Metallica
называющуюся "No Life 'Till Leather".Восхищенный Джон Зазуля немедленно связался с Metallica и заявил, что хочет стать их менеджером, раскрыв довольно радужные перспективы, и самое главное, вполне реальные. Однако из-за занятости Metallica с переездом в Сан-Франциско встречу перенесли на март. Так что, едва обосновавшись на новом месте и сыгравшись с новым басистом, Metallica двинули в Нью Йорк, к Джону Зазуле, где провели целых три месяца. Тот слов на ветер не. бросал, и Metallica тут же начали активную концертную деятельность, выступая в нью-йоркских клубах вместе с Venom, The Rods, Raven, Vanderberg, Anthrax. Джон нашел им даже помещение, где ребята могли и жить, и репетировать. Интересно, что в этом же здании репетировали и Anthrax, также работающие под опекой Джона Зазули. Кстати, именно Metallica повлияла на утяжеление и ускорение музыки Anthrax, которые играли до этого в стиле тогдашних Accept и Judas Priest.. Однако, честно говоря, большую часть времени обе группы проводили, заливая внутрь себя различную выпивку. Тогдашний гитарист Anthrax Грэг Уоллс вспоминает одну старинную историю: "В тот вечер мы были совершенно пьяны и ехали на машине Грэга Д'Энжело (в 1983— барабанщик Anthrax) вниз по одному из бульваров района Нью Йорка Квинс. Кабина была переполнена нами и пивом. Естественно, нас остановила полиция и собралась было забрать самого пьяного из нас— Джеймса Хэтфилда. Но мы наплели полицейскому, что едем на съемки MTV и нас оставили в покое, высадив, правда, из машины".
Джон Зазуля же проводил время более продуктивно. С самого начала марта он начал обзванивать различные крупные фирмы с целью выпустить пластинку Metallica. Но так и не найдя общего языка ни с одной из них, Джон решил пойти путем NWOBHM в плане само-продукции и, недолго думая, основал собственную фирму грамзаписи Megaforce Records. Стоит ли говорить, кто стал первым ее клиентом?!
Однако, запись пластинки пришлось отложить на некоторое время из-за проблем с гитаристом Дэйвом Мустейном. "Джеймс и я всегда заправляли основными делами в группе,— говорит Ларе. "И глядя на Рона и Дэйва, мы думали, что все хорошо до поры до времени. Однажды мы увидели Клиффа и воскликнули:"Вот это да! Этот парень должен играть у нас в группе." Так вскоре и вышло. Та же самая история случилась и с Дэйвом."
Как-то вечером, в начале марта Джеймс и Ларе услышали запись группы Exodus. Прежде им приходилось вместе играть на одних и тех же концертах… Но на записи ребята услышали эту группу впервые. И запали — какой крутой гитарист в Exodus! И в плане звучания, и в плане собственного оригинального стиля. Эти хорошие впечатления от Кирка Хэммета довершил своими похвалами в его адрес Марк Уитокер, менеджер Металлики, который прежде работал с Exodus. В этот вечер оба основных металликовца и задумались о замене Дэйва. Впрочем, отнюдь не появление Кирка Хэммета сыграло решающую роль в перемене гитариста в Металлике, поскольку все началось с самого Мустейна.
Дело в том, что тот слишком злоупотреблял алкоголем. Нет, никто не говорит, что остальные члены Metallica были борцами за трезвость. Пили все, да еще как пили! И пьют до сих пор. Но факт есть факт— Дэйв перегибал палку. И если раньше, когда группа встречалась лишь на репетициях и концертах, это не так сильно ощущалось, то теперь, когда все четверо проводили вместе по 24 часа в сутки, вечно пьяный Мустейн уже начинал действовать на нервы. "Когда мы на пивались,— объясняет Ларс,— Клифф, Джеймс и я становились глупыми и веселыми, пьяный же Дэйв был злым и агрессивным. И потом начались чисто музыкальные разногласия. Клифф Бертон открыл для нас с Джеймсом дверь в мир новой для нас музыки. Он несколько лет учился ей и владел несколькими различными стилями, тогда как у Мустейна на уме было только одно: быстрые громкие рифы".
Порой даже казалось, что музыка его уже больше не интересовала, и он охотно променял бы свою гитару на пару бутылок водки. А тут еще взяли напрокат автобус, для гастрольных поездок, а чтобы не тратиться на шофера, доверили руль Дэйву Мустейиу, который соображал кое-что в карданах и рессорах. Однако вскоре пожалели: плюя с самого высокого небоскреба Америки на железный закон всех автомобилистов "выпил— сиди дома", Мустейн как будто специально "заправлялся" перед каждым рейсом. В результате автобус всю дорогу мотало из стороны в сторону, заносило на поворотах, застревали, бывало, и в кюветах, врезались в кусты. Любил Дэйв и поиграть в перегонки с полицейскими. Несколько лет спустя, уже будучи лидером Megadeth, Мустейн написал песню "502" (альбом Megadeth'88 "So Far, So Good... So What?"), в которой он и описал во всех красках свои дорожные приключения.
"Да,— вспоминает Ульрих,— Дэйв действительно очень сильно квасил. Выпив 15— 20 банок пива, он садился за руль и всю дорогу мы постоянно летали от стенки к стенке. Раз десять или пятнадцать он просто чуть нас не угробил. А однажды, когда вечером мы в семь часов остановились перекусить, он завязал с Уитокером настоящую драку, причем все, кроме него, были трезвые."
Кроме того, уже тогда у Дэйва начали появляться его, пресловутые диктаторские замашки. Он стал очень вспыльчивым, раздражительным, скандалил по любому поводу, и совершенно не терпел, когда что-либо делали наперекор его мыслям и желаниям. Одним словом, дальнейшее совместное существование Metallica с Дэйвом Мустейном, бесспорно, не представлялось возможным.
Решающий день наступил после двух концертов в Нью Йорке вместе с Vandenberg и The Rod». Решили даже снабдить Дэйва билетом домой. На самолет, правда, билет купить не удалось и Ларс на автобус, на десять утра 11 апреля 1983 года. В восемь утра стали будить спящего Мустейна. Долго думали, кто сообщит ему о решении группы и остановились на Джеймсе Хэтфилде. "Это была странная картина,— вспоминает Ларс,— Мы стояли и смотрели то в потолок, то в пол, как будто кто-то умер или в ожидании приговора. Дэйв спал. Джеймс похлопал его по плечу и, когда тот открыл глаза, сказал:"Мы решили, что ты не можешь больше оставаться в группе." Дэйв осмотрелся и, должно быть решив, что он еще спит, произнес:" О, нет!". Через десять-пятнадцать минут он произнес фразу года:"О кей, когда мой самолет?"
Он был печален, да и мы с Джеймсом пребывали не в лучшем настроении— нелегко расставаться с человеком, с которым провел вместе столько времени. Подавленные, мы напились и пошли гулять по Нью Йорку."
По возвращении домой Дэйва словно прорвало. "Вы думаете, это они выкинули меня из группы?— вопил в репортерские микрофоны Мустейн.— Это я выкинул их! Когда-то Джеймс дал пинка моей собаке, теперь же я дал ему пинка!" А чуть позже появились едкие высказывания в адрес нового гитариста Metallica Кирка Хэммета, типа: "Кирк Хэммет— сосунок! Он играет мои соло!" и даже "Еще играя в Metallica, я увел его подругу!"
Очень эмоциональный Дэйв решил видно запинать своих бывших коллег до конца. И вспомнил Хью Таннера, первого музыканта, игравшего с Ларсом Ульрихом. "Никто ничего не знает про Хью,— говорил Дэйв журналистам,— но именно этот маленький, короткостриженный парень, катающийся на рогале, написал вещи "Hit The Lights" и "Motorbreath"!" Но надо отметить, что о музыке Мустейн тоже не забывал. Буквально в считанные дни после своего расставания с Металликой он сколотил новый проект Fallen Angel (т.е. "Падший ангел"), что невольно навевает мысли о самом Мустейне. Вместе с Дэйвом, который кстати еще и запел, в группу вошли басист Бобби Кромвелл и ударник Майкл Лесник. Почти сразу начали играть на сейшнах, на которых помимо пары, своих вещей и двух-трех ковер-версий Diamond Head, трио исполняло еще и четыре вещи, написанные Дэйвом в Металлике: "The Mechanix", "Phantom Lord", "Metal Militia" и "Jump In The Fire", а также инструментал " When Hell Freezes Over", о которой еще зайдет речь в этой истории. Однако, Fallen Angel долго не протянули и через полгода Дэйв снова остался один. Тогда-то он и познакомился со своим тезкой по имени Дэйв Эллефсон. Вместе с ударником Ли Рашем и будущим гитаристом Slayer Керри Кингом Мустейн создал третью и, дай бог последнюю, группу Megadeth, названную так по названию одной из вещей Fallen Angel. Ну а история этой трэшевой легенды сегодня известна каждому уважающему себя металлисту.
Распрощавшись с Мустейном, особых проблем с поисками нового лидер-гитариста у Metallica не было. Уже в марте они начали думать об этом. Никого даже особо-то и не выбирали— практически первый кандидат стал одновременно и последним. Звали его Кирк Хэммет.
Кирк Хэммет родился 18 ноября 1962 года в Сан-Франциско и впервые услышал рок в свои нежные 5 лет. Маленький Кирк был зачарован пластинками своего старшего брата Рика— Led Zeppelin, Джими Хендрикс, The Grcatful Dead, Santana. "Но в действительности меня больше привлекали разные чудища на обложках альбомов Greatful Dead,— смеется Кирк. Но со временем будущий гитарист Metallica врубился и в саму музыку. Уже в 10 лет Кирк был без ума от Kiss и Aeroimlth. Нравились ему также U.F.O., Thin Uzzy и ZZ Тор. Когда брат уходил из дома, Кирк брал его гитару, заводил какую-нибудь пластинку и прыгал перед зеркалом. "Я хотел быть Джимми Хендриксом",— вспоминает Хэммет. Потом, когда ему исполнилось 15 лет, Кирк купил себе первую гитару, вернее, даже не купил, а выменял у приятеля на одну из своих пластинок. "Это было самое дорогое, что я тогда имел,— рассказывает Кирк,— поначалу я даже прятал ее от родителей и брата. Но скоро появилась большая проблема: я не мог ничего играть, не умел. Это было так мучительно, что я все же подошел к Рику и все ему объяснил. Тогда он показал мне пару песен Kiss, и с тех пор я не расстаюсь с гитарой".
Первым соло, которое сыграл Хэммет, было соло из песни Джеффа Бека "Let Me Love Your Baby", и увлекшись этим, Кирк начал штудировать альбомы различных гитарных героев. До сих пор его фаворитами являются Джимми Хендрикс, Гари Мур, Стив Вэй, а также немецкие гитаристы Майкл Шенкер и Ули Рот. "Я многому научился у Рота,— говорит Кирк,— у немецких музыкантов есть что-то такое, что нельзя описать словами. Их музыка не для каждого".
Окончив школу, Кирк Хэммет пошел работать мойщиком тарелок и немного подзаработав, наконец, купил себе первую настоящую гитару— Gibson Flying V, которую Кирк до сих пор бережно хранит дома. Потом он делал чизбургеры в ресторане McDonald's, и купил первый усилитель Marshall для гитары. Дальше Кирк сменил еще пару мест работы, пока в конце концов не оказался в группе Exodus, с которой он хоть зарабатывало и не так уж много, зато занимался своим любимым делом— музыкой. А делал он это очень даже неплохо. К тому времени Кирк уже врубился в NWOBHM и поэтому очень отличался от своих коллег своей неамериканской игрой.
Вот именно этот факт заставил заинтересоваться гитаристом Exodus ребят из Metallica. Как уже говорилось, звукоинженер Metallica Марк Уитокер в прошлом работал с Exodus и, естественно, хорошо знал Хэммета как человека и как музыканта. Так что как только начались проблемы с Мустейном, Марк рассказал о Кирке Хэммете, крутанув при этом одну из старых записей Exodus. Metallica понравилось. "Это круто!— воскликнул тогда Ларс и вспоминает теперь: "У него было то, чего не было у многих его коллег-гитаристов. Это было действительно приятно, слушать американского парня, не игравшего как Эдди Ван Хейлен. Его корни уходили в европейскую музыку".
Таким образом Ларс, Джеймс и Клифф захотели познакомиться с Кирком и пригласить его на прослушивание. Марк Уитокер тут же позвонил Хэммету в Сан-Франциско и вкратце объяснил ситуацию. "Звонок этот был 1 апреля, и я решил, что меня просто разыгрывают,— вспоминает Кирк,— однако, на следующее утро Марк позвонил снова, чтобы уточнить некоторые детали. Тогда я наконец понял, что это серьезно". Раздумывал Кирк недолго. Exodus тогда вошли в какую-то полосу неудач после записи просто ужасного демо. И потом, хотя вкусы Кирка совпадали со вкусами других музыкантов группы— Tygers Of Pan Tatif, Motorhead, Iron Maiden, Judas Priest— Хэммету все же было тесно в рамках Exodus. В общем, Кирк решил рискнуть, и на той же неделе вылетел в Нью Йорк.
«Правда, я слабо представлял себе, как все это будет происходить,— вспоминает Кирк,— в Нью Йорк я прилетел уже глубокой ночью. Парни, конечно, крепко спали и пришлось ждать утра. А когда утром я начал играть, я просто не знал, когда мне остановиться— Ларс с Джеймсом молчали и только переглядывались."
А 16 апреля 1983- Кирк Хэммет уже стоял на сцене в Довере, Нью Джерси в составе своей новой группы Metallica. "Я не знал, правда, тогда— взяли они меня в группу или нет,— но после нескольких концертов в Нью Йорке, Нью Джерси и Массачусетсе все было ясно без слов. Metallica снова была готова к бою".
Наконец последние приготовления к записи были закончены, и Metallica вместе с Джоном Зазулей прибыли в город Рочестер, штат Нью Йорк, в студию Barret Alley. Вот там, в период с 10 по 27 мая 1983 года и была записана дебютная пластинка Metallica "Kill 'Em All".
Первыми записали барабаны, после бас, ритм-гитару, сольные партии, после чего Кирк с Клиффом вернулись домой в Сан-Франциско. Джеймс же с Лаосом остались для записи вокала, интро на клавишах к "Phantom Lord" и еще кое-каких мелочей, а также для микширования.
"Вначале мы решили назвать свой первый альбом "Easter's Cancelled; The Body's Been Found",— рассказывает историю возникновения названия пластинки Джеймс Хэтфилд,— потом у нас появилась идея обложки под наш девиз "Metal Up Your Ass", изображающей руку с мечом, высовывающуюся из унитаза. Нам нравились обе эти идеи, но они все же не били по-настоящему в грудь. И когда Клифф предложил: "Давайте назовем альбом "Kill 'Em АЛ", мы просто подпрыгнули от восторга. И, не оглядываясь назад, на первоначальные замыслы, мы назвали наш дебют именно так".
"На сцене шумит Marshall, рев пронизывает твои уши насквозь, Он пинает тебя под зад и бьет по лицу, Тебе хочется разрушать"; "Кожаная армия победила, Призрачный лорд никогда не падет. Дым над землей, Растет мощь металлического звука" или "Мы— одно целое, Мы боремся за одно дело, Кожа и металл— вот наша униформа"— это были основные темы ранних стихов Джеймса Хэтфилда, и эта агрессивность в не меньшей степени чувствовалась и в музыке. На первом