Тибетский буддизм
— наряду с сангхами (общинами монахов и служителей культа) активную деятельность проводят вновь появившиеся религиозные объединения мирян. Рост национального самосознания повлек за собой возрождение традиционных ценностей, в том числе и буддийских. Вновь совершаются религиозные празднества и обряды: мистерия цам, Зул (день рождения основателя школы гелугпа Цзонкавы, 1357—1419), Цаган Сар (новый год и встреча весны) и другие. Буддийские общины имеются во многих городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре, Екатеринбурге, Самаре.Часть общин создается при непосредственном участии известных буддийских проповедников, которые в последние годы стали часто посещать Россию.
Общинами верующих выпускается различная печатная продукция - книги, журналы, газеты. К наиболее известным относятся журнал «Буддизм России», философско-образовательные журналы «Будда», «Буддист».
«Буддизм в России превращается в реальную силу, способную оказывать заметное влияние на социальную, духовную и политическую жизнь указанных республик, страны в целом»60.
Заключение
После данной работы можно подвести следующие выводы.
Название этого особого направления буддизма произошло от слова "лама - названия монаха или жреца - основной фигуры в тибетском варианте буддизма. Ламаизм является до настоящего времени основной религией тибетцев, разделяясь на ряд школ.
Ламаизм складывался как одна из форм буддизма в Тибете на протяжении VII—XV веков. В основе своей он является синтезом едва ли не всех главных направлений Учения Будды, включая не только Хинаяну и различные школы Махаяны, но и тантрийскую Ваджраяну. Ламаизм также немало позаимствовал от местной тибетской религии бон с ее анимистическим культом божеств, духов и сил природы.
В тибетском буддизме особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи которых мирянин не может достичь нирваны и попасть в рай. Каноническую основу ламаизма составляют сборники святых текстов - Ганджур и Данджур. В основу ламаизма легли основные концепции буддизма: Сансара и Нирвана, жизнь как форма страдания, Путь к спасению и Просветлению, Бхавачакра, или «Колесо жизни», Калачакра, практика медитации и йоги, а также важность передачи Учения непосредственно от учителя к ученику.
Для данной религии характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии, множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против злых сил и духов.
Важной особенностью является учение о воплощениях в избранных представителей человеческого рода божеств ламаистского пантеона. Например, Далай-ламы являются воплощением бодхисатвы Авалокитешвары.
Большую роль в тибетском буддизме занимает йога, так как считается, что учение Будды можно постичь только с помощью интенсивной религиозной практики.
Ламаизм воспринимал элементы добуддийских верований тибетцев и других народов, прежде всего культы природы и предков, что в конечном итоге придало ему своеобразные черты.
Данная тема интересна для изучения, хотя и сложна.
Библиографический список
Абаева Л.Л. «Буддизм: словарь», М, 1998.
Абаев Н.В. «Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока», СПБ, 1999г.
Аргуэлес Х. и М. «Мандала», М, 1993г., 126 стр., ISBN 5-72-0003-6
Базаров А.А. «Институт философского диспута в Тибетском буддизме», СПб: «Наука», 1998г., 184 стр., ISBN5-02-028348-7
«Будда и его учение», М: «Издательский дом Шалвы Амонашвили», 1999г., 224 стр., ISBN 5089147-025-X
«Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии», Новосибирск: «Сибирское отделение», 1981 г., 250 стр.
«Буддийский мир», М: «Раритет», 1994г., 208 стр., ISBN 5-8535-075-1
Герасимова К. М. «Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма», Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1989г., ISBN 5-02-028995-7
«История религии». В 2т. Т1: под общей редакцией Яблокова И.Н; Винокуров В.В, Забияко З.Г.. М: 2004г., ISBN5-06-003789-4, 5-06-004507-2
Кислюк К.В., Кучер О.Н. «Религиоведение», Ростов-на-Дону: 2004г.
Корнев В. И. «Буддизм-религия Востока», М: «Знание», 1990г., 64 стр., ISBN 5-07-000838-2
Кузнецов Б.И. «Древний Иран и Тибет. История религии бон», СПБ: «Евразия», 1998г., 352 стр., ISBN 5-8071-0002-6
Лекции Даведьянова А.В.
Молодцова Е.Н. «Тибет. Сияние пустоты», М: «Алетейа», 2001г., 344 стр. ISBN 5-89321-080-8
Яблоков И.Н., «Религиоведение», М., 2004г., ISBN 5-8297-0190-1
1 «История религии». Т1: под общей редакцией Яблокова И.Н; Винокуров В.В, Забияко З.Г.. М: 2004г., стр. 195
2 Ук. соч
3 Кузнецов Б.И. «Древний Иран и Тибет. История религии бон», СПБ: «Евразия», 1998г, 298стр.
4 Ук. соч, стр.300
5 Ук. соч, стр.312
6 Базаров А. А. «Институт философского диспута в Тибетском буддизме», СПб: «Наука», 1998г.. стр. 52
7 Абаев Н.В. «Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока», СПБ, 1999г., стр.189
8 «История религии». Т1: под общей редакцией Яблокова И.Н; Винокуров В.В, Забияко З.Г.. М: 2004г., стр. 195
9 Яблоков И.Н., «Религиоведение», М., 2004г.; «История религии». Т1: под общей редакцией Яблокова И.Н
10 Кузнецов Б.И. «Древний Иран и Тибет. История религии бон», СПБ: «Евразия», 1998г., 352 стр.
11 Базаров А. А. «Институт философского диспута в Тибетском буддизме», СПб: «Наука», 1998г., 184 стр.
12 Молодцова Е.Н. «Тибет. Сияние пустоты», М: «Алетейа», 2001г., 344 стр.
13 Герасимова К. М. «Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма», Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1989г.,
14 Аргуэлес Х. и М. «Мандала», М, 1993г., 126 стр
15 ru./wiki/
16 Абаев Н.В. «Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока», СПБ, 1999г.
17 Кислюк К.В., Кучер О.Н. «Религиоведение», Ростов-на-Дону: 2004г
18 Молодцова Е.Н. «Тибет. Сияние пустоты», М: «Алетейа», 2001г., 2 стр.
19 Кузнецов Б.И. «Древний Иран и Тибет. История религии бон», СПБ: «Евразия», 1998г, стр. 312
20 Кислюк К.В., Кучер О.Н. «Религиоведение», Ростов-на-Дону: 2004г., стр. 11
21 Ук. соч, стр. 12
22 Лекции Даведьянова А.В.
23 «История религии». Т1: под общей редакцией Яблокова И.Н; Винокуров В.В, Забияко З.Г.. М: 2004г., стр.195
24 lamaism/istoki.html
25 «История религии». Т1: под общей редакцией Яблокова И.Н; Винокуров В.В, Забияко З.Г.. М: 2004г., стр.198
26 Абаева Л. Л. «Буддизм: словарь», М, 1998, стр.400
27 «Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии», Новосибирск: «Сибирское отделение», 1981 г., стр. 105
28 lamaism/formir.html
29 Кислюк К.В., Кучер О.Н. «Религиоведение», Ростов-на-Дону: 2004г, стр.12
30 «Буддийский мир», М: «Раритет», 1994г., стр. 150
31 Герасимова К. М. «Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма», Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1989г., стр. 87
32 tibet/buddizm/sects.shtm
33 «История религии». Т1: под общей редакцией Яблокова И.Н; Винокуров В.В, Забияко З.Г.. М: 2004г., стр. 199
34 ru./wiki/
35 Молодцова Е.Н. «Тибет. Сияние пустоты», М: «Алетейа», 2001г., стр. 96
36 Ук. соч, стр.227
37 lamaism/formir.html
38 Молодцова Е.Н. «Тибет. Сияние пустоты», М: «Алетейа», 2001г., стр.231
39 Ук.соч, стр. 234
40 Молодцова Е.Н. «Тибет. Сияние пустоты», М: «Алетейа», 2001г., стр.247.
41 ru./wiki/
42 Молодцова Е.Н. «Тибет. Сияние пустоты», М: «Алетейа», 2001г., стр.249
43 Кислюк К.В., Кучер О.Н. «Религиоведение», Ростов-на-Дону: 2004г., стр. 12
44 Молодцова Е.Н. «Тибет. Сияние пустоты», М: «Алетейа», 2001г., стр.252
45 Ук.соч, стр.252
46 Аргуэлес Х. и М. «Мандала», М, 1993г., стр. 22
47 probud.narod/symbol/mandala.html
48 Аргуэлес Х. и М. «Мандала», М, 1993г., стр. 24
49
50 Кислюк К.В., Кучер О.Н. «Религиоведение», Ростов-на-Дону: 2004г., стр. 20
51 Корнев В. И. «Буддизм-религия Востока», М: «Знание», 1990г., стр. 28
52 Кислюк К.В., Кучер О.Н. «Религиоведение», Ростов-на-Дону: 2004г., стр. 20
53 tibet/buddizm/sects.shtml
54 Кислюк К.В., Кучер О.Н. «Религиоведение», Ростов-на-Дону: 2004г., стр. 24
55 ru./wiki/
56 «История религии». Т1: под общей редакцией Яблокова И.Н; Винокуров В.В, Забияко З.Г.. М: 2004г., стр.61
57 Кислюк К.В., Кучер О.Н. «Религиоведение», Ростов-на-Дону: 2004г., стр. 200
58 Яблоков И.Н., «Религиоведение», М., 2004г., стр.45
59 «История религии». Т1: под общей редакцией Яблокова И.Н; Винокуров В.В, Забияко З.Г.. М: 2004г., стр.201
60 Ук.соч