырочками, а внутренняя, решетка, делила шлем на верхний и нижний отделы, тка что голову, даже самую маленькую, в него уже было не просунуть. Решетка сейчас отделяет прошлое от будущего, поэтому то, что мы называем «сейчас», существует именно в ней. Прошлое находится в верхней части шлема, а будущее – в нижней…» А носит этот шлем некто по имени Астериск. Кто такой Астериск, или Астерий, героям удается узнать немного позже. «Астерий – это все, что перед нами и внутри нас. Вторгаясь в ум, он притворяется этим миром и нашим собственным рассудком со всеми его голосами, так убедительно спорящими друг с другом. Понять это и значит увидеть Астерия. Подлинное тайное имя Астерия, которое дает над ним власть, - Астерий, который есть Мы. <…> Человек подобен дереву. Мысли в его голове похожи на песни птиц в кроне. Сколько птиц должно запеть вместе, чтобы появилось то, что мы считаем собой? И есть ли у дерева своя песня? Астерий сотворен по этому образцу… Главный секрет Астерия в том, что он совершенно не нужен. Он страж, который неподкупно сторожит то, что он создал сам, от того, что он сам создал». В результате скучных, даже занудных переговоров, которые, впрочем, разнообразит один очень смешной юзер (Sliff_zoSSchitan), пребывающий в состоянии перманентного алкогольного опьянения, они выясняют, что Минотавр сидит внутри них самих и кончать надо не с внешней угрозой, а с собственными страхами и комплексами. В общем, каждый сам себе по жизни Тесей. А Шлем ужаса – это страхи. Если Тесей наденет на себя Шлем ужаса, то в зеркале он увидит Минотавра. И если Тесей будет пытаться убить Минотавра, то Шлем ужаса уже не снять. Все эти мысли и излагает юзер-алкоголик - привычная форма изложения главной мысли для Пелевина.

Жанр этого произведения определить довольно сложно, поскольку можно отнести его и к роману, и к повести. Исследователи еще не пришли к общему мнению. Я считаю, что это все-таки повесть. Здесь довольно часто встречается ненормативная лексика, нецензурная. Это немного отталкивает читателя от прочтения других произведений Пелевина. Но, несмотря на это, сама повесть очень интересна, и читать ее хочется до самого конца.

«Шлем ужаса» в 2005 году стал театральным проектом молодого модного режиссера Живиле Монтвилайте. Авангардистка Монтвилайте – выпускница ГИТИСа. Режиссерский курс она окончила в 2001 году. В Москву она приехала лет восемь назад, «учиться театру». Живиле ставила различные спектакли на современные, актуальные темы. На этот раз она взялась за сложный и абсолютно, на первый взгляд, «нейтральный» роман/повесть Пелевина «Шлем ужаса». Тема спектакля соответствующая, в пелевинском духе – жизнь-лабиринт, трагичная любовь, люди будущего. Открытый многозначный финал. Действие разворачивается одновременно в трех пространствах – на сцене, на экранах в зале и на мониторах персональных компьютеров и ноутбуков. Как заманчиво говорят авторы проекта, зрителю предлагается новое качество театрального шоу, в котором ноутбук является неотъемлемым аксессуаром: Это красивое шоу, рассчитанное не только на искушенных театралов, но и на продвинутых молодых людей, живущих в беспроводном стиле».

А вот ощущения людей, которые побывали на спектакле:

- Режиссер избавился от давно уже приевшихся логических цепочек автора, заканчивающихся словами «которого на самом деле нет». В целом в пьесе достаточно и классицизма, и постмодерна.

- Весь наш мир – лабиринт, и Тесей, надевший шлем ужаса, ставший Минотавром и взглянувший в зеркало, видит себя же, Тесея. Мысль о том, что каждая частица шлема ужаса – это и есть шлем ужаса, разделенный также на несколько частиц, является центральной в постановке и книге. Лабиринт является символом жизни, как ее субъективно представляют герои пьесы.

- Перед зрителями установили компьютеры, благодаря чему каждый смог выбрать собственный режим восприятия и прямо во время спектакля обмениваться комментариями с другими зрителями, оказавшимися в зале. Благодаря новейшей технологии режиссеру удалось соединить в одном проекте литературу, театр, музыку, видео, художественный перфоманс и Интернет-чат.

- В целом, впечатление положительное – как от нормального концептуального театра. Были проблемы по технической части, с ноутбуками. Работал только чат, в котором шло обсуждение действия, но по большей части люди просто отрывались и знакомились. Во время спектакля кто-то даже ушел, но таких были единицы. Если не читал книгу и вообще не знаком с Пелевиным, или настроен на критическое восприятие, то происходящее кажется чем-то из серии «кто здесь?».

- Оттуда нет выхода. Хотя тупик на самом деле существует только в головах обитателей. И вырваться оттуда можно, осознав это. Россию называют тюрьмой народов. Тюрьма – тоже типичный лабиринт. Значит, и Россия – лабиринт, откуда нет выхода, покуда ты не осознаешь свою космополитическую суть.

- Я был слегка разочарован концовкой спектакля, которая не ответила на самый интересный вопрос книги: что дальше? «Шлем» работает циклами, и конец книги явно отсылает нас в начало.


Заключение

Пелевин искренен и силен. Он «интересен», талантлив и популярен. Он действует решительно и с сознанием собственной правоты. Его читают, и будут читать. Читать и не понимать, что же на самом деле происходит в книгах Пелевина и с теми, кто держит эти книги в руках. Все придуманные героями Пелевина миры – это стремление противостоять серой, безразличной к человеку реальности, и следствие слабости персонажей, ведь вся эта череда иллюзий становится для них самой настоящей реальностью. Пелевин экспериментирует с формой, оставляя содержание неизменным. Он является одним из тех редких современных авторов, которые создали себе имя вне жанра детектива, боевика или фантастики — настоящих кузниц новых литературных имен, вне кровавой либо скандальной тематики. Пелевин создал свой жанр, свою тему, создал и занял свою собственную литературную нишу. Творчество Пелевина решает некую суперзадачу, которая делает его, это творчество, противоречивым, негуманным и, в конечном итоге, негативным в смысле ментального и эмоционального воздействия на читателя. Имя Пелевина у всех наслуху, сегодня его знают в самых широких литературных и читательских кругах, но... о Пелевине почти ничего не пишут и не говорят.


Список использованной литературы


1. Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре/ Виктор Пелевин. – М.: Открытый мир, 2005. – 224 с. – (Мифы).

2. Generation ``П``:

3. Статьи:

- Андрей Пискунов «Как правильно любить Виктора Пелевина»

- Александр Архангельский «Пелевин. Система зеркал»

- Фрилансер «Виктор Пелевин»

- Алексей Филлипов «Пелевин и пустота»

- Игорь Гетманский «Загадки и отгадки В.Пелевина»

- Псой Короленко «Очень нужная и современная книга»

- Виктор Пелевин «Когда я пишу, я двигаюсь на ощупь»

- Рецензии СМИ о книге В. Пелевина «Шлем ужаса».


ПРИЛОЖЕНИЕ

Рецензии СМИ на повесть В.Пелевина «Шлем ужаса»

Виктор Пелевин выделился на фоне других участников проекта. Его трактовка оказалась поживее, чем "История мифа" Карен Армстронг и "Бремя" Дженет Уинтерсон. Пелевин предпочел более понятный молодежной аудитории жанр компьютерной игры. Возможно, идею с аудиоверсией подсказал сам текст Виктора Пелевина. Ведь "Шлем ужаса" построен в форме интернет-диалога. Выбор вполне разумен - ведь интернет стал новым мифологическим пространством.
Коммерсантъ Weekend

Мистический писатель Виктор Пелевин, по сведениям редакции, в данный момент проживающий в Тибете, играет с миром по всем правилам. Его новое произведение "Шлем ужаса" сначала выходит на CD в исполнении Тины Канделаки, Николая Фоменко и некоторых других светских персонажей, а потом уже на бумаге в рамках всемирной кампании. Суть кампании - пересказ древнего мифа (на выбор писателя) современным языком. Виктор Олегович, по подсказке неназванной маленькой девочки из Италии, выбрал миф о Минотавре. Минотаурусе, как он просил называть...
ОМ

Миф о Минотавре в форме интернет-чата. В Древней Греции Интернета не было. Оттого-то Тесею и пришлось сражаться с Минотавром в обычном лабиринте, а Ариадне афинского героя из этого лабиринта потом вызволять. Сегодня, решил Пелевин, лучший лабиринт - это Всемирная паутина. Ух, как там можно заплутаться – Ариадна нитей не напасется!
Ариадной стала Тина Канделаки. Впервые в России еще до выхода книги увидит свет ее аудиоверсия. Издательский Дом "СОЮЗ" пригласил известных артистов прочитать этот чат по ролям. В итоге по звуковому лабиринту бродят голоса Леонида Володарского, Марии Голубкиной, Тины Канделаки, Юлии Рутберг, Николая Фоменко, Александра Ф. Скляра и других.
Комсомольская правда

16