Российская кооперация в условиях НЭПа (1921-1928 гг.)
САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
Факультет специальный
Кафедра отечественной истории и теории кооперативного движения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: "Теория и история кооперативного движения"
на тему: «Российская кооперация
в условиях НЭПа (1921-1928 гг.)»
Автор курсовой работы:
Специальность:
Юриспруденция
Руководитель:_______
___________________
Оценка:
САРАНСК 2006
Оглавление курсовой работы
Введение ……………………3
Глава 1. Возрождение многообразия кооперативов
Законодательная основа НЭПа ……4
Возрождение многообразия кооперативов
и частной собственности ………………………..…5
Утопия В. И. Ленина ….…7
Добровольные
потребительские
объединения………………………………………………….10
Глава 2. Два кризиса потребительской кооперации
2.1. Прекращение бюджетного финансирова-
ния …………………………..12
Помощь
потребительской
кооперации
голодающим……………………………………………..…..14
Освобождение от государственной опеки……………..15
Второй кризис потребительской
кооперации и его преодоление………………………………17
Глава З.Время расцвета потребительской
Кооперации
3.1. Культурно - просветительская деятельность…………20
3.2.Видные государственные деятели о кооперации………………………………………..……23
3.3. НЭП - время расцвета потребительской
кооперации…………………………………………..………..25
Заключение…………………………………………..……….28
Список использованной литературы…………..……..….…30
Реферат
Курсовая работа содержит 31 страницу печатного текста, 3 таблицы и список литературы из 17 источников.
Объектом исследования явилась российская кооперация в условия НЭПа (1921 - 1928гг.)
Цель работы: на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала выяснить закономерности развития российской кооперации в условиях новой экономической политики (1921 - 1928 гг.)
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить российскую кооперацию в условиях НЭПа
(1921 -1928 гг.)
выяснить условия развития основных видов российской кооперации в годы НЭПа (1921 -1928 гг.)
проанализировать
особенности
развития
потребительской
и других видов
кооперации
в России в условиях
НЭПа(1921 -1928 гг.)
проследить закономерности изменений российской кооперации в годы НЭПа (1921 -1928 гг.)
Перечень ключевых слов: НЭП, кооперация, потребительская кооперация, сельскохозяйственная кооперация, промысловая кооперация, паевые взносы, кооперативная сеть, Центросоюз, ВСНХ, Наркомпрод, кризис, государство, кооперативное движение.
Введение
Новая экономическая политика - загадочное «экономическое чудо» послереволюционной России - до сих пор поражает воображение каждого, кто знакомится с её достижениями и трагическими последствиями и трагическими последствиями демонтажа новой экономической политики сталинским руководством.
За 6 лет, с марта 1921 г. по весну 1927 г., истерзанная 7 - летней империалистической и гражданской войнами страна, промышленное производство которой сократилось в 7 раз (до 13. 8 в 1920г. от довоенного уровня 1913 г.) сумела восстановить народное хозяйство и жизненный уровень почти в довоенных пределах Франция, например, потратила на восстановление промышленности тоже 6 лет, но в 1920 г. она производила 62% довоенной продукции, и кроме того, ей помогли иностранные кредиты репарации по Версальскому договору.
Сухой язык цифр говорит сам за себя. Прирост промышленной продукции в Советской России в 1921 - 1926 гг. составлял в среднем 40, 8% ежегодно, сельскохозяйственной - 10%. Таких фантастических темпов экономического роста не знала история России ни до, ни после этих лет.
Конечно,
промышленность
в годы нэпа
стремительно
росла за счёт
вво-
да в строй
многих бездействовавших
предприятий,
восстановление
их и реконструкция
преобладали
над новым
строительством.
Но фактом остается
то, что именно
в годы нэпа
были заложены
многие индустриальные
гиганты: Днепрогэс,
Волгоградский
тракторный
завод, автомобильные
и другие предприятия,
которые позднее
стали символом
сталинской
индустриализации.
Глава 1. Возрождение многообразия кооперативов 1.1 Законодательная основа нэпа
Начало новой экономической политике положила резолюция X съезда РКП (б) от 15 марта 1921 г. « О замене развёрстки натуральным налогом». Отныне крестьянин мог продавать на рынке ту часть продукции , которая у него могла остаться после уплаты натурального налога, приблизительно в два раза меньше, чем было по продовольственной и сырьевой развёрстке.
Вслед за отменой продовольственной и сырьевой развёрстки в течение марта - августа 1921 г. последовала серия партийных и правительственных постановлений и декретов об обмене, свободной торговле по свободным договорным ценам, отмене ограничений приработка при сдельно - премиальной оплате труда, о сосредоточении в руках кооперации всего дела товарообмена, об установке товарных эквивалентов для обмена промышленных товаров государственной промышленности на сырьё и продовольствие крестьян, о сдаче в аренду частным лицам и кооперативам государственных предприятий и др.
Содержание целей, методов, правовых и этических норм нового экономического курса изложено в 114 центральных директивах - партийных и государственных документах (1921 -1927 гг. ) , в большинстве которых присутствует и кооперация, а 13 из них непосредственно посвящены развитию различных видов кооперативов и сотрудничеству их с государством.
Основная цель нэпа - восстановить с помощью кооперации сельское хозяйство, главным образом силами самих крестьян, увеличить товарность крестьянских хозяйств, накормить городское население, обеспечить сырьём промышленность и на базе увеличения производства и экспорта сельскохозяйственной продукции восстановить промышленность. Затем, на условиях сбалансированного роста сельского хозяйства и промышленности, осуществить индустриализацию страны, одновременно повышая жизненный уровень народа.
В самом общем виде новая экономическая политика включала в себя переход от административно - командных методов управления к преимущественно экономическим через рынок, конкуренцию между государственными, кооперативными и частными предприятиями, использование банковского и коммерческого кредитов, формирование свободно конвертируемой и поддержание валютного паритета на внутреннем рынке, широкую самостоятельность банков и конкуренцию между ними.
Разумеется, в условиях рыночной экономики с государственным регулированием и прекращением государственного планового снабжения ( поскольку запасы ресурсов были практически нулевыми)все экономические единицы и организации должны были действовать на принципах хозрасчёта, самофинансирования и коммерческого риска.
Следует сказать, что экономика нэпа не была свободна от кризисов сбыта, роста цен на потребительские товары и безработицы. Высоким темпам роста промышленности, как уже говорилось, способствовал в основном ввод в строй ранее бездействующих предприятий.
1.2 Возрождение многообразия кооперативов и частной
собственности
И всё - таки свежий воздух экономической свободы, конкуренции, плюрализма о науке, искусстве, литературе творил чудеса. Стремительно возникали самые разнообразные социально - экономические организации и среди них кооперативы различных видов.
Многообразие кооперативных хозяйственных форм сложилось потому, что, во-первых, доминирующий в Советской России мелкотоварный уклад (сельскохозяйственное производство, мелкие промышленность, торговля и сфера услуг) получил наибольшую свободу. Во —вторых, крестьяне, ремесленники, средние городские слои как никогда раньше тянулись к взаимопомощи, просвещению и культуре. Они поняли, что сами могут организовать свой труд и получить доход прямо пропорционально его эффективности. А
в-третьих, советская кооперация развивалась на фундаменте опыта, материальных ресурсов кадров дореволюционного кооперативного движения.
Однако потери были огромны. К началу 1921 г. от исторически сложившегося кооперативного аппарата распределения сохранился лишь остов -система технических, складских и перевалочных пунктов в руках областных союзов, их районных отделений и ЕПО
Торговать было нечем, большинство потребительских обществ фактически бездействовало. Многие кооперативные управляющие и специалисты погибли на гражданской войне, эмигрировали либо скрывались от карательных органов советской власти. Кооперация понесла и огромные материальные потери. Накануне октябрьского переворота только паевой капитал потребительской кооперации оценивался в 162 млн. руб, а в 1921 г. стоимость всего имущества и товарных фондов составляла около 70 млн. руб, причём большая часть этого фонда принадлежала Наркомпроду. Собственными оборотными средствами ( сырьё, материалы, деньги) аппарат потребительской кооперации не обладал. В пустых разграбленных пакгаузах гуляли буйные ветры, запасы мануфактуры, соли, керосина, гвоздей, не говоря уже о сельскохозяйственных орудиях, были ничтожны.
Время исключительно тяжёлое. Национализированная промышленность и транспорт полуразрушены и парализованы. Производительные силы крестьянского хозяйства на грани полного истощения: численность убитых, умерших от голода и болезней, в основном крестьян, 1914-1921 оценивалась в десятки миллионов, а поголовье лошадей - главной «энергетической силы» деревни - упало почти в два раза. Сельскохозяйственная продукция страны сократилась более чем на треть.
Повсюду ощущался острейший дефицит самых необходимых продуктов - хлеба, соли, сахара, спичек, текстиля. Инфляция приняла катастрофические масштабы. В начале 1921г. за коробок спичек давали
1 млн. руб. В деревне, да и практически и в городах преобладал натуральный обмен, функцию денег, как тысячу лет тому назад, начали выполнять соль , мука, картофель. Торговля между городом и деревней оказалась в корне подорванной.
И тем не менее на этом фоне материально-техническая база потребительской кооперации (46 тыс. магазинов и распределительных пунктов) могла показаться довольно мощной в отсутствие частной и государственной торговой сети. Но как только частному предпринимателю развязали руки в прямом и в переносном смысле, положение кардинально изменилось. Лавина частнокапиталистических торговых заведений захлестнула рынок уже в первые месяцы нэпа, а. через год ( в конце 1922г.) их число выросло до 527 тыс., или 94% к общему количеству торговых предприятий в стране. Кооперативная же сеть к концу 1922г. насчитывала 23,7 тыс. торговых предприятий - 4% общего количества торговых точек в стране. За год в условиях свободной конкуренции кооперативная сеть сократилась вдвое.
1.3 Ещё одна утопия В.И. Ленина
Однако весной 1921 г. Ленин и его окружение не предвидели такой радикальной перегруппировки различных экономических сил на рыночном поле сражения за выбор пути развития страны. Явно не желая расставаться с утопическим идеалом натурального продуктообмена и всеобщей уравниловки,
они планировали перейти от принудительного «продуктообмена» ( по существу, грабежа крестьян, когда у них отнимали продовольствие и сырьё, а в обмен никаких промышленных изделий не давали) к добровольному, но организованному и регулируемому товарообмену между городом и деревней через систему потребительской кооперации. Предполагалось, что большая часть излишков сельхозпродукции, оставшихся у крестьян после уплаты продналога, будет обмениваться через
потребительские кооперативы на промышленные товары или закупаться при их посредничестве на денежные знаки. За счёт прямого натурального товарообмена и намечалось до минимума свести рыночные отношения.
Это была очередная авантюра, потому что ни товарных ресурсов в достаточном количестве и ассортименте, ни развитой торговой сети, ни денег у советского государства не было и не могло появиться в ближайшие месяцы из -за разрухи в промышленности и на транспорте. Тем не менее 26 мая 1921 г. Наркомпрод заключил с Центросоюзом генеральный договор на заготовки для государства продовольствия и сырья в рамках местного оборота и на натуральной основе.
С этой программой потребительская кооперация была "послана в заезд» с частной торговлей, которая быстро реорганизовалась и приняла вызов. Уже в « первом круге» потребительская кооперация потерпела катастрофическое поражение. План Наркомпрода был выполнен на 2%. Такой исход можно было предвидеть заранее.
Во - первых, товарные фонды, предоставленные Наркомпродом потребительской кооперации для обмена на сельскохозяйственные излишки, составляли лишь около половины потребного. Во - вторых, потребительской кооперации предписывалось придерживаться твёрдого обменного эквивалента между сельскохозяйственной и промышленной продукцией в соотношении 3:1 в пользу изделий промышленности. В - третьих, ассортимент индустриальных и кустарных изделий государственной промышленности был крайне ограничен и лишь наполовину соответствовал действительным нуждам крестьян. Они часто отказывались обменивать свои продукты на предлагаемые товары и требовали уплаты наличными деньгами. Но под государственные заготовки потребительская кооперация, как правило, денег не получала. Собственных же средств у неё не имелось. Напротив, частная торговля, городские жители, т. е. Конечные потребители платили крестьянину гораздо больше, и это ставило потребительскую кооперацию в безнадёжно худшее положение.
Работать же по государственному заданию при всех несовершенствах этой системы диктовала необходимость: сама потребительская кооперация не имела денежных средств и вообще не могла бы существовать, если бы отошла в сторону.
Какой же вывод напрашивался из первого неудачного выступления потребительской кооперации на рынке?
Уже летом 1921г. рынок ясно и твёрдо продемонстрировал коммунистическим экспериментаторам, что не может и не будет действовать как «более или менее социалистический». Рынок или есть или его нет. А когда он есть - он подчиняет всех его участников своим правилам игры: законам стоимости, спроса и предложения, конкуренции и др. Поэтому обменный эквивалент 3:1, задуманный как новый грабительский налог на крестьянские «излишки», был похоронен всеми участниками рыночных отношений, кроме потребительской кооперации, которая по воле государства оказалась «третьим лишним».
Дело в том, что под давлением превышением спроса над предложением и ограниченности предложения не только частные торговцы, ремесленники, горожане не соблюдали государственный обменный эквивалент. Многочисленные государственные предприятия и организации, которые вполне обоснованно опасались, что Наркомпрод не обеспечит их продуктами питания (ведь надо было кормить 7 - миллионную армию) из фондов, собранных по продналогу, и сами, наплевав на эквивалент, стихийно вели товарообменные операции.
К тому же если возлагать надежды на потребительскую кооперацию, то необходимо было дать ей полную свободу действий, вернуть дооктябрьский статус самостоятельной общественно - хозяйственной кооперативной организации , не связывая ей руки ни эквивалентом, ни неходовой товарной массой, ни постоянным вмешательством в управление и хозяйствование.. Но Совнарком, сместив законно избранное руководство Центросоюза в 1919 г. , не намерен был отказываться от командования
потребительской кооперацией. Поэтому свобода частнопредпринимательской деятельности вовсе не означала полной свободы действий для кооператоров.
В конце
концов нужда
заставила -
таки правительство
поступиться
коммунистическими
догмами Декретом
Совнаркома
«О потребительской
кооперации»
от 7 апреля 1921 г.
потребительская
кооперация
была
освобождена от подчинения Наркомпроду. Кооперации предоставлялось право самостоятельного обмена, закупок, сбыта излишков различных продуктов сельского хозяйства, кустарных и ремесленных изделий, организации своих промышленных предприятий. Восстанавливались вступительные взносы, паи, выборность в органы управления. В целом этот декрет положил начало реанимации потребительской кооперации. Но до полного выздоровления было ещё далеко.
Декрет, например, сохранял за потребительской кооперацией монополию распределения всех товаров широкого потребления и продуктов питания по заданиям и нормам Наркомпрода, хотя при начавшемся захвате рынка частной торговлей это было абсолютно нереально. Потребительская кооперация по - прежнему оставалась лишённой организационной самостоятельности. Членство в кооперативах оставалось принудительным, т. е. Сохранялась обязательная приписка граждан к распределительным пунктам, организационная структура - объединение в союзы по административно - территориальному делению, а не по экономическим интересам - определялась правительством. Заготовительная деятельность была обязательной и контролировалась Нар-компродом. Причём потребительские кооперативы могли совершать операции с крестьянами только после уплаты теми продналога, а для остальных конкурентов такого ограничения не устанавливалось.
1.4 Добровольные потребительские объединения - ДПО
Однако приоткрывались пути к переходу кооперации на добровольное членство: декрет разрешил организовывать внутри ЕПО добровольные потребительские объединения (ДПО).
Собственно добровольные объединения рабочих и служащих государственных предприятий для обмена промышленных изделий на продукты питания стали стихийно возникать ещё в 1920 г. Весной 1921 г. это движение приняло массовый характер. Лишь в Москве с апреля по декабрь 1921 г. организовывалось 427 добровольных объединений, насчитывающих в своих рядах 400 тыс. рабочих и служащих. Основной мотив создания добровольных потребительских обществ - осознание многими рабочими и служащими простой в сущности истины: нельзя брать, не вкладывая. Иначе говоря, люди стали понимать, что при развале карточной системы государственного снабжения они смогут получить что - либо в своём потребительском обществе путём внесения паевых взносов и целевых авансов на закупку тех или иных товаров.
Другими словами, добровольные потребительские общества на промышленных предприятиях, т. е. Фактически прежняя рабочая кооперация, являлись, как тогда писали, пионерами восстановления потребительской кооперации по всей стране. Они активизировали «торговую деятельность своих партнёров- сельских потребительских обществ, пробудили самодеятельность крестьян, их заинтересованность в работе своих кооперативов.
Если ДПО благодаря предоставленным свободам и подгоняемые
нуждой создавались снизу, то «верхи» и организационная структура потребительской кооперации не претерпели по апрельскому декрету сколько - нибудь значительных изменений. Аппарат потребительской кооперации, громоздкий и недостаточно гибкий, не в состоянии был с нужной быстротой реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. «Из эпохи военного коммунизма кооперация вышла с большим неуклюжим аппаратом, который особенно разбух во время государственного финансирования , с аппаратом, который годился лишь для механической, но не для хозяйственной деятельности», - вспоминала историк кооперативного движения Н. Макарова.
Привычка к регламентированной сверху донизу распределительной работе и полный отказ от хозяйствования, основанного на учёте издержек и доходов, привели почти к полному исчезновению экономически рационального мышления и собственной хозяйственной инициативы в руководящих звеньях кооперативной системы. К тому же надо учитывать, что опытные кооператоры, которые в период «военного коммунизма» вынужденно или по собственной воле ушли из потребительской кооперации, не очень - тот спешили в неё возвращаться, хотя она испытывала острейшую нужду в специалистах, способных мыслить и действовать экономически.
Этой ситуацией и воспользовалась частная торговля, проявившая чрезвычайно высокую мобильность и способность быстро распознавать потребности и приспосабливаться к ним она сумела легальным ( у мелкой промышленности ) и нелегальными путями добывать те товары, на которые крестьяне охотно обменивали свои продукты. Но, что было ещё важнее, частник, активно оборачиваясь, имел деньги, которым крестьяне, как правило, оказывали предпочтение. В результате число мелких торговцев быстро росло, государственная же промышленность не получала сельскохозяйственного сырья в нужном ей количестве. И хотя положение населения, хотя опять же благодаря растущей активности частной торговли, несколько улучшилось, однако экономическая ситуация в целом к концу 1921г. мало отличалась от периода продовольственного кризиса 1920 г.
Глава 2. Два кризиса потребительской кооперации
2.1 Прекращение бюджетного финансирования потребительской кооперации
Частнику никто ни товарных фондов, ни бюджетного финансирования не выделял, но его никто и не контролировал. С кооперацией же проделывалось и то и другое.
Правда, вскоре и она получила некоторую свободу, но странноватой был та свобода. Ибо освобождение потребительской кооперации от
12
финансирования из государственного бюджета происходило гораздо быстрее, чем от административной опеки правительством.
Уже 26 июня 1921 г. Совнарком своим декретом « О средствах кооперации» снял с бюджетного финансирования все кооперативные организации и установил для них имущественную ответственность по их обязательствам. Отныне Народный комиссариат финансов (Наркомфин) мог предоставлять кооперации срочные ссуды только на основе определения кредитоспособности, что означало смертный приговор для многих слабых потребительских обществ.
В августе 1921 г. правительство прекратило выдавать потребительской кооперации пособия на организационные расходы. При ликвидации всех расчётов между потребительской кооперацией и Наркомпродом был установлен долг Центросоюза в 5 млн. твёрдых довоенных рублей. Правда, выплаты долга были отсрочены до конца 1924 г., но затем кооператорам пришлось выплачивать этот долг.
Осенью и зимой 1921 - 1922 гг. потребительской кооперации удалось заготовить около 30 млн. пудов продовольствия и сырья и несколько улучшить снабжение центральных городов хлебом и мясом. Однако заготовленное составило приблизительно 5% товарооборота страны. В основном снабжение городов продовольствием взял в свои руки частник.
Так потребительская кооперация попала в начале нэпа в первое кризисное положение. Суть кризиса заключалась в том, что потребительская кооперация оказалась не в состоянии выполнить роль основной товаропроводящей цепи между огосударствленной промышленностью и частным крестьянским хозяйством.
Кризис потребительской кооперации, продолжавшийся до лета 1922 г., изменил отношение к ней партийных и государственных структур.
Уже осенью 1921 г. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) - своего рода Госплан, стал сокращать заказы Центросоюзу от государственных органов на заготовки продовольствия и сбыт промышленной продукции. Госбанк урезал кредитование.
В то же время РКП (б) продолжала требовать от потребительской кооперации выполнения «политической задачи»- обуздать на рынке мелкий капитализм и в конце концов вытеснить частника из товарооборота.
Не успели высохнуть чернила на резолюции X съезда РКП (б) от 15 марта и декрете ВЦИК от 21 марта 1921 г. о продналоге и свободе торговли, как 7 апреля 1921 г. всё тем же декретом Совнаркома « О потребительской кооперации», партия и государство обязали кооперацию ограничить и уничтожить только что разрешённую частную торговлю. Этот политический лозунг содержался во всех партийных решениях периода нэпа, касающихся потребительской и промысловой коопераций.
Верхом лукавства советских партийных и государственных органов было предъявление потребительской кооперации требования оградить рынок от спекуляции. Ведь никто иной, как Совнарком, установил цены на промышленные изделия, в три раза превышающие их реальную стоимость, и , таким образом, выступил главным спекулянтом страны.
2.2 Помощь потребительской кооперации голодающим
Между тем на потребительскую кооперацию обрушилась новая беда -голод, охвативший в 1921 г. 33- миллионов население крупнейших хлебных районов страны, где от сильной засухи полностью погиб урожай зерновых культур.
23 июля 1921 г. 36 - е собрание уполномоченных Центросоюза призвало кооперацию всей страны принять самое энергичное участие в помощи голодающим Поволжья, среди которых было много и кооператоров. Потребительские общества развернули сеть столовых и питательных пунктов для голодающих и беженцев из голодных мест. В октябре 1921 г. действовало 418 таких кооперативных столовых. А к апрелю 1922 г. число питательных пунктов уже превышало 10,5 тыс., и обслуживали они более 1,6 млн. человек. Кроме голодающих кооператоры кормили беспризорных детей.
Продовольствие поступало от Американской организации помощи
( АРА), Красного Креста и других организаций, а организационные расходы ( содержание персонала, помещений, приобретение посуды, топлива и пр.) несли кооперативы и комиссии помощи голодающим. Кооператоры открывали детские дома для голодающих детей.
Например, комиссия сибирских кооператоров помогала голодающим разными способами: отчислениями от заготовок и продажи товаров, добровольными пожертвованиями одежды и обуви, организацией детских домов, столовых и т. п. Кооперативы Сибири проводили широкую агитационно -массовую работу с населением: выпускали обращения и плакаты, читали лекции и доклады, выступали с агитконцертами. И всё это под лозунгом -«Каждый десяток да накормит одного голодающего». Большие и совсем скромные отчисления, добровольные пожертвования целых организации и отдельных работников и членов кооперации складывались в десятки тысяч пудов хлеба, масличных семян, картофеля, овощей и других продуктов, в одежду и обувь, в миллионы рублей, отправляемых бедствующему населению районов, охваченных голодом.
2.3 Освобождение от государственной опеки
И всё - таки , как бы там ни было, освобождение потребительской кооперации от государственной опеки происходило. Постепенность этого освобождения можно проследить по документам.
Декретом от 10 июля 1921 г. кооперация освобождалась от предварительного контроля со стороны рабоче - крестьянской инспекции.
16 августа 1921 г. Декретом «О сельскохозяйственной кооперации» сельхозкооперация выделилась из организационной структуры Центросоюза.
22 августа 1921 г. X Международный кооперативный конгресс в Базеле признал Центросоюз единственным правомочным представительством всего кооперативного движения Советской России.
8 февраля 1922 г. Центросоюз с разрешения ВЦИКа и Совнаркома учредил в Москве банк потребительской кооперации - Покобанк.
27 января 1923 г. собрание учредителей Покобанка преобразовало его во Всероссийский кооперативный банк - Всекобанк.
11 ноября 1923 г. 38-е собрание уполномоченных Центросоюза приняло постановление о переходе к добровольному членству. Собрание торжественно отметило 25 - летие Центросоюза с участием руководителей Совнаркома, общественных организаций и многочисленных иностранных делегатов. Но окончательное добровольное членство в потребительской кооперации было разрешено правительством 20 мая 1924 г. декретом ЦИК и Совнаркома.
1922 - 1923 гг. характеризовались главным образом стремлением к продвижению кооперации в деревню и к потребителю в целом. Валовой оборот потребкооперации за 1922 - 1923 гг. достиг 853 червонных рублей, чистый же товарооборот всей кооперативной системы (за исключением внутреннего товарооборота между отдельными звеньями системы ) был равен 520 млн. червонных рублей. Продуктов сельского хозяйства реализовано через систему потребкооперации почти на 105 млн. червонных рублей.
Основную долю по стоимости составляли в обороте кооперации промышленные товары: за тот же период потребкооперация приобрела у госпромышленности 7, 3% всей её продукции. По отдельным группам товаров роль кооперации была более значительна. Так, кооперация реализовала около 30% соли, около 22% силикатных товаров, одну пятую текстильных товаров и керосина, около 35% сахара, 14% резиновых изделий. Из так называемых колониальных товаров потребкооперация реализовала 47, 5% всего количества чая и приблизительно четверть кофе и цикория.
Оборот Центросоюза за 1922 - 1923 гг. составил 38 млн. червонных рублей, а его контор и отделений ( по неполным данным) - ещё 44 млн. рублей. В 1924 г. он возрос до 150 млн. руб., что говорит о преодолении кризиса сбыта и восстановления хозяйственного значения Центросоюза.
2.4. Второй кризис потребительской кооперации и его преодоление.
На 1 октября 1923 г. 19224 потребительских общества объединили 5,26 млн. человек и располагали 26660 магазинами и лавками.
И всё - таки после проигрыша в конкуренции с частной торговлей в начале нэпа. Центросоюз и потребкооперация пережили второй кризис. Его причиной явились «ножницы цен» - большое расхождение цен на промышленные и сельскохозяйственные товары - весной 1923 г. Основная масса крестьян предпочитала ничего не продавать и воздерживалась от покупки промышленных товаров. Организации потребительской кооперации же, напротив, готовясь к закупке сельхозпродукции нового урожая, накопили большое количество фабрично - заводских товаров, которые не удавалось реализовать.
1923 - 1924 гг. Центросоюз и правительство приняли меры по укреплению положения потребительской кооперации. Проведена перерегистрация членов, в результате чего увеличился приток паевых взносов и активность пайщиков в работе кооперации.
Перегруппирована союзная сеть: вместо отделений и контор Центросоюза созданы, в соответствии с новым экономическим и административным районированием страны, краевые и областные союзы; вместо райотделений утверждены райсоюзы. Началось изживание «главкизма», т. е. излишне высокой степени централизации в управлении, в распределении товарных, денежных и других ресурсов. Потребительские общества мало сотрудничали с местным рынком, а Центросоюз не придавал значения самостоятельности низовой сети кооперативных организаций, в силу чего сдерживалось развитие самостоятельности и инициативы первичных кооперативных организаций. Потребитель был очень слабо привязан к кооперации, а Центросоюз выступал «всероссийской многолавкой» - через свои конторы пытался снабдить население всем необходимым.
В 1924 г. Центросоюз акцентировал внимание на минимальном ассортименте товаров первой необходимости. Ранее он закупал весь ассортимент промышленных товаров - около 2000 видов: дрова, ткани шёлковые, мельхиоровые блюда, подушки, вина, парфюмерию, кирпич - словом, множество всякой всячины без учёта спроса. Понятно, что большая часть этих товаров не нужна была массовому потребителю. Изменение структуры кооперативного товарооборота, ограничение ассортимента минимумом ходовых товаров способствовали повышению рентабельности потребительской кооперации.
В 1924 - 1925 гг. проведена рационализация товаропроводящей цепи: сокращено число посреднических и комиссионных органов, ибо ступеньки, по которым двигались товары от Центросоюза и других кооперативных центров, закупающих их для всей низовой кооперативной торговли, сильно удорожали товар.
Сокращение управленческого аппарата, расходов на транспорт и аренду помещений благоприятно сказалось на издержках обращения розничной кооперативной торговли.
Кроме того, на товары массового спроса (ситец, сахар, соль, спички, мыло, махорку, гвозди, керосин и др.) торговые наценки в среднем были сокращены примерно в 1,5 раза по сравнению с частником, что благотворно отразилось на ценах кооперативной торговли и на привлечении покупателей в обшествлённый сектор торговли.
Кризис сбыта в потребительской кооперации и госторговли обсуждал XIII съезд РКП (б), который наметил мероприятия по оздоровлению потребкооперации. Среди них децентрализация торговой деятельности и кредитования, которое раньше шло к низам через союзные центры; полный переход на добровольное членство в кооперации ; максимальное благоприятствование со стороны госорганов потребительской кооперации по ассортименту товаров