Metallica
нас с Джеймсом абсолютно новые горизонты гармоний и мелодий".Новые песни— это удачная комбинация мощности, скорости, энергии и смены темпов. Что же касается упреков в наш адрес насчет коммерциализации Metallica, я хочу сказать, что непосвященным людям трудно понять, что перемены в группе чаще всего происходят автоматически, с ходом времени. Это просто развитие. Все делается стихийно.
Джеймсу, например, в один прекрасный день пришла в голову идея с акустической гитарой. У нас не было никаких целей типа "о'кей, ребята, теперь нам нужно написать балладу" или "пора бы сделать немного пострашнее скорость". Некоторые вещи с "Ride The Lightning" оказались такими, какие они есть уже в ходе студийной работы. За последние два года мы многому научились как музыканты, и этот процесс конечно же, отразился на новом альбоме".
Что же касается второй составной части песен— текстов, то в этом плане Metallicа также заметно "повзрослела". Автор всех стихов Хэтфилд доказал, что он может писать не только о качающихся кулаках и битье головой об сцену, но и о вещах более серьезных. Заглавная вещь альбома, например, осуждает смертную казнь, a "Fight Fire With Fire" показывает весь ужас ядерной войны. "Когда я начал писать песни, я был вдохновлен текстами Judas Priest,— поясняет Джеймс Хэтфилд,— но затем я понял, что эта готическая фантазия, эти мечтательные тексты полное говно. Я хотел писать в вещах реальных. Это не означает, что мы много думаем о том, о чем пишем— война, смерть, нищета, несправедливость— просто это наша реакция на это".
Единственным проколом "Ride The Lightning" была композиция "Escape", сочиненная чуть ли не перед самой записью, более не менее спасенная только благодаря гениальной продюсерской работе Флемминга Расмуссена. Несомненно, это был первый отчетливый знак, говорящий о хронической неспособности Металлики сочинять, когда это нужно, а не когда хочется: для полной завершенности альбома не хватало одной вещи и Хэтфилд с Ульрихом и Хэмметом буквально выдавили из себя "Escape", которой сами же вынесли приговор, назвав "самой бездушной песней Металлики". На ошибках учатся...
Записав и выпустив пластинку, Metallica решили опробовать новый материал на публике. Так, в ночь с 20 на 21 июля 1984 в клубе "Набухай Гарденс" в Сан-Франциско под именем The Four Horsemen, Metallica отыграла свой первый секретный концерт, о котором не знали ни журналисты, ни представители каких-либо музыкальных фирм и радиостанций. Все происходящее на сцене было исключительно только для фэнов.
Между тем. Metallicaначали переговоры с Q.Prime, менеджментом в лице Питера Менша и Клиффа Бернстейна. Еще до появления на свет "Ride The Lightning", Q.Prime, прослушав новые записи, заинтересовались группой. Понятно, что и Metallica была заинтересована в таком сотрудничестве, ведь у этих двух китов музыкального бизнеса были уже договоры с такими знаменитостями, как AC/DC, Aerosmith, Scorpions, Def Leppard. С таким менеджментом легче было получить и договор с какой-либо крупной фирмой грамзаписи. Короче говоря, такой шанс упускать было нельзя, и Metallica сообщили Джонни Зазуле о своем решении покинуть Megaforce Records. Все юридические вопросы относительно расторжения договора о сотрудничестве были на редкость быстро улажены, и 1 августа 1984 года группа уже начала работать под крылом у Q.Prime. Для Metallica это открыло заманчивые перспективы. Однако, с новым начальством последовали и некоторые организационные перемены, жертвой которых стал концертный менеджер и звукоинженер Марк Уитокер. Он должен был освободить свое место для некоего Мик» Хьюза по прозвищу "Большой", работающего с Metallica, кстати, до сих пор.
И концерты в Париже на фестивале "Breaking Sound" 29 и 30 августа стали для Уитокера последними за пультом Metallica. Помимо Хьюза, тем же летом вообще порядком изменилась дорожная команда группы, и надо отметить, что многие из них, опять-таки, так же как и Мик Хьюз, не расстаются с Metallica и по сей день, став уже их отличными друзья» ми и высокопрофессиональными роуди: концертный менеджер Бобби Шнейдер, барабанный техник Флемминг Ларсен, гитарный техник Джеймса Хэтфмлда Энди Бэтти и, наконец, бас-техник, а также так называемый стейдж-менеджер Зах Хармон.
А тем временем поступило предложение о сотрудничестве от крупной записывающей фирмы Elektra Records, Менеджер Elektra Майк Алаго обратил внимание на Metallica по совету основателя первого фэн-клуба группы "Metal Militia" Кей Джей Детона, и был просто заворожен. Metallica, в свою очередь, также заинтересовалась предложением, поскольку из пяти фирм, ведущих переговоры с группой , Elektra была самой подходящей и выгодной по оплате и рекламе. Таким образом, 12 сентября между обеими сторонами был подписан контракт, имеющий силу до сегодняшнего дня. А 16 ноября "Ride The Lightning" был переиздан на Elektra. Переиздала последний альбом и французская Bernett Records. Однако по ошибке обложка пластинки была отпечатана не в синем, а в зеленом цвете! Так что если вы когда-либо увидите эту картинку— электрический стул, стоящий среди грома и молний, сияет на фойе зеленого неба— не удивляйтесь, это не Марс— это Франция.
Кстати, с Франции и началось долгожданное турне "Ride The Lightning" no Европе, 16 ноября в Руе, север Франции, в зале "Гросет", взрывоподобная Tight Fire With Fire" возвестила о возвращении Metallic» в Европу.
К началу турне Music For Nations продолжавшая издавать пластинки Metallica по лицензии Megaforce Records, выпустила новый ЕР группы "Creeping Death". Кстати, изначально на первую сторону этого сингла планировали поместить вещь "Escape". Он вышел 23 ноября и вскоре стал золотым. На второй стороне пластинки были записаны две кавер-версии— легендарной Diamond Head-ов-ской "Am I Evil", известной фэнам Metallica с самых первых ее концертов; а также песню "Blitzkrieg"— одноименной группы, тоже любимой Metallica. На немецкой же версии "Creeping Death" на одну пластинку был также помещен ранний ЕР группы "Jump In The Fire".
А вскоре немецкие фэны увидели своих любимцев и живьем. В ночь с 29 на 30 ноября 1984 года после нескольких выступлений в Голландии Металлика пересекла границу ФРГ, где произошел один небезинтересный эпизод. На таможенном посту немецкие пограничники с собаками, натасканными на поиск наркотиков, доставили немало волнений Клиффу Бертону, в кармане у которого был двухграммовый кусочек гашиша. Любил он эта дело! И когда офицер-пограничник с собакой появились в автобусе, Клифф не нашел ничего лучшего, как этот кусочек проглотить. Таможенная проверка прошла спокойно, автобус двинул дальше, все дружно веселились, узнав о выходке Клиффа, но уже полтора часа спустя самому ему было уже не до смеха— гашиш отнюдь не предназначен для внутреннего употребления и заставил Клиффа промаяться целый день. На следующий день, 1 декабря не до смеха было уже всей группе: вечером Металлика должна была открывать свое турне в зале Elzer Hof в Майнце, а Клиффу все еще было плохо. Бедняга едва выстоял на сцене. На следующий день в Нюрнберге
он еще чувствовал себя неважно, а третьего числа в Маннгейме басист Металлики снова предстал перед фэнами настоящим монстром, приведя арийских, металлистов в неописуемый восторг. Поездку по Германии Металлика завершила в гамбургском "Марктхалле", 9 декабря, после чего рванули в Британию, где 20 декабря в лондонском "Лицейме" и закончили свой разгромный тур.
Подходил к концу 1984 год, вся музыкальная пресса мира уже начинала подводить итоги года, составлять годовые хит-парады, проводить различные опросы фэнов для составления списков с лучшими пластинками года, лучшими песнями. Попали туда и Metallica. Ну до лучшей группы или пластинки года им тогда было далековато, но вот что касается хитов, то тут сравниться с Metallica мог не каждый. Сразу три вещи с "Ride The Lightning" прочно обосновались на вершинах хит-парадов: "Fade To Black", "For Whom The Bell Tolls" и "Creeping Death". Последняя, кстати, не "-""WFI из первой десятки европейских чартов до 1990 года! О растущей популярности говорит и тот факт, что фэн клуб Металлики "Metal Militia" из организации местного значения превратился в международную службу. Возглавлял ее теперь известный предприниматель* в прошлом автор биографий Kiss, Riot, Dio и The Police, Рои Бутвелл, а сама "Metal Militia-переместилась из Роузбурга (штат Орегон) в калифорнийский город Малиби.
К американско-канадской границе приближается автобус, медленно проезжает контрольно-пропускной пункт и наконец останавливается. Внутри— скопление волосатых парней, чемоданов, гитар, ящиков с пивом. В турне— группа Metallica. "Куда направляетесь? Зачем? Наркотики, оружие? Ваши паспорта, пожалуйста",— традиционная проверка таможенной полиции, во время которой вся компания высыпает из автобуса поразмять отекшие руки и ноги. Наконец все формальности улажены и, пожелав счастливого пути, таможенники возвращаются к своей теплой трубе подремать или поиграть в карты.
Надрывно работает мотор, автобус, мягко покачиваясь, уже четвертый час после таможни везет группу на следующий концерт.
— А где, черт возьми, Клифф???
— Клифф???
— Эй, погодите! Его же нет в автобусе!!!
— О, черт! Куда же он делся, мы же не делали остановок. Когда его последний раз видели?
— Когда мы ели, его уже не было!
— Твою мать!!! Мы его забыли на границе!!!
Ларс Ульрих до сих пор очень любит вспоминать эту веселую историю, в конце концов добавляя: "Такое могло произойти только из-за плохой организации турне. Во времена турне "Ride The Lightning" мы работали еще явно любительски. Сегодня такого никак не может случиться".
Так началось зимнее турне Metallica по родным Соединенным Штатам и Канаве, первый концерт которого состоялся в Новой Шотландии 10 января 1985 года. Правда, порой оно становилось чересчур зимним. Так, в конце января в гороле Буффало, штат Нью Йорк, Меtаlliса стали пленниками снежной бури, оборвавшей все телефонные и электролинии и покрывшей мертвым слоем своя все дороги. Город оказался полностью отрезавшим от внешнего мира. Сидящие в гостинице парни не могли даже пробраться к своему автобусу, стоящему во дворе! Наутро захотелось есть. Однако служанка вынуждена была разочаровать Mettallica, сказав им, что кухня закрыта, а персонал отеля питается исключительно своими запасами. Торчать в отеле предстояло еще не один день, и надо было что-то делать. Не видя никакого выхода, Джеймс, Ларс, Клифф и Кирк упились с горя пивом, чем и привлекли к себе внимание работников отеля. Те тоже были не прочь пинт пивка и затянуться сигареткой, но гд это взять? Проблема решилась сама собой. Metallica предложила выгодный обмен: пиво— на хлеб, сигареты— на консервы. Спасены! А через три дня снегу в Буффало поубавилось, и группа снова могла продолжать свое турне.
Но случались в турне и более неприятные искрим, как, например, я техасском городке Корпус Кристи. Это был самый разгар турне, все были в отличном настроении, звезда Metalllca безудержно поднималась вверх. Однако, приземлившись в аэропорту Корпус Кристи группа была более чем удивлена чересчур возбужденным приемом. Аэропорт был полон журналистов и телевизионщиков. А буквально через пару часов появились экспресс-выпуски газет с крупными заголовками: "Metallica в городе!" Народ требовал: "Люди, соблазнившие невинных детей на преступление, должны немедленно покинуть город!" Иные же вообще призывали немедленно арестовать и судить Metallica. "У нас чуть было не уехала крыта от всей этой суматохи,— вспоминая потом Ларc Ульрих,— тогда мы совеем не знали о случившемся". А случилось вот что. Незадолго до этого в городе судили двух 17-18 летних подростков, убивших невинного человека. Сперва они требовали от него денег, потом один из ребят достал пистолет и, громко вопя строки из песни Metallica "No Remorse", несколько раз выстрелил в уже ползающего на коленях беднягу.
После вынесения приговора этой парочке— одному год тюрьмы, второму— высшая мера, молодой убийца медленно поднялся и запел "No Remorse"... Этот дикий случай порядком всколыхнул весь город и понятно, почему на вскоре приехавшую Metallica смотрели как на ужасных чудовищ и всячески пытались помешать их выступлению. Однако несмотря ни на что, концерт все же состоялся.
Сопровождали Metallica в этом турне Armored Saint, W.A.S.P., и Metallica периодически менялись ролями главной группы. А в середине турне Блэкки Лоу-лесс & Со. и вовсе выпали из программы, отправившись сейшенить с Iron Maiden, оставив, таким образом, Metallica и Armored Saint одних. В таком составе и отыграли до конца, по последнего концерта в Орегоне 19 марта.
Тем временем настало время писать новые песни. Для этого парни затусовались в гараж в Эль-Серито, что в десяти минутах езды от Сан-Франциско, и принялись за работу. Для начала вспомнили пару старых своих идей так и не попавших на первые две пластинки. "Мы всегда записываем на пленку то, что приходит в голову, когда начинаем писать новый материал, сначала прослушиваем их,— объясняет Кирк Хэммет,— так, медленная часть "Master Of Puppets" первоначально предназначалась для "ЮН 'Em All"; "Disposable Heroes" была сочинена во время записи "Ride The Lightning"; "Battery"— из кусочков придуманных в последнем турне". Однако, большинство материала придумали именно летом '85. "В то время мы начали врубаться в длинные песни,— продолжает Хэтфилд,— нам они, правда, не казались длинными, но со стороны это было довольно необычно. Еще нам снова захотелось написать что-нибудь медленное. Мы хорошо поработали над "Fade To Black", и теперь хотелось что-нибудь подобного, но с припевом. Так получилась "Welcome Home (Sanitarium)", идея для которой пришла мне из фильма "One Hew Over The Cuckoo's Nest".
Между тем наступил август— горячая пора фестивалей. 17 августа Metallica были приглашены на уже достаточно престижный тогда ежегодный металлический праздник под названием Monsters Of Rock в английский городок Касл Доннингтон. Помимо Мetallica в концерте участвовали Magnum, Ratt, Marillion и ZZ Тор, а гвоздем программы был Джон Бон Джови со своей командой. Понятно, что Metallica в такой глэмовой компании чувствовала себя не очень уютно, и, отыграв первые две песни, Джеймс Хэтфилд с досадой и злостью обратился к 70000 толпе фэнов со своей легендарной речью: "Если вы сюда пришли смотреть на штаны спандекс, и е...ные глаза, покрытые гримом и другим говном, на слова о рок-н-ролльной детке в каждой е...ной песне, знайте: мы не е...ная группа!" Однако напрасно беспокоился лидер Metallica, в толпе было немало фэнов Metallica, а в течение последующего месяца число проданных пластинок "Ride The Lightning" увеличилось вдвое!
К этому времени в концертах Metallica появилось одно новшество. Вдохновленные музыкой итальянского композитора Эннио Морриконэ, написанной к известному вестерн-фильму 1971 года "The Good. The Bad & The Ugly", группа решила использовать эту мелодию в качестве интро для своих шоу. Эта оркестровка тут же стала визитной карточкой концертной Metallica, и открывает их выступления и по сей день.
Через неделю, 24 августа, в Беркли, в клубе "Рутис Инн" с 1 до 3 ночи, всего перед 100 фэнами, снова состоялся секретный концерт Metallica, апогеем которого стали песни "Drink & Destroy" и "Dickplash" с альбома под названием, как представил Хэтфилд со сцены, "Drink 'Em All". Сама же группа в ту ночь называлась Alcoholica. А чуть позже в фотостудии лондонского офиса немецкого журнала Metal Hammer,