Metallica

сейчас нам непросто это сделать,— серьезно говорит Джеймс,— но у нас нет другого выхода. Единственная возможность— это крепко напиться, и тогда можно спать в автобусе". "Нужно бросать эту манию,— говорит Кирк,— но это требует времени. Очень трудно снова возвращаться к нормальной жизни".

Еще раз пообещав вернуться, Metallica из Гетеборга двинула в старую добрую Германию, 12 января начав свое немецкое турне в городе Оснабрюк. Концерт в зале Тартлаг" был первым на немецкой земле с Лореляйского фестиваля в сентябре '85. Уже с первых аккордов Metal Church зал превратился в дом для буйно-помешанных. Ждать Metallica уже не было никаких сил и во время третьей веши разогревающей группы железные заграждения перед сценой было напрочь сломлены фэнами. И такое повторялось каждый вечер. Немецкие металлисты просто стояли на ушах. Все сомнения и беспокойства за судьбу группы после смерти Клиффа Бертона были отброшены на прочь. Люди видели настоящую Меtallica, и новый член группы ни капли не чувствовал себя неуверенным. "Конечно, это неприятный момент, когда меня называют "заменой", сравнивают с Клиффом.— говорит Ньюстед,— но я не собираюсь копировать его. Я хочу сделать свое имя, и тем самым воздать должное его памяти".

После триумфального тура по Германии Мetallica с Metal Church взяли курс на голландский городок Зволле, где 8 феврали вместе с Anthrax, Laaz Rocktt и Сеltic Frost отбомбили на знаменитом фесnbdfkt "Aardschokdag". Понятно, что нашим героям было отведено господствующее место. После затеянного четырех-группового разогрева, к 21.00 из колонок зазвучало до боли знакомое интро Мetallica, после чего на головы голландских фэнов обрушилась жесточайшая программа "Damage Inc.-Tour", Maiden-овской "Run To The Нill", во время которой Джеймс Хэтфилд лихо отплясывал буги-вуги, и наконец легеявярияо "Smoke On The Water" не менее легендарных Deep Purple. Но это было еще не все! Закончив свой сет, группа решила побаловать своих поклонников знаменитой "Blitzkrieg", для исполнения которой на сцену неожиданно вывалили музыканты Anthraх, Metal Сhurh и Laaz Rоскit. Правда, из-за недостатка технических возможностей этим трем группам пришлось лишь делать вид, что они играют, но со стороны это, конечно, было крыше-съезжательное зрелище. Официально этот концерт был последним в затянувшемся злополучном турне "Damage Inc.", однако Metallica привыкли держать свое слово и по дороге домой завернули еще разок в Швецию, где 13 февраля все-таки отыграли обещанный концерт, правда. уже не с Metal Church, а с King Diaмоnd. Кстати, последним номером Меtallica исполняла ка-вер-версию американских панков Misfits "Last Caress", которую несколько месяцев спустя записала на пластинку.

Отдохнув месяцок, Меtallica было собралась приступить к написанию нового материала, однако, видно не судьба. В начале апреля Джеймс Хэтфидд, катаясь на скейте, снова сломал руку! Причем ту же самую, и в том же самом месте! Это было уже выше всяких сил! "Если бы проводился конкурс "Самый большой идиот года!", то Джеймс выиграл бы его с большим преимуществом!"— со злостью говорил Ларс. Еще бы! Например, из-за этого сорвались выступление Metallica в американской телепередаче "Saturday Night Live" 11 апреля и совместный концерт с Iron Maiden в Сан-Франциско. "Сейчас Джеймс находится в очень плохом настроении и довольно сдержанно говорит о своем несчастье,— объяснял атакующим репортерам Джейсон Ньюстед,— он вообще забросил свой скейт и говорит, что этот спорт чуть не стоил ему карьеры". Он наконец въехал, насколько назад отбросил его как музыканта этот перелом. Кроме того, он ужасно переживает, что из-за этой глупой истории у Metallica сорвалось пару крутых выступлений".

"Я думал, что сойду с ума!— продолжает Джейсон,— я просто не мог ничего не делать целых 8-10 недель. За это время я слетал в Аризону и встретился там со своей бывшей группой Flotsam & Jetsam. Они готовят материал для своего второго альбома, и у них проблемы с текстами. Я согласился им помочь в этом, хотя Джеймс остался недоволен, узнав об этом. Он считает, что каждый сам должен заботиться о собственном благополучии, но меня очень много связывает с Flotsam & Jetsam. Ведь я основал ее вместе с Келли и без этой группы я не играл бы сегодня в Metallica. А вообще я в любом случае еще слетаю в Аризону— там я буду продюсировать демо одной местной команды Pedifile".

Между тем Metallica была приглашена на предстоящий фестиваль Monsters Of Rock в августе в Англии и Германии. А поскольку рука Джеймса была опять в гипсе, вставало множество вопросов: будет ли Metallica играть на Monsters Of Rock? Если да, то будет ли он только петь как в конце прошлогоднего турне с Оззи, или он уже будет в состоянии держать гитару в руках? Телефоны организаторов фестиваля и редакций музыкальных журналов просто разрывались от звонков. Сами же журналисты всеми правдами и неправдами пытались найти хоть кого-нибудь из Metallica, чтобы получить хоть какую-нибудь информацию. Но тщетно. Metallica словно испарилась. Где же они были? А сидели они в гараже ларсовского дома, переоборудованном под студию. И играли разные вещи своих любимых групп— рука Джеймса была уже в полном порядке. Так вот играли, играли, пока не решили записать несколько .песенок для какого-нибудь ЕР. И в середине июля начали. Три недели на запись, еще неделю на микширование— этим группа занималась вместе с продюсером Майком Клинком— и 21 августа в США в свет вышла новая работа Metallica под длинным названием The 5.98ЕР— Garage Days Re-Revisited". Пластинка содержала в себе 5 кавер-версий: "Helpless"— Diamond Head, "The Small Hours"— Holocaust, The Wait"— Killing Joke (интересно, что в первом британском тираже этой пластинки The Walt" отсутствовала), "Crash Course In Brain Surgery"— Budgie, и, наконец, две песенки Misfits, соединенные с одну— "Last Caress/Green Hell".

"Мы просто сидели в моем гараже и играли свои любимые песни, песни, на которых мы выросли,—рассказывает об истории записи этого ЕР Ларс Ульрих,— а потом мы вдруг решили, что было бы здорово их записать. Мы записали много вещей, а потом просто выбрали из них самое лучшее".

"Мы не слишком-то утруждали себя в аранжировке,— говорит уже Джеймс,— единственное, мы преобразили некоторые слабые места в "Crash Course In Bran Surgery". И еще некоторые песни мы сыграли немного потяжелее. А вообще гитарный звук получился просто ужасным, зато бас— на высоте, Джейсон был просто счастлив".

"Все соло— мои,— продолжает Хэммет,— я их придумал за две ночи. Дело в том, что в оригинальных версиях "Helpless" и The Wait" вообще нет соляков, так что мне повезло— никто не сможет меня ни в чем упрекнуть, и кроме того, я могу проявить свою фантазию в полной мере.

А вообще, мы записывались просто для себя, ради забавы, a Elektra заинтересовалась этим и решила выпустить ЕР".

И вот наконец наступило 22 августа и Metallica прибыла в знаменитый английский городок Касл Донингтон, где в тот же день вместе с Cinderella, W.A.S.P., Anthrax, Diо и Вов Jovi выступила на фестивале Monsters Of Rock перед 200.000 человек. Изнервничавшиеся и напереживавшиеся за последние пару месяцев за Metallica фэны были сполна вознаграждены блестящим шоу любимой группы. А вскоре подарок получили и немецкие металлюги— 29 августа в Нюрнберге и 30 августа в Пфорцхейме Metallica играли под тем же названием Monsters Of Rock, но в немного другой компании: Cinderella, Pretty Maids, Dio, Ran и Deep Purple.

"Нас всегда больше всего радуют поездки в Германию,— говорит Ларс,— оба концерта в Нюрнберге и Пфорцхейме были просто фантастическими. Особенно в Нюрнберге— это вообще, пожалуй, лучший концерт за всю нашу историю".

На этих сейшенах Metallica, естественно, представляла программу, последнего турне, прибавив туда еще "Last Caress" с недавно вышедшего ЕР. А на заднем плане сцены, слева и справа от барабанов были натянуты широкие белые полотнища с новым шедевром художника Pushead-a — "Crash Course In Brain Surgery", увековеченного также на новых майках Metallica.

А через пару дней после отгремевших "монстров рока", вся музыкальная общественность взорвалась сенсацией: перед Доннингтонским шоу, 20 августа в лондонском клубе "100" Metallica под именем Damage, Inc. отбомбила секретный концерт перед всего 300 фэнами, не оповестив об этом абсолютно никого. И это в то самое время, когда все сломя голошу разыскивали группу, чтобы выяснить, примут ли они участие в Monsters Of Rock! Кстати, в зале уместилось всего лишь четвертая часть из всех пришедших на этот, так сказать, подпольный сейшн

100 Club не помнил такого нашествия со времен легендарных сейшнов Sex Pistols и Damned. Администрация клуба была вынуждена даже запускать в зал за четыре часа до начала концерта. Видимо, во избежание какого-нибудь "стихийного бедствия"— волосатые на все способны. О самом же сейшне и говорить пожалуй не нужно: Металлика она и в Африке Металлика (только черная). Были правда небольшие обломы с напряжением во время "Fade To Black", которую сыграли лишь с третьего раза, но это лишь украсило, как. правило, да блеска отточенную программу группы. Ну а финал концерта просто нельзя не описать подробно— на концертах Металлики такое случается не часто! Итак, отыграв основной сет, группа принялась, кал говорится "за сладкое": "Crash Course lit Brain Surgery", The Smalt Hours", The Wait" и...тут от стоявшей в этом небольшом зальчике жары неожиданно падает в обморок Джейсон Ньюстед. И это во время его английского дебюта! Но Металлика не остановилась. Пока Джейсон приходил в себя, шоу спасал ни кто иной как сам Брайэн Тэтлер, гитарист легендарных Diamond Head, пришедший в тот вечер в 100 Club.

"Еще до концерта мы спросили Брайэна, не хочет ли он сыграть с нами "Helpless",— рассказывает Ларс Ульрих,— сначала он отказывался, но потом мы его все же уговорили. Мы все долго веселились, потому что Брайэн не помнил этой вещи и Кирку пришлось учить его собственной же песне! Ну а после "Helpless" на сцене снова появился Джейсон и Металлика блестяще завершила свое выступление еще одним "гвоздем"— "Blitzkrieg". Высший класс!

Вернувшись в сентябре домой, группа намеревалась наконец заняться новым материалом, который планировали начать писать еще весной. Однако прежде чем взяться за сочинение, Ларс, Джеймс и Кирк осуществили еще один, очень важный для них проект. Как известно, Metallica всегда отрицательно относилась к видео. Они абсолютно не нуждались в такого рода рекламе, или, как они говорили, антирекламе. Однако сейчас группа решила сделать целый видеофильм, фильм, посвященный памяти Клиффа Бертона. Около месяца Ларс, Джеймс и Кирк с головой были погружены в несколько видео-коллекций Metallica своих друзей и фэнов, выбирая оттуда фрагменты различных концертов и интервью. Потом все трое сидели в Лос Анжелесе и собственноручно монтировали будущий фильм. Наконец, 4 декабря в США на фирме Elektra вышел 90-минутный фильм The 19.98 Ноше Vid.-Cliff 'Em All!"

"Вот, наконец, мы решились и сделали то, про что всегда говорили, что не будем делать это. Выпустили видео!"— было написано рукой Ларса Ульриха на обороте видеокассеты. "Прежде всего надо сказать, что это не типичное сраное видео, снятое десятью высококлассными камерами и крутым звуком. Это материал, никогда не предназначавшийся для телевидения, с разными личными съемками и нашими пьянками.

Однако самое важное— это действительно взгляд на прошедшие три с половиной года, когда Клифф был с нами. Сюда мы включили его лучшие бас-соло и интервью, как мы считаем, лучше всего раскрывающие его неординарную личность и стиль.

Качество в некоторых местах не особо удачное, но тут важны чувства, и поэтому нет проблем!"

На видео представлены 11 песен, снятых на различных концертах, начиная со второго сейшена Metallica с Клиффом Бертоном и до летнего американского турне '86 с Оззи Осборном. Между песен вставлены фрагменты интервью с музыкантами группы разных лет, а также воспоминания Джеймса, Ларса и Кирка за бутылочкой пива о погибшем друге. Что же касается видео как такового, то это действительно просто кошмар. Любительские съемки, чьи-то руки и головы прямо перед камерой, плохой звук, ужасное изображение. Однако, Ларс был прав, никому до этого не было никакого дела. Видео расходилось чудовищными темпами. Всего через два месяца " Cliff 'Em All" стал золотым, чуть позже— платиновым, а к концу 1988 этот фильм получил титул самого распродаваемого за всю историю музыкального видео. "Они не потратили и миллиона долларов на это! Так почему же люди покупают это?!"— удивлялись все вокруг, но 'Cliff 'Em Аll" все продолжал растопится и сейчас, пожалуй, это видео есть в доме у каждого фэна группы. Только им оно и предназначалось. "Да, видео получилось не особо хорошим,— говорит Кирк Хэммет,— мы просто хотели представить себя. Бутылка пива нам подходит больше, чем роскошные бассейны и лимузины. А вообще, мы хотели предоставить возможность всем фэнам еще pas взглянуть на Клиффа Бертона, на такого, каким он был и остался в памяти людей. Это видел Of Puppets" и нашел очень много -отличий с "...And Justice For All". Более того, общий мощный фронт создают ударные вместе с гитарами; тогда как на прошлом альбоме это были одни лишь гитары".

Что же касается самих песен, то в глаза сразу бросается их сверх-продолжительность. На альбом вошли 8 песен, умещающихся всего по две штуки на сторону пластинки и общим звучанием в 65 минут. Технически это были довольно сложные композиции со множеством различных риффов, с резкими сменами темпов и хитроумными схемами написания. Одним словом, вещи по зубам не каждому металлисту. Но для матерых фэнов Metallica такой прогресс был по кайфу. "Этот стиль мы начали еще на "Ride The Lightning", продолжили его на "Master Of Puppets" и вот теперь на "...And Justice For All",— объясняет Ларс,— то есть на новом альбоме мы продолжили то, на чем остановились в прошлый раз. Между этим лежит два с половиной года, за которые мы заметно выросли в написании песен и игре. У новых песен свой оригинальный звук и определенная окраска. Мне, конечно, трудно говорить о различии между нашими пластинками, потому что я погружен в эти вещи все 24 часа в сутки. Со стороны на это смотреть можно более объективно. По-моему, вообще, каждому музыканту тяжело говорить о песнях, которые он сам написал. Но все же я могу сказать, что музыкально Metallica стали более компактны, с более зрелыми идеями. Альбом звучит очень самоуверенно и наполнен мощью. Кроме того, в этот раз у нас впервые до прихода в студию был полностью готов весь материал. Раньше у нас были случаи, когда мы привыкали к песням прямо в студии, на этот же раз мы более чувствовали свои вещи."

"Наши песни большей частью— о суровой реальности,— продолжает рассказ о