Ценовая система и ее структура
Оглавление
Введение
1. Система цен. Виды цен
2. Участники рынка в системе цен
2.1 Национальный рынок
2.2 Мировой рынок
Заключение
Список литературы
Введение
В период финансового кризиса нарушаются экономические взаимоотношения на внутреннем и мировом рынках, движение товарооборота, следовательно, производственный процесс во всех отраслях экономики. На систему цен происходит влияние внутренних и внешних факторов ценообразования.
Зависимость российской экономики от экспорта сырья, в частности нефти, влечёт серьёзные трудности в работе различных отраслевых сферах. Отмечаются снижение спроса на товары как внутреннего, так и внешнего рынков, девальвация рубля, а в некоторых случаях затоваривания рынка по причине отсутствия спроса на определённый вид товара. В сложившихся условиях участники экономических отношений вынуждены искать новый подход, как в процессе производства, так и в системе цен. ТК ЕвразХолдинг торговая политика «предполагает постоянный контроль изменения складских запасов и динамики розничных цен, контроль дебиторской задолженности. Кроме того, предполагается более широкое использование такого инструмента при поставках металла, как банковская гарантия.» [13]
В связи с неплатёжеспособностью населения и развитием государственной программы строительства жилья приведёт к поддержке одних строительных компаний и связанных с ними промышленного сектора, и останове или банкротства других строительных компаний. На рынке жилья переход строительной отрасли от рыночной экономики к плановой связан с тем, что «2009 г. доля горзаказа составит где-то 75% всех квартир, строящихся в Москве… общее число «квадратов», в свободной продаже, будет мизерным. …что "обескровит" мелких застройщиков... Падение цен на рынке жилья не будет. Неизбежно сократиться предложение. В сложившейся ситуации, крупнейшим компаниям, таким как «Главмосстрой»... легко прогнозируется увеличение доли «бюджетного строительства».» [14]
Импортируемые товары также входят в систему цен государства.
Например, компания KIA Motors RUS в 2009 году запланировала продать в
РФ 100 тыс. автомобилей. Из них «45 тысяч машинокомплектов для дальнейшего производства автомобилей будет импортировано из Словакии, где KIA также осуществляет свою деятельность, в Калининград (на завод "Автотор", который производит автомобили марки KIA). 35 тысяч автомобилей будут произведены на заводе в Ижевске (принадлежит компании "Ижавто"), 20 тысяч автомобилей будут импортированы из Кореи.» Предусмотрен список сервисных услуг - техпомощь и эвакуация автомобиля в случае поломки или ДТП, предоставление подменного автомобиля, ремонт без предварительной записи и специальные постгарантийные пакеты обслуживания.» [15] Также разработана программа кредитования одним из крупнейшим российским банком - "Газпромбанк" для розничных клиентов марки КИА.
Цель работы рассмотреть систему цен, её структуру. Для этого выполнено ряд задач, а именно 1) что такое система цен; 2) обозначить основные виды цен входящих в систему цен; 3) рассмотреть факторы влияния на цены; 4) участники рынка в системе цен; 5) национальный рынок и функции цен в системе цен; 6) мировой рынок в системе цен.
Работа состоит из двух глав, заключения и списка литературы. Работа в целом выполнена методом анализа определений «система цен» и «ценовая система». Первая глава выполнена на основе первых составляющих определений – система цен как единая, упорядоченная совокупность различных видов цен. Были рассмотрены виды цен и факторы влияния на цены.
Вторая глава выполнена на основе второй составляющей определений, – экономические взаимоотношения участников рынка; функционирование национального и мирового рынков в системе цен.
При написании работы мною были прочитаны и использованы учебные пособия «Цены и ценообразование», периодические издания – «РЦБ», «Вопросы экономики», а также экономические статьи из службы Интернета.
1. Система цен. Виды цен
«Система цен – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.» [2, С.5]
«Ценовая система – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков.» [3]
«Система цен состоит из множества отдельных блоков (оптовые цены, закупочные цены, розничные цены, тарифы грузового и пассажирского транспорта), находящихся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. Изменение цен в одном блоке, ведет к изменению в других. Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности.
Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии под влиянием множества факторов.» [4]
Рассмотрим первую составляющую системы цен – виды цен.
«Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.» [3]
«Оптовые цены делятся на два подвида:
– оптовая ценна предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции оптово-сбытовым организациям. Она состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС;
– оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации – потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям. Эти цены включают в себя кроме оптовой (отпускной) цены снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка – это цена услуги по снабжению и сбыту. Она также должна компенсировать издержки этих организаций и обеспечивать им прибыль.
Разновидность оптовой цены предприятия изготовителя является трансферная цена, которая применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Трансферная цена может влиять на конкуентноспособность фирмы на рынке. Например, путём занижения цены на сырьё и материалы, поставляемые дочерними предприятиями.
Разновидность оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок), которая формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с неё в зависимости от качества товара, от места поставки, биржевого контракта.» [1, С. 27-28]
«Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере - предприятиям, организациям, предпринимателям.» [3]
«Розничная цена образуется из следующих экономических составляющих: оптовая цена промышленности, НДС и торговая надбавка или торговая скидка, налог с продаж.
Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).» [1, С. 31]
«Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.
Закупочные цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.» [3] «По своему составу закупочная цена содержит себестоимость и прибыль необходимую для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства. В закупочные цены не входят НДС и акцизы.» [1, С. 29-30]
«В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов.» [3]
«Ценовой паритет должен обеспечить через цены взаимовыгодный обмен продукции между промышленностью и сельским хозяйством без потерь как для сельского хозяйства, так и для промышленности.» [1, С. 30]
«В принципе термин "закупочные цены" можно трактовать гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.» [3]
«Тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения.
Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС. Затраты грузового транспорта распределяются по двум ставкам: ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за перевозочную операцию (транспортировка грузов).» [5]
«Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками).
При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.» [3]
«Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот – экспортные и импортные цены. Эти цены обладают специфическими чертами – они отражают внешнеэкономические связи с другими странами и значительное влияние на их уровень цен мировых рынков, формируемых на условиях производства и реализации мирового хозяйства.
Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков. Мировая цена формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и так далее.
Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта.
На экспортируемые товары в мировой системе действуют два вида цен: цена франко – станция отправления и цена франко – станция назначения. Они различаются методами возмещения транспортных расходов и имеют много разновидностей.
На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены и надбавки к ценам. На импортные товары цены устанавливаются на основе импортной (контрактной) стоимости с включением расходов по закупке и доставке до границы в валюте страны – экспортёра. Затем на территории РФ импортная стоимость пересчитывается на рубли по официальному курсу ЦБ РФ. К ней добавляются налог на импорт, таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи.
Розничные цены на импортные потребительские товары устанавливаются внутри странны, как правило, свободными, исходя их соотношения спроса и предложения.» [1, С. 40-41]
«Дж. Б. Эванс, В. Берман выделили пять основных факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс ценообразования: потребители, правительство, участники каналов сбыта, конкуренты, издержки производства. Все эти факторы можно условно разделить на две основные категории - внутренние и внешние.
К основным внутренним факторам, определяющим уровень цен товаропроизводителей, относятся: уровень издержек производства; особенности производственного процесса (мелкосерийное, индивидуальное или массовое); специфика производимой продукции (степень ее обработки, уникальность, качество); доступность необходимых для производства ресурсов (трудовых, материальных, финансовых); организационный уровень, степень использования прогрессивных методов производства; рыночная стратегия и тактика производителя и т. п. факторы.
Основные внешние факторы, влияющие на процесс ценообразования на товар конкретного производителя: потребительские предпочтения относительно данного товара (благоприятные или неблагоприятные); уровень доходов покупателей; потребительские ожидания относительно будущего/изменения цен и собственных доходов производителя; цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые, взаимодополняющие); цены и неценовые предложения конкурентов и пр. Факторы внешнего порядка практически не подвластны контролю со стороны товаропроизводителей, но обязательно учитываются при формировании цены на выпускаемую продукцию.» [9]
2. Участники рынка в системе цен
К участникам рынка в системе цен относятся:
- «потребители – психологические аспекты поведения покупателей (потребности, нуды, запросы, мотивация при выборе товара или услуги, способы приобретения, отношение к продукции, чувствительность к ценам и качеству товаров и услуг) и экономические аспекты поведения покупателей (покупательная способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями).
Рыночная среда. Это понятие является очень сложным и многогранным, так как рыночная среда формируется под влиянием большого количества экономических, политических и культурных факторов. Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии.
С точки зрения ценообразования основной отличительной чертой этих типов рынка является степень влияния предприятия на установление рыночной цены. Максимально оно сказывается в условиях монополии, а минимально – при совершенной конкуренции. Цена на рынке может контролироваться отдельной фирмой, группой фирм, государством и самим рынком.
Участники каналов товародвижения. Товародвижение - это процесс, обеспечивающий доставку товаров конечному потребителю. Известно, что существуют три основных вида его каналов:
– прямые (товары и услуги доставляются конечному потребителю без участия посредников);
– косвенные (товары и услуги доставляются конечному потребителю с помощью одного или нескольких посредников);
– смешанные (когда объединяются особенности первых двух видов каналов).
С точки зрения ценообразования интерес представляет влияние участников каналов товародвижения на возрастание цены. Чем большее количество посредников находится между производителем товара и его конечным потребителем, тем значительнее розничная цена будет выше отпускной, первоначальной цены предприятия - изготовителя данной продукции. В итоге это ограничит спрос на товары или услуги, что в свою очередь приведет к снижению цен и тем самым будет способствовать оптимизации каналов товародвижения. Вместе с тем в результате мультипликационного эффекта может сложиться прямо противоположная ситуация: при росте цен будет наблюдаться неограниченный спрос, так как в движение придет инфляционная спираль "цены - заработная плата".
Государство. Можно выделить три формы влияния государства на ценообразование: фиксирование цен, регулирования цен и регулирование системы свободного ценообразования.
Фиксирование цен:
– использование прейскурантных цен. Прейскуранты цен товаров и услуг - это официальные сборники цен и тарифов, утверждаемые и издаваемые министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Обычно с помощью прейскурантов регулируются цены продукции предприятий-монополистов: электроэнергии, газа, нефти, коммунальных услуг, транспорта. Цены данной продукции вызывают мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на определенном уровне способствует стабилизации цен во всех других сферах и, соответственно, экономической ситуации в целом. Самым трудным моментом является установление уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Фиксация цен на уровне выше рыночной приводит к состоянию избытка предложения на рынке, а ниже - к дефициту;
– фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее (монопольное) положение на рынке, которое позволяет им существенно влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в итоге ограничивает свободу действий других участников рынка. Решить вопрос о том, является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает антимонопольное законодательство;
– замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и осуществляется исключительно в целях стабилизации положения. Применение замораживания цен считается целесообразным только в краткосрочном периоде.
Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен) представляет собой введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий.
Регулирование системы свободного ценообразования осуществляется посредством законодательного регламентирования ценообразовательной деятельности участников рынка для ограничения недобросовестной конкуренции. Данный метод воздействия государства на процесс ценообразования заключается в установлении ряда запретов: на демпинг, недобросовестную ценовую рекламу, вертикальное, а также горизонтальное фиксирование цен.» [12]
2.1 Национальный рынок
«Национальный рынок – совокупный внутренний рынок, взятый в целом как рынок средств производства и рынок товаров народного потребления.» [6] «Рынок средств производства – товарно-денежные отношения в сфере реализации средств производства» [7], в частности средств труда и предметов труда. «Субъектами рыночных отношений являются промышленные предприятия, продающие и покупающие товары производственно-технического назначения. Формами организации рынка средств производства служат товарные и сырьевые биржи, торгово-посреднические фирмы, коммерческие центры, лизинговые компании, аукционы, ярмарки, страховые фонды. Рынок средств производства контролируется государством, которое принимает меры к устранению его монопольного характера.» [7]
«Эффективное функционирование рынка средств производства в значительной степени зависит от инфраструктуры. Рыночная инфраструктура - это система институтов и посреднических структур, связывающая производителя продукции (услуг) и потребителя в едином рыночном пространстве, устраняющая противоречия между масштабами производства и потребления и позволяющая всем ее участникам обеспечить достижение поставленных целей.
Следует отметь, что наряду с этим понятием используются еще ряд терминов:
• производственная инфраструктура – МТО и сбыт, оптовая торговля, система заготовок, хранение, посредничество и другие;
• социальная инфраструктура – образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, розничная торговля, ЖКХ, туризм, финансово-кредитные и страховые учреждения;
• институциональная инфраструктура – государственные органы, органы безопасности, научные органы, финансово-кредитные система, органы страхования;
• инфраструктура оптового рынка – биржи, банковская система, КПО, сервисные компании (рекламные агентства, центры маркетинговых исследований, аудиторские фирмы) и другие.
Важнейшим звеном инфраструктурного комплекса является инфраструктура оптового рынка, которая представляет собой комплекс рыночных элементов, обеспечивающих эффективное функционирование рынка.
Как показывает зарубежный опыт функционирования рынка средств производства в значительной степени зависит от развитого инфраструктурного комплекса.» [6]
«Цены опосредствуют производственные связи между отдельными сферами материального производства, отраслями, предприятиями, продавцами и покупателями товаров, они выступают в качестве общественной меры затрат на производство товаров и услуг, используются при определении многих экономических категорий в системе прогнозирования и учета.
Система цен не только пассивно отражает состояние экономики, она активно воздействует на воспроизводственный процесс и на распределительные отношения. Ценообразование и система цен - важное действенное орудие проведения экономической политики государства. Цена является одним из наиболее сложных экономических инструментов управления экономикой, затрагивающим все стороны хозяйственной деятельности государства и отдельных предприятий, а также оказывающим огромное влияние на решение социальных задач. При прогнозировании, разработке и применении цен учитывают объективно присущие им функции. Обычно в экономической литературе выделяют следующие функции цены: учетную, распределительную, стимулирующую, регулирующую и координирующую.
Учетная функция выражается в том, что цена служит мерой затрат труда, показывает, во что обходится обществу производство товаров. Эта функция позволяет использовать цены в экономических расчетах для исчисления всех стоимостных показателей: объема производства, величины совокупного общественного продукта, национального дохода, розничного товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли, рентных платежей, объема инвестиций и так далее Она позволяет выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товаров, определить величину издержек производства и обращения товаров.
Стоимостные показатели в свою очередь используются для определения темпов и пропорций развития отдельных отраслей и производств и соотношений между ними, для определения экономической эффективности инвестиций и внедряемых мероприятий научно-технического прогресса, эффективности производства и пр.
Распределительная (или перераспределительная) функция позволяет использовать цены для проведения определенной экономической политики по распределению вновь созданной стоимости в целях удовлетворения комплекса экономических интересов всех участников производства или преимущественного удовлетворения отдельных экономических интересов: общественных, коллективных или личных. Распределительная функция используется и для сбалансирования спроса и предложения товаров. Механизм действия распределительной функции цены основан на возможности отклонения цены от стоимости в силу воздействия общества (через налоги и пр.) на уровень и структуру цен.
Стимулирующая функция заключается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство и потребление отдельных товаров. Стимулирование производства товаров предполагает дифференциацию в ценах нормы чистого дохода (прибыли). Стимулирование ценами потребления товаров осуществляется через уровень и соотношение цен на различные товары: устанавливая одинаковый или различный уровень цен в пересчете на единицу потребительной стоимости товара, можно создать равную заинтересованность в потреблении всех товаров либо стимулировать потребление одних товаров и сдерживать потребление других.
Регулирующая функция заключается в воздействии цен на спрос и предложение отдельных товаров. Регулирующая функция цены позволяет определять объемы предложений товаров. В ее основе лежит принцип получения максимальной прибыли. Регулирующая функция цены действует по отношению к производственной деятельности отдельного предприятия, отрасли, то есть рынка отдельного товара.
Координирующая функция цены увязывает действие всех рынков между собой: рынков потребительских товаров, рынков средств производства (машин, оборудования, сырья и пр.), рынка труда, то есть рынков всего, что обеспечивает производство конечной продукции.
Каждая функция цены как относительно самостоятельная форма несет в себе определенную социально-экономическую нагрузку. Так, распределительная и стимулирующая функции в наибольшей степени несут социальную нагрузку, а учетная – экономическую. Рассматривая функции цены, следует иметь в виду, что они действуют не изолированно, а взаимосвязано, но вместе с тем они имеют объективно противоречивый характер. Так, например, использование стимулирующей или распределительной функций, требующих отклонений цены от своей основы, противоречит учетной функции. Но это противоречие мнимое, оно часто является отождествлением фактических затрат труда с общественно необходимыми. Между тем обоснованные отклонения цен от фактических затрат труда с целью стимулирования каких-либо прогрессивных изменений в социально-экономической жизни общества могут быть и одновременным приближением цен к общественно необходимым затратам труда.
Рыночная цена – сердцевина рыночного механизма. Она никому ничего не гарантирует, но лишь показывает, дает знак расширять, сокращать или вообще закрывать производство. Каждый предприниматель, приспосабливая свою деятельность под рыночную цену своего товара и рыночную цену товаров своих поставщиков, даже не имея непосредственных контактов с конечными потребителями, всегда работает именно на них и может довольно точно определять возможности развития своего производства, то есть планировать его. Рыночные цены позволяют каждому предпринимателю судить по ним о ситуации во всей экономике.» [8]
2.2 Мировой рынок
«Мировой рынок - сфера обмена между государственно обособленными хозяйствами.» [11] «Мировой рынок имеет достаточно сложную структуру, элементы которой тесно взаимосвязаны. В качестве основных элементов структуры мирового рынка можно выделить:
• международный рынок товаров, который включает международный рынок предметов потребления, международный рынок продовольствия, международный рынок машин и оборудования, международный рынок сырья;
• международный рынок капиталов, включающий, в свою очередь, международный рынок ссудных капиталов, международный рынок акций, международный рынок облигаций;
• международный рынок рабочей силы, состоящий из международного рынка рабочих и международного рынка специалистов;
• международный рынок услуг, элементами которого выступают международный рынок лицензий и ноу-хау, международный рынок инжиниринговых, транспортных, туристических, рекламных, страховых услуг, международный рынок программ математического обеспечения ЭВМ;
• международный рынок валюты.
Мировой рынок обладает рядом специфических черт по сравнению с национальным, к которым относятся:
1) мобильность ресурсов, товаров и услуг, которая на мировом рынке значительно ниже, чем на национальном;
2) движение товаропотоков на мировом рынке в большей степени, чем на внутреннем, подвергается политическому вмешательству и контролю со стороны государства;
3) существование собственной системы цен, называемых мировыми ценами;
4) использование своей валюты каждой страной в процессе расчетов на мировом рынке, что требует корректировки обменных курсов национальных валют относительно паритета покупательной способности.» [10]
«В современных условиях, наряду с сохранением международных картелей в некоторых отраслях, на мировом рынке усиливаются позиции крупнейших транснациональных корпораций США, Великобритании и других стран. Вместе с тем на мировом рынке в конкурентной борьбе участвует большое количество компаний, в том числе крупных национальных, опирающихся в своей конкурентной борьбе на помощь национального государства. Государства не только осуществляют мероприятия по защите национального рынка от ввоза товаров извне, но и проводят целенаправленную политику формирования экспорта своих национальных товаров. Деятельность транспортных корпораций и государства приводит к тому, что для современного мирового рынка характерна множественность цен, предполагающая существование различных цен на один и тот же товар (товар одинакового качества) в одной и той же сфере обращения и на одной и той же транспортной базе. Особенностью современной ситуации является развитие международных форм регулирования мирового рынка. Возникли как общие торговые организации в масштабе всего мира, например Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (ныне Всемирная торговая организация - ВТО), так и региональные экономические организации, связанные с развитием интеграции, в частности Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) (ныне Европейский союз - ЕС), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), а также целый ряд интеграционных группировок развивающихся стран. На состояние отдельных товарных рынков влияют также международные товарные соглашения, которые заключаются между странами-экспортерами и странами-импортерами для стабилизации рынков соответствующих товаров.» [11]
Заключение
«Все цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества факторов. В систему цен входят не только национальные, но и мировые цены. Причины взаимосвязанности цен заключаются в том, что существует единый процесс формирования цен на производство, все цены формируются на единой методологической основе: на законах стоимости, спроса и предложения и других экономических законах; хозяйственная деятельность всех предприятий связана между собой: они используют продукцию друг друга. К примеру, изменение тарифов на грузовые перевозки, электроэнергию отражается на ценах практически любой продукции. Таким образом, имеет место тесная связь всех элементов рыночного хозяйственного механизма.
Основную роль в системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относят топливно-энергетические отрасли, а также отрасли металлургии. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика закупочных цен на продукцию отраслей сельского хозяйства.
Существует тесная связь между системой цен и экономической средой, в которой действуют цены. Под экономической средой понимают товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию, то есть составляющие рыночной экономики.
Взаимосвязь (взаимозависимость) цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков, а, наоборот, предполагает такое движение.» [16]
На примере некоторых пунктов из энергетической стратегии России на период до 2020 года можно отследить систему цен и её структуру.
«Устойчивое снабжение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным ценам;
– формирование комплекса инфраструктурных производственных и непроизводственных отраслей (машиностроение, транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика, торговля и т.д.);
– поддержание экспортного потенциала государства. Повышение конкурентоспособности продукции ТЭК на внешнем рынке и увеличение объемов поставок продукции перерабатывающих отраслей;
– повышение эффективности производства, преобразования и использования энергоресурсов. Минимизация издержек народного хозяйства путем снижения совокупных затрат на покупку продукции ТЭК. В этих целях предусматривается рационализация структуры топливно-энергетического баланса, оптимизация цен и тарифов, уровня рентабельности, снижение потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;
– создание необходимых условий для перехода на энергосберегающий путь развития;
– расширение географической структуры экспорта продукции ТЭК.» [17]
Информационные технологии обеспечивают подъём ТЭК и всего реального сектора российской экономики, а также сферы услуг, в том числе и дистанционных государственных услуг в электронном виде.
«Значительный объем спроса ИТ приходится на несколько крупнейших компаний, находящихся под контролем государства (ОАО "Газпром", АО "Российские железные дороги", РАО "ЕЭС России", ОАО "Аэрофлот", ОАО "Связьинвест"). Далее - предприятия финансовой и нефтегазовой сферы, в меньшей степени, связи и торговли. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли значительно отстают в использовании ИТ.» [18]
Список литературы
1. Ценообразование и налогообложение. Учебник. / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 424 с.
2. // Налоговый вестник. 2008. № 5
О.В. Семёнова. Особенности цен на современном этапе. С. 3-9
3. finance-city/cenovaya_sistema_vidy_cen
4. ficus.barnaul.vzfei/lections/lection12.htm
5. ficus.barnaul.vzfei/lections/lection12.htm
6. yas.yuna/ (Ковалев В.П. Словарь бизнесмена.-Минск, 1995)
7. bibliotekar/biznes-15-5/226.htm
8. hi-edu/e-books/xbook102/01/index.html?part-002.htm
9. abcrmbureau/html/oaeoidu_oaiiiadaciaaiess.html
10. sysfinan/mirovoi_rinok.html
11. econom.freecopy/words.php
12. inventech/lib/pricing/pricing-0009/
13. m-invest/uk/digest/v?id=1178 По материалам ИИС «Металлоснабжение и сбыт». Дмитрий Дворецкий, исполнительный директор ТК ЕвразХолдинг
14. smetanews/index.php «Рынок жилья и плановая экономика в 2009 году»
15. nettoday/economics/12203-KIA_planiruet_uvelichit_prodazhi_v_RF_v_2009_godu_na_13.html
«Экономика и финансы» 16./03/2009 –РИА Новости
16. finleader/612.html «Система цен. Роль цены. Рыночная роль цены»
17. sagaz/?p=zakon&pg=5
18. linux.armd/ru/official_documents/ «Проект программного обеспечения для образовательных учреждений России» Официальные документы.
20