История государственного управления в России

рода "закрепощению" его. Были проведены меры и в интересах купечества, городских жителей. В 1720 г. был учрежден Главный магистрат. Изданный в 1721 г. регламент Главного магистрата разделил всех жителей города на "регулярных" и "нерегулярных" граждан. Первые, в свою очередь, делились на две гильдии: в первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры: вторая состояла из мелких торговцев и ремесленников. Все же остальное население получило название - "подлые люди".

Проведена реформа крестьянского сословия. Оно распалось на государственных крестьян (однодворцы, часть служилых по прибору, черносошные крестьяне) и крепостное (холопы, дворовые – работали при дворе, крепостные рабочие – при мануфактуре, крестьяне – на земле).

В 1724г проведена перепись населения и была введена подушная повинность. После переписи была введена паспортная система.

Ломке было подвергнуто и все областное управление. В 1708 г. вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. Во главе губернии стоял губернатор с весьма широкими полномочиями. У губернатора был свой штат помощников. В 1713 г. была сделана попытка создать при губернаторе "консилиум"(совет) из местных дворян. В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50 провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора.

Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли, а для захвата торговли применялся такой примитивный, но действенный способ, кяк введение монополий на заготовку и сбыт определенных товаров как внутри ее, так и вне их. Первой была введена монополия на соль, но особое значение приобрела монополия на продажу товаров за границу.


9. Государственная власть в период дворцовых переворотов середины 18 века.

28 января 1725 г. скончался Петр I. В 1722 г. в связи с делом царевича Алексея и ранней смертью сыновей Петра от брака с Екатериной он издал указ, по которому престол должен был наследовать человек, указанный в завещании императора. Петр такого завещания не оставил. С этого момента престол становится объектом борьбы различных придворных группировок, в которой огромную роль играла гвардия. История России с 1725 по 1762 г. ознаменована рядом дворцовых переворотов. Они совершались с необыкновенной легкостью, так как не меняли природы самодержавия. Речь шла о переходе власти от одной дворянской группировки к другой. Борьба за власть не меняла основу организации политической жизни общества. Так, в царствование Екатерины I (1725 — 1727 гг.) и первые месяцы царствования Петра II (1727 — 1730 гг.) во главе государственного управления фактически был Меньшиков. С конца 1727 по февраль 1730 г. власть удерживали представители вельможной аристократии, стоявшие во главе Верховного Тайного совета, заменившего Сенат (Голицын, Долгоруковы).

Правление Анны Иоановны (1730 — 1740 гг.) и Иоана Антоновича (1740 — 1741 гг.), правившего при регентстве его матери Анны Леопольдовны, характерны засилием всякого рода иностранных аван­тюристов. Например, правление Анны называют бироновщиной, по имени герцога Бирона, бывшего при ней фактическим правителем России. Восшествие на престол в ноябре 1741 г. Елизаветы Петровны привело к перевесу при дворе русских дворян. Среди них наиболее видную роль играли фавориты императрицы Разумовские, Шуваловы. Наследником Елизаветы стал ее племянник, сын герцога Голштинского Петр III Федорович (1761 — 1762 гг.). Он был внуком Петра I и Карла XII. Петр III с первых дней начал проводить политику, чуждую русскому дворянству. Это грозило новой бироновщиной. Поэтому в июне 1762 г. гвардия совершила очередной переворот и возвела на престол жену Петра III — Екатерину II.

В условиях частых дворцовых переворотов и смен лиц, стоявших во главе государственного правления, конечно, не могло идти речи о продолжении крупных реформ, осуществленных в царствование Петра I (такие реформы будут проведены только Екатериной II). Правительства, сменявшие друг друга, ограничивали свою деятельность решением текущих вопросов. Ведущее место в политике заняло осуществление ряда мер, направленных на расширение прав и привилегий дворянства. Главный магистрат уничтожается, а губернские и городовые магистраты подчиняются воеводам. Облегчается служба дворян, им разрешается заводить мануфактуры.


  1. Реформы государственного управления во второй половине 18 века.

После смерти Петра Первого в стране были созданы органы, ограничивающие власть государя.

С 1725 – 1730 – верховный тайный совет;

С 1730 – 1740 – кабинет министров;

С 1740 – 1762 – конференция при высочайшем дворе.

Во второй половине 18 века проведена областная реформа – 1775г. Суть – губернии составлялись, исходя из численности податного населения. В губернии 300 – 400 тыс жителей, для уезда – 20 – 30 тыс. Многие села и слободы были превращены в уездные города.

Порядок управления губернией и городом:

Во главе стоял губернатор, создавалась казенная палата, которой руководил вице-губернатор (вопросы финансов и промышленности).

Создавался гражданский и уголовный суд, который осуществлял надзор за низшими судами губернии. Был создан верхнеземский суд для дворян, губернский магистрат – для горожан; верхняя расправа – суд над государственными крестьянами. Совестный суд – суд над малолетними и умалишенными. Создан приказ общественного презрения, он управлял школами, больницами, тюрьмами. Постепенно все коллегии закрылись и были заменены губернским правлением.

Городское население делилось на именитых граждан (банкиры, гор. интеллегенция – они освобождались от телесных наказаний) и мещан (ремесленники, городские старожилы и домовладельцы).

В городах была создана шестигласная Дума как постоянный исполнительный орган; она состояла из городской главы и шестигласных. Они ведали текущим управлением города.

Была создана общая городская Дума. Она избирала членов шестигласной Думы.

Губернские магистраты выполняли судебную и административную функции.


11.Система государственной власти в 1 четверти 19 века.

В начале 19 века была предпринята реформа высшего управления. В 1801г был образован непременный совет (постоянный) в качестве совещательного органа при императоре. Состав совета назначался самим императором из числа высших чиновников. Сенат был восстановлен в правах высшего судебно-административного органа с титулом «правительствующий». В свои руки он получил высшую административную, судебную и исполнительную власть. Сенат был разделен на 9 департаментов. Святейший сенод управлялся обер-прокурором, который выбирался из числа гражданских лиц; его назначал император. Высшее духовенство вызывалось, а не собиралось на заседания сенода. Это означало полное подчинение духовной власти светской.

С 1802 – 1811гг была проведена министерская реформа. Ее целью было сделать министерство высшим органом исполнительной власти. Было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, коммерции, юстиции, внутренних дел, просвещения и финансов. Вскоре – министерство императорского двора и уделов. Каждое министерство получило единообразное устройство. Во главе был министр и его товарищ (заместитель). Министерство делилось на департаменты во главе с директором департамента. Департамент делился на отделения во главе с начальником отдела. Отделения делились на столы во главе со столоначальником.

В основе деятельности министерств лежал принцип единоначалия и и строгое подчинение низшего высшему. Министр назначался императором и был ответственен только перед ним. Министерство входило в состав сената. В январе 1810 года был создан государственный совет. Он стал связующим звеном между законодательной, судебной, исполнительной властью и монархом.

Государственный совет состоял из общего собрания 4 департаментов: законов, военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии.


  1. Укрепление государственного аппарата во 2-ой четверти 19в.

Во 2-ой четверти 19 века с 25 – 55гг правит Николай I. За время его правления возрастает роль собственного Его Императорского Величества.

1. Канцелярия делится на следующие отделения:

1-ое отделение готовило бумаги для императора и рассматривало почту на его имя, следило за исполнением по ним распоряжений Императора. Существовало с 1812г.

2-ое отделение занималось кодификацией законов (объединением законов). Существовало с 1826г.

3-е - высшая полиция. Она следила за политическим настроем в обществе. Страна была поделена на 8 округов во главе с жандармами. Существовало с 1826г.

4-ое – управляло учебными, воспитательными, благотворительными учреждениями (Ведомство Императрицы Марии). Существовало с 1826г.

5-ое – Временное отделение – занималось реформированием деревни. Существовало с 1835г.

6-ое – Временное – управляло территорией Закавказья. Существовало с 1843г.

  1. Укрепление сословий.

В 1832г был издан указ об ограничении проникновения с среду дворянства буржуазных элементов. Для них была создана новая сословная категория почетных граждан двух степеней:

  • потомственные почетные граждане 1 степени (дети дворян, дети церковнослужителей, получивших образование, крупные предприниматели, купцы 1 гильдии, ученые и художники)

  • личные почетные граждане 2-ой степени (низшие чиновники, лица, окончившие вузы, дети церковников без образования).

Зарождающаяся буржуазия или предприниматели были поставлены в сословные рамки.

1845г – указ, который ограничивал приобретение дворянства через выслугу.


  1. Реформы 60-70-х годов 19 века. Развитие системы местного самоуправления.

1) Земская реформа январь 1864 года

Земства учереждались как волостные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Избирательная система земств строилась по принципу имущественного ценза – по куриям. Существовало три курии:

1.Земледельческая (все землевладельцы уезда, владевшие землей от 200 до 800 десятин или недвижимой собственностью).

2.Городская (входили собственники городских промышленностей и торговых заведений с оборотом не ниже 6 000 рублей в год).

3.Сельские крестьянские общества. Здесь выборы – многоступенчатые. Общества выбирают представителей на волостных сходах, а они – выборщиков для участия в уездном съезде.

Выбранные в земства назывались гласные. Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы – собрания гласных, они заседали раз в год.

Исполнительные – земские управы, они состояли из председателя и нескольких членов управления. Выборы в земства проводились раз в три года.

В ведомство земств входило местное хозяйство, распределение государственных податей, назначение местных сборов, устройство благотворительных учреждений, здравоохранение и народное образование.

Ограничения в деятельности земств.

1.Не было создано центрального органа земского управления.

2.В земствах запрещалось обсуждать вопросы, не относящиеся к их компетенции. Ограничивалась публичная деятельность земств: земские журналы и доклады проходили через цензуру.

3.Не дозволялось общаться между собой различным корпорациям земских губерний.

2) Июль 1870 года – городская реформа.

В городах создавались волостные органы общественного управления, избираемые на основе имущественного ценза. Избирателями становились купцы, промышленники данного города, владельцы недвижимости.

Избиратели делились на три курии:

1.Крупные налогоплательщики;

2. Средние;

3.Мелкие.

Все курии избирали равное число гласных в думу. Распорядительным органом стала городская дума, а исполнительным – городская управа под председательством городского головы.

В компетенции:

1.Благоустройство города

2.Развитие торговли, промышленности, здравоохранения, народного образования и установления местных налогов.

Городской голова совмещал правительство в думе и управе. Но правительство имело право не утверждать избираемых городских голов.

Срок выборных полномочий – 4 года.

За деятельностью дум и управ наблюдала губернская по городским делам присутствия, во главе с губернатором.

После этой реформы города стали превращаться из административных центров в центры народно-хозяйственной деятельности.

3) Финансовые реформы

Стали публиковать государственный бюджет и отчеты государственного контроля.

С 1862 года вводится единый распорядитель финансов – министерство финансов.

Вводится независимый ревизионный орган – государственный контроль, а на местах контрольные палаты.

В 1860 году создан государственный банк, а банки на местах как кредитные учреждения.

Отменены откупа и введена свободная продажа алкоголя, табака, сахара и соли, с обложением их акцизным сбором.

Последствия реформ.

К управлению страной, хотя бы на местах была допущена оставшаяся часть общества, а не только дворяне. Не было создано органа управления для привлечения общества к высшему руководству.


  1. Организация государственной власти в конце 19 – начале 20 веков. Государственная Дума.

После убийства Александра II первого марта 1881 года произошло некоторое ужесточение режима в отношение органов городского и земского управления.

В июне 1889 года был издан закон о земских участковых начальниках, они заменили мировых посредников.

Июнь 1890 года – вышло положение о губернских, уездных учереждениях:

1-я курия становилась только дворянской;

2-я – повышался избирательный ценз;

3-я (крестьянская) – лишалась самостоятельного представительства, гласных от нее учреждал губернатор.

Июнь 1892 года – новое городское положение. Поднимается избирательный ценз для участия в городских выборах. Городское управление перестало быть самостоятельным и было подчинено губернской администрации. Ограничивались заседания городской думы.

В 1905 году в стране происходили массовые беспорядки. На пике февраля 1905г был издан царский магистрат, который вводил в стране законосовещательный орган, каким стала Государственная Дума.

Права Думы:

  • Она была подотчетна государственному совету (верхней палате);

  • Дума имела право законодательной инициативы, но Император оставлял за собой право Вета;

  • Дума решала вопрос о финансах.

Выборы в Думу проходили по 4 куриям и были основаны на имущественном цензе:

  • Крестьянская курия (волость, уезд, губерния, Дума);

  • Рабочая курия – 3 ступени (уезд, губерния, Дума); могли выбираться только те рабочие, которые были квартиросъемщиками;

  • Городская курия (Губерния, Дума);

  • Земледельческая курия (губерния, Дума) – в основном дворяне.

Право быть избранным в Думу имели с 25 лет. Лишались избирательных прав женщины, студенты, военнослужащие, кочевники.

В состав Думы входило 480 человек.

До 17г существовало 4 Думы.

1. Дума с 27 апр. – 9 июля 1906г. Председателем стал Муромцев. Вопросы: аграрный, кадетский проект 42-х и проект 104 (проект трудовиков, крестьянская фракция).

Они предлагали:

  • создать в стране государственный земельный фонд;

  • не отчуждать в фонд земли у образцовых имений и помещичьих хозяйств;

  • за отчуждение земли предлагалось платить.

Проект 104 (примерно тоже самое) предлагал собрать всю землю и национализировать. За отчуждение земли предлагал не платить.

2. Гос Дума – 20 февр – 3 июня 1907г.

Председатель Думы – Головин. Активно проводилась тактика блоков. Левый блок – трудовики, социал-демократы, социал-революционеры, народные социалисты).

Правый блок – кадеты и октябристы.

Дума занималась вопросами:

  • аграрный (трудовики и кадеты повторили свои проекты от 1-ой Думы)

  • о помощи голодающим;

  • о помощи безработным;

  • о преследовании профсоюзов.

В начале июня 55 депутатов социал-демократов были привлечены к суду по обвинению в подготовке военного заговора. 3 июня вышел манифест о роспуске Думы и об изменении системы выборов в нее. Власть, которая потом установилась, называлась 3-е-июньской.

Для нее характерно:

1. Гос. Дума сохранилась и имела право утверждения бюджета и депутатского запроса.

2. Министры отчитывались перед Думой.

3. Сохранилось урезание свободы слова.

4. Существовала оппозиционная пресса.

5. Ликвидирован выкуп земель.

6. Введена социальные гарантии для рабочих.

Эта власть просуществовала до отречения Императора от престола. Но страна продолжала оставаться Абсолютной Монархией. Император обладал законодательной властью (статья 27 - … любой закон).

3 Гос. Дума (в условиях 3-е-июньской монархии)

1 нояб 1907 – 9 июня 1912гг.

Выборы в нее проходили по новой избирательной системе:

  • курия землевладельцев получила 50% мест;

  • городская курия была разделена на две части на основе имущественного ценза. Крупные налогоплатильщики получили в 1,5 раза больше выборных мест, чем мелкие;

  • от рабочей курии выдвигались депутаты от 6 губерний;

  • сократилось представительство от национальных окраин.

Большинство голосов получили октябристы, и многое зависило от них.

Решаемые вопросы:

  • аграрный вопрос; реформа Сталыпина – создание мелкой крестьянской единицы и разрушение общины;

  • рабочий вопрос. Для его решения была создана комиссия;

  • созданы конфликтные комиссии для рабочих и крестьян;

  • сокращен рабочий день с 11 до 6 часов.

1912г – закон о государственном страховании рабочих от несчастных случаев (только на рабочих местах).

  • Национальный вопрос. Финляндский вопрос. Уравняли права русских наравне с финами;

  • Еврейский вопрос. Был принят проект об образовании еврейского государства и переселении туда всех евреев.

4-я Государственная Дума.

15 нояб 1912 – 6 окт 1917гг.

Власть была у либералов. Руководитель – Рядзянка. Они стремились создать антиправительственный блок, но в начале войны они отказались от этого и выдвинули лозунг «Единого царя и народа!»

Цели войны:

  • Полностью воссоединить русский народ (Галицию, Угорскую Русь, Буковину);

  • Ликвидировать Вост. Пруссию и разделить ее между Россией и Польшей;

  • Ликвидировать Австро-Венгрию и создать большое югославянское государство;

  • Присоединение к России Константинополя.

С 1915г Дума требовала мобилизации промышленности на войну и создание правительства народного доверия.

В августе 1915г был создан прогрессивный блок, в который вошло большинство фракций Думы. Руководителем блока стал Милюков. Цели блока:

  • Создание объединенного правительства из лиц, пользующихся доверием страны.

  • Обновление состава местной администрации.

  • Строгое соблюдение законности.

Николай II издал в сентябре 1915г указ о прекращении работы Думы. Но последняя сессия Думы была только 14 февраля 1917г.

27 февраля Дума собралась последний раз и до 6 октября 17г существовала формально, после чего вышел указ о роспуске Думы.


  1. Государственная власть в марте – октябре 1917г.

После отлучения Государя от престола 2 марта в России фактически установилась республика, но провозглашена она была только 1 сентября 17г. Высшим органом власти стало Временное правительство. Во главе с марта по июль – Львов, с июля – Керехский. Временным правительством была создана чрезвычайная комиссия по расследованию должностных преступлений, совершенных царскими министрами и чиновниками.

На местах были созданы вместо губернатора комиссариаты. Высшая должность – комиссары. Все остальные органы – от прежнего правления. Путем соглашения между рабочими и администрацией был введен 8-и часовой рабочий день.

Вопрос о земле был передан на рассмотрение будущего учредительного собрания. На местах стали создаваться земельные комитеты.

Временное правительство ликвидировало жандармерию и охранку, но новых органов сыска не было. Вместо полиции – народная милиция, которая была дилетантской и дезорганизованной.

Временное правительство объявило о выполнении союзного соглашения и продолжило участие в войне на стороне Антанты.

До приезда Ленина в Петроград эсеры шли на сотрудничество с Временным правительством и не претендовали на властные функции.

При помощи эсеров в воинских частях были созданы солдатские комитеты, которые стали вместе с офицерами – органами власти, что привело к подрыву основного принципа существования армии – единоначалия и это привело ее к постепенному развалу. Массой фактов стал: дезертирство, отказ частей идти на фронт и участвовать в военных действиях.

К Октябрю 17г резко ухудшилась политическая и социальная ситуация в стране.

Были созданы директории из 5 человек во главе с Керенским. Директории переходила вся полнота власти.

14 сентября был создан ПРЕДПАРЛАМЕНТ, в который вошли все политические партии. Большевики впоследствии вышли из Парламента.

Из всего следует:

1. В 17г не существовало условий для социалистической революции, но были созданы все условия для взрыва, который был использован большевиками для взятия власти.

2. В 17г существовало несколько альтернатив развития:

  • либерально-демократический путь;

  • генеральско-диктаторский;

  • однородно-социалистический;

  • большевистский;

  • леворадикальный.

Большевистский путь развития осуществился в результате экономического и политического кризиса в стране, военного поражения на фронте, деморализации правых и либеральных партий, замешательству меньшевиков и эсеров, энергия Ленина и Троцкого.


  1. Организация новых органов власти в октябре 17г – июне 18г.

26 октября 17г – Декрет о мире. Этот декрет был адресован не правительству, а международному общественному мнению и свидетельствовал о желании новой власти подорвать сложившуюся мировую систему государств.

26 октября 17г – Декрет о земле. Была ликвидирована частная собственность на землю, леса и воду. Земля изъята у дворян и царского дома. Предусматривалась передача всей земли Советам и уравнительное право пользования землей. На каждого крестьянина по 2 –3 десятины.

2 ноября 1917г – Декларация прав народов:

  • провозглашено равенство и суверенитет народов бывшей Российской Империи.

  • Провозглашено равенство на самоопределение, вплоть до отделения.

  • Отмена всех национально-религиозных ограничений.

Октябрь – Ноябрь 17г. Декреты, направленные на слом старой государственной машины и создание новых органов центрального управления.

  • упразднение министерства, сената, синода. Высшим органом власти стал ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет). Председателем был Каменев, позже – Свердлов.

  • Высшим исполнительным органом стал СНК (совет народных комиссаров) – Ленин. Было создано 15 наркоматов.

  • Высшим органом революционной власти стали Советы.

  • Вместо милиции возник орган с таким же названием, но состав ее изменился и она была подчинена Советам. 28 окт 1917г – Декрет о милиции.

  • Старая судебная система была ликвидирована, и на выборных началах стали действовать народные суды, прокуратура, революционные трибуналы. Декрет от 22 нояб 17г.

7 дек 17г – постановление СНК об организации ВЧК (Всероссийская Чрезвычайная комиссия) по борьбе с контрреволюционерами и саботажем.

Организована Красная армия. Красная армия первоначально формировалась из кр. гвардии и на добровольных началах.

28 янв 18г – указ о создании РККА – рабоче-крестьянской красной армии.

26 окт 17г – ликвидирована смертная казнь.

21 июня 18г – смертная казнь была восстановлена.

10 ноября 17г – декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов. Были отменены все сословные деления и титулы. Все жители страны объявлялись гражданами Советской республики.

23 января 18г – церковь отделена от государства.

11 марта 18г советское правительство переехало из Петрограда в Москву, из-за опасности захвата города антибольшевистскими силами.

Декреты по экономическим вопросам.

14 ноября 17г – положение ВЦИК о рабочем контроле. Его установление связано с нежеланием старой администрации идти на сотрудничество с советской властью.

28 июня 18г – декрет о национализации промышленных предприятий и ж/д транспорта.

2 декабря 17г – декрет ВЦИК СНК о создании ВСНХ (высший совет народного хозяйства). На него возлагалась задача по проверке экономической деятельности государства, централизации и руководстве всеми экономическими организациями. ВСНХ обладал большими полномочиями, мог конфисковывать, приобретать, опечатывать любое предприятие.

14 декабря 17г – декрет ВЦИК о национализации банков. Все банки становились под контроль единого государственного банка РСФСР. Упразднена коммерческая тайна.

21 янв 18г – декрет ВЦИК онулировал государственные займы царского и временного правительства на сумму ~ 50 млд рублей, из них 16 млд – внешнего долга.

22 апр 18г – введена монополия на внешнюю торговлю.

Т.о., в условиях запаздывания революции большевики предприняли собственные шаги – утвердили компартию главную как политическую силу в стране.


  1. Конституция 1918г. и создание Советского государства.

10 июля 18г –первая конституция – конституция РСФСР.

По конституции законодательным органом был ВЦИК. В который входили Ленин, Свердлов, Калинин, Рыков – зам. Ленина. Исполнительным органом был СНК, который руководил наркоматами. Наркоматы занимались просвещением, образованием, здравоохранением и т.п., здесь же были РКИ (рабоче-крестьянская инспекция), ВЧК – (чрезвычайная комиссия) – занималась сыском. Это время называют Политикой военного коммунизма, т.к. она направлена на утверждение, часто насилием, социалистической системы жизни.

13 мая 18г – провозглашена продовольственная диктатура. Проводилась продотрядами и комбедами. Тотальное уничтожение частной собственности. Господство коллективного земледелия. Ввели безрыночную систему хозяйствования, путем ликвидации товарно-денежных отношений. Этот период называют периодом чрезвычайщины.

Следующим периодом стал период продразверстки. Был установлен конкретный план по изыманию продуктов.

С 15 апр 19г – исправительно-трудовые лагеря. Создавались концлагеря для участников борьбы против советской власти. По директиве казачество подлежало всеобщей ликвидации.

Третий этап – милитаризация труда. С его помощью восстанавливалось народное хозяйство.


  1. Конституция 1924г. Государственная власть 1924 – 1936гг.

31 января 1924г – первая Конституция СССР.

По этой конституции следующее государственное устройство:

ВЦИК – главный законодательный орган, который делился на 2 палаты. 1-ая – совет Союза 371 депутат (от каждой республики). 2-ая палата – совет национальностей 131 депутат (по 5 депутатов от каждой республики, и по 1 депутату от каждой автономной).

Постоянным органом стал Президиум – председатель Калинин. СНК – исполнительный орган. Председатель – Рыков. Ему подчинялись наркоматы.

Высшим органом стал Всесоюзный Съезд Советов. Ему подчинялся ЦИК (центральный исполнительный орган). ЦИКу подчинялись союзный совет и совет национальностей. А так же Верховный суд, которому в свою очередь подчинялся прокурор, а тому – ОГПУ.

На постоянной основе работал Президиум ЦИК. Ему подчинялся СНК.

СНК работал под руководством РВСР (революционный военный совет республики). СНК руководил постоянной комиссией СНК и наркоматами, которые делились на 3 категории:

  • общесоюзные наркоматы (иностранных дел, обороны, внешней торговли, путей сообщения, связи).

  • Союзно-республиканские наркоматы. Их представительства были и в республиках (ВСНХ, продовольствия, труда, финансов и РКИ)

  • Республиканские наркоматы (внутренних дел, сельского хозяйства, юстиции, просвещения, здравоохранения).

Постоянная комиссия состояла из: Главлита (цензура), СТО (совет труда и обороны), Госплана, Главного концессионного комитета, ЦСУ (центральное статистическое управление).

Избирательная система была многоступенчатой с разным представительством рабочих и крестьян.


  1. Конституция 1936г. Организация государственных органов в 1936 – 1940гг.

Причины тоталитаризма – самодержавие, при отсутствии каких-либо демократических институтов власти. Именно поэтому народ был готов к единоличному правлению и был спокоен. А также:

  • вековая традиция единодержавия;

  • желание совершить большой скачок в светлое будущее при неразвитости политических и экономических институтов. Это привело к использованию исключительно силовых методов для достижения цели;

  • за социалистический строй сталинского курса выступала наиболее отсталая в культурном плане часть общества (новые рабочие – выходцы из деревни). Партийное руководство формировалось из этих слоев населения. Из-за низкого уровня образования они приняли сталинскую схему.

  • партийное советское руководство формировалось по принципу личной преданности руководству;

  • монополия коммунистической партии на власть и слияние ее с государством.

В результате подобной трансформации в стране к концу 30-х годов окончательно сложилось тоталитарное государство, в котором реальной властью обладал партийный хозяйственный советский номенклатурный аппарат, управлявший всеми сторонами жизни.

Экономической основой государства стал, объявленный социализмом, принудительный способ организации производства. Производственные отношения представляли собой отношения экономической зависимости, которые стремились на уравнительный принцип, включая систему льгот и привилегий. Они зависели не от количества и качества труда, а от значимости исполняемых функций для политического режима. Уравниловка в оплате труда способствовала поддержке режима со стороны малоквалифицированных работников кассы, которых было большинство в стране.


  1. Государственная власть в 1941 – 1945гг.

В годы ВОВ все органы власти подчинялись И.В. Сталину. Под его руководством находились:

  • ставка верховного главнокомандующего(СВГК), который в свою очередь делился на представителей на фронтах и на штаб РККА.

  • ЦКВКП(б) (республиканские, областные, краевые, районные партийные комитеты);

  • Советские органы (республиканские, областные, краевые и районные);

  • СНК, который руководил наркоматами;

  • ГКО (государственный комитет обороны). Он в свою очередь делился на Городской комитет обороны и на Уполномоченных ГКО.

16 июля 1941г в армии и флоте был введен институт военных комиссаров – это чрезвычайная форма руководства партии вооруженными силами существовала до октября 42г. Все руководители страны отвечали за какой-либо участок работы. Молотов курировал производство танков, Маленков – самолетов, Вознесенский – оружия и боеприпасов.

Вышедшие из окружения части отправляли в лагеря НКВД для проверки.

Была проведена депортация:

  • в августе 41г – депортировали немцев Поволжья;

  • в ноябре 43г – калмыков;

  • с декабря 43г по май 44г депортировали чеченцев, ингушей, балкарцев, крымских татар, греков и армян;

  • в ноябре 44г с приграничных районов Грузии выселили турок.


  1. Государственная власть в 1946 – 1985гг.

  2. Конституция 1971г. Роль КПСС в советском государстве.

  3. Органы государственной власти в 1985 – 1991гг.

  4. Конституция 1993г. Государственная власть в России в 90-е гг.

Декларация о государственном суверенитете России. Б. Н. Ельцин — первый Президент Федерации. Суверенная Россия на пути либеральных реформ. Августовский путч 1991 г. и крах перестройки как по­пытки социалистического реформаторства. Прекращение деятельности КПСС. Курс на радикализацию реформ, переход к рыночным отношениям и либеральной политической модели. Первые шаги к рынку. «Шоковая терапия» и обострение ситуации в стране при правительстве Е. Т. Гайдара. Противоречия и социальные последствия приватизации. Последствия либерализации цен для населения; обесценивание денежных сбережений, рост цен в 150 раз, ухудшение качества питания и системы лечения. Спад промышленного производства, сокращение числа работающих, кризис колхозной системы, рост инфляции. Забастовки рабочих, служащих. Эмиграция научных кадров. Начало стабилизации экономической ситуации в 1996—1997 гг. Прекращение спада производства. Рост предпринимательства. Снижение инфляции. Укрепление курса рубля. Становление банковской системы. Рост числа акционерных обществ, частных предприятий и банков. Начало создания частнокапиталистического уклада. Демонтаж отжившей командно-административной системы и переход к экономическим методам регулирования. Рост внешней торговли и интеграция России в мировое хозяйство. Рост потребительского рынка. Формирование политической системы Российской Федерации. Установление отношений с субъектами Федерации. Стремление к сохранению территориальной целостности России. Борьба против преступности и терроризма. Развитие гласности, политического плюрализма, многопартийности. Создание новой системы законов. Широкая демократизация всей жизни общества. Новая геополитическая обстановка в мире и Рос­сии после распада СССР. Формирование внешней политики России как суверенного государства, ее основные направления. Отношения