Франция
т.е. на 1,7% по сравнению с нынешним показателем.Реформирование социальной системы противоречит идеологии правительства социалистов. То же относится и к разгосударствлению экономики и промышленности. Однако правительство вынуждено прибегать к этой мере. Придя к власти в 1997г. под лозунгом «Нет приватизации!», Л. Жоспен только за два года правления передал в частные руки на 180 млрд франков акций предприятий, что на 44 млрд больше, чем его предшественники за 1988-1996гг.
Приватизации подверглись такие компании, как «Франс Телеком», «Эр Франс», «Томсон», «Аэроспасьяль», которые традиционно считались стратегически важными для национального хозяйства. Частному сектору продавалось все, что могло быть продано, на что имелся спрос со стороны инвесторов. По всей вероятности, это был единственный способ сократить дефицит государственного бюджета, достигший в 1997г. верхней допустимой для вступления в еврозону планки в 2,1% ВВП. В 1999г. этот дефицит уже не превышал 2,1% в значительной мере благодаря поступлениям от приватизации. На 2001г. он запланирован в 1,8% ВВП, на 2003г. – в 0,5% ВВП. У государства здесь есть еще большие резервы – в его руках остается значительная часть акций вышеназванных компаний (все они приватизированы лишь частично) и других ведущих промышленных и финансовых корпораций.
Правительство не спешит открыто признаваться в постепенной смене курса. Напротив, постоянно раздаются заявления о необходимости сохранения «французской модели», «французской исключительности». Вместе с тем правительственным кругам, видимо, ясно, что в условиях европейской интеграции и глобализации сохранение в прежнем виде этой модели с её негибким рынком труда, крупными госрасходами, большим госсектором, в том числе в сфере производства, уже невозможно.
Перспективы развития в 2001-2015гг. Хозяйственное развитие в ближайшие 15 лет, по всей вероятности, будет соответствовать общим тенденциям развития западноевропейского региона. В частности, среднегодовые темпы роста за этот период должны колебаться у Франции как минимум в пределах 2,4-2,6%.
Внешние факторы развития, прежде всего углубление и расширение интеграционных процессов, хорошо известны. Поэтому подробнее остановимся лишь на факторах внутреннего характера. Для обеспечения необходимых темпов роста Франции нужно сохранить хотя бы нынешние показатели динамики экспорта и внутреннего спроса (прежде всего личного потребления и инвестиций). Это ставит пред страной задачу более активной адаптации к мировому спросу, в котором, очевидно, усилится значение передовой наукоемкой продукции. Пока же здесь Франция отстает. В национальном экспорте на долю машин и оборудования приходится всего около 48%, что заметно меньше, чем у США или ФРГ. Напротив, удельный вес изделий более низкой степени обработки выше, чем у основных конкурентов.
Чтобы избавиться от остатков неверно выбранной еще в начале 50-х гг. общехозяйственной и промышленной специализации, Франции предстоит прежде всего повысить конкурентоспособность частного бизнеса. Это, в свою очередь, потребует его концентрации. Сейчас самыми крупными национальными частными фирмами являются «Данон» и «Л`Ореаль» (по биржевой капитализации и обороту они занимают весьма скромные места во второй-третьей сотнях западноевропейских компаний). Кроме того, необходимо продолжить передачу в руки более эффективных собственников ведущих государственных
Заключение.
Итак, Франция – одна из высокоразвитых стран Западной Европы, отличается мощной промышленной базой и диверсифицированным производством с хорошо развитыми стратегически важными отраслями. Однако, несмотря на это, во французской экономике присутствует ряд проблем как внутреннего, так и внешнего характера.
Франция не избежала азиатского финансового кризиса и сокращения спроса со стороны основных европейских контрагентов, отреагировав на них с некоторым лагом. Нельзя не учитывать внутренние проблемы – негибкий рынок труда, слишком крупные государственные расходы, раздутый государственный сектор.
Стране необходимы серьезные институциональные реформы, которые, в свою очередь, вряд ли возможны без изменения модели поведения частного бизнеса, преодоления так называемого антииндустриального настроения массы предпринимателей, традиционной вялости инициативы и боязни риска в промышленности, предпочтения финансовых операций и т.д. Правда, в стране уже начинает постепенно формироваться слой бизнесменов, получивших образование за рубежом и признающих несостоятельными традиционные для национального предпринимателя ценности.
Для укрепления позиций предпринимателей необходимо изменить также в их пользу соотношение сил между ними и вторым важнейшим хозяйственным субъектом – государством – путем либерализации экономической политики. В ближайшие 3-5 лет произойдут перемены в наиболее жесткой сфере этой политики – регулировании рынка труда.
Если рынок труда станет более гибким, то безработица во Франции начнет рассасываться, как в США, т.е. путем повышения занятости по крайней мере в частном секторе сферы услуг. Это, правда, несколько затормозит темпы инвестирования, но будет способствовать сохранению на высоком уровне личного потребления и позитивной динамике всех связанных с ним финансовых и психологических компонент, что и обеспечит необходимые темпы внутреннего спроса.
Список литературы.
«Страны мира», Минск, 2000г.
Ломакин В. К. «Мировая экономика», М., 1998г.
«МЭиМО», 2000г., №8
Колесов В. А. «Экономика зарубежных стран», М., 2000г.
«Экономика и управление в зарубежных странах», 2000г, №5