Россия в 90-е гг.
не поддерживает политику, проводимую руководством страны.На 16 июня 1996 г. были назначены выборы президента, и политические силы страны приступили к их подготовке. Основными соперниками были действующий президент Б.Н. Ельцин и лидер КПРФ Г.А. Зюганов. По итогам второго тура отдали голоса Б.Н. Ельцину 37,02%, а Г.А. Зюганову - 27,73%.
Осенью 1996 г. в 50-ти российских регионах прошли выборы глав администраций. В Совете Федерации не осталось сенаторов, назначенных в своё время Б.Н. Ельциным. Теперь должность главы администрации стала выборной. Характерно было то, что победителями становились не политики, а опытные хозяйственники и умелые администраторы.
Итоги "первой пятилетки" новой России. Экономические итоги пятилетия неутешительны. За это время производительность труда в российской промышленности снизилась до 45%. Безработными стали 13% трудоспособного населения. За период реформ разрыв в уровнях душевого дохода между верхними по доходам 10% населения и низшими 10% вырос до соотношения 20:1. Многие социальные новшества оказались неэффективными: страховая медицина, негосударственные пенсионные фонды и др. Значительно сократились ассигнования на науку и образование - с 2 до 0,32%.
Разочарование охватило большинство граждан, на глазах которых происходит расцвет коррупции и преступности. Сильно довлела над правительством России идея отказа (под видом борьбы с монополизмом) от государственной поддержки крупного производства. Осуждалось и государственное регулирование. Под видом приватизации происходит выкорчёвывание крупных объединений и концернов. Были нарушены естественные связи между предприятиями, результатом чего стали остановка производства и безработица.
Произвол в экономике под лозунгом народной приватизации привёл к тому, что стоимость национального богатства страны была явно занижена.
Не улучшилось положение и в сельском хозяйстве. Не выполнена государственная программа повышения плодородия земель, являвшихся основой роста урожайности. Внесение минеральных удобрений упало до 30 кг. на гектар. Государственная комплексная программа механизации и электрификации сельскохозяйственного производства не финансировалась.
Свёрнуты были и все социальные программы на селе: строительство жилья, объектов культуры и здравоохранения, дорог, газификация, водоснабжение и т.д. Налоговая, ценовая, кредитная, инвестиционная политика расстроила финансовое состояние отрасли.
"Островком" в Российской Федерации, где не было допущено падения производства продуктов питания, является Татарстан. Здесь сохранились колхозы и совхозы, 96% их работали на прежней организационной основе.
Экономическое и социально - политическое положение России во второй половине 90-х гг. Социально - экономическое положение России во второй половине 90-х гг. продолжало ухудшаться. Весной 1997 г. обновлённое правительство В.С. Черномырдина разработало основные направления своей деятельности, связанное с реформированием естественных монополий, коммунальной и пенсионной реформами, а также реформой правительственного аппарата. Кабинет министров принял решение об отмене неоправданных таможенных и налоговых льгот.
Катастрофическое положение складывалось в финансовой сфере, в связи с чем был принят закон о секвестировании расходов федерального бюджета (сокращение государственных затрат). Правительство В.С. Черномырдина предприняло некоторые меры для выхода из опасного финансового кризиса. С этой целью была произведена номинация рубля и принят закон о банкротстве. В 1998 г. В 1998 г. дважды по инициативе Б.Н. Ельцина произошла смена правительства.
В августе 1998 г. в стране разразился финансовый кризис. 17 августа правительство и Центральный банк РФ сделали заявление о финансовом положении и путях выхода из создавшейся ситуации, объявив о банкротстве страны и установлении моратория на выплату долгов зарубежным банкам. Последствия кризиса были тяжелы для населения страны. Рост цен и инфляции привели к снижению реальных доходов граждан на одну треть. Произошёл кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.
В сентябре 1998 г. новым главой правительства стал Е.М. Примаков. Правительство отошло от реформаторского натиска и перешло к гибкому политическому маневрированию. Правительство снизило налоговую нагрузку на промышленность, сократило налоги на прибыль и добавленную стоимость. Были установлены льготы по выведению из-под налогообложения средств предприятий, инвестируемых в развитие производства, модернизацию и внедрение новой техники. На прилавках магазинов появились отечественные товары ("реформаторы" искусственно сделали неконкурентноспособной большую часть отечественной продукции).
Были предприняты меры по поддержке экспорта российской продукции, усилению контроля за деятельностью федеральных государственных предприятий и открытых акционерных обществ, по усилению борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией.
К числу кадровых решений правительства Е.М. Примакова следует отнести усиление руководства государственного комитета "Росвооружения".
Правительство решало сложные задачи в условиях ограничения зарубежных кредитов, саботажа ряда чиновников, информационной войны, развязанной обиженными олигархами. Это было сильное правительство, отличавшееся профессионализмом, опытом и патриотизмом.
В мае 1999 г. Е.М. Примакова сменил С.В. Степашин, которому на смену летом этого же года пришёл В.В. Путин, названный преемником Б.Н. Ельцина.
Новое правительство также стало искать пути выхода из кризиса. Планировалось снижение налогов, усиление контроля со стороны государства во внешней торговле. В развитии социальной политики обращалось внимание на повышение пенсий и должностных окладов работникам бюджетной сферы и др.
19 декабря 1999 г. в России состоялись выборы в Государственную Думу III созыва. Наибольшее количество голосов получили коммунисты - 24,22%; правительственный блок "Единство" - 23,3%; "Отечество - вся Россия" - 12, 64%; "Союз правых сил" - 8,72%; "Яблоко" - 6,13%; "Блок Жириновского" - 6,08%.
31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин заявил об уходе с поста президента Российской Федерации, и исполняющим обязанности президента стал премьер- министр В.В. Путин.
На президентских выборах В.В. Путин одержал победу. В своей предвыборной кампании он определил национальные приоритеты, включавшие следующие направления: повышение жизненного уровня; борьба с преступностью; обеспечение прав собственности и др. В области внешней политики он исходил из национальных интересов страны.
Среди первых шагов на посту президента стала реформа федеральной власти, согласно которой создавалось 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями президента России. Был предложен проект реформирования Совета Федерации.
Кабинет министров, возглавленный М.М. Касьяновым, принял правительственную программу на 10 лет, включающую реформирование налоговой системы, жилищно-коммунального хозяйства, реструктуризацию естественных монополий, принятие земельного кодекса. Также предполагается реформирование в области здравоохранения, системы образования и социального обеспечения.
Выводы. В постперестроечный период Россия перешла к складыванию рыночных отношений, т.е. начала новый этап модернизации экономики, на пути к которой встретились большие трудности и были допущены серьёзные ошибки со стороны политического руководства страны. За десятилетие преобразований возникли острые социальные проблемы, вызвавшие раскол общества на бедных и богатых.
Реформирование страны не завершено. Следует сделать ещё много для того, чтобы построить правовое государство и обеспечить достойную жизнь каждому человеку.
3. Внешняя политика в 1991 - 2000 гг.
Ослабление позиций России на международной арене. После распада СССР Россия стала правопреемницей СССР в Организации Объединённых Наций. К началу 1992 г. она была признана 131 государством мира. Но место и роль России в системе международных отношений изменились. Снизилась внешнеэкономическая активность России.
Во взаимоотношениях со странами "ближнего зарубежья" возникли трудности. Между Российской Федерацией и Грузией обострились противоречия, связанные с нечёткой позицией России в грузино-абхазском конфликте. Разногласия возникли и с Украиной по вопросам раздела Черноморского флота и Крыма, завоёванного во второй половине ХVIII Россией и переданного Н.С. Хрущёвым в 1954 г. Украине. Во взаимоотношениях со странами Балтии камнем преткновения стала проблема русскоязычного населения. Россия лишилась союзников в Восточной Европе.
Важным направлением внешней политики России является развитие отношение со странами СНГ (Содружество Независимых Государств), представляющими новую форму сотрудничества республик бывшего СССР. Эти страны получили международное признание и поддержку.
Россия и Запад. Укреплению и расширению связей России на международной арене способствовали визиты Б.Н. Ельцина в Англию, Италию, Канаду, Францию, США в конце 1991 - 1992 гг.; Индию - январь 1993 г.; его регулярные встречи с руководителями ведущих мировых держав.
Руководство России предприняло новые инициативы в области ограничения и сокращения вооружений. Россия сняла с боевого дежурства около 600 стратегических ракет, ликвидировала 130 шахт пусковых установок, заявила о сокращении Вооружённых сил на 700 тыс. чел.
В начале февраля 1992 г. на встрече в Кэмп-Дэвиде российский и американский президенты приняли Декларацию, в которой была зафиксирована новая формула взаимоотношений между странами: "Россия и США больше не рассматривали друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения теперь характеризовались дружбой, партнёрством, основанных на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе".
Основными вехами ликвидации "холодной войны" стали: заключение договора о сокращении стратегических вооружений (СНВ - 2) в декабре 1992 г., предусматривавшего взаимное сокращение Россией и США к 2003 г. ядерного потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уровнем, установленным соглашением по СНВ - 1; визит Б.Н. Ельцина в США в сентябре 1994 г.; вывод российских войск из Германии (август 1994 г.).
Большие сдвиги были достигнуты во взаимоотношениях с Францией, Великобританией, Италией, Германией. Россия стала участником ежегодных встреч лидеров "большой семёрки" - ведущих развитых стран, где обсуждаются важные экономические и политические вопросы. Россия пока не имеет статуса полноправного участника. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы.
Россия - Восток. Важной вехой в восточном направлении внешней политики стали визиты президента России в Китай, улучшение отношений с Индией, странами Юго-Восточной Азии. Новое состояние стагнации в целом находятся и в отношениях со странами восточных государств и некоторых стран Азии и Африки.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта websites.pfu.edu/IDO/ffec/