Германская социал-демократия на пути к власти (1949-1972)
с Румынией и восстановление в 1968 г. дипломатических отношений с Югославией. Обе эти акции были проведены вопреки действовавшей еще тогда "доктрине Халынтейна", нацеленной на международную изоляцию ГДР.ГДР была признана "феноменом", имеющем собственное правительство. В 1967 г. впервые в западногерманской практике произошел обмен письмами между канцлером ФРГ (К. Кизингером) и премьер-министром ГДР (В. Штофом).
В дальнейшем важную роль на пути социал-демократов к власти сыграло то обстоятельство, что в 1967 г. фракция СДПГ в бундестаге, политика которой прежде определялась партийным руководством, вышла из партийной тени и стала по существу сама вырабатывать политическую линию партии. Личности, которые теперь выступали от имени социал-демократии, не имели почти ничего общего с типом традиционного партийного функционера. Х. Поттхофф, известный специалист по истории СДПГ пишет: "Речь шла о людях, пригодных к деятельности в правительстве, отличающихся профессиональной квалификацией, обладающих собственным профилем, притягательной силой и популярностью среди населения".
Об укреплении позиций СДПГ в политической жизни ФРГ свидетельствовало то, что весной 1969 г. федеральное собрание избрало президентом страны социал-демократа Г. Хайнемана. При этом большинство депутатов от СвДП, руководимой новым лидером В. Шеелем, проголосовало за Г. Хайнемана. Многие тогда увидели в этом "частичную смену власти" и очевидное сближение СДПГ и СвДП.
На выборы 1969 г. партнеры по "большой коалиции" ХДС/ХСС и СДПГ шли как решительные противники.
В результате выборов социал-демократы получили 42,7% голосов, впервые перешагнув 40-процентный барьер. Успех социал-демократов объясняется несколькими обстоятельствами: умением преодолеть экономический кризис 1966-1967 гг.; стремлением к проведению политики реформ, которых хотели многие избиратели; большим вниманием к требованиям научно-технического прогресса; высказываниями и некоторыми практическими шагами в пользу разрядки в международных отношениях.
Несмотря на незначительное большинство в бундестаге (12 мандатов), СДПГ и СвДП сформировали правительство "малой коалиции". Впервые за послевоенную историю социал-демократы возглавили правительство ФРГ.В. Брандт стал канцлером, а В. Шелль - министром иностранных дел.
Важной предпосылкой вступления СвДП в коалицию с СДПГ стала растущая ориентация свободных демократов на средние и высшие слои наемных работников. Их позиции по ряду вопросов существенно приблизились к позициям социал-демократов.
Что касается СДПГ, то в ней росла оппозиция против участия в коалиции с ХДС/ХСС. В 1969 г. в партии впервые после 1950-х годов сформировалось левое крыло. Против участия социал-демократов в этой коалиции были профсоюзы, считавшие, что СДПГ стала "заложницей ХДС/ХСС" и все экономические тяготы перекладывает на плечи трудящихся. СДПГ нужно было возвратить доверие своих основных избирателей.
Обе партии полагали, что им удастся провести назревшие реформы, согласовав их по возможности с предпринимателями. Сформирование правительства социал-либеральной коалиции, полагает западногерманский исследователь В. Шланген, - это результат "совпавшего у СДПГ и СвДП представления о том, что для приспособления страны к внутриобщественному (в ФРГ) и всемирно-историческому развитию необходимы внутриполитические и внешнеполитические реформы". Эта коалиция, указывает другой западногерманский ученый А. Баринг, вновь продемонстрировала "выдающуюся способность ФРГ к образованию консенсуса": как в свое время К. Аденауэр интегрировал почти все политические силы справа от СДПГ, так на сей раз В. Брандт сумел интегрировать политические силы слева от ХДС.
После того, как В. Брандт возглавил правительство, он провозгласил активную политику реформ, призвал "отважиться на большую демократию" и "демократизировать все сферы жизни общества". Вместе с тем он заявил, что политика социал-либеральной коалиции будет вестись "под знаком преемственности и под знаком обновления". Преемственность нашла выражение в решении внутренних проблем, а обновление - внешних.
Во внешней политике произошли разительные перемены. Заключенные в 1970-1972 гг. договоры ФРГ с СССР, ПНР и ГДР означали отказ от применения силы во взаимоотношениях этих стран, признание сложившихся между Востоком и Западом границ в Европе.
Во внутренней политике наиболее заметными были два принятые бундестагом закона: новый закон об уставе предприятия (1972 г) и закон о расширении сети социального обеспечения. Затем экономический кризис середины 70-х годов перечеркнул многие из социал-демократических начинаний.
С 1970 г. основную энергию правящая коалиция тратит на то, чтобы сохранить большинство в 12 мест в бундестаге. ХДС/ХСС, используя недовольство некоторых депутатов от СвДП новой восточной политикой и отдельных социал-демократов провозглашенным курсом на демократизацию общества, переманили в лагерь оппозиции 6 депутатов (среди них оказался даже "суперминистр" К. Шиллер).
В бундестаге возникла патовая ситуация, в которой христианские демократы попытались устранить правительство В. Бранд-та-В. Шееля, не дожидаясь новых парламентских выборов. В мае 1972 г. по инициативе ХСС оппозиция в связи с ратификацией договора ФРГ с СССР и ПНР поставила вопрос о конструктивном вотуме недоверия В. Бранду, выдвинув на пост канцлера кандидатуру Р. Барцеля.
Казалось, что он должен был получить большинство. Однако какие-то два депутата от оппозиции (имена которых до сих пор неизвестны) не проголосовали за Р. Барцеля, и коалиция СДПГ-СвДП осталась у власти.
Однако вследствие патовой ситуации и недееспособности правительства В. Брандта - В. Шееля бундестаг был распущен и были объявлены новые выборы.
СДПГ приняла избирательную программу, в основу которой была положена весьма привлекательная для большинства избирателей концепция "качества жизни".
Досрочные выборы принесли социал-либеральной коалиции убедительную победу - большинство в 36 мест в бундестаге. СДПГ добилась самого значительного за послевоенный период избирательного успеха - 45,8% голосов, благодаря чему социал-демократы образовали в бундестаге самую большую фракцию.
Как парламентская партия СДПГ усилила свои позиции благодаря расширению своей избирательной базы, состоящей теперь из трех основных групп: традиционно из рабочих, далее - молодых избирателей и, наконец, из представителей новых средних слоев (служащих и чиновников). В 1972 г.70% всех рабочих проголосовали за СДПГ - результат, который не достигался ни до, ни после этого. Молодых избирателей, голосовавших за социал-демократов, было в процентном отношении больше, чем представителей других возрастных групп. В 1972 г. из числа новых средних слоев за СДПГ проголосовали 48%. В дальнейшем доля этой группы в избирательном корпусе СДПГ стала падать.
Все это свидетельствует о том, что 1972 г. означал высшую фазу в политической деятельности СДПГ как правительственной партии.
В дальнейшем на протяжении 10 лет социал-демократы возглавляли западногерманское правительство.
Резюмируя, нужно отметить, что в приходе СДПГ к власти сыграл роль целый ряд факторов. Отметим наиболее значимые из них. Важнейшее значение имели программные установки партии и их отражение в ее предвыборных программах. Далее - умение партийного руководства учитывать при выработке предвыборной стратегии динамику социальной структуры общества, изменение социальной, экономической и политической обстановки в стране и на международной арене. На результатах выборов отчетливо проявляется дееспособность партийных организаций на всех уровнях как в предвыборной борьбе, так и в реализации предложенных электорату программ. Важно также правильно определить союзников и конкурентов в предвыборной кампании и проводить хорошо продуманную политику по отношению к ним. Необходим реальный учет настроя общественного мнения по отношению к партии, ее политике и ее лидерам. Позиции партии значительно улучшает наличие популярного, пользующегося авторитетом среди населения кандидата в канцлеры. Кроме того, важны правильный выбор центрального лозунга в избирательной кампании, формы и методы пропаганды и агитации и многое другое.
Так, Годесбергская программа устранила препятствия, которые стояли перед СДПГ на пути к власти. Но сам путь она нашла в проведении активной кейнсианской политики в области экономики и "новой восточной политики" в сфере внешней политики. Исходя из этих позиций, СДПГ пришла к власти и достигла значительных успехов в экономике, социальной и внешней политике.
За годы существования ФРГ у СДПГ никогда не было достаточно голосов для формирования однопартийного правительства. Поэтому для привлечения широкого круга избирателей она должна была менять свой политический профиль. Это было необходимо также для того, чтобы стать в глазах других партий такой политической силой, которую будущие партнеры сочли бы приемлемой для создания правительственной коалиции.