Историографическое письмо как дискурсивная практика
убедительно показывает, что парадигмы художественности, пусть и в меньшей мере, чем для текстов художественных, свойственны историческому дискурсу не только в плане стилевого выражения, но и в плане способа мышления и представления исторической фабулы.Представляется возможным выявить некоторое измерение исторического нарратива, не сводимое ни к индивидуальным особенностям историка, его "почерку", ни к содержательным характеристикам историографического текста, ни к течениям исторической мысли эпохи. Такой характеристикой может стать историографическое письмо, понятое как некоторая дискурсивная практика. Именно историографическое письмо выступает в таком случае как синтагматическая развертка некой предшествующей ему схемы, которая существует в сознании историографа и является в прямом смысле парадигмой языка, определяющего специфику исторического дискурса.
Список литературы
1 Статья в первом варианте была опубликована в журнале "Дискурс", 5/6 - 1998. Новосибирск, 1998. (С.60-65).
2 Цит. по: Р.А. Киреева. Изучение отечественной историографии в дореволюционной России с середины XIX в. до 1917 г. М., 1983. С. 81.
3 Р. Барт. Нулевая степень письма // Семиотика / Сост. Ю.С. Степанов. М., 1983. С. 322.
4 Там же. С. 320.
5 В.Н. Топоров. "Бедная Лиза" Карамзина. Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет. М., 1995. С. 283.
6 Е.Е. Голубинский. История русской церкви: В 2-х т. М., 1880. Т. 1. 1-я половина тома. С. 96.
7 Н.М. Карамзин. История государства Российского: В 12-и т. М., 1989. Т. 1. С. 150-151.
8 С.М. Соловьев. История России с древнейших времен // С.М. Соловьев. Сочинения: В 18-и кн. М., 1988. Кн. 1. Т. 1. С. 173.
9 С.М. Соловьев. Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого // С.М. Соловьев. Избранные труды. Записки. МГУ., 1983. С.23.
10 С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Т. 1. С.170-171.
11 Н.М. Карамзин. История государства Российского. Т. 1. С.20.
12 С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Т. 1. С. 51.
13 Н.Я. Эйдельман: "Карамзин никогда не станет придумывать тех слов или событий, которых не видел в документах; однако, прочитав в летописи одну фразу, что византийская царевна Анна не хотела идти за киевского князя Владимира "яко в полон", историк излагает затем дело так: "Анна ужаснулась: супружество с князем народа, по мнению греков, дикого и свирепого, казалось ей жестоким пленом". Как видим, сочинен целый "внутренний монолог" ужаснувшейся Анны; ученый, работающий в ХХ веке, был бы тут крайне осторожен <...> Карамзин же рассудил, что если в 988 году психология в основном не отличалась от 1806-го, значит Анна думала так, как на ее месте - княжна или царевна из семьи Габсбургов, Бурбонов, Романовых..." (Н.Я. Эйдельман. Последний летописец. М., 1983. С. 61).
14 В.Н. Топоров. "Бедная Лиза" Карамзина. Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет. С. 90.
15 Там же. С. 91.
16 Н.М. Карамзин. История государства Российского. Т. 1. С. 20.
17 Там же. С. 21.
18 Ю.М. Лотман. Внутри мыслящих миров. М., 1996. С. 352.
19 М.П. Погодин. Древняя русская история до монгольского ига. М., 1872. Т. 2. С. VI.
20 Карамзин. История государства Российского. Т. 2. С. 20
21 Там же. С. 148, 149, 150.
22 Там же. С. 149.