Франция
за 80-е гг. Недостатком географической структуры внешней торговли является значительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимися рынками.Французские компании прилагают большие усилия для расширения внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций. При этом в 80-е гг. произошло сокращение ее доли.
Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны, где основным объектом приложения капитала является Западная Европа, но значение ее уменьшилось. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось 86,4% французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%. За этот же период резко возрос удельный вес США — с 5,4% до 36,5%. В 80-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях — металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобритании.
В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в «третьем мире». В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на местный рынок.
Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступают им.
Крупный приток иностранного капитала начался в 60-е гг. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3товарного экспорта. Иностранный капитал сконцентрирован в ключевых, новейших отраслях промышленности, где он занимает нередко лидирующие позиции. Так, в нефтеперерабатывающей промышленности он контролирует 52% оборота отрасли, в химической — 55%, сельскохозяйственном машиностроении — 50%, производстве ЭВМ и средств информатики — 49%, точном приборостроении — 36%. Большинство иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых входят в число первых десяти фирм в отрасли. В производстве ЭВМ ведущее положение занимают американские «ИБМ» и «Хэниуэлл», в сельскохозяйственном машиностроении— «Интернэшнл Хавестер», «Катерпиллер», «Дир энд К°».
В обеспечении внешнеэкономической экспансии компаний на внешних рынках развивающихся стран важная роль отводится экономической помощи. За счет финансовой поддержки со стороны государства компании компенсируют свою слабость при освоении внешних рынков. По объему помощи Франция уступает только США и Японии, а по ее доли в ВВП превосходит все ведущие страны.
Несмотря на возрастание значения многосторонней помощи в связи с членством Франции в ЕС, приоритетное место остается за двухсторонней помощью. В условиях структурной перестройки экономики извивающихся стран и усиления процессов интернационализации производительных сил, увеличился объем технической помощи, которая стала важным средством обеспечения деятельности ТНК в обрабатывающих отраслях. Как и раньше, значительная часть помощи идет нa сооружение объектов инфраструктуры, но увеличивается доля аграрных и обрабатывающих отраслей.
Франция поддерживает достаточно устойчивые экономические отношения с Российской Федерацией. В экспорте основное место занимают машины и оборудование, химические и сельскохозяйственные продукты. Ввозит Франция из РФ топливо и сырьевые товары.
Торговый и платежный баланс Франции традиционно сводится с отрицательным сальдо. Дефицит образуется главным образом за счет минерального сырья, части химических и потребительских товаров, включая бытовую электронику. В последнее десятилетие ухудшилось сальдо торговли промышленными товарами. Крупные разрывы образуются в торговле с ФРГ и Японией.
Франция выступает как чистый импортер технологических достижений. Дефицит сделок по патентам и лицензиям в отдельные годы превышает половину отрицательного сальдо внешней торговли страны. В свою очередь, 73% всего дефицита технического обмена приходится на долю таких отраслей, как электроника, химия, информатика, 60% французских расходов на покупку патентов и лицензий идет в США.
В области внешнеэкономической политики приоритет отдается развитию экспорта импортозамещающих производств. Наряду с идеей«нового завоевания внутреннего рынка» выдвинута идея «нового завоевания западноевропейского рынка».
Развитие конституционного процесса после II мировой войны
Франция как никакая другая страна всегда приковывала к себе внимание историков, юристов, политиков. Своеобразие этой страны, свободолюбие ее народа, провозгласившего в преамбуле своей Конституции слова: "Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета", заслуживает уважения и изучения ее конституционных основ, ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и принятия Декларации прав человека и гражданина.
В послевоенное время в конституционном развитии Франции различаются два периода: первый - период Четвертой Республики - с 1946 по 1958 г., второй - с момента принятия действующей Конституции 1958 г. Основной закон 1946 г. был вдохновлен общим демократическим подъемом после победы над гитлеровским фашизмом - наиболее демократичный за всю историю страны -мог служить юридической базой для последующих социальных и политических преобразований. Конституция 1958 г. как результат изменения соотношения политических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пятой Республике. Непосредственным поводом для ее принятия послужил ультраправый мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в Национальном собрании за изменение ст.90 Конституции 1946 г., регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за передачу учредительной власти "сильной" личности - генералу Шарлю де Голлю. Одновременно Национальное собрание указало принципы, на которых должна основываться новая Конституция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование должно быть единственным источником власти, должны быть соблюдены принцип разделения властей, ответственность Правительства перед Парламентом, судебная власть должна быть независимой и должна быть создана новая организация отношений с колониальными народами.
Во время дискуссии в Национальном собрании Ш. де Голль согласился на установление парламентского режима и на разделение функций главы государства и главы правительства. Формальным условием создания новой конституции было требование к правительству проводить консультации с Конституционным советом консультативным комитетом, на две трети состоявшим из парламентариев и на одну треть - из членов Правительства. После разработки проект должен быть передан на референдум. Таким образом, процедура разработки проекта была мало демократичной. Основной закон разрабатывался главным образом, экспертами, причем специалисты по конституционному праву особенно не привлекались к работе над актом. Избранная процедура в определенной мере пресекла существовавшую во французской конституционной истории традицию разработки актов избранными народом учредительными собраниями.
В основу документа легли конституционные воззрения Ш. де Голля, высказанные им, главным образом, в речи в Байе, 16 июня 1946 г. Присутствовавшее в его концепции понимание власти и признание необходимости сильного государства в наибольшей мере способствовали представлениям политических сил, находящихся в тот период у власти.
Конституция состоит из преамбулы, 17 разделов и 93 статей. Разделы различны по объему. Наиболее крупные разделы посвящены Президенту Республики и отношениям между Парламентом и Правительством.
Основной закон 1958 г. установил иерархию юридических норм, действующих в стране. Наверху пирамиды находится Конституция, ниже - органические законы, еще ниже - обычные законы. Несколько особняком “держатся” законы, принимаемые на референдуме, международные договоры и соглашения, должным образом ратифицированные Францией.
Основной закон установил республиканскую Форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента). Неделимый характер французского государства определен ст.53 Конституции, в которой указано: "Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения". В случае отделения какой-либо французской территории она могла бы обрести статус государства только после подписания соответствующего договора о выходе из Франции. В настоящее время неделимая Франция включает 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), две территории с особым статусом (Майотта, Сен-Пьер и Микелон) и четыре, заморские территории (Новая Каледония, Полинизия, Уоллис и Футуна, Южные и антарктические территории).
Демократический характер Республики говорит о существовании в стране одноименного политического режима. Конституция указывает в качестве составных частей такого режима всеобщее голосование, прямое или косвенное, но всегда равное и тайное (ст.3), возможность существования политических партий и группировок (ст.4).
Собственно Конституция 1958 г. - это всего лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующего конституционного законодательства. В соответствии с ее преамбулой его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы граждан. В конституционное законодательство включаются не только два упомянутых акта, но и "основные принципы, призванные законами Республики", к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г.
Таким образом, особенностью действующей Конституции Франции является ее структура и порядок закрепления провозглашаемых прав и свобод. Хотя список не содержит ряда новейших прав и свобод, нашедших место в последних (по времени принятия) конституционных актах различных государств, но и Декларация 1789 г., и преамбула Конституции 1946 г. до сих пор остаются примером последовательно демократических документов. Круг прав и свобод, провозглашенных в них, широк, например, продолжает действовать даже такое экзотическое для нашего времени право, как правь на сопротивление угнетению. Оно было характерно для "золотого" времени буржуазной государственности, наступившего сразу же после того, как было покончено с феодальными порядками.
Главная черта Конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Французская центральная исполнительная власть имеет "двухглавую" структуру: она включает Президента Республики и Премьер-министра. Президент, обладающий собственными важнейшими полномочиями, осуществляемыми без контрассигнации членов правительства, должен нести ответственность за наиболее общие направления деятельности государства. На Премьер-министра, назначаемого Президентом, возложена обязанность представлять и осуществлять иные акты исполнительной власти. Он должен проводить в жизнь политику, исходя из общих ориентаций Президента. Правительство несет политическую ответственность перед Национальным собранием и уголовную перед обеими палатами парламента. Однако, юридическая иерархия исполнительной власти фактически не существует на практике с самого начала существования Пятой Республики установился обычай ответственности Правительства перед Президентом страны, т.е. был введен монизм исполнительной власти. Сосредоточение власти в руках главы государства и Правительства - одно из проявлений конституционно-автоританой тенденции во французском государственном механизме, которая всегда был ему присуща. Избираемый помимо парламента путем всеобщего и прямого голосования, Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Хотя формально-юридические полномочия Президента оставались неизменными за все время существования Пятой Республики, поправка, установившая ныне действующий порядок замещения поста главы государства, укрепила и без того его господствующее положение. Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены широкие возможности (включая юридические) для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и "через голову" парламента, например, при проведении референдумов на основании ст.11 Конституции. Основной закон 1958 г. - первая французская Конституция, закрепившая существование политических партий.
Еще одна особенность Конституции 1958 г. - учреждение Конституционного совета, органа, ранее не известного французской истории. Конституция 1958 г. в гораздо большей мере, чем любая из ее предшественниц, стала содержать нормы об одном из институтов непосредственной демократии, а именно о референдуме. В Четвертой Республике референдум мог проводиться только для пересмотра Конституции. В Основном законе 1958 г. в наиболее "чистом" виде предусмотрели эту процедуру ст. 11 и ст.89, хотя косвенное указание на референдум содержится и в ст.53. Статья 11 предоставляет право проведения референдума Президенту страны по определенному кругу вопросов, а ст.89 - при изменении Основного закона. Конституция 1958 г. по способу изменения является "особо жесткой", поскольку для ее пересмотра требуется проведение двух этапов - принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра Основного закона согласно ст.89 должен быть одобрен палатами Парламента в идентичной редакции. При этой процедуре обе палаты Парламента - Национальное собрание и Сенат - находятся в равных условиях. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть осуществлена двумя способами: либо на референдуме, либо в Конгрессе - на совместном заседании парламентских палат большинством в 3/5 голосов. Право выбрать способ ратификации принадлежит Президенту Республики. Однако для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не члены парламента. Процедура ратификации в Конгрессе предусмотрена для внесения в Конституцию незначительных поправок, когда проведение референдума нецелесообразно.
Первый абзац статьи 91 Конституции предоставил правительству право в течение четырехмесячного срока с момента промульгации этого акта принимать все меры законодательного характера, необходимые для применения Конституции. Юридически все нормы Конституции 1958 г. действуют, однако фактически некоторые статьи остаются лишь "мертвыми деревьями" во Французской "конституционной аллее". Положения раздела XIII практически не могут быть применены после распада Сообщества.
В настоящее время в Конституцию Франции 1958 г. были внесены поправки, пожалуй самые значительные после реформы 1962 г., изменившей способ избрания главы государства и установившей новый способ избрания главы государства, а также принципиально иную систему государственной власти в стране. Это закон об изменении Конституции, принятый 4 августа 1995 г.
Конституция
Ныне действующая Конституция Франции существует с 1958 г. По структуре содержит небольшую преамбулу, в которой подтверждает преемственность основных положений о правах человека, изложенных в Декларации 1789 года и Конституции 1946 г. Конституция содержит 16 разделов, 93 статьи. Основной принцип - верховенство закона и норм международного права.
Раздел 1 Конституции "О суверенитете" определил основные девизы и принципы страны. Девиз: "Свобода, Равенство, Братство". Принцип: "Правление народа, по воле народа и для народа". Статья 3 определяет носителя национального суверенитета - народ, признает равноправие мужчин и женщин в области реализации гражданских и политических прав. В статье 4 сформулировано отношение государства к политическим партиям. Этот термин был включен в Конституцию Франции в 1946 г. В период победы над Германией он имел особое значение и, как мы помним, наиболее гуманные и демократические изменения в конституционной политике страны приходились именно на этот период. Для учредителей Конституции Четвертой Республики этот термин означал развитие политической, экономической и социальной демократии. А преамбула Конституции сформулировала эти принципы как "особо необходимые в наше время". Конституция 1958 г. подтвердила дальнейшее развитие вышеуказанных принципов. Следующий существенный принцип, определяющий понятие политическая система - "национальный суверенитет - как источник государственной власти". В ст.З действующей Конституции этот принцип сформулирован так: "Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление". Каждому демократическому государству свойственна в первую очередь приверженность к взаимодействию с нормами международного права. В отличие от других государств, конституционно закрепивших приоритет международного права, Французская Конституция в статье 54 устанавливает механизм контроля за соответствием и взаимодействием, позволяющим избегать противоречий. Так в этой статье не хотели, чтобы существовали противоречия между международным правом и Основным законом страны. Разработан полностью механизм устранения противоречий, если они возникают в процессе ратификации международных соглашений. Раздел II посвящен Президенту Республики, его компетенции, порядку и процедуре его избрания. Раздел содержится в ст.5-19.
В разделе III регламентируется деятельность Правительства Франции (ст. 20-23). Раздел IV посвящен Парламенту страны, деятельности его палат, взаимоотношениям Парламента и Правительства. Продолжение изложения взаимоотношений Парламента и Правительства содержится в отдельном разделе V, Система взаимоотношений законодательной и исполнительной властей изложена в ст-34-51.
В разделе VI специально закреплены нормы "О международных договорах и соглашениях", что особенно важно для современной Франции в условиях интеграции в Европейское Сообщество (ст.52-55).
В Конституции Франции в разделе VII регламентируется деятельность Конституционного совета. Это исключительно интересный орган, И пример Франции может быть достаточно назидательным для России. Так, в состав сверх девяти членов в Конституционный совет пожизненно входят бывшие президенты Республики. Таким образом, "отставные президенты" не только не создают проблем Действующему руководству и Президенту, не становятся оппозицией, но и сами, имея большой опыт управления страной, помогают в решении важных проблем. В частности, в их компетенцию входят решения важных вопросов, проверка правильности избрания президента, депутатов, сенаторов и т.д., о чем будет сказано ниже более подробно.
Раздел VIII Конституции "О судебной власти", дополняют в IX, Х разделах "Высокая палата правосудия" и "Об уголовной ответственности членов Правительства". В разделе XI Конституции регулируется деятельность Экономического и социального совета, который по запросу Правительства дает свое заключение по проектам законов, ордонансов и декретов, а также по законодательным предложениям, которые представляются ему на рассмотрение. Правительство может консультироваться с Конституционным советом по любому вопросу экономического или социального характера, интересующему Республику или Сообщество.
Раздел XII Конституции "О территориальных коллективах" регулирует взаимодействие территориальных коллективов: коммун, департаментов, заморских территорий. Так представители Правительства в департаментах и на территориях, ответственные за обеспечение национальных интересов, осуществляют административный контроль за соблюдением законов.
Заморские территории Республик имеют свою особую организацию с учетом их собственных интересов в общей совокупности с интересами Республики.
В данном разделе, в статье 76 дается регламентация заморских территорий, а также возможность территорий стать либо заморскими департаментами, либо группируясь или порознь, государствами, - членами Сообщества.
Раздел XIII "О сообществе" утверждает, что все государства Сообщества пользуются автономией, самоуправлением, демократически и свободно распоряжаются своими собственными делами. Все граждане Сообщества, (а по Конституции существует только одно гражданство Сообщества), независимо от своего происхождения, расы или вероисповедания, равноправны. Они имеют одинаковые обязанности. Далее в разделе, в статье 78 изложена компетенция Сообщества, а в статьях 80-85 указаны органы власти и управления Сообществом. В статьях 86-87 - освещаются вопросы изменения статуса Сообщества и др.
Раздел XVI содержит положения о порядке пересмотра Конституции. В целом, Конституция Франции представляет собой Основной закон неделимого, светского, демократического и социального государства с республиканской формой правления, в котором достаточно четко определена сфера компетенции Президента, Парламента; процедура, применяемая при постановке вопроса об ответственности Правительства перед Национальным собранием и др.
Франция признала для себя обязательной юрисдикцию Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда.
Референдум
Референдум - возможность, предоставленная избирателям принять участие в решении важнейших государственных вопросов. Во Франции на национальном и на местном уровне (в коммунах) в настоящее время референдум является единственным видом непосредственной демократии. Его часто называют плебисцитом.
На национальном уровне референдум, согласно Конституции, предусматривается трижды.
Так, статья 89 Конституции предусматривает проведение референдума для ратификации поправок к Конституции. Однако, по смыслу Конституции такой референдум должен проводиться только в случае, когда авторами поправок будут парламентарии. Если же проект пересмотра не имеет, исходит от Правительства, то выбор способа ратификации зависит от Президента.
Голосование на референдуме может проводиться по следующим вопросам: 1) организация государственных властей; 2) соглашение о Сообществе (этот пункт в связи с распадом Сообщества в настоящее время утратил силу); 3) уполномочие на ратификацию международного договора, который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов. Применение известной статьи 11 Конституции очерчено тремя условиями: 1) голосование может проводиться по предложению Правительства или по совместному предложению палат Парламента, а не по инициативе Президента Республики; 2) если референдум проводится по предложению Правительства, то оно должно быть сделано во время сессии Парламента; 5) если проект принят на референдуме, то он должен быть про мульгирован в 15-дневный срок. Установленный Конституцией 1958 г. правовой порядок исключил какой-либо контроль за действиями Президента. Конституционная реформа, проведенная в августе 1995 г. изменила некоторые положения статьи 11 Конституции. Была расширена сфера применения референдума, вынесен вопрос о реформах в экономической и социальной политике, которого раньше не было. Таким образом, возможность передавать на референдум вопросы экономической и социальной политики исключила из круга полномочий Парламента способность разрешать эти вопросы большинством голосов на его заседаниях.
Как указывалось выше, референдумы могут проводиться по территориальным проблемам. Как и для любой другой страны этот вопрос достаточно щепетилен и рядом законов введены и действуют местные референдумы.
Экономико-географическое положение
Очертания Франции, которая находится на крайнем западе Европы, напоминают правильный пятиугольник со сторонами примерно по 600 км каждая. Более половины периметра составляют морские границы, омываемые Северным морем, проливом Ла-Манш (отделяющим континент от Британских островов), Атлантическим океаном и Средиземным морем.
Франция - одна из крупнейших капиталистических стран; она расположена в западной части Европейского материка. Территория Франции - 552 тыс. км2, а население - около 46 млн. чел. С юга страна омывается теплыми водами Средиземного моря, в котором Франции принадлежит о-в Корсика. У западных берегов страны ни днем, ни ночью не смолкает шумное дыхание волн Атлантического океана. А от северной соседки - Великобритании - Францию отделяют морские проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На северо-востоке, во Фландрии и Арденнах, Франция граничит с Бельгией и Люксембургом. Далее, к востоку, высятся куполообразные вершины Вогезов. Здесь проходит франко-германская граница. Достигнув р. Рейна, пограничные столбы круто поворачивают к югу, поднимаясь все выше и выше: сначала на горные склоны Юры, по которым проходит граница со Швейцарией, а затем на покрытые снегами хребты Альп, отделяющие Францию от Италии. Здесь находится самая высокая гора Западной Европы - Монблан (4810 м). Альпийские хребты прорезаны глубокими и довольно широкими долинами, удобными для сообщения. На юго-западе лежит менее высокая, но труднодоступная горная система Пиренеев. Она образует естественную границу Франции с Испанией и небольшим государством Андоррой.
Природные условия
Целиком расположенная в умеренных широтах, Франция тем не менее обладает удивительным разнообразием природных условий. Причина в открытости морским ветрам и действии тёплого течения Гольфстрим на севере и западе, горах на востоке и юге. Поэтому неподалёку от покрытых снегами отрогов Альп можно встретить пальмы на Лазурном берегу, а в суровой Бретани - обнаружить средиземноморскую растительность. В целом же климат на большей части территории умеренно континентальный с большими сезонными перепадами температур воздуха: от -20 °С зимой до 30 °С летом. Впрочем, западные районы лучше увлажнены и практически не знают заморозков.
Западнее диагонали Байонна - Седан высотные отметки над уровнем моря невелики, чаще всего ниже 200 м. Бульшую часть территории занимают равнины и невысокие плоскогорья Парижской и Аквитанской низменностей. Для них характерны контрастные ландшафты, что отчасти связано с их различным происхождением. Некоторые прибрежные равнины, например плато Фландрии, образовались в процессе намывания речных или морских отложений. Низкие плоскогорья, такие как Бос, Бри и Пикардия, осадочного происхождения. Их контуры образованы морскими известковыми и глинистыми отложениями мезозойского и третичного периодов. Рядом простираются живописные аллювиальные равнины, в том числе долины Сены и Луары. По периферии Парижской низменно-сти высотные отметки увеличиваются. Это наблюдается на севере в Арденнах, древнем герцинском массиве, изъеденном длительной эро-зией; на северо-востоке - на склонах Вогезов, обращенных к Лотарингии; на юге - в районах, обрамляющих Центральный массив; на западе - в Армо-риканском массиве. Такая же картина характерна для периферийных районов Аквитанской низменности, районов, примыкающих к Центральному массиву на востоке и к Пиренеям на юге.
Юго-восточная часть страны отличается более пересеченным рельефом. Расположенные здесь средневысотные горы поднимаются на 500-1700 м. Некоторые из них, например Вогезы и Центральный массив, представляют собой древние герцинские массивы, подвергшиеся тектоническим смещениям при поднятии Альпийских хребтов. Это - нагромождения каменных глыб, изрезанные долинами с крутыми склонами, что крайне затрудняет транспортное сообщение. Кроме того, в Центральном массиве немало потухших вулканов, таких как Канталь и Пюи-де-Дом. Еще более поражают воображение другие, менее обширные древние массивы, такие как изборожденные средиземноморскими ливнями Мор и Эстерель, хотя их высота не превышает 900 м. Массив Юра также представляет собой средневысотные, но молодые горы, которые образовались в третичный период. Эти складчатые горы осадочного происхождения, в породе которых преобладает известняк, отличаются более резким рельефом с чередованием хребтов с обрывистыми склонами и долин. Хребты нередко прорезаны узкими долинами и ущельями, по которым преимущественно и проходят транспортные пути. Схожие рельефы средневысотных гор встречаются также в северных и южных предгорьях Альп, где высотные отметки иногда достигают 2000 м. В результате более бурных процессов горообразования и сильной эрозии там сложился рельеф с обрывистыми склонами, переходящий местами в высокогорные массивы.
Высокие вершины определяют и облик центральных районов Пиренеев и Альп, формирование которых началось более 50 млн. лет назад, в третичный период, когда столкнулись европейская и африкан-ская платформы земной коры. Самые высокие вершины этих массивов, продолжающихся за пределами страны, - Монблан (4807 м) в Альпах, Виньмаль (3298 м) и пик Ането (3404 м, Испания) в Пиренеях. Взору открываются величественные пейзажи, унаследованные в значительной мере от ледникового периода: остроконечные вершины, изрезанные гребни гор и корытообразные глубокие долины. Древние и молодые горы занимают почти всю юго-восточную часть страны. Равнины пролегли лишь вдоль побережья, как в Лангедоке и на востоке Корсики, или между гор, как в долинах Соны и Роны.
По территории страны несут свои воды четыре крупные реки, и преимущественно по их течению сосредоточены города и развивается промышленность. Луара (1012 км) и Гаронна (575 км) вследствие непостоянного водного режима непригодны для современного судоходства, однако в устьях этих рек находятся такие активно работающие порты, как Нант, слившийся с Сен-Назером, и Бордо. Другие крупные реки, хорошо приспособленные для судоходства и имеющие сравнительно постоянный водный режим, являются важными судоходными артериями. Это прежде всего Сена (776 км) с крупными портами Парижского района - Руаном и Гавром, а также Рона (522 км на территории Франции), хорошо оборудованная на участке от Лиона до Средиземного моря. Что касается Рейна, русло которого на протяжении 190 км образует границу между Францией и Германией, то он относится к главным судоходным артериям мирового значения.
Разнообразием рельефа отличается и побережье. Протянувшись на 5500 км, оно представляет собой чередование весьма разнообразных ландшафтов. Береговые утесы тянутся нередко по прямой линии вдоль Ла-Манша в Артуа, Пикардии и Верхней Нормандии. Устья некоторых рек, в частности Соммы и Сены, вымывают полукругом обрывистый берег, а сами утесы отступают под воздействием морской и береговой эрозии. Скалистые берега по краям древних массивов и молодых гор имеют более причудливые очертания. Побережье Бретани, Прованса и западной части Корсики изрезано мысами и заливами, порой с прибрежными рифами. Неровная береговая линия удобна для сооружения портов, но в то же время затрудняет судоходство. Равнины и низкие плато Фландрии, Ландов, Лангедока и восточной части Корсики окаймлены песчаными пляжами. Эти берега благоприятны для развития морских курортов, однако неудобны для строительства портов. Наконец, заболоченные берега в Камарге и болота Пуату, в течение долгого времени остававшиеся необжитыми, сегодня привлекают туристов и являются природными парками.
Животный мир Франции сильно оскудел из-за человеческой деятельности, однако в лесах всё ещё можно встретить немногочисленных ланей, косуль, кабанов и др.
На севере страны расположен важнейший угольный бассейн Франции. Он дает почти половину добываемого в стране угля. Собственного угля Франции не хватает, зато железной руды так много, что значительная часть ее идет на экспорт. Главные залежи железной руды находятся на северо-востоке страны - в Лотарингии. Там сосредоточено и большинство металлургических заводов. На рудниках Франции добывают много железной руды и бокситов, уголь и калийные соли. На горных реках построены гидроэлектростанции.
Население
Население метрополии на 1 января 1998 г. составляло 58,7 млн. человек, и Франция, таким образом, занимает 21-е место в мире и 3-е - в Европейском Союзе. С учетом населения заморских департаментов и территорий, где проживает более 2 млн. человек, численность населения страны достигает почти 61 млн. человек.
П
ри
плотности 107
чел./км2 Франция
является одной
из густонаселенных
территорий
планеты (45 чел./км2
в мире, 29 чел./км2
в США), но средненаселенной
в Европе: она
занимает 9-е
место в Европейском
Союзе - далеко
позади Нидерландов
(460 чел./км2), Соединенного
Королевства
(240