Природоресурсное право
Красноярск 2009
Задача 1
В результате пожара на отстойниках-накопителях нефтепродуктов, принадлежащих АО «Граднефтепереработка», произошла массовая гибель диких птиц и животных, обитающих на территориях, примыкающих к предприятию. Как видно из акта проверки эпизоотического обследования, протокола патологоанатомического вскрытия трупов, результатов исследований, проведенных ветеринарной лабораторией, причиной заболевания и падежа животных в период пожара явилось комбинированное действие на организм токсичных веществ, содержащихся в атмосферном воздухе.
1) Какие обязанности предприятий по охране животного мира предусмотрены законодательством?
2) Каков порядок оценки и возмещения вреда, причиненного животному миру в результате аварии?
3) Решите дело.
Ответ.
1. Обязанности предприятий по охране животного мира.
Обязанности предприятий по охране животного мира регулируются главным образом федеральным законодательством.
Конституция РФ предусматривает обязанность каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам (статья 58)1.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает обязанности лиц о возмещении вреда окружающей среде. Согласно содержанию стать 77 юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (п.1)1.
Более полно обязанности в области охраны окружающей среды содержатся в Главе VII Федерального закона «Об охране окружающей среды» (Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности).
Исходя из содержания условий нашего вопроса, мы подробнее остановимся на требованиях в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки (статья 46)2. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды: должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г №997 «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» запрещается хранение горюче-смазочных материалов и других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания1. Выполнение этих требований обязательно для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы на всей территории Российской Федерации2.
2. Порядок возмещения вреда при авариях, причиненного животному миру.
Авария - чрезвычайная ситуация техногенного характера, происшедшая по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам либо из-за случайных внешних воздействий и заключающаяся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений3.
Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды»: 1) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; 2) ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; 3) платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде – являются основными принципами охраны окружающей среды4.
Также согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды (статья 46).
Закон перечисляет виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды: имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством1. Имущественная ответственность - порядок возмещения вреда окружающей среде и отдельным природным ресурсам, административная ответственность предусматривает порядок оплаты штрафов и их сумму за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования2.
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется по нормам трудового и иного законодательства, если эти нарушения сопряжены с невыполнением трудовых или служебных обязанностей3.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда4.
Размер ущерба определяется судом на основании данных, представленных экологической экспертизой. Приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды «Об утверждении перечня нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке и возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений» предлагается перечень методик и инструкций, а также методических указаний определения ущерба окружающей природной среде, включая аварии5.
Подробный порядок возмещения вреда при авариях содержался Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 27 июня 1994 г. утвержден «Временный порядок оценки и возмещения вреда окружающей природной среде в результате аварии»1:
1) установление факта аварии и величины вредного воздействия;
2) исчисление размеров ущерба и убытков;
3) исковое производство;
4) формы возмещения вреда.
После 1997 год приказ утратил силу в связи с окончанием срока действия.
Однако действующим документом являются Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде, утвержденные Председателем Государственного комитета РФ по охране окружающей среды В.И. Даниловым-Данильяном в 1999 г., где вышеуказанный порядок возмещения вреда окружающей среде сохранен2.
3. Решение дела.
В предложенном для решения вопросе очевидны охранительные правоотношения, которые возникают как реакция государства и общества на неправомерное поведение субъектов права. Основным признаком охранительных правоотношений является нарушенный субъектом правового порядка (природный биобаланс в связи с гибелью животных и птиц). Правонарушитель должен быть привлечён к ответственности, также ответчик возмещает причиненный его действиями или бездействием материальный ущерб. Как правило, предприятия, учреждения, организации, совершившие экологическое или природоресурсное правонарушение, несут административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с названным законом и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов3.
Состав правонарушения включает в себя АО «Граднефтепереработка» в качестве субъекта правонарушения. Объектом правонарушения является животный мир прилегающих к предприятию территорий, которому был нанесен ущерб. Виновные деяния АО «Граднефтепереработка» должно установить следствие. Возможно, они связаны с бездействиями по обеспечению безопасности эксплуатации оборудования предприятия, а также с несоблюдением требований правил производственной техники безопасности, приведшие к возгоранию производственных объектов. Связь между случившимся и гибелью животных и птиц подтверждена результатами экспертиз и обследований.
Как правило, при любой форме вины при аварии для нарушителя наступает материальная ответственность. Материальная ответственность носит компенсационный характер и применяется наряду с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью. Материальная ответственность в представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранность природной среды и применяемых дифференцирование к видам, способам и характеру причиняемого вреда, а также к виновным в причинении экологического ущерба работникам предприятий, организаций и учреждений1.
Согласно Федеральному закону «О животном мире» юридические лица, виновные в совершении следующих правонарушений: нарушении требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств; несут гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (статья 55). Юридические лица, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (статья 56).
Существуют утвержденные «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Согласно документу предусмотрено: в целях предотвращения гибели объектов животного мира от воздействия вредных веществ и сырья, находящихся на производственной площадке, необходимо:
- хранить материалы и сырье только в огороженных местах на бетонированных и обвалованных площадках с замкнутой системой канализации;
- помещать хозяйственные и производственные сточные воды в емкости для обработки на самой производственной площадке или для транспортировки на специальные полигоны для последующей утилизации;
- максимально использовать безотходные технологии и замкнутые системы водопотребления;
- обеспечивать полную герметизацию систем сбора, хранения и транспортировки добываемого жидкого и газообразного сырья;
- снабжать емкости и резервуары системой защиты в целях предотвращения попадания в них животных (Ч. IV, п.17)1.
Методика исчисления вреда для нашей ситуации существует. В связи с прекращением срока действия Приказа Минприроды России от 27.06.94 №200 «Об утверждении Временного порядка оценки и возмещения вреда окружающей природной среде в результате аварии» (об этом мы писали выше), такая методика рекомендуется для использования в работе. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах, утверждена Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 01.11.1995 г. Она содержит Инструкцию по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, разработанную Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды1.
Методика предназначена для определения ущерба, наносимого окружающей природной среде при авариях на магистральных, а также промысловых нефтепроводах. Величина ущерба, определяемая по настоящей методике, включается в «Акт технического расследования отказов магистральных нефтепроводов» и используется при оформлении исков, претензий и рекламаций2.
Что касается методики расчета ущерба, причиненного именно по причине возгорания нефтепродуктов, то такая методика разработана, однако она не является официально принятой на уровне федерации, ожидая своего утверждения в Министерстве по охране окружающей среды РФ. Это методика расчета выбросов вредных веществ в атмосферу при свободном горении нефти и нефтепродуктов, разработанная и утвержденная Самарским областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ3.
Далее, мы проанализировали гражданское законодательство. Понятие ущерба упоминается в Гражданском кодексе – это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (статья 15)1. Согласно статье 1079 Гражданского кодекса РФ: юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (п.1).
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности 2.
Таким образом, согласно рассмотренному нами законодательству, АО «Граднефтепереработка» обязано будет возместить ущерб в связи с гибелью диких животных и птиц на прилегающих к предприятию территориях, в результате пожара в отстойниках-накопителях нефтепродуктов, если не докажет, что пожар произошел вследствие источник выбывания производственного оборудования из его обладания в результате противоправных действий других лиц либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Задача 2
АО «Луч» добывает на собственном земельном участке песок, глину, воду, используемые на различные цели для своих нужд.
1) Освобождаются ли предприятия от платежей при пользовании недрами как собственники земельных участков?
2) Каковы особенности предоставления недр в пользование для добычи общераспространенных полезных ископаемых?
Ответ.
Отношения, связанные с добычей общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, регулируется Законом «О недрах», Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, другими нормативными актами РФ, а также нормативными актами субъектов РФ.
Действующее законодательство подразделяет все полезные ископаемые на два основных вида: общераспространенные и необщераспространенные.
Согласно статье 3 Закона РФ «О недрах» к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определяемые органами государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования (МПР России) совместно с субъектами РФ. То или иное полезное ископаемое может быть отнесено к общераспространенным только на основании перечня общераспространенных ископаемых субъекта РФ.
Традиционно к общераспространенным полезным ископаемым относятся: песок (кроме формовочного, стекольного и для фарфорофаянсовой и огнеупорной промышленности), галька, гравий, глина (кроме огнеупорной формовочной и для фарфорофаянсовой и цементной промышленности, красочной, бентонитовой, керамзитовой, кислотоупорной и каолина), камень булыжный, кремень, песчаник (кроме битуминозного, облицовочного и динасового), кварцит (кроме динасового, флюсового, облицовочного, железистого и для производства кристаллического кремня), мел (кроме мела для цементной, химической, стекольной и т.п.)1.
К необщераспространенным полезным ископаемым относятся все прочие полезные ископаемые, которые действующим законодательством не отнесены к числу общераспространенных.
Говоря об особенностях предоставления недр в пользование для добычи общераспространенных полезных ископаемых, стоит отметить, что в соответствии со статьей 6 Закона «О недрах», пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, в точности юридические лица и граждане других государств, если законодательством РФ и субъектов РФ они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами. Права и обязанности пользователя недр возникают сдаты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Однако, разработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных хозяйственных нужд разрешена всем землепользователям, землевдалельцам и арендаторам замельных участков в пределах границ предоставленных им земельных участков, без предоставления горных отводов или выдачи специальных разрешительных на то документов (статья 19 ФЗ «О недрах). Согласно содержанию статьи 19, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ1.
Более того, согласно статье 9 Инструкции Государственной налоговой службы РФ «О порядке исчисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» от уплаты в бюджет отчислений освобождаются собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд (без реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции и без использования указанных полезных ископаемых или подземных вод на производственные и технологические цели)2.
Что касается других видов оплаты землепользования, то это регулируется Земельным кодексом РФ3. Собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; собственники земельных участков обязаны своевременно производить платежи за землю (статьи 40, 42) в форме земельного налога (статья 65).
Оплата за воду.
Как мы уже упоминали выше, Инструкцией Государственной налоговой службы РФ «О порядке исчисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» от уплаты в бюджет отчислений освобождаются собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд1. К примеру, в пояснении И.Выскребенцева, государственного советника налоговой службы II ранга, главным условием освобождения от уплаты является неспользование добытой воды и созданной на её базе продукции в производственных, технологических и коммерческих целях2.
Однако в условиях нашего вопроса не указано, являются ли воды подземными. Если вода добывается с поверхности водного объекта, то регулируется этот вопрос также федеральным законодательством.
Согласно статье 1 Водного кодекса РФ: водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима3.
Плата за воду является одним из видов обязательных неналоговых платежей за пользование природными ресурсами. В соответствии с Федеральным законом РФ «О плате за пользование водными объектами» плательщиками платы за воду являются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством РФ4. В этом случае с водопользователем, согласно статье 12 Водного кодекса РФ, заключается договор водопользования, одной стороной которого является исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Более того, законодатель регулирует объём добываемых водных ресурсов. Исходя из содержания статьи 18 Водного кодекса РФ, за забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем забора (изъятия) водных ресурсов, водопользователь обязан уплатить штраф за такое превышение в размере пятикратной платы за пользование водным объектом.
Плата же за воду с забором (добычей) воды из подземных источников осуществляется в соответствии с законодательством РФ о недрах (которое мы проанализировали выше с учетом условий нашего вопроса).
Задача 3
Грязовецкий лесхоз Вологодского управления лесами предъявил в Вологодский областной арбитражный суд иск к Вологодскому отделению Северной железной дороги о возмещении ущерба за гибель (усыхание) участка леса, расположенного в 100 м от ЖД. Причиной усыхания явилось подтопление деревьев вследствие скопления воды у водостока через ЖД-полотно, так как водосток в период 1997-1998 гг. был наполовину засыпан щебенкой с насыпи ЖД, а очистка трубы была произведена только в конце 1998 г. Вологодское отделение СЖД претензию лесхоза не признало, мотивируя это тем, что содержание лесонасаждений, прилегающих к ЖД-трассе, контроль за ростом древостоя и состоянием болот не входит в обязанности дистанции пути.
1) К какой группе лесов относится погибший участок лесного фонда? Будет ли учитываться при исчислении ущерба группа лесов и категория защитности?
2) Является ли отделение СЖД виновным в лесонарушении, и какие виды ответственности предусмотрены в лесном законодательстве за данное правонарушение?
3) Решите дело.
Ответ.
1. Общий законодательный анализ ситуации.
Согласно Лесному кодексу РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда, действительно, допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (статья 21, статья 25, п.1)1.
Лесной участок, который был предоставлен Северной ЖД (далее СДЖ), находился в государственной собственности Вологодской области был предоставлен Северной ЖД в соответствии гражданским законодательством РФ2 и при осуществлении принципа платности использования лесов и лесных насаждений3.
Для нас важно разобраться, находится ли погибший участок леса в зоне ответственности СЖД.
Согласно действующим Нормам и правилам проектирования отвода земель для железных дорог, которые утверждены Министерством путей сообщения РФ, в полосу отвода железных дорог входят земли, занятые железнодорожными путями, принадлежащими железным дорогам Министерства путей сообщения РФ и непосредственно примыкающими к ним сооружениями, устройствами, зданиями и лесными насаждениями, включая защитные лесные насаждения различного назначения (Ч.1, п. 1.2) 4.
Это же положение содержится в Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в РФ»: полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта1.
Следует отметить, что исходя из одного из главных принципов об обеспечении охраны и защиты лесов (статья 1 Лесного кодекса РФ, п.6)2, законодатель также предусматривает выбор мест при строительстве ЖД-трасс в требовании отдавать предпочтение той стороне, где встречается меньше лесных массивов, защитных лесных насаждений, болотистых и затопляемых мест (Ч. 2.5, п.2.5.2)3.
Более того, согласно Части 3 Норм и правил проектирования отвода земель для железных дорог, участок земель, описанный в вопросе для нашего решения относится кзоне земель специального охранного значения. К зоне таких земель относятся полосы естественных лесов, прилегающие к земляному полотну, в пределах которых запрещается сплошная вырубка и допускаются только рубки ухода, санитарные и лесовосстановительные рубки. Ширина указанных полос составляет 500 м в каждую сторону от оси железнодорожного пути4.
1) Определение категории лесов погибшего участка.
Согласно Приказу Рослесхоза «Об отнесении лесов к защитным, эксплуатационным и резервным лесам», погибший участок леса относится к первой группе лесов: согласно Части 2 анализируемого источника, к лесам первой группы относятся защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, а также защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации1.
Исходя из содержания статьи 102 (п.2) Лесного кодекса РФ, с учетом особенностей правового режима защитных лесов категория участка в нашем случае определяется как защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Категория защитности лесов и их группа учитываются при исчислении ущерба, нанесенного лесопользователем. Размер для каждой группы и категории лесов установлен Постановления Правительства РФ «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства»2. Например, размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в два раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов; в три раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов (за исключением особо охраняемых природных территорий); в пять раз, если нарушение лесного законодательства совершено на особо охраняемых природных территориях3.
Следует отметить, что в связи с принятием и утверждением вышеуказанного источника, а также в связи с тем, что с 1 июля 2002 года на территории Российской Федерации не подлежат применению нормы об административных правонарушениях, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах СССР, Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства (утв. Постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 №1) (вместе с «Порядком определения ущерба, причиненного уничтожением или повреждением леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем», «Порядком определения ущерба, причиненного повреждением леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально - бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущем его усыхание или заболевание», прекратила своё действие1.
Также в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 №273 (см. выше) утратило силу Постановление Правительства РФ от 21 мая 2001 г. №388 «Об утверждении такс для исчисления размера зысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства РФ».
2) Определение виновности.
Согласно Федеральному закону «О недрах», и исходя из того, что Северная ЖД является пользователем недр, Северная ЖД обязана обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами (статья 22, п.1)2. Труба, обеспечивающая водосток не была прочищена вовремя, как то было установлено в ходе проверки Грязовецким лесхозом Вологодского управления лесами. Также Северная ЖД обязана соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты (нормы, правила), регламентирующие условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами1.
Северная ЖД свою вину не признало, мотивируя это тем, что в обязанности Северной ЖД не входит контроль за ростом древостоя и состоянием болот.
Действительно, согласно Федеральному закону «О недрах» и Лесному Кодексу РФ, надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется государством (статья 38). Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения, а также по охране недр. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного надзора, органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контрольными органами, профессиональными союзами, которые и выявили нарушение в области пользования ресурсами со стороны Северной ЖД.
Однако это не снимает с Северной ЖД обязанностей в области обеспечения соблюдений требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов по технологиям ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Причинная связь между гибелью лесов и насыпью щебня в водосточной трубе, препятствующей движению сточных вод, установлена. За нарушение законодательства в данном случае Северная ЖД несет административную ответственность по решению суда.
3) Решение дела.
Ответственность за нарушение законодательства предусмотрена Главой 13 Лесного кодекса РФ и Главой VI Федерального закона «О недрах».
Согласно статье 99 лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред1. Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ2.
Согласно Федеральному закону «О недрах» Северная ЖД, как ответственное лицо за гибель лесного участка, обязана привести участок леса и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования (статья 22, п.8)3. Также вред, причиненный результате деятельности Северной ЖД, виновной в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств Северной ЖД. Размер вреда определяется федеральным органом управления государственным фондом недр. Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты4.
Таким образом, Северная ЖД, как виновное лицо, исходя из содержания и анализа законодательных источников, обязана возместить ущерб за гибель (усыхание) участка леса в результате подтопления деревьев сточным скоплением вод из-за неочищенной Северной ЖД сточной трубы.
1 Конституция Российской Федерации. С изменениями и дополнениями от 30 декабря 2008 г. // «Российская газета». – 2009. - № 7.
1 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - №2. – Ст. 133.
2 Там же, статья 46.
1 Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 г. №997 «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №37. – Ст. 4290. – Ч.I, п.3.
2 Там же, Ч.I, п.4.
3 Нецветаев А.Г. Экологическое право / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2004. – С. 264.
4 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - №2. – Ст. 133. – Статья 3.
1 Там же, статья 75.
2 Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций - Москва: Юстицинформ, 2005.- С. 46.
3 Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. – М. : Юриспруденция, 2000. – С. 33.
4 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - №2. – Ст. 133. – Статья 78.
5 Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 23.07.1998 г. №448 «Об утверждении перечня нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке и возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений» // Экспресс-закон. – 1998. - №43.
1 Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 27.06.1994 г. №200 «Временный порядок оценки и возмещения вреда окружающей природной среде в результате аварии» / Законодательство РФ по состоянию на 2006 г. [Электронный ресурс]: / infopravo/. - 14.09.2009.
2 Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде от 06.09.1999 г. / Правовая онлайн система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: consultant/online/base/?req=doc;base=LAW;n=26008. – 06.09.1999.
3 Ермаков В. Д., Сухарев А. Я., Экологическое право России. – М., Изд-во НИИ пробл. укрепления законности и правопорядка, 1997.
1 Доржиев Ж.Б., Хамнаев И.В. Экологическое право: Учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. – С. 230.
1 Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 №997 (ред. от 13.03.2008) «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» // Собрание законодательства РФ. – 1996. №37. - Ст. 4290. С изменениями: Собрание законодательства РФ. - 2008. -24.03.
1 Письмо Государственного комитета РФ по охране окружающей средыот 2.06.1998 г. №04-12/24-149 / Правовая онлайн система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: consultant/online/base/?req=doc;base=EXP;n=266024. – 02.06.1998.
2 Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах, утверждена Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 01.11.1995