Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
сложном тюлевом платье на розовом чехле, вступала на бал так свободно и просто, как будто все эти розетки, кружева, все подробности туалета не стоили ей и её домашним ни минуты внимания, как будто они родились в этом тюле, кружевах, с тою высокою причёской, с розой и двумя листиками наверху…».Девочек воспитывали так, что все события, происходившие в их жизни, они обсуждали с матерью: просили их разрешения, совета, участия в их судьбе.
«В то время как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа, взволнованная, прибежала к матери.
– Мама!. Мама!. он мне сделал предложение…».
Первым у кого «просили руки дочери» – конечно была мать девушки-дворянки.
«– Я приехал, графиня, просить руки вашей дочери, – сказал князь Андрей».
И только после разговора с матерью девушки, жених делал предложение и объяснялся в любви самой девушке.
«- Я полюбил вас с той минуты, как увидел вас. Могу ли я надеяться?.
– Любите ли вы меня?».
Получив положительный ответ, дворянин с этого дня считался женихом, а девушка, которой он сделал предложение – невестой.
Начинались приготовления к свадьбе.
Для содержания жены, родители невесты давали её будущему мужу приданное, которое выражалось или в деньгах, или в наследственном имении, а также было положено дать бельё, одежду, посуду, и другие вещи, для обустройства нового дома.
«Берг уже более месяца был женихом, и только неделя оставалась до свадьбы, а граф ещё не решил с собой вопроса о приданном и не говорил об этом сам с женою. Граф то хотел отделить Вере рязанское имение, то хотел продать лес, то занять денег под вексель…».
Хотя малое приданное девушке-дворянке готовилось практически самого её рождения, то большое приданное иногда было спорным для родителей на момент свадьбы, так как у дворянина могло быть несколько дочерей, и это зависело от того, какая из дочерей первой выйдет замуж, какой жених ей достанется и многие другие факторы.
Свадьбе девушки-дворянки предшествовала помолвка и обручение.
Свадьба девушки-дворянки занимала огромное место в её жизни.
Так как свадебная церемония начиналась с венчания молодых в церкви, девушка задолго готовила себя к таинству венчания, которому предшествовала церемония таинства причащения и всех церковных мероприятии, которые сопровождали это событие.
Задолго начинались приготовления к свадьбе, шили венчальное платье, обсуждали и готовили приданное, приглашали гостей, заранее готовились закуски, вина и прочее, всё то, что требовалось для свадебного стола, приглашали музыкантов, танцоров и т.д.
Торжественный обряд венчания был наиглавнейшим во всей свадебной церемонии и готовился он особенно тщательно. После свадьбы молодые уезжали на постоянное место жительства, т.е. девушка-дворянка покидала родительский дом, переезжая к мужу. В доме мужа ей предстояла новая жизнь, нужно было привыкать к своему новому положению жены, хозяйки, а затем и матери.
Хотя жизнь на новом месте многое меняла в обычном укладе жизни теперь уже женщины-дворянки, оставались старые друзья, привычки, и всё то, что она получила в родительском доме.
Женщина-дворянка по образу и подобию своего родительского дома старалась создавать быт и уют в новом доме, добавляя элементы нового, своего, присущего только ей.
Женщины-дворянки интересовались не только ведением своего дома, но и делами мужа, новостями светской жизни, принимала гостей, выезжала в гости сама, посещала театры, много читала, вела активную переписку с родными и друзьями, и многое другое.
Очень модным увлечением молодых девушек и женщин-дворянок было ведение дневника или записок о жизни. В свободное время девушки, а также и женщины увлекались гаданием на картах, раскладыванием пасьянсов, музицировали, разучивали новые музыкальные композиции и произведения, читали модные журналы. Но жизнь дворянки в столице и в губернском городе имела большие различия: жизнь в провинции протекала менее интересно, скучно, т. к. была ограничена многими факторами.
Так дворянка-женщина, проживающая в столице больше времени уделяла своему дальнейшему просвещению, интересовалась политикой, зарубежными новостями и т.д.
Не чужды ей были прогулки, маскарады, всякие увеселительные мероприятия. Так, например, зимой кроме катания на санях и санках девушки-дворянки увлекались катанием на коньках, для чего они посещали катки, где могли также знакомиться с молодыми людьми, общаться.
Женщины-дворянки увлекались игрой не только в настольные игры, но и в крокет и другие не менее интересные игры.
«Общество партии крокета, на которое княгиня Тверская приглашала Анну, должно было состоять из двух дам с их поклонниками. Две дамы эти были главные представительницы избранного нового Петербургского кружка…».
Большим увлечением дворянских семей была охота. Некоторые женщины-дворянки принимали непосредственное участие в этом интересном мероприятии.
Некоторые девушки и женщины дворянки хорошо умели держаться в седле, не уступая иногда мужчинам, принимая в охоте скорее роль зрителей, чем самих охотников. Они наслаждались прекрасной природой, атмосферой напряжённой скачки за зверем, любопытством к финалу всей этой интересной затеи – поимки зверя.
После окончания охоты всё дворянское общество, которое принимало участие в охоте собиралось на домашний деревенский ужин. После ужина все веселились, пели, смеялись, иногда плясали и вспоминали самое интересное, что произошло на самой охоте. На ужин подавались самые незамысловатые закуски и угощенья: грибы, лепешки, орехи, мёд варёный и шипучий, яблоки, сотовый мёд, варенье на меду и на сахаре, ветчина, жареная курица и т.д.
«Вронский и Анна прожили всё лето и часть осени в деревне. Было между ними решено, что они никуда не поедут: но оба чувствовали, чем долее они жили одни, в особенности осенью и без гостей, что они не выдержат этой жизни и что придётся изменить её.
Жизнь казалось, была такая, какой лучше желать нельзя: был полный достаток, было здоровье, был ребёнок, и у обоих были занятия. Анна без гостей всё так же занималась собою и очень много занималась чтением – и романов и серьёзных книг, какие были в моде. Она выписывала все те книги, о которых с похвалой упоминалось в получаемых ею иностранных газетах и журналах, и с тою внимательностью к читаемому, которая бывает только в уединении, прочитывала их. Кроме того, все предметы, которыми занимался Вронский, она изучала по книгам и специальным журналам, так что часто он обращался прямо к ней с агрономическими, архитектурными, даже иногда коннозаводческими и спортсменскими вопросами…».
Многие женщины-дворянки могли себе позволить путешествия за границу, и не только на лечение, а просто посмотреть мир.
«Вронский с Анною три месяца уже путешествовали по Европе. Они объездили Венецию, Рим, Неаполь и только что приехали в небольшой итальянский город, где хотели поселиться на некоторое время».
За границей они посещали не только исторические памятники, театры, но и встречались с художниками, поэтами, жившими и творившими свои шедевры вне России.
«Вронский, Анна и Голенищев, возвращаясь домой, были особенно оживлены и веселы. Они говорили о Михайлове и его картинах. Слова талант, под которым они разумели прирождённую, почти физическую способность, независимую от ума и сердца, и которым они хотели назвать всё, что переживаемо художником, особенно часто встречалось в их разговоре, так как оно было необходимо, для того чтобы назвать то, о чём они не имели никакого понятия, но хотели говорить. Они говорили, что в таланте ему нельзя отказать, но что талант его не мог развиться от недостатка образования – общего несчастия наших русских художников».
Некоторые женщины-дворянки уезжали за границу по совету докторов – на лечение.
«…Уже перед концом курса вод князья Щербацкие поехали в Карлсбад, Баден и Киссинген к русским знакомым…Взгляды князя и княгини на заграничную жизнь были совершенно противоположные…Княгиня находила всё прекрасным и, несмотря на своё твёрдое положение в русском обществе, старалась за границей походить на европейскую даму, чем она не была, – потому что она была русская барыня, – и потому притворялась, что ей было отчасти неловко…».
Огромное значение на протяжении всей жизни дворянки имела религия, вера в Бога, послушание и уважение к родителям.
Всех детей родившихся в христианской семье – крестили, с этого начинали свой христианский путь и девочки-дворянки. И далее их воспитывали в вере и любви к Богу, поэтому их жизнь не представлялась без веры и послушания.
«Петровками, в воскресенье, Дарья Алексеевна ездила к обедне причащать всех своих детей. Дарья Александровна в своих задушевных, философских разговорах с сестрой, матерью, друзьями очень часто удивляла их своим вольнодумством относительно религии. У ней была своя странная религия метемпсихозы, в которую она твёрдо верила, мало заботясь о догмах церкви. Но в семье она – и не для того только, чтобы показать пример, а от всей души – строго исполняла все церковные требования, и то, что дети около года не были у причастия, очень беспокоило её…».
«Однажды вечером, когда старая графиня, вздыхая и кряхтя, в ночном чепце и кофточке, без накладных буклей и с одним бедным пучком волос, выступавшим из-под белого коленкорового чепчика, клала на коврике земные поклоны вечерней молитвы, её дверь скрипнула, и в туфлях на босу ногу, тоже в кофточке и в папильотках, вбежала Наташа. Графиня оглянулась и нахмурилась. Она дочитывала свою последнюю молитву. Молитвенное настроение её было уничтожено».
Старые женщины-дворянки всячески старались поддержать своих детей, советом, наставлением, утешить в тяжёлую минуту, и всё женское было им не чуждо, хотя вели они себя очень сдержанно, из-за старомодного воспитания, из-за своего преклонного возраста, утраченного здоровья, и т.д.
Заключение
Подводя итоги данной работы, надо отметить, что невозможно охватить и отразить полностью быт женщины-дворянки, которая жила на стыке XIX и XX вв., так как быт каждого человека универсален, мы можем только обобщить все накопленные знания быта прошедших веков. Шло время, менялись эпохи, но в жизни дворян не было резких переходов, что-то старело, менялось, что-то на протяжении долгих лет оставалось неизменным.
Конечно, открытия XIX в. Внесли новую лепту в быт женщины-дворянки, она стала пользоваться благами цивилизации: так женщины стали пользоваться услугами железной дороги, посещая заграницу или перемещаясь внутри России. Изобретение электричества и телеграфа стало непременным атрибутом, сопровождавшим в жизни женщин-дворянок, они почти первыми стали пользоваться новыми услугами данного вида связи, что, несомненно внесло определённые удобства в их быт.
«Анна приехала в Петербург рано утром; за ней была выслана карета по её телеграмме, и потому Алесей Александрович мог знать о её приезде».
Этот маленький отрывок красноречиво говорит сам за себя, что в жизни и быту женщины-дворянки, все открытия цивилизации находили место быть, и женщины с удовольствием ими пользовались.
Но как мы уже отметили быт каждой женщины, в том числе и женщины-дворянки – индивидуален и зависит от многих причин: от родословной семьи, от места, которое занимает эта семья в обществе, от материального состояния семьи, от круга родственников, знакомых, друзей, соседей, от привычек, характера, воспитания, от физического состояния, и от многих других факторов. Каждая женщина-дворянка проделывала свой жизненный путь, иногда похожий на другие, иногда нет – от этого зависел и её быт.
Литература
1. Викторов В.В. Наука о культуре. Учебное пособие. – М., Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000.
2. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. – М., ПРИОР, 2000.
3. Мунчаев Ш.М. История Российского государства. Учебник для вузов. – М., ЮНИТИ, 2000.
4. Силичев Д.А. Основы культурологи. Учебное пособие. – М., 1997.
Толстой Л.Н. Анна Каренина. – Л., «Художественная литература», 1982.
6. Толстой Л.Н. Война и мир. – М., «Просвещение», 1981.
7. Тургенев И.С. Дворянское гнездо. – М.,» Правда», 1980.
8. Шишова Н.В. и др. История и культурология. Пособие для студентов. – М., Логос, 2000.