Новая европейская валюта и ее перспективы

более четких и “прозрачных” правилах ведения финансовых операций. Подключившись к этим процессам, Россия сделала бы шаг в сторону цивилизованного бизнеса, расширила бы имеющиеся у нее средства борьбы с криминализацией экономики.

Актуальность необходимых для этого мер усиливается международными обязательствами России по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, которыми, в частности, предусматривается постепенная либерализация движения капиталов, товаров и услуг между Российской Федерацией и странами ЕС, а также политической линией Российского государства по вопросу присоединения России к Страсбургской (1990 г.) конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. Ключевыми составляющими этой политики являются, во-первых, создание единой общегосударственной системы борьбы с легализацией преступных доходов и незаконно нажитых капиталов, обеспечение возврата незаконно вывезенных из России валютных средств и, во-вторых, тесное, доверительное сотрудничество спецслужб и правоохранительных органов России и стран ЭВС.


4. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАЦИЙ С ЕВРО В РОССИИ

Правовой статус евро определяется соответствующими международными договорами, заключенными странами — членами ЕС, включая Маастрихтский договор, и правовыми актами ЕС. Он основывается также на общепризнанных принципах и нормах международного и международного частного права.

Весь массив правовых норм, лежащих в основе Экономического и валютного союза и единой валюты, состоит из трех частей:

  • нормы, регулирующие отношения внутри ЭВС и обязательные лишь для его участников (например, положения, касающиеся структуры и функционирования Европейской системы центральных банков);

  • нормы, действие которых распространяется на всю территорию ЕС;

  • нормы общего действия, имеющие экстерриториальный характер. Их природа определяется известным принципом международного и международного частного права, согласно которому к любой валюте применяется право государства-эмитента (в данном случае — право ЕС).

В этом смысле правовой статус евро не отличается от экстерриториального статуса других свободно конвертируемых валют, допущенных на российский внутренний валютный рынок. Это означает, что правовые нормы, принятые странами — членами ЕС и регулирующие операции с евро в хозяйственном обороте, применяются к отношениям между экономическими операторами вне зависимости от их национальной принадлежности (то есть распространяются и на российских операторов).

Однако одновременно евро имеет ряд особенностей, которые радикально отличают его от прочих валют. Евро не просто сосуществует с национальными валютами 11 стран ЭВС — он находится в особом положении по отношению к этим валютам, которое является предметом соответствующего правового регулирования.

В правовых актах ЕС, касающихся евро, выделяются следующие положения:

  • Начиная с 1 января 1999 г. ЭКЮ автоматически переведен в евро в соотношении 1:1. Все ранее принятые обязательства в ЭКЮ теперь обслуживаются в евро.

  • Установлены окончательно зафиксированные обменные курсы национальных валют по отношению к евро; эмиссия национальных валют поставлена под контроль Европейского центрального банка; самостоятельная котировка национальных валют прекращена, а их курсы автоматически следуют за евро.

  • Все платежи и расчеты, связанные с бюджетом ЕС, переведены на евро.

  • Новые выпуски государственных ценных бумаг 11 стран — участниц ЭВС размещаются только в евро.

  • Расчеты между государствами и государственными организациями стран ЭВС производятся в евро.

  • Вне указанных выше областей, в которых переход на евро обязателен, участники хозяйственного оборота сохраняют свободу выбора валюты; вплоть до 31 декабря 2001 г. действует правило “никаких запретов, никаких ограничений”.

  • В полном соответствии с нормами международного частного права введение евро не может служить основанием для применения принципа резкого изменения обстоятельств, которое выходит за пределы общепринятого риска и требует пересмотра контрактов. Это означает, что действительность и преемственность всех контрактов и других юридических инструментов полностью сохраняются.

  • 1 января 2002 года в обращение будут выпущены купюры и монеты евро, в течение последующих шести месяцев национальные валюты в наличном обороте будут в обязательном порядке конвертированы в евро и прекратят свое существование. После этого евро превратится в единственное законное платежное средство на территории Экономического и валютного союза. Национальные валюты 11 стран ЭВС, естественно, прекратят хождение и на территории третьих стран.

  • Упраздненные купюры и монеты национальных государств, вошедших в ЭВС, будут в течение неограниченного времени обмениваться на евро кредитными учреждениями на территории союза.

Для того чтобы избежать финансового и материального ущерба, российские экономические операторы должны знать основные правовые нормы в отношении евро, установленные Европейским Союзом, и в полной мере учитывать их обязательный характер. В частности, не следует пытаться уклониться от исполнения сделок и других обязательств по причине якобы неопределенности некоторых правовых актов ЕС. Попытки такого рода неизбежно будут иметь отрицательные последствия. Важно помнить и о том, что обменные курсы 11 национальных валют стран — членов ЭВС и ЭКЮ к евро уже определены, и нет оснований рассчитывать на какие-либо отступления от установленных соотношений.

Как показал опыт первых месяцев 1999 года, объем платежей в евро, осуществляемых через российские банки, пока сравнительно невелик. Поэтому проблемы, порождаемые введением евро, затронули российские банки в гораздо меньшей степени, чем банки “зоны евро”. Введение новой валюты было адекватно подготовлено как внутри ЭВС, так и во взаимодействии 11 стран — членов ЭВС с Россией. Свою роль в этом сыграли предварительные меры, осуществленные ЕС, совместно ЕС и Правительством Российской Федерации, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Банком России1.

30 декабря 1998 г. Банк России выпустил инструктивное письмо, адресованное российским кредитным организациям, в котором содержались необходимые рекомендации по работе с евро. В нем, в частности, были освещены такие вопросы, как перевод ЭКЮ в евро; методика учета по округлению сумм остатков на счетах, которые велись в валютах стран “зоны евро”, при их пересчете в евро и т.д. С 1 января Банк России приступил к установлению официального курса евро к рублю Российской Федерации и начал осуществлять расчетно-платежные и финансовые операции с евро в качестве резервной валюты. В Общероссийском классификаторе валют евро были присвоены цифровой и буквенный коды. Тем самым был завершен процесс правовой формализации отношения России к евро и положено начало формированию российской нормативной базы, регулирующей операции с новой валютой.

В первые месяцы текущего года Банком России издан ряд нормативных актов по работе с евро, включая Указание о внесении изменений в Инструкцию № 41 “Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации”, проведены дополнительные консультации с руководством Европейского центрального банка. Принятые организационные решения и правовые акты позволили российским кредитным организациям и другим экономическим операторам начать нормальную работу с евро. Российские граждане и лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, получили право открывать счета в евро в российских банках для размещения личных сбережений и использования их для безналичных расчетов, в частности, с помощью пластиковых карт и аккредитивов. Разумеется, сами банки решают, начинать ли им операции с евро, в том числе открывать ли счета в евро клиентам в России — физическим лицам.

По мере завершения формирования ЭВС, расширения использования евро российскими экономическими операторами, и в особенности после появления наличных евро Банку России и другим регулирующим органам предстоит своевременно решать вновь возникающие правовые проблемы и последовательно укреплять нормативную базу работы с евро.


5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕВРО ВО ВНЕШНЕТОРГОВЫХ РАСЧЕТАХ

Одной из наиболее перспективных областей распространения евро в России является внешняя торговля, хотя и здесь использование новой валюты сопряжено с определенными проблемами и сложностями.

Основу отечественного экспорта, как известно, составляют сырьевые товары, цены на которые традиционно котируются на мировом рынке в американской валюте (в их числе — нефть и нефтепродукты, газ, уголь, черные и цветные металлы). Поэтому подавляющее число контрактов во внешней торговле России заключается в долларах. С введением евро данная ситуация сразу, естественно, не изменится. Пока трудно судить о том, будут ли в обозримом будущем цены, например, на нефть или отдельные категории нефтепродуктов котироваться в евро. На данный момент также сложно представить, чтобы мировая цена на тот или иной товар имела две котировки: в долларах и в евро. Сказанное, однако, не стоит возводить в абсолют, поскольку теоретически вероятность определенных подвижек существует.

Первая из них — возможность использования евро в качестве валюты платежа. Иными словами, цена в контракте может оговариваться в долларах, а платеж происходить в евро. То, насколько данный шанс будет реализован на практике, будет определяться следующими факторами:

  • Соотношением курсов доллара и евро. При растущем долларе российским экспортерам выгодно получать платежи за свои товары в долларах, а импортерам — платить в евро; при растущем евро — наоборот.

  • Тем, насколько удобно или неудобно будет российским юридическим лицам вести операции в евро. Это в свою очередь зависит от того, насколько российская сторона (главным образом банки) технически готова к работе с новой валютой и как будут решены связанные с евро юридические вопросы (например, о стоимости обмена национальных валют на евро и обратно; о праве должника осуществлять платеж в евро, если в контракте валютой платежа является национальная валюта, и т.д.).

  • Степенью внутренней ликвидности евро в России. Если полученную в оплату за экспорт европейскую валюту можно будет легко использовать, не прибегая к конвертации, то это увеличит шансы переключения экспортных контрактов с долларов на евро.

  • Поведением других крупнейших поставщиков сырьевых товаров и полуфабрикатов. Если многие из них начнут использовать евро в качестве валюты платежа, то, вероятно, довольно скоро в мировой торговой практике будут отработаны механизмы, позволяющие осуществлять такие операции без ущерба для интересов экспортера и импортера. Первопроходцами в этом деле вполне могут стать арабские государства, страны АКТ (Азии, Карибского бассейна и Тихого океана), давно и прочно связанные с ЕС системой торговых соглашений.

Для крупных российских экспортеров евро, несомненно, представляет интерес в качестве альтернативы доллару. В этом плане показателен опыт ОАО “Газпром”, которое при заключении долговременных контрактов руководствуется принципом сбалансированной валютной корзины, чтобы минимизировать потери от возможных курсовых колебаний. Так, в 1998 г. доллары США составили 53% всех доходов от экспорта российского природного газа в дальнее зарубежье, 33% пришлось на немецкие марки и 14% — на французские франки и австрийские шиллинги.

Появление евро может предоставить ряд других преимуществ для российских внешнеторговых предприятий. Цены внутри валютного союза станут более “прозрачными” и сравнимыми, поскольку курсы национальных валют и их колебания больше не будут вуалировать разницу в цене товара. О важности этого фактора говорит то, что в конце 1998 г. стоимость одних и тех же товаров в странах ЕС заметно варьировалась (так, разница в цене на автомобили составляла 7%, одежду и обувь — 10%, пищевые продукты и безалкогольные напитки — 20%, табачные изделия и медикаменты — 25—26%, алкогольные напитки — 42%, банковские услуги — 53%).

Евро позволяет российским компаниям-импортерам быстро и с большой точностью сравнивать цены, предлагаемые поставщиками из различных стран валютного союза, отбирать наиболее конкурентоспособные варианты. Особенно это относится к типовой однородной продукции, товарам широкого потребления, продуктам питания. Поэтому при большом количестве потенциальных поставщиков целесообразно запрашивать прейскуранты именно в евро.

Аналогичным образом тем российским предприятиям, которые экспортируют в Европу конкурентоспособную продукцию, особенно готовую, будет выгодно составлять прейскуранты в евро, чтобы потенциальный покупатель смог легко уловить ценовые преимущества и не беспокоиться о возможных курсовых потерях.

Компании, имеющие широкие связи в Европе, выиграют от снижения издержек по конвертации, поскольку ведение операций в единой валюте позволит избежать перевода, например, голландских гульденов в испанские песеты. Однако для России это преимущество сравнительно невелико, поскольку большинство отечественных компаний имеет в ЕС одного-двух стратегических партнеров и лишь немногие фирмы располагают разветвленной сетью западноевропейских поставщиков или покупателей.

Использование евро будет удобным в случаях встречных поставок (так как исчисление импорта и экспорта в одной валюте поможет избежать дополнительных калькуляций, возможных потерь и коллизий из-за курсовых колебаний). Применение единой валюты целесообразно при исполнении контрактов, в которых имеется несколько поставщиков и/или покупателей из разных стран и/или применяются сложные формы расчетов.

Вместе с тем введение евро потребует от российских внешнеторговых организаций определенных усилий. Более сложным станет процесс принятия решений относительно валюты контракта и валюты платежа. Чтобы сделать правильный выбор, придется внимательно отслеживать динамику курса евро и доллара и прогнозировать возможное развитие событий. Не исключено, что российские экспортеры столкнутся с возросшей конкуренцией на рынках ЕС, поскольку цены в пределах валютного союза станут более сравнимыми. Внешнеторговым компаниям предстоит обеспечить четкое решение юридических вопросов использования евро. Внушительных затрат потребует подготовка персонала, модернизация компьютерных программ, составление прейскурантов и ведение бухгалтерской отчетности в евро (для фирм, являющихся филиалами ТНК стран валютного союза).

Отдельную проблему представляют расчеты с партнерами внутри России. Так, у российских компаний-импортеров, если они выступают в роли посредника, естественно, возникнут вопросы организации расчетов с конечным покупателем. Сейчас почти повсеместно контракты между ними заключаются в условных единицах, то есть рублевом эквиваленте доллара. Фирма-посредник сама решает, на какую валюту она покупает товар у иностранного поставщика. При растущем долларе посредник оказывается в выигрыше, особенно если его контракт с зарубежным партнером подписан в дешевеющих франках или марках.

Стоит только доллару начать падать, а евро — подниматься, как время станет работать против посредника. Самым нерациональным будет держать счет в долларах, заключать контракты с инофирмами в европейских валютах или евро и рассчитываться с российским оптовиком опять в долларах. Тут неизбежны потери или затраты на хеджирование. Возможно, банки и предприятия прибегнут к валютным опционам. В этом плане был бы вполне целесообразным перевод всей цепочки отношений на евро. Возможно, российские предприятия-заказчики через какое-то время научатся вести расчеты в условных единицах — евро. Переключение торговли с европейскими фирмами на евро могло бы сделать ее более предсказуемой и стабильной.

Наиболее вероятными сферами использования евро во внешней торговле России являются следующие.

  • Контракты на поставку готовой продукции из России. Хотя экспортер традиционно назначает валюту платежа, коммерческие соображения заставляют его идти навстречу покупателю. Можно предвидеть, что западноевропейские компании-импортеры, переключившиеся на операции в евро, будут предпочитать платить именно в единой валюте.

  • Контракты, по которым российской стороне будет предоставляться кредит от западноевропейского партнера. Здесь следует быть готовым к тому, что именно последний будет выбирать валюту контракта.

  • Закупки товаров на находящихся на территории валютного союза товарных биржах и аукционах, которые будут постепенно переключаться на евро. Ряд импортируемых Россией биржевых товаров традиционно продается за европейские валюты: например, цены на сахар и какао-бобы устанавливаются во французских франках и фунтах стерлингов (в зависимости от биржи — Парижской или Лондонской). Через европейские биржи и аукционы осуществляется и часть российского экспорта, например, лес, пушнина. До 2002 г. товары определенной номенклатуры могут продаваться на биржах за евро и другие валюты или только за евро (в мировой практике существуют случаи, когда один и тот же товар котируется на разных биржах в разных валютах, например, олово, какао-бобы, сахар). В последнем случае возникнут котировки как в евро, так и в других валютах, например, американских долларах, фунтах стерлингов или шведских кронах.

Что касается географической сферы использования евро во внешнеторговых операциях, то она со временем станет гораздо шире самого валютного союза. С намерением вести операции в евро российские внешнеторговые организации и особенно экспортеры могут столкнуться на рынках Великобритании, Дании, Швеции и Греции, а также стран Центральной и Восточной Европы. В перспективе аналогичные тенденции могут проявиться, хоть и слабее, в европейских государствах СНГ.

После того как появятся наличные евро, можно ожидать быстрого переключения на новую валюту европейского сегмента “челночной” торговли, а также трансграничной торговли северо-западных регионов России, в особенности Калининградской области.


6. ВНЕШНИЙ ДОЛГ И ВНЕШНИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ

Другой важнейшей сферой потенциального распространения евро являются финансовые рынки, сфера внешней задолженности и внешних заимствований. Задолженность всех резидентов перед иностранными контрагентами составила по оценкам на 1 января 2000 года 175,5 млрд. долларов. Более половины имеющихся у экономики внешних пассивов связаны с операциями бывшего СССР (97,7 млрд. долларов), а 44% (77,9 млрд. долларов) приходится на обязательства, сформировавшиеся в 1992 - 1999 годах. Доля государственного сектора во внешней задолженности находилась к концу отчетного года на уровне 82%, сектора нефинансовых предприятий – 12%, коммерческих банков – 4%, Банка России – 2%. За год внешние долговые пассивы снизились на 10,5 млрд. долларов, что явилось результатом одновременного действия следующих разнонаправленных факторов. С одной стороны, осуществлены новые заимствования на 8,0 млрд. долларов, и еще на 4,8 млрд. долларов долг увеличился в связи с накоплением задолженности по процентам по Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов, а также другим категориям задолженности бывшего СССР. С другой стороны, погашено внешних обязательств с учетом операций на вторичном рынке на 14,2 млрд. долларов (кроме того, сумма выплаченных процентов оценивается в 5,5 млрд. долларов). В связи с другими факторами, главным из которых является падение курса основных валют к доллару США, задолженность сократилась на 9,1 млрд. долларов. Снижение внешней задолженности России зафиксировано впервые с 1992 года. При этом по сектору государственного управления она сократились на 7,9 млрд. долларов, долговые обязательства Банка России уменьшились на 0,7 млрд. долларов, коммерческих банков – на 2,3 млрд. долларов. Несколько (на 0,4 млрд. долларов) увеличил свои обязательства сектор нефинансовых предприятий. Несмотря на снижение внешней задолженности в абсолютном размере, ее величина по отношению к ВВП, выраженному в долларах США по среднегодовому номинальному курсу, вследствие девальвации 1998 года резко увеличилась (с 59 до 96%), что означало для чистых заемщиков (сектор государственного управления и сектор нефинансовых предприятий) существенное утяжеление бремени обслуживания долга. В соответствии с федеральными законами Банк России обеспечивал обслуживание значительной части государственного внешнего долга за счет своих резервов. В целом обслуживание нового российского государственного внешнего долга обеспечивалось в полном объеме и в срок, по задолженности бывшего СССР имелись просрочки. Для сравнения ниже указаны данные на 01.01.1999 г.


Таблица 4. Государственный внешний долг России по состоянию на 01.01.1999 г.1 (в разбивке по кредиторам)


млрд. долл. США

%

1. Внешний долг бывшего СССР, принятый Российской Федерацией,

95,1

66,4

в том числе:



1.1. По кредитам, полученным от правительств иностранных государств,

57,2

39,9

из них:



— задолженность по соглашениям с Парижским клубом

34,5

24,1

— задолженность, не вошедшая в соглашения об отсрочке

4,6

3,2

— задолженность официальным кредиторам — не членам Парижского клуба

3,4

2,4

— задолженность бывшим социалистическим странам

14,7

10,3

1.2. По кредитам, полученным от иностранных коммерческих банков и фирм,

37,9

26,5

в том числе:



— задолженность кредиторам Лондонского клуба

29,6

20,7

— задолженность МИБ и МБЭС

1,1

0,8

— задолженность фирмам-поставщикам

4,1

2,8

— прочая задолженность

3,1

2,2

2. Внешний долг Российской Федерации,

48,1

33,6

в том числе:



— по кредитам, полученным от международных финансовых организаций

22,2

15,5

— по кредитам правительств иностранных государств

9,7

6,8

— по кредитам, полученным от иностранных коммерческих банков и фирм

16,2

11,3

Всего:

143,2

100,0

1 Без облигаций государственного внутреннего валютного займа и валютных облигаций 1988 г., а также задолженности Банка России МВФ.

Как видно из вышеуказанных данных и из таблицы 4, две трети нынешнего государственного внешнего долга России составляет долг бывшего СССР, принятый на себя Российской Федерацией, причем 60% — это задолженность правительствам иностранных государств, а 40% — иностранным коммерческим банкам и фирмам.

Для целей анализа важна в первую очередь валютная структура долга.


Таблица 5. Структура российского внешнего долга по валютам заимствования по состоянию на 1 января 1999 г. (в % к общему долгу в размере 143,2 млрд. долл.)

Наименование валюты

%

Доллар США

49,8

Английский фунт стерлингов

0,5

Австрийский шиллинг

1,8

Немецкая марка

26,8

Французский франк

1,9

Швейцарский франк

3,9

Японская иена

0,2

Специальные права заимствования (СДР)

10,7

Европейская валютная единица (ЭKЮ)

2,6

Прочие валюты

1,8

Таким образом, почти половина государственного внешнего долга России номинирована в долларах США. На долю немецкой марки, ЭКЮ и других европейских валют приходится около 34% совокупного долга России.

Валютная структура долга не совсем точно отражает истинную роль западноевропейских кредиторов России. Определенная часть кредитов, полученных бывшим СССР и Россией от европейских государств, а также от консорциумов европейских коммерческих банков, была номинирована в долларах США. Этому способствовало то обстоятельство, что в консорциумы коммерческих банков — заимодавцев входили кредитные учреждения разных стран. К сожалению, точных сведений о сумме кредитов, предоставленных бывшему СССР и России европейскими кредиторами в долларах, не имеется. Предположительно их доля колеблется в размере от 1/4 до 1/3 всех кредитов, полученных бывшим СССР и Россией от европейских кредиторов, т.е. составляет приблизительно от 12 до 17 млрд. долларов. С учетом этого доля кредиторов, входящих в “зону евро”, может быть определена в размере 44—47% общего долга, или в абсолютных цифрах — от 62 до 67 млрд. долларов.

Наш долг этой категории кредиторов состоит из трех частей: 1) задолженность в ЭКЮ; 2) обязательства в национальных валютах; 3) долг, номинированный в долларах. При этом юридический статус каждого из сегментов упомянутой задолженности имеет свои особенности, что в известной мере предопределяет и пределы возможных действий в связи с появлением евро.

1. Наш долг в ЭКЮ, составлявший на конец 1998 г. немногим более 3,7 млрд. долл., автоматически конвертирован в евро в соотношении 1:1.

2. Судьба российского долга в немецких марках, французских франках и других национальных валютах стран, входящих в Экономический и валютный союз, в сумме 46,3 млрд. долл. (по состоянию на конец 1998 г.) также предрешена. По условиям введения единой европейской валюты все контракты, требования и обязательства, выраженные в национальных валютах стран ЭВС, по истечении трех лет автоматически подлежат переводу в евро по согласованным и официально зафиксированным конверсионным курсам.

Вместе с тем стороны, не дожидаясь окончания трехлетнего переходного периода, могут выступить с инициативой перевода долга и/или процентных платежей в евро. Правда, на пути подобных инициатив имеется ряд препятствий. Хотя нормативные документы ЕС, касающиеся единой европейской валюты, в принципе не лишают должника права обращаться и требовать от кредитора пересмотра валюты договора (см. статью 8 (4) Регламента Совета о введении евро), этими же документами установлен незыблемый принцип преемственности и неизменности контрактов и договоров. Опираясь на это положение, любая страна-кредитор на законном основании может воспротивиться досрочному пересмотру валюты кредитного договора. Вместе с тем экономическая (и политическая) целесообразность со временем будет делать кредиторов все более заинтересованными в переходе на евро.

При изменении валюты государственного долга те же документы ЕС обязывают страну-кредитора в интересах соблюдения определенной системы в своей политике и исходя из положений международного права о компетенции государственных органов в области законодательства о деньгах позволять конвертацию лишь на основе решения центрального правительства. Подобная процедура может затягиваться на многие месяцы. Характерно, что в течение первого полугодия 1999 г. российская сторона, по данным Министерства финансов, не ставила перед своими европейскими кредиторами вопрос о переводе долга из соответствующих национальных валют в евро и сама не получала подобных предложений от кредиторов.

Вместе с тем в ряде случаев досрочный пересмотр валюты кредитного договора может стать возможным и целесообразным. Так, открытым остается вопрос о процентных платежах по ранее осуществленным суверенным и квазисуверенным заимствованиям в регионе евро. Действительно, если полученные Правительством Российской Федерации займы, например, у Италии и Германии имеют разные процентные ставки (плавающие процентные ставки — особый случай), а условия выплаты в основном совпадают (что отражает скоординированную политику предоставления займов или гарантий кредитов, в том числе в рамках ОЭСР), то уже сейчас, а с января 2002 г. — совершенно очевидно возникнут сомнения в юридической оправданности и обоснованности такой ситуации. Правовые акты ЕС по введению евро, в основном рассчитанные на коммерческий оборот, не дают ответа на вопрос о судьбе процентных платежей по такого рода государственным заимствованиям. Очевидно, Российской Федерации следовало бы вступить в переговоры с партнерами из “зоны евро” по этому правовому вопросу, имеющему важное экономическое значение.

3. Что касается российского долга европейским кредиторам, номинированного в долларах, то введение евро само по себе не создает никаких оснований для его конвертации в новую валюту. Пересмотр соответствующих кредитных договоров возможен лишь в обычном порядке при наличии обоюдной заинтересованности сторон. Заинтересованность российской стороны при падающем курсе евро очевидна. Но тот же фактор в равной степени определяет незаинтересованность кредиторов. К тому же курсовая конъюнктура переменчива. Как уже отмечалось, в долгосрочном плане следует ожидать повышения курса евро по отношению к доллару, которое неизбежно сведет на нет большую часть полученных от конвертации выгод. В силу этих причин вопрос о переводе части российского государственного долга из долларов в евро в практической плоскости пока не стоит.

Общая линия Российской Федерации в отношении замены доллара на евро в наших долговых обязательствах должна выстраиваться постепенно, с учетом практики международного использования новой мировой валюты, в том числе и в операциях по государственным внешним заимствованиям. Кстати, именно такую осторожную позицию по отношению к евро занял Китай, который намерен определиться в вопросах использования евро в роли мировой валюты только на основе трехлетнего опыта его функционирования.

Следует особо подчеркнуть, что любые шаги по переводу российского государственного долга в евро возможны лишь в строгой увязке с общей тактикой на переговорах о реструктуризации задолженности.

Самостоятельный сегмент российского внешнего долга составляет задолженность российских компаний и коммерческих банков. Она образовалась в основном в 1997—1998 гг., причем значительную ее часть (свыше 40%) составляют кредиты в немецких марках, которые должны быть переоформлены в евро. Эта группа российских должников по иностранным кредитам в силу характера своей деятельности постоянно связана с кредиторами, самостоятельно решает возникающие долговые проблемы.

В более сложном положении находится другая группа российских должников — компании и предприятия. Их задолженность образовалась преимущественно из коммерческих долгов, сделанных в конце 80-х — начале 90-х годов. В соответствии с Заявлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 года “О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами” урегулированием этой части внешнего долга Российской Федерации должны заниматься Министерство финансов, Министерство торговли и Внешэкономбанк. Соответствующие переговоры ведутся с 14 “страновыми” клубами. Отсутствие прогресса в этой области и особенно резкое падение кредитного рейтинга России после 17 августа 1998 г. существенно осложняют обращение российских компаний на западноевропейский фондовый рынок, где введение евро повысило относительное значение кредитных рисков и, следовательно, требования рынка к дебиторам.

Появление единой европейской валюты требует пересмотра стратегии России относительно новых заимствований. Можно предположить, что в перспективе объем долларовых кредитов в наших операциях на мировом рынке ссудных капиталов сократится и соответственно увеличатся масштабы обращения на объединенный европейский финансовый рынок в силу подробно рассмотренных выше причин (в частности, более низких по сравнению с другими регионами процентных ставок). На возможности использования евро в кредитных операциях повлияет также обычная практика, когда при выборе валюты займа предпочтительной является позиция кредитора. Немецкие и другие кредиторы из стран Евросоюза совершенно определенно станут теперь настаивать на преимущественном использовании евро.


7. КУРСОВАЯ ПОЛИТИКА И ПОЛИТИКА РЕЗЕРВОВ

Общие принципы действующего в России валютного механизма предполагают равенство всех валют и отсутствие каких-либо преференциальных или дискриминационных рычагов, применяемых в отношении отдельных валют. Однако на практике для существующей системы характерно фактическое преобладание доллара США. Оно складывается из ряда элементов:

  • Основной объем торговли на внутреннем валютном рынке приходится на операции с долларом, спрос и предложение других валют незначительны. В 1998 г., при шестикратном росте общего объема валютных операций на Московской межбанковской валютной бирже, по сравнению с предыдущим годом удельный вес операций с долларом США составил 99,3% против 95,3% в 1997 г.

  • Все многообразные факторы курсообразования на международных валютных рынках передаются на российский рынок через доллар США: все остальные валюты выступают в этом процессе как производные от доллара США, их рублевые эквиваленты устанавливаются через систему кросс-курсов на основе рыночного курса доллара. В результате для подавляющего большинства экономических агентов курс российского рубля к доллару США является синтезированным показателем реальной ценности российской национальной валюты.

Очевидной причиной преобладания доллара США в процессе курсообразования является то, что участники рынка — банки, финансовые компании, экспортеры и импортеры — проявляют интерес именно к американской, а не какой-либо другой валюте. Для этого есть свои серьезные основания:

  • доллар США является наиболее ликвидной мировой валютой;

  • доллар США является основной иностранной валютой, используемой при осуществлении расчетов как по внешнеторговым операциям, так и внутри России;

  • только по доллару США существует достаточно “глубокий” внутренний валютный рынок;

  • в долларах США хранит свои личные сбережения значительная часть населения.

По существу, в России утвердилась бивалютная система: доллар США обращается параллельно с российским рублем.

Курсообразование рубля с