Понятие спроса и предложения

ту же цену, общая сумма переменных издержек будет возрастать убывающими темпами. Но как только предельный продукт начнет сокращаться в соответствии с законом убывающей отдачи, производство каждой последующей единицы продукции потребует все большего и большего количества дополнительных переменных ресурсов. Сумма переменных издержек, таким образом, будет увеличиваться нарастающими темпами.

Общие издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при любом объеме производства. В табл. 4 они показаны в столбце (4). При нулевом объеме производства общие издержки равны постоянным издержкам фирмы. Затем - для каждой единицы продукции от 1 до 10 - совокупные издержки изменяются на такую же величину, что и переменные.

На рис. 9 данные о постоянных, переменных и общих издержках из табл. 1 представлены графически. Так же стоит обратить внимание, что совокупные переменные издержки изменяются по вертикали от горизонтальной оси, а добавление к ним, также по вертикали, совокупных постоянных издержек позволяет определить местоположение кривой общих издержек.

Различие между постоянными и переменными издержками имеет существенное значение для каждого бизнесмена. Переменные издержки — это издержки, которыми предприниматель в состоянии управлять, то есть изменять их величину в течение краткосрочного периода времени путем изменения объема производства.


Рис.9. Общие издержки как сумма постоянных и переменных издержек


Постоянные издержки, напротив, не подвержены текущему контролю со стороны руководства фирмы; такие издержки в краткосрочной перспективе неизбежны и должны быть оплачены независимо от объема производства.


Заключение


Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Надо также отметить, что спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство «нужных», пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения.


Список литературы


Воробъева Е.В. Как мыслить экономическими категориями. М. – 2008. – 82 с.

Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 535 с.

Добрынин А. И., Тарасевич Л. С. Экономическая теория: Учебник для Вузов. 3-е изд., 2009. – 689 с.

Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2007. – 861 с.

Камаев В.Д. «Экономическая теория»: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 640 с.

Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ.изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 972 с.

Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции, М., 2008. – 643 с.

Чепурин М.Н. «Курс экономической теории». – Киров: Издательство «АСА», 2007. – 623 с.

Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 640 с.

Экономическая теория. / Под. Ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. Минск, БГЭУ, 2008. – 547 с.