Metallica

"...And Justice For All" Джейсон Ньюстед, коснувшись текстовой стороны нового альбома,— может быть, это довольно мрачно, но это то, что происходит в мире. Подростки не задумываются об этом серьезно, и может быть, с помощью музыки мы дадим им возможность врубиться в это, подумать серьезно и осознать все это".

"Правильно ли поступают люди, скрывая разум детей от действительности?— поддерживает разговор бессменный автор текстов Metallica Джеймс Хэтфилд,— это реальность, и не нужно пытаться спрятаться от нее. Мои родители воспитывали меня по христианским заповедям, но я чувствовал себя не в свой тарелке. Я не принимал этого!"

Подводя итог, можно сказать, что новая пластинка Metallica стала, несомненно, большим шагом вперед во всех отношениях, что по достоинству оценили и критики, и, конечно, фэны. Некоторые, правда, тихонько замечали, что немного больше разнообразия не повредило бы группе, однако тут же заявляли, что такой пластинки давненько не было в хэви-металлическом мире, и что мимо "...And Justice For All" врядли кто-либо пройдет. Было совершенно ясно, что с этим альбомом Metallica совершила мировой прорыв, намного оторвавшись от сотен своих коллег— где еще найти группу с подобным успехом?!

Настало время собираться в дорогу. А дорога на этот раз предстояла неблизкая. Предстоящее мировое турне Metallica было запланировано на 18 месяцев. Да, ребята размахнулись не на шутку! "Я помню, когда мы играли на гигантском стадионе в Нью Йорке с Van Halen-скими "Monsters Of Rock", я с нашим менеджером Клиффом Бернстейном зашел в наш оффис,— вспоминает Ларс Ульрих,— там мы увидели расписание первых нескольких недель нашего предстоящего турне. Я не верил своим глазам! Я просто решил, что это большая шутка, потому что я не мог представить Metallica в таком высоком положении. От этих списков у меня просто ехала крыша".

Первыми увидеть Metallica посчастливилось венгерским фэнам— 11 сентября 1988 в Будапеште стартовало новое мировое турне "Damage Justice". 13 и 14 сентября играли в Италии, в Падуе и Милане, в сопровождении местных команд. 16 числа— концерт в Берне, Швейцария. Далее были так называемые "Испанские Монстры Рока" вместе с Iron Maiden, Anthrax и Helknreen— 17 сентября в Памплоне, а на следующий день в Мадриде. Оттуда Metallica вместе с Anthrax направились во Францию, дав там два сейшена в Тулоне (20 сентября) и Мон-пельере (21 сентября), а на следующий день еще разок навестив испанских металлистов, на этот раз в Барселоне, Джеймс, Ларе, Кирк и Джейсон взяли курс на Великую Британию.

24 сентября в Эдинбургском "Playhouse" Metallica вместе с Danzig начала свой 13-концертный рейс по Англии, достигший своего апогея в выступлении в знаменитом лондонском зале "Hammersmith Odeon".

К турне по Великобритании Metallica подготовила специально для английского радио сингл "One", где, кроме альбомной версии этой песни, была представлена так называемая укороченная версия "One". "Еще во время записи Justice к нам пришли люди из записывающей компании с предложением сделать версию "One" на 2 минуты короче для радио,— рассказывает Ларс Ульрих,— мы подумали и решили, что это шанс представить Metallica большему количеству людей".

Рассказывая о новом турне, необходимо уделить пару минут и их новому шоу. Ну, что касается сета, то, как обычно, группа большую часть своего выступления отдавала старым, закаленным во времени хитам, а также разным каверам (причем не только привычным, типа "Am I Evil?" или "Last Caress", но и "Black Night" Deep Purple, или например, "Prowler"— Iron Maiden— везде по-разному, посвятив новым песням лишь треть концерта. Из-за ударной установки Ларса Ульриха под самый потолок вздымалась гигантская статуя богини правосудия Дорис— точь-в-точь как на обложке "...And Justice For All"— окруженная такими же огромными античными колоннами. Как и на картинке, на статую наброшены веревки, которые вот-вот должны стащить ее с пьедестала. Это "вот-вот" продолжалось, правда, около полутора часов, зато потом ликованию фэнов просто не было предела: во время финальной части "...And Justice For АО", бедная "Леди Правосудие" разваливалась на куски с сопровождений различных дымовых и пиротехнических эффектов. Вслед за Дорис рушились и бутафорские колонны, куски каких-то стен, наполовину отрывалась даже часть осветительной арматуры, долго потом угрожающе раскачиваясь прямо над головами фэнов, стоящих в первых рядах. Оставшийся же час Metallica доигрывала, естественно, "на развалинах", что смотрелось, пожалуй, даже круче. А после концерта целая бригада роуди старательно собирала и упаковывала в ящики все эти обломки и осколки, чтобы следующим вечером вновь выстроить несчастную Дорис.

Случались и забавные истории на эту тему. Дело в том, что играть приходилось иногда в залах, размеры которых просто не позволяли установить статую в полный рост, и тогда приходилось богиню укорачивать, с нижней части, естественно. Но если на Дорис, представленную по пояс, а то и того меньше, еще можно было смотреть, то в время ее разрушения!.. "...Боже, как я ржал!— вспоминает Ульрих концерт в зале "Hall City" в английском городе Нью Касл,— из-за недостаточно высоких потолков статую пришлось порядком "подрезать", и как же это было смешно, когда вместе с парочкой взрывов у нее отваливалась всего лишь рука и голова!"

Театрализовали также и "One", в "стреляющем" интро которой сосредоточили все возможные пиротехнические эффекты. В остальном же Metallica по-прежнему придерживались своей старой линии, сосредоточивая все внимание на самом главном— на музыке. И все эти сценические новшества отнюдь не метали этому, а даже наоборот— еще более усиливали желаемый эффект.

"А вообще, отдых— это, конечно, странная штука,— продолжает свои размышления Ларс,— под конец турне у тебя уже все распланировано, есть куча идей по поводу того-сего, но когда ты возвращаешься домой!.. Ты просыпаешься, занимаешься какой-нибудь ерундой по дому, идешь к зубному врачу и т.д. и т.п., и вдруг замечаешь, что уже прошло три месяца! В основном, мое любимое занятие в свободное время— это кино. Я просто фанатик этого и смотрю кино 3-5 раз в неделю. Я не беру в прокате видеофильмы, а именно ловлю кайф в кинотеатре. Это круто! Я всегда сажусь на одно и то же место и смотрю самые разные фильмы. Еще я недавно снова занялся теннисом. У моего соседа есть корт, и там мы играли уже пару раз".

И вот, наконец, в январе 1990 Metallicа предоставилась возможность немного поработать вместе. К наступающему 40-летнему юбилею их записывающей фирмы Elektra все самые крутые группы фирмы должны были записать по песне самых крутых групп Elektra прошлых лет. В список участников, естественно, была включена и Меtalliса, что. в общем-то, сначала не очень воодушевило группу. "Нам позвонил наш менеджер Клифф Бернстейи и попросил принять участие в этом проекте,— рассказывает Ларc,— мы согласились, потому что Elektra многие годы делала нам только добро. Тот же Бернстейн предложил записать нам песню Queen. Нам это не понравилось, но оказалось, что все остальное уже занято. Мы хотели что-нибудь типа Эниты Бейкер или Трэси Чапмена, ха-ха! Потом Джеймс предложил старика Тома Уэйта, и в принципе можно было записать какую-нибудь его песенку, но никакой подходящей для этой цели так и не нашлось. Думали мы и еще об одном старинном альбоме Elektra— "Fire Down Under" группы Riot, но на него и так уже претендовало слишком много голосов. И в конце концов мы разозлились: "Черт возьми! Или мы делаем эту чертову Queen-овскую вещь, или мы вообще ничего не будем делать!"

Так Metallica, впервые за три года, снова переступили порог Копенгагенской студии Sweet Silence, где, просмотрев множество архивных видеоматериалов Queen, группа изменила свою точку зрения в отношении Queen, найдя много крутого в их раннем материале, а Джеймс Хэтфилд предложил записать их боевик 1973 года под названием "Stone Cold Crazy", что единодушно поддержали Ларc, Кирк и Джейсон. И буквально через пару дней запись была готова.

"Эта сессия придала нам уверенности в себе перед изданием нового альбома,— говорит Ларс Ульрих,— мы увидели, что продолжаем развиваться, несмотря на большую передышку, также улучшилось наше звучание— эта песня в плане звука, по-моему, получалась лучше любой вещи с Justice. Особенно круто прописали бас. Он вышел более насыщенным, чем раньше, и Джейсон, выйдя из студии, был просто счастлив. Я же хорошо поработал над звучанием своего снейера. Одним словом, мы сделали большой шаг к нашему будущему альбому. "...And Justice For All" был, конечно, неплохим диском, но в центре окапалось слитком много ударных и ритм-гитары, поэтому сейчас мы особенно стараемся думать о будущем, стремясь к записи с полноценным звучанием".

Остается лишь добавить, что сборник Elektra под названием "Rubyiat" вышел в свет только осенью, а в феврале 1991 за "Stone Cold Crazy* Metallicа получила премию Грэмми. ставшую уже второй по счету для группы. Первую же Грэмми Ларс, Джеймс, Кирк и Джейсон получили в начале 1990, почти сразу после записи кавера Queen, за видеоклип "One".

После этого Metalttca продолжила свой прерванный отдых. Однако Ларсу Ульриху было уже не до этого. Уже в январе он приступил к осуществлению одной своей мечты, проекту, задуманному еще в середине последнего турне. А именно: сборник лучших песен групп так называемой Новой Волны Британского Хэви-Металла (или просто NWOBHM). Как известно, это движение началось в 1979 году и через три года почти окончательно умерло. Практически все эти группы распались либо из-за ошибок менеджмента, либо из-за собственных ошибок, подавшись в коммерцию. Однако эти, несомненно талантливые английские команды, тем не менее оказали большое влияние на множество европейских и американских групп, сами при этом оставаясь напрочь забытыми.

"Это моя любимая музыка,— говорит Ларс,— группы NWOBHM всегда имели для меня огромное значение, и Metallica родилась только благодаря им. И теперь я решил отплатить всем им дань. Многие люди знают, где лежат наши корки и не раз слышали в наших интервью такие имена, как Diamond Head, Anjelwlich или Sledgehammer, но вот их музыку мало кто знает. Теперь же их можно будет услышать на этом сборнике, для которого я подобрал 24 песни".

Вместе с Ларсом над этим альбомом работал также известный британский журналист Джефф Бартон, главный редактор журнала Kerrang, работавший в конце 70-х— начале 80-х годов в газете Sounds, единственном тогда издании в Англии, писавшем о тяжелом роке— все остальные посвящали свои страницы только панку, находящемуся тогда на вершине популярности. Кстати, именно Джефф Бартон придумал определение NWOBHM.

"Итак,— продолжает Ульрих,— я собрал нужные вещи и планировал выпустить этот альбом на Phonogram уже в феврале '90 года. Господи, как же я был наивен! Для начала, нужно было получить согласие от всех 24 групп. Но прошло уже 10 лет, и большинства из них просто не существует, а некоторые из них вообще без вести пропали. Например, Holocaust. О них было известно только то, что их гитарист Джон Мортимер живет где-то в Эдинбурге. Я вылетел в Лондон и пару дней наводил справки о нем, после чего мне дали б или 7 телефонных номеров с одним и тем же именем. Это был кошмар! Я разговаривал с шахтером, продавцом автомобилей и бог знает с кем еще! Некоторые, должно быть, сочли меня настоящим сумасшедшим. Я потерял уйму времени и истрепал себе все нервы! Каждый выдвигал какие-то требования, ставил какие-то условия и запрашивал невероятные суммы денег. Многие считали себя просто величайшими, потому что 10 лет назад среди них были такие группы, которые даже во время своего пика никогда не продавали больше нескольких тысяч своих записей. Было также, что права на какие-то из этих записей были у пары разных менеджеров, которые и между собой-то не могли разобраться. В общем, за эти месяцы я многому научился, и, к сожалению, больше плохому".

Но, несмотря на все проблемы, Ларс Ульрих не сдавался. Этот проект был очень близок его сердцу, и, наконец, 4 июня в Европе появилась пластинка "NWOBHM Re-Revisited" с композициями Blitzkrieg, Samson, Sweet Savage, Iron Maiden, Diamond Head, Parafex, Sledgehammer, Def Leopard, Saxon, Venom, Angelwitch, Raven, Tygers Of Pan Tang, AIIZ, Holocoust, Trespass, White Spirit, Weapon и еще несколькими другими группами, давшими всему рок-миру прилив свежей крови, в которой он сильно нуждался в начале 80-х.

Что же касается Metallica, то, отдохнув еще 2-3 месяца, группа подобно ревущему метеориту ворвалась в Европу со своими чумовыми шоу. Началось все с журнала Metal Hammer, затеявшего свой очередной фестиваль, куда хэдлайнером были приглашены Ларс Ульрих, Джеймс Хэтфилд, Кирк Хэммет и Джейсон Ньюстед. Кроме Metallica, в списке участников были также Dio, Bonham и Warrior Soul. "Если бы мне лет 5 назад кто-нибудь сказал, что в один прекрасный день Dio будет играть в одном концерте перед Metallica, я просто бы рассмеялся удачной шутке,— говорил перед фестивалем Ларс Ульрих,— Ронни Джеймс Дио— это легенда. Конечно, сейчас он не так популярен, как в былые времена, но он все же не сдается и продолжает жить рок-н-роллом. Я всегда восхищался им, и выступать с ним на одной сцене— для нас большая честь!"

Однако перед таким важным выступлением необходимо было хотя бы разок вспомнить, что такое концерт, вспомнить свои старые вещи, размяться, наконец— как-никак, на сцене не стояли уж добрых 8 месяцев! Для этой цели Metallica выбрала Лондонский клуб "Marquee", где 11 мая отыграли сейшн, попавший в разряд секретных. Первым же официальным концертом Европейского турне '90 стало выступление в старом добром Зволле, в Голландии 15 мая. И только потом Metallica прибыла в Германию на фестиваль Metal Hammer, проходивший 17 мая в Дортмунде, и через день, 19 мая в Ганновере. А 21-го числа отбомбили сейшн в Париже. Описывать все великолепное шоу Metallica на этом периоде уже не имеет никакого смысла. "Я не думаю, чтобы у нас случались плохие концерты,— говорит на эту тему Кирк Хэммет,— иногда, конечно, мы можем минутку-другую поговорить между собой, если у кого-то из нас похмелье или просто плохое самочувствие, но на сцене мы всегда в форме. Там твоя цель— отыграть с душой, и если из-за плохого самочувствия или проблем с аппаратурой ты не можешь этого сделать, нужно стараться выжать из себя все, что только можно, чтобы люди не заметили этих проблем. Самое плохое— это оправдания типа: "О, простите меня, просто были плохие мониторы". У тебя не должно быть никаких обломов, потому что в каждом городе ты бываешь раз в два-три года- К тому же ты знаешь, что каждый из этих ребят отвалил свои кровные деньги за билет, да еще потратился на майку, и если ты вырулишь на сцену с опухшей от похмелья рожей или со своим сраным монитором, и