Аудит как метод исследования

внутреннем аудите

Более высокий уровень проведения аудиторских работ, чем у работников, осуществляющих внутренние проверки

Затраты на внешний аудит определяются более точно, чем на внутренние проверки

Производительность внешних аудиторов выше, чем у работников, проводящих внутренние проверки

Положительные результаты аудита можно демонстрировать другим заказчикам и использовать в целях рекламы аудируемого предприятия

Более конструктивное восприятие работниками аудируемого предприятия выявленных внешними аудиторами недостатков, чем своими работниками

Трудности по сбору объективной информации о состоянии аудируемого объекта

Недостаточное знание внешними аудиторами специфических особенностей управления и производства, неформальных производственных взаимоотношений между работниками аудируемого предприятия

Невозможность использования в открытом отчете об аудите конфеденциальной и секретной информации

Зависимость внешних аудиторов от внутреннего распорядка аудируемой организации

Ограниченные возможности по использованию системного подхода к аудиту системы управления

Настороженное отношение работников организации к внешним аудиторам, являющимся посторонними людьми

Ограниченность времени для проведения более детального аудита


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Рис. 3 Примерный алгоритм проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества


Планирование и организация внутреннего аудита

Подготовка проведения аудита (в том числе проведение совещания)

Проведение аудита


Несоответствие

Нет
Да


Корректировка



Подготовка отчета, проведение заключительного совещания и действия по результатам аудита
Повторно


ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Табл. 2 Пример формы и записи результатов самооценки системы менеджмента качества (фрагмент)

Объект

самооценки


Вопрос

анкеты самооценки

(номер)

Наличие

документа

организации

(или информации в документе),

отражающего требования к процессу

функционирования

объекта самооценки

Характерис

тика и качествен

ная оценка фактическо

го состояния объекта

самооценки

и соответст

вия (несоответствия) его требованиям ,

ответ на вопрос

Причина

несоот

ветствия

факти

ческого

состояния объекта

самооцен

ки требуе

мому

Количественная

оценка

фактичес

кого

состояния

объекта

само-

оценки,

балл (1-

5 баллов)

Меро

приятия

по улуч

шению

(форму

лировка,

ответст-

венный,

срок

исполне

ния)

5.3. политика

в области

качества

Документ

«Политика

в области

качества»

имеется

в письмен-ном виде

Обеспечивает понятность

всем заин

тересованным сторонам и со

ответствует

требованиям,

предъявляемым к политике в

области качества, что

обеспечивает

планируемые

результаты


5

В настоя

щий мо

мент не

требуют

ся

5.3. политика

в области качества


Частично не

учитывает

прогноз на

будущее

развитие

организации

в частности

возможной

диверсификации производства

Текст

документа

недостаточно

унифицирован


3

Унифици

ровать и

уточнить

формули

ровку

политики

в области

качества

с учетом

возможной

диверси

фикации

производ

ства


ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Табл. 3 Уровни развития деятельности

Уровень развития деятельности в

системе менеджмента качества

и его характеристика



Примечание к характеристике уровня развития системы менеджмента качества

1. Нет формализованного подхода Систематический подход к проблемам отсутствует. Результаты низкие или невозможно предсказать.
2. Подход, основанный на реакции на проблемы Систематический подход, основанный на возникшей проблеме или коррекции; наличие минимальных данных о результатах улучшения.
3. Устоявшийся формализованный системный подход Систематический процессный подход, систематические улучшения на ранней стадии; наличие данных о соответствии целям и существовании тенденций улучшения.
4. Акцент на постоянное улучшение Применение процесса улучшения; хорошие результаты и устойчивые тенденции улучшения.
5. Лучшие показатели в классе деятельности Значительно интегрированный процесс улучшения; лучшие в классе результаты в сравнении с продемонстрированными: достижениями.