Metallica

пьяными дураками, играющими прямо в носках. Себастьян мне продул со страшным счетом, и до сих пор при встрече он начинает оправдываться, якобы проиграл он случайно. То он говорит, что он был пьян, то— что он не умеет играть в носках... Но я тоже ведь был пьян, и тоже играл в носках! Да, это очень весело— с ним спорить, и будет очень скучно, если он все-таки сдастся".

Тем временем запись приближалась к окончанию и пора было подумать о названии альбома и его обложке. Над этим долго не раздумывали, решение пришло само по себе и было очень простое, как и вся пластинка. Дабы не уподобляться сотням других групп, названия дисков которых похожи одно на другое как две капли воды, альбом назвали просто "Metallica", а обложку сделали по той же причине абсолютно черной. "Сегодня многие просто смеются, наблюдая за многими металлическими группами, потому что все, что бы они ни делали, — абсолютно одинаково, — объясняет Ларс.

— Достаточно открыть любой журнал и глянуть на рекламу пластинок— их названия и обложки до того похожи, что это становится уже какой-то карикатурой на тяжелый рок. Я не хочу никого обидеть, но это действительно так. Более того, мы сами составляли часть этого клише— с молотком "Kill 'Em All" или с крестом на "Master Of Puppets". Теперь же мы хотим как можно дальше уйти от этого. Я не говорю, что все сделанное Metallica раньше—плохо, просто с новым альбомом мы хотим уйти от всех в противоположную сторону— и простыми песнями, и простой обложкой. Я не знаю, может быть, обложка нашего следующего альбома будет самым большим клише в мире, а название будет состоять из 17 слов, но на данный момент нам не нужно ни того, ни другого. У нас не было никаких подходящих идей на этот счет, у нас была просто музыка, и мы думали только о ней. Поэтому мы решили не сосредотачивать внимание фэнов на чем-то еще".

Остается добавить, что первоначально была задумана просто белая обложка с надписью "Metallica", однако в конце концов остановились на черном цвете, сделав обложку полностью черной, расположив в левом верхнем углу почти невидное название группы, а в противоположном— извивающуюся змею. Ту самую змею с первого американского революционного флага времен войны 1800 года, о которой, как уже было сказано ранее, идет речь в "Don't Tread On Me". Кстати, небезынтересен такой факт, что на протяжении всей записи альбома на стене в студии висел тот самый флаг со змеей в центре и фразами: "Don't Tread On Me" и "Liberty Or Death". Впрочем, сделав обложку, еще сомневались насчет названия. "У нас было несколько идей по этому поводу, — вспоминает Кирк Хэммет, — одна из них — назвать альбом "Don't Tread On Me". Но от этой идеи осталась лишь змея на обложке".

Необходимо также отметить, что, в отличие от прошлой студийной сессии с "...And Juctice For All", запись нового альбома "Metallica" решено было широко освещать с самого начала. Так что все, что происходило в течение этих 9 месяцев, постоянно сообщалось на страницах почти всех металлических изданий, сопровождаясь многочисленными интервью с музыкантами и множеством фотографий. И вот то, что фэны все знали, но ничего не слышали, порождало массу слухов и домыслов. С толку сбивало все: и короткие песни, и новая концепция текстов, и сообщение о каких-то балладах, явно не Metallica-вского стиля, и, конечно же, продюсер Боб Рок. Дело дошло до того, что некоторые начали заявлять, что Metallica ударились в коммерцию и готовят просто 12 хитов "на продажу", подобно каким-нибудь Def Leppard или Bon Jovi. Однако, подошло время микширования, и избранным журналистам посчастливилось услышать первую уже готовую вещь Metallica— "The God That Failed", после чего сразу было ясно, что Metallica не ошиблась в выборе продюсера. Напротив, Боб Рок сделал Metallica еще мощнее и тяжелее, чем когда-либо.

Между тем, время начинало поджимать. 10 августа должно было начаться европейское турне Monsters Of Rock во главе с AC/DC, куда в качестве "особых гостей" были приглашены и Metallica, по-этому дату выхода нового альбома назначили на 12 августа. А поскольку минимальный срок для отпечатки пластинки— 4 недели, запись и микширование должно было быть закончено к 10 июля. Поэтому пришлось немного поднажать. "Да, последний месяц в студии был сушим адом, — рассказывает Ларc Ульрих, — Боб Рок микширует одно, наш звукорежиссер Рэиди Стоб в другой комнате — другое, Джеймс в это время дописывает последние вокальные партии к "Straggle Within"... Я думаю, это было нашей ошибкой — сидеть и говорить: "О, у нас еще куча времени до конца записи". Но все же я ни о чем не жалею, и доволен, что мы закончили не как Gans`N`Roses, по сто раз откладывающие дату выжди своей пластинки". "Я помню даже, как ткал текст "Struggle Within" в последний день, — добавляет Джеймс, — с этой вещью у меня были самые большие трудности. У меня не было никаких идей, и я просто ваял и написал текст об этой борьбе внутри себя, так его и назвав — "Struggle Within".

Итак, еле успели вовремя — 10 июля Боб Рок вылетел в Нью Йорк для оттиска первой стороны альбома, а в это время в студии звукорежиссер Рэнди Стоб вместе с Лаосом и Джеймсом заканчивали микширование второй стороны. "Да, эта ночь была просто чумовой, — вспоминает Хэтфмлд. — из-за перемикширования одной из песен мы опоздали на 20.00 и 21.00-часовые рейсы, а следующий был только в 12.30 утра. Работу закончили где-то около 11 -50, и в аэропорт неслись со скоростью 100 миль в час. Крыша проста уезжала, ха-ха-ха!" А пока свежие виниловые диски упаковывались в черные конверты и ждали своего появления на магазинных прилавках, Metallica занялась съемками нового видеоклипа "Enter Sandman". Работал над видео с Metallica известный специалист по этой части Уэйн Ишэм. делавший в свое время клипы Motley Crue и Bon Jovi, однако все темы для своего клипа Metallica придумали сами. "Мы просто вспомнили несколько кошмарных снов, которые действительно снились нам, — говорит Ларc, — поэтому все получилось так натурально — все эти падения, погони без возможности убежать. Но, по-моему, самый крутой момент — это когда огромный грузовик сталкивается с кроватью мальчика. Я все время вздрагиваю, когда вижу это".

"Мы хотели представить "Enter Sandman" как видео с пространством для воображения, потому что слишком прямолинейный клип — это не очень удачная вещь, — продолжает Джеймс Хэтфилд, — то есть мы могли бы показать просто спящего мальчика с какими-нибудь оживающими игрушками, но это было бы легко для восприятия".

Помимо видео, подготовили также сингл "Enter Sandman", куда, кроме заглавной вещи, поместили "Holler Than Thou" с нового альбома, кавер-версию Queen "Stone Cold Crazy" со сборника Etektra Records "Rubyiat" и, наконец, демо-запись "Enter Sandman" с "сырым" звуком и без вокала, записанную еще 13 августа 1990 года. Сделано это было для того, чтобы люди смогли увидеть, какой эта вещь была первоначально и, сравнив

С альбомным вариантом, представить, какая же работа была проделана над этим материалом в студии.

Сингл этот появился немного позже, а пока, в преддверии появления нового альбома "Metallica", за 9 дней до его выхода группа устроила презентацию, совершенно беспрецендентную как по размерам, так и по значимости. Вечером 3 августа 1991 года к нью-йоркскому залу "Madison Square Garden" начали подтягиваться толпы фэнов.

Из-за исключительно знаменательного события на входе даже не отрывали "контроль" от билетов, дабы дать возможность сохранить их на память. Наконец 15-тысячная армия фэнов была в сборе и в 8 часов вечера началось... Из колонок загремели аккорды "Enter Sandman", а на экране появились Ларc с Джеймсом, сидящие в студии и рассказывающие о записи нового альбома. Конечно, это был не концерт, но зал был заведен до предела. Впервые звучали новые песни в сопровождении студийных съемок группы. Новый альбом был из тех, которые запоминаешь с первого прослушивания, а потом долго не можешь отделаться от желания услышать его вновь и вновь. Напоследок фэны еще раз смогли увидеть видео "One", и, наконец, еще один сюрприз — клип "Enter Sandman". Все было просто чудовищно! После представления нового альбома и видео, на сцене появились сами Metallica, благодаря публику за внимание и горячую поддержку. И наконец, финал: "Ребята, сегодня у Джеймса день рождения! Давайте-ка скажем ему дружно: "Fuck you, Джеймс!", — предложил Ларе, и зал со смехом отозвался дружным ревом.

7 августа презентация повторилась в лондонском "Hammersmith Odeon", a 12 — наконец альбом вышел в свет. Описывать его достоинства еще раз уже не имеет никакого смысла, стоит лишь сказать, что в течение только первой недели пластинка разошлась 60-тысячным тиражом, попав в хит-парад Billboard и продержавшись там на первом месте целых 4 недели — случай для металлического альбома неслыханный! Конечно, фэны хардкора, ожидавшие от Metallica возвращения к боевикам типа "Metal Militia", без особого воодушевления приняли новый альбом, однако большинством "Metallica" была признана лучшей пластинкой чуть ли не всех времен и народов в металлическом мире. О Metallica заговорили все. "Такое всенародное признание немного странно, мы никогда не думали, что наши песни дойдут до первого места, — признается, однако, Ларc Ульрих, — я думаю, не последнюю роль здесь сыграли похвалы критиков. О нас написали множество журналов, никогда не уделявших внимания металлической музыке — The Village Voice, Rolling Stones, Spin, L.A.Times. Видимо, Metallica действительно понравилась всем этим интеллектуальным критикам". "Но в общем-то это всего лишь статистика, — продолжает Кирк Хэммет, — в действительности это ничего особо не меняет. Конечно, пребывать на первом месте довольно здорово, но — это просто клочок бумаги и еще раз скажу, это ничего не меняет".

Действительно, мыслей о платиновом успехе в группе не было никогда. Metallica никогда не шла на компромисс с собой, и это с самого начала было их отличительной чертой. Они шли вперед, они искали и разрушали и побеждали. И сейчас это был окончательный прорыв Metallica на вершину мировой известности и славы. И этот супер успех четверка парней из Сан-Франциско заслужила честно и по праву.

A Metallica тем временем была уже в дороге.

Металлисты 18 европейских городов с нетерпением ожидали у себя появления команды звезд под названием Monsters Of Rock. На этот раз монстров представляли Black Crowes, Queensryche, Motley Crue, Metallica и "начальство"— AC/DC. "Это очень круто, — говорит Джейсон Нью-стед, — начиная с 7О-х годов, мы всегда жутко любили AC/DC, и сейчас мы очень рады, что будем играть с ними на одной сцене".

"Да, да,— соглашается Ульрих, — лучшей вещи • не могу себе представить! Кроме того, сейчас нам такое турне очень кстати. В Америке принято начинать турне не ранее чем через 3 месяца после выхода альбома. а сидеть все это время без дела — смертельно скучно, и тут такое предложение! А что касается нашей роли разогрева AC/DC, то я думаю, что до хэдлайнеров на Monsters Of Rock Metallica еще не доросла. В будущем мы, может быть, выступим главными в "монстрах", но пока, я думаю, нужно подождать. Тем более в Европе наш подъем за прошедшие лет шесть по сравнению с Америкой был не особенно большим".

Итак, 10 августа 1991 турне "Monsters Of Rock" стартовало в датской столице Копенгагене. "Для меня это было самое крутое шоу во воем турне, — вспоминает Ларс, — мы играли на моей Родине, на стадионе, где я играл в теннис с 5 до 10 лет. Там тренировалась моя команда".

Следующим пунктом был польский городок Катовице, откуда вся команда вылетела в знаменитый Касл Донингтон в Англии, где 17 августа и отгремело основное шоу Monsters Of Rock. А затем города и страны начали сменяться как в калейдоскопе, и уследить за Metallica — AC/DC & Со. было почти невозможно. Венгрия, Германия, Австрия, Италия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург и, наконец, Испания.

Шоу Metallica длилось 1 час 10 минут, вследствие чего их концертный сет был сокращен до минимума. Однако в этот час им невероятным образом удавалось впихнуть все свои супер-хиты, включая также две новые вещи: "Enter Sandman" и "Sad But True".

Одним из самых запоминающихся моментов всех выступлений был поющий Джейсон Ньюстед. Его лидирующий вокал можно было услышать в последнем припеве "Creeping Death" и по одному-два куплета и припева в "Seek & Destroy" и "Whiplash". Впрочем, это было уже не первый раз — так, Джейсон голосил еще на весенних немецких фестивалях '90, но теперь было видно, что это уже стало неотъемлемой частью шоу Metallica. "Это крутые перемены! — восторгается Джеймс Хэтфилд, — ему нравится попеть "Seek & Destroy" и "Whiplash", а мне это дает возможность побольше побегать, поплеваться, чем раньше. Этот парень классно рычит, и мы дали возможность ему попеть — может быть, когда-нибудь у него получится что-нибудь гармоничное. А нет — так нет. Мы всегда пробуем что-то новое на концертах, это живой сейшн, и не обязательно звучать точь в течь как на альбомах".

Последнее шоу Monsters Of Rock прошло в испанской Барселоне 24 сентября, однако AC/DC и Metallica пришлось отыграть еще один, ранее не планировавшийся, но тем не менее желаемый — как музыкантами, так и фэнами — концерт. Речь идет об уже ставшем легендарным выступлении в Москве.

Этого дня ждали долго. Очень долго. Еще несколько лет назад музыканты Metallica в различных интервью говорили о том, что очень хотели бы выступить в России, в этой загадочной для них стране, где, по доходящим за океан слухам, очень много поклонников Metallica. Ну, "много" — это еще мягко сказано. Вряд ли, наверное, можно найти группу, пользующуюся большей популярностью и уважением в бывшем Советском Союзе, как эта четверка калифорнийских парней. Не один год Metallica вдохновляет музыкантов и будоражит умы сотен тысеч русских металлюг, точив так же, как и их братьев «О всем мире, с той лишь разницей, что отечественные фэны никогда не только не видели своих кумиров живьем, но не могли себе этого представить даже в самых бредовых мыслях. И хотя в России уже побывало немало заезд тяжелого рока, сообщение о приезде Metаllica и AC/DC в Москву казалось чем-то из облает научной фантастики. Но тем не менее это было так. Всего за 26 дней, поистине героическими усилиями компании Time Warner