Перевозка грузов Ж.Д. транспортом
применением частичной защиты.Она осуществляется с помощью консервационных смазок, ла-
ков, обертыванием водонепроницаемыми материалами, уст-
ройством деревянных щитов, колпаков, обшивки досками
легкоповреждаемых мест.
Упакованные
грузы допускаются
к перевозке
только в том
случае,
если тара
удовлетворяет
техническим
требованиям,
изложенным
в государственных
стандартах.
Грузоотправите-
ли
обязаны предъявлять
груз к перевозке
в прямом
железно-
дорожном,
водном и прямом
смешанном
железнодорожно-
водном
сообщении в
таре, обеспечивающей
сохранность
груза
при
транспортировании
в подвижном
составе железных
дорог,
на
автомобильном
транспорте
и судах пароходств.
При этом
должны
также учитываться
климатические
условия в пути
следования
и пункте назначения
груза. За прочность
изготов-
ления
тары, расположение
и устойчивость
груза внутри
нее
ответственность
несет грузоотправитель.
Размеры
и конструкция
тары должны
обеспечивать
наи-
лучшее
использование
грузоподъемности
и вместимости
ваго-
нов
и судов. Штучные
грузы должны
пакетироваться
или объ-
единяться
в более крупные
погрузочные
единицы (пачки,
связки,
мотки).
В.
целях улучшения
качества. тары
для обеспечения
со-
хранности
продукции при
транспортировании
и хранении, а
также
более рационального
использования
материалов
в по-
следнее
время введен
ряд новых стандартов
и внесены
изме-
нения
в действующие.
Стандарты
на тару разделяются
на о б щ е н о р
м а т и в-
н
ы е (установочные),
в которых излагаются
общие техниче-
ские
требования,
приводится
расчет конструктивных
элемен-
тов
(толщина материалов,
типы, конструкции
и т. д ) и
стандарты
конкретных
видов тары для
упаковки
определенной
продукции.
Первый вид
стандартов,
как пра-
вило,
применяется
для разработки
стандартов
второго вида.
Стандарты,
специализированные
для отдельных
видов
продукции,
учитывают
специфические
требования
продукции,
без
которых не
обеспечивается
ее сохранность
(повышенная
чистота
обработки,
применение
дополнительных
защитных по-
крытий,
характер соединения
деталей и т.
д.).
Наиболее
часто применяются
виды транспортной
тары:
ящики
разных типов
— дощатые плотные,
решетчатые,
ящики-
лотки
(для ягод), щитовые,
фанерные (спички,
чай), из гоф-
рированного
картона (продтара)
и другие, а также
барабаны,
бочки.
Технические
требования,
предъявляемые
к таре и упаков-
ке
грузов, транспортируемых
в районы Крайнего
Севера и
отдаленные
районы, изложены
в специальном
ГОСТе.
ГОСТом
повышены требования:
ящики усиливаются
стальной
лентой,
груз разделяется
прокладками,
на дно контейнера
устанавливается
решетка высотой
50 мм и т. д.
Маркировка грузов
Целью
маркировки
является наглядный
показ следующих
обязательных
требований:
1)
каждая отправленная
грузовая единица
должна следо-
вать
определенным
путем и достигнуть
места назначения;
2)
с грузовой
единицей следует
обращаться
бережно во
время
хранения,
транспортирования,
при погрузочно-разгру-
зочных
работах и
распаковке;
3)
груз должен
быть доставлен
комплектно
и в сохран-
ности.
В
и д ы гр уз о в
ы х ед и н и ц
следующие: 1)
груз в таре;
2)
груз без тары
или частично
упакованный;
3) несколько
единиц
груза без тары,
скрепленных
в виде связки;
4) не-
сколько
мест груза в
таре, составляющих
пакет.
Правильная,
четкая маркировка
грузов является
необхо-
димым
условием быстрой
доставки их
с сохранением
качества
в
процессе
транспортирования.
Маркировка транспортной тары регламентируется
ГОСТ
14192
— 77. Маркировка
грузов. Этот
стандарт
устанавливает
правила
маркировки
транспортной
тары с грузом
при хране
ии,
погрузочно-разгрузочных
работах и перевозке
всеми ви-
дами
транспорта.
Этот ГОСТ не
распространяется
на марки-
ровку
тары с опасными,
скоропортящимися
и требующими
особых
гигиенических
или карантинных
условий грузами,
а
также на маркировку,
носящую рекламный
характер.
Маркировка
должна
содержать
отличительный
текст
и при необходимо-
сти
предупредительные
знаки.
Отличительный
текст
состоит из
основных
и
дополнительных
надпи-
сей.
Основные
надпи-
си
— это наименование
получателя
и место на
значения.
К
дополнитель-
ным
надписям относятся:
масса
грузового
места-брутто
и нетто в килограммах,
размер грузового
места- длинна,
ширина и высота,
если они превышают
1м;-
наимено-
вание
отправителя;
место
отправления;
порядковый
номер
каждого грузового
места
и количество
грузо
вых
мест — через
дробь;
знаки
отправителя
— ус-
ловные
обозначения
упа-
кованной
продукции в
числителе
дроби перед
порядковым
номером.
Предупредительные
знаки
должны указывать
правильный
способ обращения
с грузом-
а)
— «осторожно,
хрупкое!»; б)
— «крюками
непосредственно
не
брать»; в) — «верх,
не кантовать»;
г) — «боится
нагрева»;
д)
— «место строповки»;
е) — «боится
сырости»; ж) —
«центр
тяжести»;
з) — «герметичная
тара»; и) — «боится
излучения».
При
транспортировании
груза в крытом
подвижном
соста-
ве
для маркировки
тары применяются
бумажные, картонные
или
фанерные ярлыки.
В случае длительного
хранения груза
маркировку
допускается
наносить
непосредственно
на тару.
При
приеме к перевозке
грузов мелкими
и малотоннаж-
ными
отправками
на местах общего
пользования,
кроме на-
несения
маркировки
отправителем,
станция отправления
или
грузоотправитель
наносит на
каждом грузовом
месте железно-
дорожную
маркировку.
В ней указывается
дробью: в числи-
теле
— порядковый
номер книги
приема грузов
к отправлению
и
через тире —
количество
мест; в знаменателе
— условный
номер
дороги отправления
и через тире
— условный
номер
станции
отправления.
Железнодорожная
маркировка,
как
правило,
должна наноситься
на той же стороне
грузового
ме-
ста,
на которой
нанесена
отправительская
маркировка,
и ука-
зываться
в накладной.
При
транспортировании
груза на открытом
подвижном
составе
или морским
транспортом
маркировку
следует четко
и
разборчиво
наносить несмываемой
краской непосредствен-
но
на тару или
металлические
ярлыки. Маркировка
от руки
не
допускается.
Для маркировки
рекомендуются
черный лак
и
эмаль соответствующих
марок.
В
последнее
время появился
ряд технических
устройств
для
маркировки
грузов, которые
легко интегрируются
в про-
изводственный
процесс. Среди
них система
LСР/1000,
позво-
ляющая
применять
бесконтактный
способ нанесения
крупного
шрифта
при маркировке
и кодировании
предметов
упаковки,
и
устройство
Lasermark,
обеспечивающее
маркировку
упако-
вок
принципиально
новым методом,
без использования
кра-
сителей.
Лазерное
маркировочное
устройство
может использоваться
в
пищевой, химической
и других отраслях
промышленности.
Маркировка
тары при поставках
грузов на экспорт
должна
производиться
в соответствии
с образцом,
приведенным
в за-
казе-наряде.
Надписи при
поставках на
экспорт производятся
на
языке, указанном
в заказе-наряде.
При поставках
экспорт-
ных
грузов в тропическом
исполнении
следует наносить
на
таре
красной краской
букву «Т» в
круге и дату
упаковки
в
круге: числитель
— месяц, знаменатель
— год. Размер
знака
«Т»
— 50 мм, цифр месяца
и года — 30 мм.
Маркировка
и ярлыки при
перевозках
опасных грузов
с
участием морского
транспорта
должны соответствовать
тре-
бованиям
Правил морской
перевозки
опасных грузов,
а
при
перевозке
железнодорожным
транспортом
— требованиям
Правил
перевозки
опасных грузов
по железным
дорогам.
Характеристика вагонов
Конструкция
вагонов грузового
парка оказывает
влияние
на
сохранность
грузов, скорость
выполнения
грузовых опера-
ций,
эффективность
перевозок,
безопасность
движения поез-
дов,
сохранность
грузов, максимальное
использование
грузо-
подъемности
и вместимости,
обеспечение
комплексной
меха-
низации
погрузочно-разгрузочных
работ и сокращение
про-
стоя
вагонов под
грузовыми
операциями.
Парк
грузовых вагонов
состоит из
универсальных
(кры-
тых,
платформ,
полувагонов)
и специализированных.
В уни-
версальных
вагонах могут
перевозиться
практически
все гру-
зы,
в специализированных
— лишь те, для
которых они
пред-
назначены.
К
специализированным
вагонам относятся
цистерны,
изо-
термические,
зерновозы,
муковозы,
цементовозы,
думпкары,
хопперы
для перевозки
цемента, минеральных
удобрений,
зерна,
специальные
цистерны для
перевозки
цемента, муки,
каустической
соды, спирта,
сжиженных
газов, вязких
ве-
ществ,
двухъярусные
платформы для
легковых
автомобилей,
транспортеры
для тяжеловесных
грузов и др.
По
способу загрузки
вагоны делят
на открытые
и закры-
тые.
Вагоны открытого
типа имеют
значительные
преимуще-
ства
перед крытыми:
шире возможность
механизации
погру-
зочно-разгрузочных
работ, ниже
простой вагонов
ввиду уско-
рения
погрузки и
выгрузки, меньше
расходы на
постройку,
ремонт,
содержание,
возможны перевозки
длинномерных,
громоздких
грузов.
Технико-эксплуатационная
характеристика
вагонов приве-
дена
в табл. 1.1.
Одной
из важных
характеристик
грузового
вагона являет-
ся
его грузоподъемность,
под которой
понимают
мак-
симально
допускаемую
конструкцией
нагрузку вагона,
уста-
навливаемую
МПС с учетом
полного обеспечения
безопасно-
сти
движения поездов.
Удельная
грузоподъемность
вагона — это
количество
тонн
грузоподъемности,
приходящееся
на 1 м' геометрического
объ-
ема
кузова (т/м').
Грузоподъемность
и вместимость
вагона могут
быть пол-
ностью
использованы
при удельной
грузоподъемности,
равной
плотности
груза, т. е. массе
1 м' груза в том
виде и состоянии,
в
которых его
перевозят по
железным дорогам.
Если плот-
ность
груза меньше
удельной
грузоподъемности
вагона, вме-
стимость
вагона используется
полностью, а
грузоподъем-
ность
— не полностью,
при большой
плотности —
наоборот.
При
разработке
планов перевозок
грузов по железным
до-
рогам
используют
показатели
техническая
норма загрузки
и
статическая
нагрузка вагона.
Техническая
норма загрузки
вагона — это
обязательное
количество
груза, которое
должно быть
погру-
жено
в данный тип
вагона при
полном использовании
вме-
стимости
или грузоподъемности.
Эта норма
устанавливается
для
каждого конкретного
типа вагона
при загрузке
его кон-
кретным
грузом (для
вагонов — в
тоннах, для
контейнеров
-
в
килограммах).
Сетевые технические
нормы загрузки
ваго-
нов
разрабатываются
и устанавливаются
МПС, местные—
дорогами
погрузки.
Статическая
нагрузка вагон
а — это количество
тонн
погруженного
груза, приходящееся
в среднем на
один
вагон.
При планировании
перевозок
статическую
нагрузку
определяют
на основании
технических
норм загрузки
вагонов
и
соотношения
четырех-, шести-
и восьмиосных
вагонов в об-
щем
числе физических
единиц при
перевозке
данного груза:
,
где:
— доля
соответственно
четырех-,
шести-,восьмиосных
вагонов, участвующих
в перевозках;
—
техническая
норма загрузки
четырех-, шести-,
восьмиосных
вагонов данным
грузом.
Характеристика вагонов грузового парка Табл. 1.1.
Тип вагона |
Грузоподъемность,
Т. |
Тара, т. |
Объем кузова, |
Площадь пола
|
Длина
вагона, |
В |
Высота бортов по боковой стене вагона мм |
Технический коэффициент тары |
Удельная грузоподъемность |
Нагрузка от вагона на путь, Т. |
База вагона, мм |
|
Внутренняя |
По осям |
|||||||||||
- |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1. Крытый 4-ос- |
64 |
21,8 |
120,0 |
38,1 |
13 800 |
14 730 |
2760 |
2 91 |
0,341 |
0,533 |
21,45 |
10 000 |
ный с деревянной |
||||||||||||
обшивкой |
||||||||||||
2. То же |
63 |
22,75 |
106,0 |
36,94 |
13 430 |
14 730 |
2750 |
2402 |
0,361 |
0,594 |
21,44 |
9830 |
3. То же |
63 |
22,2 |
90,2 |
36,94 |
13 430 |
14 730 |
2750 |
2402 |
0,352 |
0,698 |
21,30 |
9830 |
4. Крытый 4-ос- |
64 |
23,0 |
120,0 |
38,3 |
13 800 |
14 730 |
2769 |
2791 |
0,359 |
0,533 |
21,75 |
10 000 |
ный цельнометал- |
||||||||||||
лический |
||||||||||||
5. Платформа 4- |
66 |
21,0 |
- |
36,8 |
13 300 |
14 620 |
2770 |
500/400* |
0,315 |
0,56** |
21,70 |
9720 |
осная с металли- |
||||||||||||
ческими бортами |
||||||||||||
6. Платформа 4- |
62 |
22,0 |
- |
35,66 |
12 874 |
14 194 |
2770 |
455/355* |
0,354 |
0,575** |
21,0 |
9294 |
осная с деревян- |
||||||||||||
ными бортами |
||||||||||||
7. 4-осный полу- |
65 |
22,1 |
72,5 |
35,4 |
12 126 |
13 920 |
2878 |
2060 |
0,340 |
0,895 |
21,77 |
8650 |
вагон цельноме- |
||||||||||||
таллнческий |
Продолжение табл. 1.1
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
8. 4-осный полу- |
65 |
21,8 |
70,5 |
34,4 |
12 070 |
13 920 |
2850 |
2060 |
0,346 |
0,922 |
21,70 |
8650 |
вагон с деревянной |
||||||||||||
обшивкой |
||||||||||||
9. б-осный полу- |
97 |
29,0 |
102,3 |
42,7 |
14 650 |
16 400 |
2918 |
2365 |
0,299 |
0,948 |
21,00 |
10 440 |
вагон с кузовом |
||||||||||||
из алюминиевых |
||||||||||||
сплавов |
||||||||||||
10. 8-осный полу- |
125 |
45,5 |
137,5 |
53,7 |
18 770 |
20 240 |
2860 |
2502 |
0,364 |
0,909 |
21,3 |
12 070 |
вагон цельнометал- |
||||||||||||
лический |
||||||||||||
11. Цистерна 4- |
62 |
23,1 |
72,7 |
- |
- |
12 020 |
- |
- |
0,385 |
0,860 |
21,3 |
7800 |
осная |
||||||||||||
12. Цистерна 8- |
120 |
48,8 |
137,2 |
- |
20 220 |
21 120 |
- |
- |
0,407 |
0,875 |
21,1 |
13 790 |
осная |
||||||||||||
13. 4-осный изо- |
49 |
32,0 |
82,0 |
41,0 |
16 600 |
18 474 |
2630 |
2680 |
0,653 |
0,598 |
20,5 |
12 300 |
термический вагон |
||||||||||||
14. 4-осный реф- |
39 |
45,0 |
99,8 |
45,55 |
- |
22 080 |
- |
- |
1,154 |
0,391 |
21.0 |
- |
рижераторный ав- |
||||||||||||
тономный вагон |
Примечания. * в знаменателе- высота торцовых бортов.
** Удельная площадь пола,
Однако
показатель
статическая
нагрузка может
характе-
ризовать
также степень
использования
вагонов на
объектах
погрузки
(станции, отделении
дороги, дороге,
сети). В этом
случае
величина статической
нагрузки зависит
от перевози-
мых
грузов, имеющих
различный
объемный вес
и, следова-
тельно,
по-разному
использующих
погрузочный
объем ваго-
нов;
осности и
грузоподъемности
вагонного
парка, способов
укладки
груза.
Рассчитывают
фактическую
статическую
нагрузку по
фор-
муле
:
где
общее
количество
тонн груза,
погруженного
в вагоны на
сети дорог,
дороге, отделении,
станции,
отдельным
грузоотправителем;
— количество загруженных вагонов.
Динамическая
нагрузка
характеризует
использо-
вание
грузоподъемности
вагонов в процессе
перевозки, т.
е.
с
учетом расстояния
пробега. Средняя
динамическая
нагруз-
ка
показывает
количество
эксплуатационных
тонно-километ-
ров,
приходящееся
на
1
вагоно-километр.
Различают
среднюю
динамическую
нагрузку груженого
вагона и вагона
рабочего
парка,
учитывающую
порожний пробег.
Динамическая нагрузка груженого вагона
где — грузооборот на сети, дороге, отделении, т.км. нетто;
— пробег груженых вагонов, вагоно-км.
Увеличение
динамической
нагрузки вагона
способствует
повышению
производительности
вагона, которая
рассчитыва-
ется
по формуле:
где , — среднесуточный пробег вагонов, км/сут;
— коэффициент порожнего пробега вагонов.
В
значительной
степени эксплуатационные
качества
кон-
струкции
вагонов грузового
парка определяются
их массой
в
порожнем состоянии
(тарой), которая
указывается
на раме
вагонов,
так же как и
грузоподъемность.
Система
нумерации
подвижного
состава
позволила
в восьмизначном
номере объединить
неповторяю-
щийся
инвентарный
номер, присвоенный
данной единице
подвижного
состава, основную
характеристику
его и кодо-
вую
защиту достоверности
считывания
номера.
Первая
цифра характеризует
род подвижного
состава:
2
— крытые грузовые
вагоны, 4 — платформы,
6 — полуваго-
ны,
7 — цистерны, 8
— изотермические
вагоны, 3 и 9 —
про-
чие
вагоны (специализированные
и др.).
Общим
для всех грузовых
вагонов (кроме
номеров прочих
вагонов,
начинающихся
с цифры 3) является
кодирование
осности.
Второй знак
номера характеризует
осность и основ-
ные
характеристики
вагона. Цифры
0-8 обозначают
четы-
рехосные,
цифра 9 — восьмиосные
вагоны. Все
шестиосные
вагоны
и транспортеры
отнесены к
прочим вагонам,
номера
которых
начинаются
с цифры 3
(у
шестиосных
вторая цифра
номера
— 6, у транспортеров
— 9). Кроме осности,
вторая циф-
ра
определяет:
для крытых
вагонов — объем
кузова (0 — до
120
м', 1 — более 120 м',
4 — более 120 м' с
уширенными
дверными
проемами), для
платформ —
длину рамы
(0
— до
13,4
м, 2 — 13,4 м и более),
для четырехосных
полувагонов—
наличие
люков в полу
и торцовых
дверей
(0—
с люками и
торцовыми
дверями, 4 — с
люками без
торцовых дверей,
8—
с
глухим кузовом),
для цистерн
— специализацию,
для реф-
рижераторных
вагонов и ледников
— особенности
конст-
рукции.
Четвертый,
пятый и шестой
знаки в номере
вагона опре-
деляют
их порядковый
номер и характеристик
не содержат.
В
седьмом знаке
цифра 9
свидетельствует
о наличии у
ваго-
на
(кроме рефрижераторных)
переходной
площадки. Вось-
мая
цифра — контрольная.
С ее помощью
проверяется
пра-
вильность
считывания
(передачи) номера.
Она наносится
слитно
с остальными
цифрами номера.
Контрольная цифра рассчитывается следующим образом:
Номер вагона 7 4 8 5 4 6 8
Множитель 2 1 2 1 2 1 2
Поразрядное
Произведение 14 4 16 5 8 6 16
Поразрядная
Сумма 1+4+4+1+6+5+8+6+1=42
Контрольным
знаком является
число, дополняющее
по-
разрядную
сумму до ближайшего
целого десятка.
Если по-
разрядная
сумма кратна
10, то контрольный
знак равен
нулю.
В рассматриваемом
примере контрольным
знаком бу-
дет
цифра 8.
Документальное оформление перевозок
При
перевозке
грузов заключается
договор перевозки
между железной
дорогой и
отправителем.
Согласно Уставу,
дорога обязуется
по договору
доставить
вверенный ей
отправителем
груз в пункт
назначения
и выдать его
получателю,а
отправитель
— уплатить за
перевозку
установленную
плату.
Содержание
договора перевозки
излагается
в накладной.
После оформления
накладная
принимает
форму и силу
договора перевозки,
заключаемого
грузоотправителем
и дорогой в
пользу третьего
лица. Несмотря
на то, что грузополучатель
не участвует
в оформлении
этого договора
на станции
отправления,
он также входит
в договорные
отношения и
обязан выполнять
определенные
требования:
принять и вывезти
груз, очистить
подвижной
состав, внести
дополнительные
платы и сборы,
возместить
убытки, если
они возникли
в процессе
перевозки
данной отправки.
По договору
грузополучатель
приобретает
право требовать
доставки груза
в срок и в полной
сохранности.
Договор
вступает в
силу, когда
груз принят
станцией отправления
вместе с накладной.
Дату приема
груза к перевозке
удостоверяют
наложением
на накладной
календарного
штемпеля станции.
Отправитель,
предъявляя
груз к перевозке,
представляет
станции отправления
на каждую отправку
заполненный,
сброшюрованный
комплект
перевозочных
документов
(накладную,
дорожную ведомость,
квитанцию в
приеме груза
и корешок дорожной
ведомости).
Бланки этих
четырех документов,
именуемых в
дальнейшем
«перевозочные
документы»,
одинаковы по
размеру и
расположению
общих граф и
реквизитов,
что дает возможность
заполнять их
на пишущей
машинке под
копировальную
бумагу, одновременно
весь комплект.
Перевозочные
документы
приспособлены
для обработки
на ЭВМ и сочетают
текстовые
данные с их
кодовыми
эквивалентами.
Места, выделенные
для кодирования
информации,
обведены жирными
рамками и
расположены
преимущественно
в двух вертикальных
колонках.
Н
а к л а д н а я
— основной
перевозочный
документ,
сопровождающий
груз до станции
назначения.
Она заполняется
грузоотправителем
на каждую отправку
и при выдаче
груза вручается
получателю.
От правильного
заполнения
накладной
во
многом зависит
сохранность
грузов и выполнение
сроков его
доставки. Кроме
того,