Анализ конкурентоспособности продукции на производственном предприятии

насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам, стимулирующие к потреблению или накопле­нию и др.

Степень чувствительности спроса к изменению цены или до­хода измеряется с помощью коэффициентов эластичности (Ер) по цене или доходу (Еd):

 или ,

где  — процентное изменение количества спроса на услугу;

 — процентное изменение цен на услугу;

 — процентное изменение доходов покупателей.

Спрос считается эластичным, если величина этих коэффици­ентов больше единицы, и неэластичным, если их величина мень­ше единицы. При значении коэффициента эластичности равном нулю спрос считается абсолютно неэластичным, то есть никакое изменение цены не влечет за собой изменение спроса на услугу (например, спрос на товары первой необходимости).

В зависимости от целей маркетинга стратегии могут быть различными:

- стратегия ценового проникновения. Производители устанавливают на свой товар заниженные цены с целью привлечения покупателей и увеличения объема продаж;

- стратегия среднерыночных цен;

-стратегия ценовой дискриминации. Продажа одного и того же товара разным клиентам по различным ценам;

- стратегия «ценовых линий»;

- стратегия «падающих цен». Цены снижаются редко но значительно;

- стратегия стабильных цен;

- стратегия «снятие сливок». Кратковременное повышение цен с целью максимизации прибыли.

В соответствии с маркетинговой стратегией должны развиваться активы компании и ее технологический потенциал, поэтому необходима стратегия технического развития.

Качество продукции и ее конкурентоспособность существенно зависят от качества и режима поставок материалов и комплектующих, следовательно необходима стратегия взаимодействия компании с их поставщиками.

Создание и практическое использование системы менеджмента качества продукции зависит от людей, их квалификации и способности постоянно учиться и совершенствовать свои знания и умение, от их реального вовлечения в деятельность для решения проблемы качества. Это обусловливает необходимость стратегии эффективного управления персоналом.

Для планирования мероприятий по улучшению качества и устранению причин производства некачественных продуктов (услуг), выделение средств и людей для осуществления улучшений необходимы анализ и оценка затрат, связанных с качеством, и эффекта от улучшений, поэтому неотъемлемой составляющей стратегии компании является система прозрачного бухгалтерского и управленческого учета в рамках системы менеджмента качества продукции.

При формировании стратегии компании особое внимание следует уделять определению и развитию стержневой компетентности, т.е. тому комплексу взаимосвязанных ресурсов и внутренних возможностей компании, которые обеспечивают ее стратегическую конкурентоспособность, достижение устойчивых конкурентных преимуществ перед соперниками на рынке.

Формирование общей стратегии и комплекса функциональных стратегий компании предполагает не только разработку системы стратегических планов, но и формирование у руководителей и ведущих специалистов общего стратегического мышления скоординированного подхода к долгосрочным перспективам компании и принятию оперативных решений с ориентацией на них. Этого можно добиться, вовлекая в формирование стратегии более широкий круг людей, т.е. формируя соответствующую организационную культуру.

Стратегия качества (СК) должна рассматриваться как одна из важнейших функциональных стратегий и разрабатываться в виде неотъемлемой части общей стратегии компании, поэтому руководство компании, принимая решение о разработке и внедрении СК, должно задумываться о формировании всего комплекса стратегических компонентов.


Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «Фаворит»

 

2.1. Организационно – экономическая характеристика

предприятия ОАО «Фаворит»

 

Открытое Акционерное Общество «Фаворит» зарегистрировано Министерством юстиции г. Ростова – на – Дону 01 июля 1998 г.

ОАО «Фаворит» является юридическим лицом и действует на основании Устава, Федерального закона «ОБ акционерных обществах» от 26 декабря 1995г.

Основным видом деятельности Общества является производство и реализация автомобильных запчастей.

Количество акций Общества, находящихся в собственности одного акционера не ограничивается.

 Учетная политика, организация документооборота в Обществе устанавливаются приказом генерального директора.

 По месту нахождения Общества ведется полная документация, в том числе:

- учредительные документы Общества, а также нормативные документы, регулирующие отношения внутри Общества, с последующими изменениями и дополнениями;

- все документы бухгалтерского учета, необходимые для проведения собственных ревизий Общества, а также проверок соответствующими государственными органами согласно действующему законодательству;

- документы, подтверждающие право Общества на имущество;

- проспекты эмиссий Общества;

- протоколы заседаний, Общих собраний акционеров, Совета директоров и ревизионной комиссии;

- перечень лиц, имеющих доверенность на представление Общества;

- список всех членов Совета директоров и должностных лиц администрации Общества;

- положения о филиалах и представительствах;

- иные документы, предусмотренные Законом “Об акционерных обществах”, Уставом Общества, внутренними документами Общества.

 Эти документы должны быть доступны для ознакомления акционерами и их полномочным представителям в любое время в течение рабочего дня. Акционеры и их представители вправе снимать копии с указанных документов, кроме относящихся к коммерческой тайне Общества.

 Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Обществе, своевременное предоставление отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Общества, предоставленных акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет генеральный директор Общества.

На рисунке 2.1. представлена организационная структура предприятия «Фаворит».

 

Рис. 2.1 - «Организационная структура предприятия».

2.2. Маркетинг – как инструмент регулирования хозяйственной деятельностью ОАО «Фаворит»

 

Обеспечение эффективного использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от предприятия анализа протекающих на рынке процессов. Для этих целей пред­приятием ОАО «Фаворит» проводятся комплексные маркетинговые исследова­ния. С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков сбыта услуг, разработка новых видов услуг, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли.

Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования хозяйствен­ной деятельности предприятия в соответствии с рыночным спро­сом. Поэтому анализ производственных результатов деятельности предприятия должен начинаться с анализа его маркетинговой деятельности.

Основными задачами маркетингового анализа на ОАО «Фаворит» явля­ются:

- изучение спроса на услуги предприятия и рынков сбыта; обоснование производственной программы предприятия;

- анализ основных факторов, влияющих на спрос; выявление услуг, не пользующихся спросом;

- анализ ценообразования на предприятии; оценка основных стратегий ценообразования;

- анализ методов стимулирования сбыта услуг и выбор наи­более эффективных;

- выявление реальных и потенциальных конкурентов пред­приятия; оценка сильных и слабых сторон конкурентов, а также собственных преимуществ и недостатков;

- оценка конкурентоспособности услуг и предприятия в це­лом.

От рынков, на которых действует предприятие, зависит объем реализации услуг, средний уровень цен, себестоимость услуг, сум­ма полученной прибыли, рентабельность услуг. В связи с этим анализ рыночной конъюнктуры включает в себя оценку:

- структуры рынков и уровня их доходности;

- потенциальных потребителей услуг с учетом различных критериев;

- потребления услуг в расчете на душу населения;

- общего спроса на услуги на данном рынке;

- качества услуг, предоставляемых на данном рынке различными предприятиями;

- общей емкости рынка и рыночной доли конкретного предприятия.

Спрос как экономическая категория характеризует объем то­варов и услуг, которые потребитель желает и в состоянии приоб­рести по определенной цене на протяжении определенного пери­ода времени на определенном рынке.

На уровень спроса влияют следующие факторы: цены на услу­ги, качество предоставляемых услуг, потребительские предпочте­ния, доходы потребителей, ожидание потребителями изменения их доходов или цен на услуги, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам, стимулирующие к потреблению или накопле­нию и др.

Основными показателями величины рынка (количественны­ми показателями) являются емкость рынка и рыночная доля пред­приятия. Емкость рынка характеризует возможный объем реализа­ции услуг на данном рынке в течение определенного периода вре­мени.

Основной качественной характеристикой рынка является его доходность.

Процесс анализа состоит из следующих этапов:

1)                выделяются основные факторы, которые влияют на конъюнктуру рынка и оцениваются через систему статистических показателей;

2)                строятся динамические ряды по каждому показателю, с их помощью оцениваются действия данных показателей в прошлом;

3)                определяется значимость и степень воздействия основных факторов на конъюнктуру рынка в будущем на основе имеющихся оценок;

4)                определяется общий итог взаимодействия всех факторов, выявляются место и роль каждого из них.

Итогом маркетингового анализа должна являться всесторонняя характеристика конъюнктуры рынка — ситуации, сло­жившейся на рынке в определенный момент времени. Конъюнк­туру рынка характеризуют следующие параметры: соотношение спроса и предложения на данном рынке, уровня цен и доходов, степень конкуренции, «входные барьеры» на рынок, степень го­сударственного регулирования рынка, наличие сезонных или иных колебаний спроса и т.д.

Производственной и коммерческой стратегией предприятия предусмотрено разбиение всего инвестиционного периода (1,5 года) на шесть этапов - по одному календарному кварталу в каждом.

 Реализация товаров и услуг фирмы на освоенном рынке, выход и закрепление на новых рынках осуществляется в соответствии с данными анализа рыночной конъюнктуры и выбранной тактики позиционирования товаров и ценообразования в условиях конкуренции.

Последовательность действий фирмы по продвижению товаров на рынок подчинен схеме поквартального наращивания мощности производства (2-й, 3-й, 4-й инвестиционные периоды) и тактике позиционирования своего товара на целевых сегментах рынков в зависимости от поведения конкурентов.

В соответствии с динамикой наращивания объемов сбыта принимается следующая тактика продвижения товаров на рынок:

 1-й квартал - заключение договоров поставок "на заказ" по уже установленным контактам до инвестиционного периода;

 2-й квартал - работа "на заказ", реклама в Ростовской области;

 3-й квартал - ценовая дискриминация товаров конкурентов на новых рынках, реклама (Краснодарский, Ставропольский края);

 4-й квартал - выравнивание цен на товары на новых рынках до уровня среднерыночных;

- освоение новых рынков (ближнее зарубежье);

- цены - среднерыночные; повышение качества продукции, реклама.

В качестве каналов продвижения и сбыта продукции фирма использует:

- реклама в региональных газетах и на местном и региональном телевидении;

- участие в постоянно действующих выставках в г. Ростове-на-Дону;

- распространение рекламных листков на товары фирмы в России;

- рекламные щиты в г. Ростове-на-Дону, г. Батайске.

В своем комплексе маркетинга фирма широко использует возможности поддержки администрации Ростовской области в обеспечении хозяйствующих субъектов автомобильными запчастями.

Услуги автосервиса (антикоррозийной обработки автомобилей) фирма предлагает через рекламу в средствах массовой информации г. Ростова-на-Дону, других городов области; использует рекламные щиты.

Объем реализации фирмы по данному инвестиционному проекту прогнозируется исходя из производительности технологического оборудования, емкости выбранных рынков сбыта, а также установившихся средних рыночных цен на аналогичную продукцию и услуги.

Исходя из учитываемых факторов, осуществляется прогнозная оценка объема оборота фирмы в год в разрезе основных видов деятельности.

Объем продаж в натуральном выражении принимается из условия полной загрузки производственных мощностей предприятия по всем видам деятельности; розничная цена - по опыту пробных продаж продукции и аналогичных услуг на рынке.

Реальная производственная и сбытовая стратегия предприятия строится исходя из сезонности спроса на продукцию и услуги, однако для упрощения и наглядности экономических расчетов в дальнейшем принимается равномерная по месяцам производственная программа, относительно которой исчисляются потребные издержки производства при условии полной загрузки мощностей предприятия.

 

2.3. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит»

Для того чтобы оценить, является ли продукция предприятия конкурентоспособной, необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара – конкурента, оценить выполнение плана по номенклатуре, рассчитать коэффициент ритмичности, проанализировать какие факторы влияют на изменения объема реализации продукции.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска про­дукции по основным видам, включенным в номенклатуру (табл.2.1).

Табл. 2.1 - Анализ выполнения контракта на поставку продукции за первое полугодие

Виды продукции,

по которым заключен контракт

 

Ед. измере-ния

Постаика

 продукции для гос.нужд

Отклонение от заключенного контракта Выпол­нение плана, %
по контрак-ту

фактически

выполнено

1.Ведомый диск шт. 10 10 - 100
2.Ведущий вал шт. 10 9 -1 90
3.Опорная вилка шт. 10 10 - 100
4.Возвратная пружина шт. 10 8 -2 80
5.Цилиндр шт. 10 10 - 100

Отклонение в выполнении обязательств по поставке ведущего вала и возвратной пружины в отчетном периоде на 1 и 2 единицы соответственно (10%, 20 %) должно быть восполнено в последующем периоде.


Табл. 2.2 - Анализ ритмичности выпуска продукции (по декадам)

Декады месяца Выпуск продукции, тыс. р.

Удельный