Metallica

на песне".

Вводили в легкое замешательство лишь две баллады— The Unforgiven" и "Nothing Else Matters". И если первая была еще в общем-то привычным материалом группы, грубо говоря, еще одной интерпретацией "Fade To Blade", то вторая сперва сдвинула крышу даже кое-кому из самой Metallica. "После нашего 4-не-дельного турне по Европе в мае '90 мы ненадолго расстались, обменявшись перед этим пленками с записанными идеями для будущего альбома", — рассказывает Ларс историю создания "Nothing Else Matters",— я поехал в Копенгаген и там, в гостиничном номере, прослушал запись, где Джеймс просто играл на гитаре и пел. Я чуть не упал со стула! Что это? Отукда это взялось? Это поет Вайн Ньютон? Я даже и не знал, что Джеймс может так петь! И первое, что я сказал ему при встрече: "Это будет блистательная песня, черт возьми! Наплевать, что об этом подумают люди!" В такой же степени поразительным для фэнов Metallica был и текст "Nothing Else Matters". Это была настоящая любовная песня, написанная, как ни странно, все тем же Джеймсом Хзтфилдом, никогда не затрагивавшим подобные темы. "У каждого есть собственное представление о любви, — говорит он, — для одних это лишь постель. Другие просто хотят быть с кем-то. Для меня же любовь— это возможность всегда положиться на кого-либо, особенно в дороге. Там ты действительно можешь потерять себя".

Между тем, пора было садиться в студию и приступать к работе. Насчет студии долго не раздумывали и не выбирали— решили записываться в Лос Анжелесе, в северо-голливудской студии "One On One", то есть там, где создавали "and Justice For All". А вот что касается продюсера, то тут действительно были перемены. В качестве продюсера нового альбома Metallica выбрала себе Боба Рока, известного по своей работе с Motley Crue ("Dr. Feelgood"), Cinderella ("Long Cold Winter"), Bon Jovi ("Slippery When Wet"), а также The Cult, Aerosmith, Poison и другими. Вот уж что действительно давало по мозгам всем, кто слышал згу новость! Metallica и Боб Рок... Как такое возможно?! Ответ же был также прост, как и все остальное, связанное с предстоящим альбомом Metallica. "На Бобе мы остановились потому, что наши новые песни довольно сильно отличаются от того, что мы делали раньше, — объясняет это решение Ларс Ульрих, — этот материал больше по части как раз Боба Рока, чем Флемминга Рассмусена. Кроме того, мы получили возможность лучше поработать над звуком, потому что звучание тех групп, с кем работал Боб, мы найти очень даже неплохим. Меня поразило то 20-секундное интро с "Dr. Feelgood." "Если мы добьемся такого же могущественно звука, это будет просто чума", — подумал тогда я. Мне очень понравился этот альбом. Я думаю, что Боб Рок выжал из Motley Crue все лучшее и сделал лучшую пластинку Motley Crue. Та же история и с Bon Jovi— "Slippery When Wet", пожалуй, их лучший диск. Это просто стиль работы Рока".

Первоначально, правда, задумывали •вписываться как обычно, с Флеммингом Рассмусеном, а Бобу Року оставить мик-ширование. Однако сам Рок изъявил желание продюсировать Metallica, чего группа, правда, никогда ранее не практиковала, но вскоре обе стороны все же пришли к согласию. Ларс Ульрих и Джеймс Хэтфилд вылетели в Канаду, в город Ванкувер, где находилась студия Боба Рока "Little Mountain" для обсуждения деталей предстоящего проекта. Основной проблемой было, пожалуй, место работы. Metallica не хотели записываться в Ванкувере, Боб Рок же просто принципиально никуда никогда не вылезал из своей студии. Кроме того, у него большая семья, дети, и оставлять дом на несколько месяцев ему было проста не в кайф. Однако он быстро согласился работать в Лос Анжелесе, как только услышал короткое демо Metallica. "Мы записали его у меня дома в маленькой 8-дорожечной студии, — поясняет Ларс, — это была песня "Sad But True", но там были одни барабаны, гитара и вокальная мелодия: ля-ля-ля-ля. Но у Боба засветились глаза. Он сказал, что это будет ответом 90-х на знаменитую вещь Led Zeppelin "Kashmir". Это был словно удар молнии — он твердо решил работать с Metallica".

Таким образом, 6 октября 1990 года Metallica и Боб Рок вошли в студию "One On One", где им предстояло провести целых 9 месяцев в работе над настоящим шедевром тяжелого рока.

С появлением нового продюсера и весь процесс записи соответственно пошел по-новому. Прежде всего нужно отметить, что Боб Рок был самым настоящим продюсером, чего нельзя было сказать о Флемминге Рассмусене. "Хотя на прошлом альбоме и было написано: "Продюсер: Флемминг Рассмусен", он все же был больше просто звукооператором, — поясняет Кирк Хэммет, — на этот же раз мы работали с настоящим продюсером, у которого было достаточно познаний в студийной работе, чтобы добиться от нас самого лучшего. Боб определенно помогал нам во всех вещах, которыми мы только занимались, и открыл для нас очень много нового".

Далее, нужно упомянуть о своеобразном стиле работы Боба Рока. Он работал медленно, методично и чрезвычайно придирчиво, заставляя своих подопечных проигрывать каждую песню, каждую партию десятки раз, пока не добивался нужного ему результата. Начали, как обычно, с записи барабанов, но, чтобы игра ударника Ларса Ульриха была более осмысленной, композицию исполняла вся группа, но на пленку записывались, естественно, только барабаны. А для большего раскрепощения музыкантов

Боб Рок и применял свой испытанный годами метод. "Сыграй эту песню 20 раз! — кричал он в студии, — расслабься, забудь, что ты в студии, просто играй и ни о чем не думай!"

"Теперь мы видим, как же много мы раньше теряли, записывая вещи всего после 3 или 4 дубля, — говорит Ларс, — с Бобом мы действительно получили такой результат, какой мы хотели, пусть даже потратив больше времени. В самом деле, отыграв песню раз 10, ты уже забываешь, что сидишь в студии в Северном Голливуде— тебе вдруг кажется, что ты уже на сцене, где-нибудь в Далласе перед 15000 фэнов, и тогда ты уже по-настоящему начинаешь ИГРАТЬ...".

То же самое Боб Рок проделывал с остальными участниками группы, и результат был всегда потрясающим. В частности, Джейсон Ньюстед после записи чуть ли не боготворил Боба Рока. Дело в том, что раньше многие задавали Metallica вопрос: "А где бас на Justice?" Действительно, на последнем альбоме басом, можно сказать,,и не пахло. Произошло это из-за того, что Джейсон на своем инструменте всегда просто дублировал партии ритм-гитары Хэтфилда. "Я всегда считал это настоящими бас-партиями, — оправдывался потом он, — так я играл и во Flotsam Л Jetsam". Но как показал альбом "... and Justice For All", для Metallica такой стиль не подошел. И теперь, с помощью Боба Рока, Джейсону наконец удалось реабилитироваться как бас-гитаристу. На этот раз Ньюстед играл строго вместе с ударными, создавая с Ларсом мощнейшую ритм-секцию. "Боб рассказал мне о множестве вещей, благодаря которым можно получить настоящий звук, — говорит Джейсон, — я никогда не знал ничего подобного, и теперь я просто счастлив. По-моему, бас на этой записи значительно весомей и круче, чем когда-либо".

Гораздо больше времени и сил потребовалось продюсеру Року, чтобы добиться такого потрясающего вокала от Джеймса Хэтфилда, который потом поразил слушателей, пожалуй, больше всего. Джеймс никогда так не пел раньше, и цель Боба Рока была как можно больше раскрепостить, расслабить его, и самое главное— вселить уверенность, что несомненно ему удалось сделать.

Что же касается гитар, то и тут немалая доля успеха принадлежит продюсеру. "До недавнего времени люди очень недооценивали Джеймса как гитаристе, — говорил позже Ульрих, — и только Боб Рок открыл его!" В самом деде, Боб много занимался гитарами, как с чисто технической стороны, так и в плане мастерства. А уж о звуке не стоит говорить! Для получения настоящего "живого" звука Джеймс даже записывался в небольшой пристройке к зданию с открывающимся потолком, которую он называл "Палаткой Судьбы". Кирк Хэммет же, наоборот, редко появлялся а студии, зато потом записал все свои соло буквально за пару дней. "Мне очень помог Боб Рок, — говорит Хэммет, — он всем нам помог расслабиться и записать действительно супер-пластинку. Он часто отпускал меня домой отдыхать, чтобы не было стрессов, что, кстати, раньше у меня встречалось нередко. Правда, я никогда не обращал на это внимания, думая, что все равно я запишу все круто. Боб же хотел добиться от всех нас наивысшего качества. На прошлых студийных сессиях мы не особенно заботились о разных технических нюансах, мы просто и не знали таких вещей. Мы приходили, быстренько все записывали, бац, бац, бац— и альбом готов. На этот же раз все было иначе.

А что насчет моих соло, то я хочу сказать, что раньте, играя, я хотел произвести впечатление на друзей по группе, теперь же я хочу произвести впечатление только на себя. Мой главный критик— только я сам".

И в самом деле, Кирк записывал новые соло, предварительно перебрав десятки их вариантов и выбрав из них самое лучшее. Так, например, соло к'"The God That Failed" было составлено из кусочков 15 (!) различных соляков. Ну а используемой Кирком в студии аппаратуры вообще не счесть, одних гитар было 8 штук!

Впрочем, атмосфера и настроение новых песен дали возможность использовать группе самые различные инструменты. Скажем, интро к "Wherever I May Roam" Джеймс исполнял на настоящем индийском ситаре. "Если честно, — говорит Хэтфилд, — я всегда хотел сделать что-нибудь такое, но раньше у нас не было подходящих для этого песен. Ну представьте себе банджо в "Blackened". Xa-ха-ха!"

А для записи баллады "Nothing Else Matters" вообще привлекли оркестр из 30 человек. Эту идею тоже подал Боб Рок, упомянув некоего Майкла Камена, делавшего оркестровые аранжировки для многих фильмов и пластинок, в частности, для знаменитой The Wall" Pink Floyd. "Когда Боб упомянул этого парня, мы даже не обратили внимания на его слова, — рассказывает Ларс, — потом, через какое-то время я смотрел фильм "Смертельное оружие", где в титрах значилось: "Дирижер и аранжировщик всей музыки— Майкл Камен". Так постепенно все шло к встрече с ним. И когда наконец мы принесли ему запись "Nothing Else Matters", а потом снова встретились через неделю, все уже было готово! Он написал все партитуры, и в лондонской студии Abbey Road записал этот самый симфонический оркестр! Тут были и скрипки, и виолончели, и духовые инструменты! Черт возьми, 40 парней играли песню Metallica!!! Мы просто обалдели!"

Однако в плане рабочих отношений между продюсером и группой не сразу все шло как по маслу. "Я прозвал Джеймса "Доктором Нет", — говорит сам Боб Рок. — Всякий раз, когда я что-то предлагал, даже совсем незначительные вещи, — он тут же отказывался, не дав мне даже закончить". Позже, правда, обе стороны все же отлично сработались, что как нельзя лучше подтверждает записанный альбом. Однако заработанная годами хэтфилдовская репутация упрямца, даже среди его коллег по группе все же осталась неизменной. По крайней мере, на словах. "Мы до сих пор упрямы как раньте, просто сейчас мы стали намного решительней, — утверждает Джеймс, — и мы уже не боимся выслушивать какие-то предложения, а потом использовать что-то в своих песнях". Между тем в студию One On One пришло сообщение, что 26 февраля 1991 года первый альбом группы "Kill 'Em All" стал дважды платиновым. А буквально через три дня, 1 марта, двойную платину получил и "Master Of Puppets", после чего Металлика с еще большим воодушевлением продолжила работу над новой пластинкой.

Так незаметно прошли запланированные 4 месяца, а работа была еще далека до завершения. Но о времени уже мало думали. "Проблемы со временем у Metallica были всегда, — замечает Джей-сон Ньюстед, — но в этот раз мы должны были сделать то, что задумывали. На концертах у нас всегда выходит бомбовой звук, но добиться такого звучания на пластинке на 100% нам никогда не удавалось. И я думаю, что не преувеличу, если скажу, что звучание этого альбома будет лучше, чем когда-либо, динамичное и очень мощное. И это заслуга Боба Рока, а также со-продюсеров Джеймса и Лаоса".

Итак, Metallica продолжали работать как нужно и сколько нужно. Студия One On One стала уже почти их вторым домом. Кстати, после знакомства с Aerosmith летом '90 группа подверглась их сильному видео-влиянию, и все время, проведенное в работе над новым альбомом, старательно снималось на видео. "Мы решили запечатлеть б наиболее важных песен от самого начала записи и до самого последнего микса, — говорит Джеймс Хэтфилд, — в будущем, наверное, это будет очень круто— посмотреть на старые съемки Metallica, только создающей песни, которые к тому времени будут уже довольно известны".

А снимали абсолютно все: репетиции, запись, различные интервью и даже свободное время. А отдохнуть было где. В студии были телевизор, видео, компьютерные игры, теннисный и биллиардный столы. На улице, прямо на стене студии было баскетбольное кольцо, а в самой записывающей комнате висел боксерский мешок с песком, который, впрочем, больше использовался для снятия стресса и разрядки энергии во время записи, чем дм отдыха. Случалось также снимать усталость и любимым алкоголем. Частенько это происходило вместе с парнями из Guns`N`Roses или Skid Row, также записывающими свои новые альбомы в Лос Анжелесс. В связи с этим просто никак нельзя не упомянуть один забавный эпизод того времени, когда Ларc Ульрих долило до того, что спустя 10 лет снова вышел на теннисный корт, и с кем?! С Себастьяном Бахом!!!

"Это было в апреле, — с улыбкой вспоминает Ларс, — мы записывали бас, и я целыми днями без дела шатался по студии, слушая Джейсона. А в полумиле от нас работали Skid Sow. Их альбом "Slave То The Grind" уже микшировался, и они тоже в общем-то были свободны. И вот как-то вечером мы собрались тесной компанией и крепко выпили. Я мало чего помню, но вот в 6 утра Себастьян нас начал усиленно нагружать, что он играл в теннис в школе. Я поддержал эту тему, но Бах так разошелся, что уже орал, как он был чемпионом своей школы, и не только ее, и вообще, что он самый великий теннисист. Потом он начал предлагать мне сразиться с ним. Я долго отказывался, но потом он меня просто разозлил своим хвастовством, и в 8 утра мы пошли в спортзал, расположенный в нашей лос-анжелесской гостинице "Le Pare". Человек 20, там занимающихся, с интересом наблюдали за двумя