Развитие Черноморского экономического сотрудничества
в общем объеме товарооборота Крыма составляет более 24%. Турция второй по значимости торговый партнер Крыма. Следует отметить, что уменьшились объемы экспорта по Крыму в Азербайджан, Словакию.РАЗДЕЛ 3. Перспективные направления регионального сотрудничества в рамках ЧЭС
3.1. Объективные факторы современного развития ЧЭС
Причерноморье является одним из наиболее динамично развивающихся регионов на планете. Объем рынков ОЧЭС оценивается в 1,6 трлн. долл. США, торговли в регионе — 300 млрд. долл [31,c. 12].
Одним из главных вызовов для Черноморского региона сегодня является практическая реализация имеющихся региональных преимуществ, для чего в первую очередь необходимо сформировать среди государств — членов ОЧЭС единое видение в отношении политических и экономических приоритетов и перспектив региона.
Другая важная проблема — асимметрии в регионе. Входящие в ОЧЭС страны серьезно отличаются по размеру и силовому статусу, уровню экономического развития, членству в различных региональных объединениях и т.п. К примеру, на три крупнейшие экономики (Российской Федерации, Турции и Греции) приходится 83% общего ВВП ОЧЭС. На пять наименьших (Албании, Армении, Азербайджана, Грузии, Молдовы) — 1%[31,c. 13].
Процесс расширения ЕС и углубления европейско-атлантической интеграции будет иметь неизбежные глубочайшие последствия для регионального развития. По мнению профессора международных отношений Копенгагенского университета Фабрицио Тассинари, с Черноморским регионом связано, ни много ни мало, будущее объединенной Европы. «Учитывая характер региональных игроков, — считает эксперт, черноморский перекресток в основном имеет геостратегическую природу. На нем пересекаются интересы Турции, России, Украины, Восточных Балкан, государств Кавказа. В этом регионе сконцентрированы также и проблемы, угрожающие безопасности Европы, — от нелегальной миграции до экологической деградации, от безопасности энергоснабжения до наркотрафика, торговли оружием и «замороженных конфликтов». Не менее важно и то, что Черное море является цивилизационным перекрестком, на котором пересекается влияние православия, ислама, а также усиливается влияние западной политической культуры» [44].
Ученый акцентирует внимание на том, что сектор, в котором геостратегическое значение Черноморского региона для ЕС наиболее заметно, — это энергетика. Евросоюз исключительно зависим от нефти и газа из России, Ближнего Востока и Северной Африки, которые к 2030 году будут поставлять до 70% потребляемых им энергоресурсов.
Находясь в треугольнике между исламским миром, Россией и Европой, большинство стран Причерноморья выбирает европейский вектор внешней политики, но не может до конца избавиться и от своей традиционной «евразийской» сущности.
И все же Черноморский регион не стал пока регионом интенсивной кооперации. Серьезнейший интеграционный потенциал сводится на нет растущей конкуренцией, которая все четче приобретает двухуровневую структуру. На первом уровне конкурируют между собой ведущие государства региона. В равной степени на роль регионального лидера здесь могут претендовать Россия, Украина, Румыния и Турция. Их конкуренция уходит своими корнями в историю, но ее суть обусловлена вполне современными причинами.
Таким образом, ведущая роль ЧЭС в международной экономике неоспорима. Вместе с тем существуют проблемы, которые связаны с неодинаковым экономическим потенциалом стран, которые входят в данное объединение. Среди наиболее важных стратегических проектов развития данного регионального объединения выступают проекты развития единой транспортной системы и перераспределения энергетических потоков.
3.2. Создание единой транспортной системы ЧЭС
25 июня 2007 года в Стамбуле на заседании Совета глав МИД стран Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), проходившее под председательством министра иностранных дел Турции Абдуллы Гюля была согласована итоговая декларация саммита глав государств ОЧЭС. В проекте документа, в частности, значатся нацеленность на реализацию масштабных региональных экономических проектов, углубление сотрудничества в таких представляющих взаимный интерес областях, как энергетика, транспорт, охрана окружающей среды, наука и техника, телекоммуникации, торговля, туризм, а также борьба с терроризмом и организованной преступностью[44].
В рамках заседания отмечалось, что растущая экономическая интеграция государств Черноморского макрорегиона, создание международной договорной организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), последовательная реализация европейских программ международных транспортных коридоров (МТК) и нарастающие потоки международного транзита нефти и газа позволяют рассматривать Азово-Черноморский бассейн как особую транспортную зону, связывающую прилегающие государства. Современные и перспективные грузопотоки требуют ускоренного развития и модернизации транспортной инфраструктуры региона. Речь идет о строительстве кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря протяженностью более семи тысяч километров, возобновлении пассажирского и паромного сообщения между черноморскими портами и создании зоны свободной торговли в бассейне Черного моря. Страны ЧЭС стремятся к формированию единой транспортной системы ЧЭС в виде кольца железнодорожных и автомобильных магистралей вокруг Азово-Черноморского бассейна с радиальными лучами к морским портам и крупным экономическим центрам. Согласно меморандуму подписанному в 2007 году, финансирование строительства и реконструкция дорог по маршруту черноморской кольцевой будет осуществляться из национальных фондов и бюджетов, разных субсидий, в том числе и из частного сектора
Реализация этого проекта потребует радикальной технической реконструкции отдельных магистралей региона, и, в первую очередь, железнодорожной линии Одесса - Арцыз - Рени (Измаил). Программное развитие транспортной инфраструктуры региона сопровождается заметной активизацией портового хозяйства. В крупных портах региона растут объемы грузооборота, сооружаются новые терминалы, причалы, перевалочные и складские комплексы. В пределах региона проходит трасса крупного международного газопровода Елец – Ананьев – Измаил - Балканские страны с ответвлением Ананьев - Богородчаны (Ивано-Франковская область) и далее в Центральную Европу. В составе пан-европейской транспортной зоны заметно выделяются регион Украинского Причерноморья, через который проходят несколько маршрутов МТК – железнодорожных, речных (Дунайский водный путь), морских, который участвует в программе формирования единой транспортной системы стран ЧЭС и который играет все возрастающую роль в международном транзите нефти и газа[43].
Один из самых перспективных, но одновременно и капиталоемких проектов в рамках организации, который сейчас активно обсуждают и начинают готовить к реализации, — это создание кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря. Согласно уже одобренному проекту, протяженность магистрали составит более 7 тыс. километров. Основной маршрут автомагистрали и ее соединений может включать Стамбул, Самсун и Трабзон в Турции, Батуми и Поти в Грузии. Далее он пройдет через Ереван в Армении, Баку в Азербайджане, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Таганрог на российской территории, Мариуполь, Мелитополь и Одессу — в Украине, Кишинев — в Молдавии. Бухарест и Констанца — основные пункты автомагистрали в Румынии, София — в Болгарии, Белград — в Сербии, Тирана — в Албании, Александруполис — в Греции [50].
Узловой проблемой функционирования пан-европейской транспортной зоны бассейна Черного моря (ТЗ БЧМ) является транзит каспийской, а в перспективе и ближневосточной нефти в Европу. Крупнейшим нефтеэкспортным портом бассейна выступает Новороссийск (Россия), в котором сходятся нефтепроводы из Самары, Тенгиза (Казахстан) и Баку (Азербайджан). Перспективные объемы экспорта нефти достигают 150-170 млн.т. в год. В связи с очень серьезными ограничениями прохода танкеров через Босфор, этот огромный поток нефти может быть направлен в Европу и Северную Америку: 1) через Бургас (Болгария) и далее нефтепроводом в Александруполис – нефтяной порт Греции на Эгейском море; 2) через Констанцу (Румыния) Дунайским водным путем; 3) через Одессу- нефтепроводом Одесса – Броды - Гданськ (Польша) и Одесса – Броды – Омишаль (Хорватия). Таким образом, участие Украины и ее регионов в создании МТК, формировании единой транспортной системы стран ЧЭС, международном транзите нефти и газа наиболее перспективные и жизненно-важные проекты ближайшего будущего [48].
Еще одной актуальным и перспективным направлением развития в рамках Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) выступает возобновления пассажирского движения на Черном море. Так в 2007 году в рамках организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) прошел круглый стол "Возобновление пассажирского движения на Черном море". В нем приняли участие представители морских портов России, Украины, Болгарии, Турции, Румынии, Грузии и Греции, Министерства транспорта РФ. По общему мнению участников, в настоящее время ситуацию с пассажирскими перевозками на Черном море можно назвать критической. Начиная с 90-х годов XX века объем круизного туризма и просто пассажирских перевозок в регионе Черного моря снизился почти в 3 раза, при этом круизная индустрия во всем мире сохраняет рекордные темпы роста (более 8% ежегодно), опережая среднеотраслевые. В рамках круглого стола отмечено, что все страны-участницы ЧЭС заинтересованы в совместном использовании акватории Черного моря и создании общих круизных программ, однако пока на Черном море нет ни одного порта, который бы взял на себя роль организатора этого движения. Со стороны России прозвучало предложение создать пул портов (Сочи, Батуми, Севастополь, Ялта. Одесса. Варна, Несебр, Констанца, Стамбул). Только такое объединение позволит решить проблемы, мешающие сейчас развитию круизного и пассажирского судоходства в этом регионе.
К числу факторов, сдерживающих развитие в данном направлении относятся - отсутствие собственно круизного флота на Черном море и высокий уровень портовых сборов. Так, по данным экспертов портовый сбор в Сочи составляет 17 тыс. евро, в Одессе - 32 тыс., в то время как в порту Перей (Греция) - лишь 6 тыс., в Чивитавеккья (Италия)- 12 тыс. При этом ежегодные вложения в совершенствование инфраструктуры зарубежных портов, в модернизацию терминалов составляют сотни миллионов евро. Серьезной проблемой в развитии круизного туризма являются таможенные пошлины не только на круизные суда, которые вместе с НДС составляют 23%, но и на экскурсионные автобусы. Необходимо также чтобы был урегулирован вопрос об отмене 72-часового безвизового пребывания круизных судов, а сход круизных туристов на берег не был омрачен двухчасовой очередью на паспортно-таможенном контроле [31,c. 15].
Украинские инициативы перспективного развития ОЧЭС связаны с надеждой поддержки идеи создания 5-тистороннего совместного предприятия по энергетическим проектам, идея которого была озвучена на саммите стран ГУАМ в Кракове (Польша). Президент Украины активно настаивал на том, что ОЧЭС может расширить свое сотрудничество с другими международными организациями, в том числе с Европейским Союзом, реализуя совместные проекты в сферах от политики до энергетики.
Кроме того, в ОЧЭС Украина также сосредоточится над созданием Черноморской зоны свободной торговли и развитии межнационального диалога. "Настало время на практике перейти к созданию Черноморской зоны свободной торговли, основанной на правилах и нормах ВТО. Это - еще один ключ к более глубокой и активной интеграции между нашими государствами", - сказал В.Ющенко. Президент Ющенко также сообщил, что Украина инициирует создание института офицеров связи, которые будут постоянно поддерживать диалог по проблемам международной безопасности. Украина надеется также на ОЧЭС в разрешении экологическим проблемам Черного моря.
Таким образом, наиболее перспективный и значимый для всех стран входящих в ЧЭС это проект, связанный с формированием единой транспортной системы ЧЭС в виде кольца железнодорожных и автомобильных магистралей вокруг Азово-Черноморского бассейна с радиальными лучами к морским портам и крупным экономическим центрам. Решено, что финансирование строительства и реконструкция дорог по маршруту черноморской кольцевой будет осуществляться из национальных фондов и бюджетов, разных субсидий, в том числе и из частного сектора. Еще одной актуальным и перспективным направлением развития в рамках Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) выступает возобновления пассажирского движения на Черном море. К числу факторов, сдерживающих развитие в данном направлении относятся - отсутствие собственно круизного флота на Черном море и высокий уровень портовых сборов. Украинские инициативы перспективного развития ОЧЭС связаны с надеждой поддержки идеи создания 5-тистороннего совместного предприятия по энергетическим проектам.
3.3. Развитие проекта «Черноморская синергия»
В апреле 2007 года Европейская Комиссия выступила с новой инициативой по сотрудничеству Европейского Союза с черноморским регионом в рамках европейской политики соседства. Инициатива "Черноморская синергия" нацелена на развитие сотрудничества внутри самого региона, а также между регионом ЧЭС и Европейским Союзом. Посредством данной инициативы претворяется в жизнь декабрьское предложение 2007 года Европейской Комиссии о добавлении регионального компонента в европейскую политику соседства. Вкупе с двусторонними действиями и политикой ЕС в отношении отдельных стран региона, предусмотренными европейской политикой соседства, процессом подготовки Турции к присоединению к ЕС, а также стратегическим партнерством с Россией, "Черноморская синергия" станет дополнением к усилиям ЕС по содействию налаживанию стабильности и поддержке реформ в странах черноморского региона. Дополняя программы Европейско-Средиземноморского партнерства и Северного измерения, данная инициатива является заключительным звеном в цепочке схем регионального сотрудничества на окружающих Европейский Союз территориях[43].
Инициатива "Черноморская синергия" будет основываться на ныне осуществляемых программах и инициативах ЕС в различных сферах, таких как совершенствование системы управления, передвижение людей и безопасность, энергетика, транспорт, окружающая среда, морская политика, рыболовство, торговля, исследования, образование, занятость, социальная сфера, наука и технологии. Инициатива предусматривает создание гибких рамок, которые гарантировали бы наиболее эффективную координацию действий. Инициатива основывается на предметах, представляющих интерес для всех партнеров.
В дополнение к уже существующему финансированию со стороны Европейского Союза, выделяемому для стран региона, в настоящее время действует специальная Черноморская программа приграничного сотрудничества, нацеленная на стимулирование работы в сфере гражданского общества в прибрежных регионах.
Черноморскую синергию планируется строить вокруг политики партнерства в пяти ключевых сферах: экологии, энергетики, транспорта, внутренней безопасности и демократии.
Финансирование инициатив будет осуществляться участниками политики партнерства через пять Фондов Поддержки, через которые Европейский финансовый инструмент добрососедства мог бы внести значимый вклад, и мог бы обеспечить выполнение трехлетнего Черноморского Плана Действий.
В каждой сфере руководство осуществлялось бы наиболее надежной структурой или механизмом. Например, это организация 0АВІ-А5 - в сфере экологии, Бакинский Процесс - для транспорта и энергетики, ОЧЭС - для внутренней безопасности, и Сообщество Демократического Выбора в сфере демократии. Общее политическое руководство осуществлялось бы ежегодным саммитом Черноморский Форум, который бы принимала по очереди каждая из стран региона [50].
Ниже изложены шесть требований, которыми должна удовлетворять предлагаемая Черноморская синергия [31,c. 15].
Координация: она необходима для успешной работы и интеграции уже существующих региональных инициатив, институтов и механизмов.
Прагматизм: список приоритетов не должен быть слишком длинным, он должен состоять из осуществимых проектов.
Собственность: необходима для направления деятельности бизнеса в конкретную сферу.
Гибкость: для адекватного реагирования на возникающие проблемы.
Слаженность: черноморский регионализм должен работать по широкому кругу вопросов, как локального, так и глобального значения - расширение НАТО и ЕС, политика добрососедства, энергетическая безопасность и т.д.
Зримость: синергетика черноморского сотрудничества, вместе с работой Черноморского форума, должна быть зримым сигналом о значении региона для ЕС.
В апреле 2008 года истек год со дня создания новой региональной инициативы в рамках Европейской политики соседства – Черноморской синергии (Black Sea Synergy). Имеются уже первые итоги создания данного проекта. 20 июня Европейская Комиссия представила обзор результатов первого года реализации инициативы. ЧЭС и ЕС могут стать достойными партнерами при реализации значимых для Черноморского региона проектов.
Украина представила свой план в подготовке «дорожной карты» сотрудничества ЧЭС–ЕС.
Дальнейшее развитие данной инициативы в рамках проекта предусматривает[43]:
а) определение долгосрочных и доступных объективному измерению стратегических целей в сферах окружающей среды, транспорта, энергетики и морской безопасности;
б) определение стран-лидеров и организаций-лидеров, которые займутся координацией достижения этих целей;
в) создание отраслевых партнерских инициатив для обеспечения совместного финансирования проектов, которые бы привлекали черноморских партнеров ЕС;
г) более интенсивное привлечение гражданского общества и увеличение межличностных контактов;
д) привлечение Беларуси к некоторым проектом Черноморской синергии на техническом уровне.
Таким образом, заинтересованность в экономической интеграции со странами ЧЭС проявляется в создании совместного проекта ЕС и ЧЭС, который носит название «Черноморская синергия». Развитие данного проекта несколько замедлилось в связи с вступлением Румынии и Болгарии в ЕС. Но имеются уже некоторые положительные итоги. Украинская сторона имеет в рамках данного проекта инициативу, связанную с воплощением дорожной карты для граждан Украины и ЕС.
Выводы по третьему разделу
1. Ведущая роль ЧЭС в международной экономике неоспорима. Вместе с тем существуют проблемы, которые связаны с неодинаковым экономическим потенциалом стран, которые входят в данное объединение. Среди наиболее важных стратегических проектов развития данного регионального объединения выступают проекты развития единой транспортной системы и перераспределения энергетических потоков.
2. Наиболее перспективный и значимый для всех стран входящих в ЧЭС это проект, связанный с формированием единой транспортной системы ЧЭС в виде кольца железнодорожных и автомобильных магистралей вокруг Азово-Черноморского бассейна с радиальными лучами к морским портам и крупным экономическим центрам. Финансирование строительства и реконструкция дорог по маршруту черноморской кольцевой будет осуществляться из национальных фондов и бюджетов, разных субсидий, в том числе и из частного сектора. Актуальным и перспективным направлением развития в рамках Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) выступает возобновления пассажирского движения на Черном море. К числу факторов, сдерживающих развитие в данном направлении относятся - отсутствие собственно круизного флота на Черном море и высокий уровень портовых сборов. Украинские инициативы перспективного развития ОЧЭС связаны с надеждой поддержки идеи создания 5-тистороннего совместного предприятия по энергетическим проектам.
3. Заинтересованность в экономической интеграции со странами ЧЭС проявляется в создании совместного проекта ЕС и ЧЭС, который носит название «Черноморская синергия». Развитие данного проекта несколько замедлилось в связи с вступлением Румынии и Болгарии в ЕС. Но имеются уже некоторые положительные итоги. Украинская сторона имеет в рамках данного проекта инициативу, связанную с воплощением дорожной карты для граждан Украины и ЕС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы над темой курсовой работы сделаны следующие выводы и обобщения согласно цели и задачам, поставленным в работе.
1. Теоретико-методологические основы исследования регионального сотрудничества позволили определить, что интеграция оказывает все более ощутимое воздействие на различные аспекты международной жизни стран, входящих в региональные объединения. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами. Основными формами экономического сотрудничества стран, входящих в региональные международные объединения выступают внешняя торговля, вывоз капитала, научно-техническое сотрудничество, компенсационные сделки, кредитно-финансовые отношения, предоставление различного рода услуг, международный туризм, совместное строительство объектов.
Наибольший интерес в вопросах сотрудничества придается в настоящее время финансовым вложениям стран в инвестиционную сферу и торговлю. По направлению торговли внешнеэкономические операции могут быть подразделены на экспорт, импорт, реэкспорт и реимпорт. В оценке экономического сотрудничества в разрезе внешнеторговых операций первостепенное значение должно быть уделено объемам экспорта и импорта товаров и услуг, причем динамика процессов развития торговли оценивается с помощью показателей темпов роста экспорта и темпы роста импорта, а также с помощью оценки темпов прироста экспорта и импорта. Важнейшим показателем развития международной кооперации служит оценка инвестиций, вложенных в экономику стран участниц регионального объединения. Приоритетная оценка здесь принадлежит сумма и структуре прямых иностранных инвестиций.
2. Членами ЧЭС являются Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Сербия, Турция и Украина. Население входящих в ОЧЭС стран составляет более 330 млн. человек. Регион сказочно богат ресурсами, имеет мощную производственную базу, квалифицированную рабочую силу. ОЧЭС объединяет страны, которые вовлечены в другие институционально крепко развитые международные структуры, но несмотря на это Черноморское экономическое сотрудничество оценивается как перспективное и открыто для присоединения заинтересованных стран.
В плане оценки притока международного капитала выяснено, что наибольший объем инвестиций получен Украиной в 2007 и 2008 году. со стороны России, на втором месте инвестиции Греции. В 2005-2007 годах среднее значение доли прямых инвестиций в экономику Украины со стороны главного партнера Украины-России составили 9,2% от общей суммы прямых иностранных инвестиций. Зафиксирована отрицательная динамика инвестиций Украины в экономическое развитие России по состоянию на 1 января 2008 года. Наибольшие по сумме инвестиционные проекты Украиной заключены с Турцией, Грецией и Сербией. Турция является наиболее важным инвестором и для АР Крым.
Объемы операций экспортных и импортных операций со странами ЧЭС по отношению к общим объемам экспортно-импортных операций Украины таковы, что операции с ЧЭС составляют приблизительно 1/3 объемов операций по экспорту и ј операций по импорту. Наиболее активными торговыми партнерами в рамках ЧЭС с Украиной выступают такие страны, как РСФСР, Турция и Греция. Россия занимает в среднем 89% , Турция 2,5%, а Греция 3,1% в объеме экспортных поставок. Другие страны также ориентированы на торговлю с Украиной и Крымом. Доля России в общем объеме товарооборота Крыма составляет более 24%. Турция второй по значимости торговый партнер Крыма. Следует отметить, что уменьшились объемы экспорта по Крыму в Азербайджан, Словакию.
3. Ведущая роль ЧЭС в международной экономике неоспорима. Вместе с тем существуют проблемы, которые связаны с неодинаковым экономическим потенциалом стран, которые входят в данное объединение. Среди наиболее важных стратегических проектов развития данного регионального объединения выступают проекты развития единой транспортной системы и перераспределения энергетических потоков.
Наиболее перспективный и значимый для всех стран входящих в ЧЭС это проект, связанный с формированием единой транспортной системы ЧЭС в виде кольца железнодорожных и автомобильных магистралей вокруг Азово-Черноморского бассейна с радиальными лучами к морским портам и крупным экономическим центрам. Финансирование строительства и реконструкция дорог по маршруту черноморской кольцевой будет осуществляться из национальных фондов и бюджетов, разных субсидий, в том числе и из частного сектора. Актуальным и перспективным направлением развития в рамках Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) выступает возобновления пассажирского движения на Черном море. К числу факторов, сдерживающих развитие в данном направлении относятся - отсутствие собственно круизного флота на Черном море и высокий уровень портовых сборов. Украинские инициативы перспективного развития ОЧЭС связаны с надеждой поддержки идеи создания 5-тистороннего совместного предприятия по энергетическим проектам.
Заинтересованность в экономической интеграции со странами ЧЭС проявляется в создании совместного проекта ЕС и ЧЭС, который носит название «Черноморская синергия». Развитие данного проекта несколько замедлилось в связи с вступлением Румынии и Болгарии в ЕС. Но имеются уже некоторые положительные итоги. Украинская сторона имеет в рамках данного проекта инициативу, связанную с воплощением дорожной карты для граждан Украины и ЕС.
СПИСОК использованных источников
Акопова Е. Мировая экономика и международные экономические отношения Ростов-на-Дону: Феникс. -2001. -416 с.
Аніловська Г. Господарська глобалізація та управління зовнішньоекон. Сферою. - К: ЛКА. – 2001. – 234 с.
Бабин Э.П. Внешнеэкономическая политика. -М: Экономика. -2006. – 463 с.
Бутов В.И., Игнатов В.Г.. Основы региональной экономики: Учебное пособие. – Ростов н/Д., 2003.
Буглай В.Международные экономические отношения (2 изд., перер. и доп.). -М: ФиС. -2003. – 256 с.
Вінник С.Ф., Рашдорф З.Х. Безмитна торгівля в Україні. Процес становлення та розвитку К: Знання, 2004, 344
Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие/А.И. Гаврилов. – М., 2002.
Градов Н.П., Кузьмин Б.И. Региональная экономика: Учебное пособие. – СПб., 2003.
Гурова И.П. Этика м/н экономических отношений. - М: Дело. 2004.- 408 с.
Гуткевич С.А., Приоритетность и привлекательность объектов инвестирования//Актуальные проблемы экономики №11, 2002;
Вертинская Т.С. Регионы в международных экономических отношениях. —Мн.: Право и экономика, 2000. — С.21-34.
Елова М.H. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность М: Логос.- 2000. -248 с.
Звонова Е.А.Международное внешнее финансирование в современной экономике. - Москва: Экономика. – 2000. – 324 с.
Карпенко С.В.Міжнародна економіка. Навч. пос. для дист. навч. Издательство: Ун-т Україна, вид. - К: Ун-т Україна, вид.- 2007с. – 251 с.
Козак Ю.Г., Логвінова Н.С., Ржепішевський К.І Основи міжнародної торгівлі. К: ЦУЛ.- 2005. – 656 с.
Ливенцев А.Н. Международные экономические отношения. -М: Проспект- 2006.- 648 с.
Макеєва О.Перспективи розвитку сфери послуг у зовнішньоекон. діяльності регіональних систем України. Одесса: Астропринт. 2001.- 160 с.
Максимец Н.В. Оценка уровня социально-экономического развития региона // Регионология. – 2004. - №3.
Международные экономические отношения /ред. Жуков Учебник для вузов Москва: Юнити. - 2000. – 485 с.
Международная экономика. Учебное пособие/ Дж. Линч, М.Уаттс, Д.Уэнтворт, М: Эспада, 2002;
Николаева И.Г. Международные конвенции и соглашения по внешнеэкономической деятельности. - М: Экономистъ. – 2008. -1152 с.
Организация и финансирование инвестиций / Мелкумов Л.С., М: Инфра-М, 2002;
Парфенова Л.Б., Сапир Е.В., Ющюс В.В. Глобализация мирового хозяйства и локальные экономические системы // Белорусский экономический журнал. -- 2004. №1. -- С. 18-26.
Родионова И.А. Региональная экономика: Учебное пособие. – М., 2003.
Роль инвестиций в реструктуризации экономики // Экономика Украины. – №9. – 2002;
Сафонов И.А.Внешнеэкономические связи России со странами Европы в контексте расширения ЕС. - Москва: Экономика. – 2003. – 111 с.
Савельєв Є. Європейська інтеграція та маркетинг. Тернопіль: Карт-Бланш. -2003. – 482 с.
Свириденок А.И., Маскевич С.А. Научно-инновационные аспекты устойчивого развития в условиях глобализации // Белорусский экономический журнал. -- 2003. — №1. -- С. 4-17.
Семенов Г.А. Міжнародні економічні відносини. -К: ЦУЛ. -2006.- 232 с.
Симоненко В., Инвестиционная политика: региональный аспект// Экономика Украины. – №4. – 2001;
Сколотяный Ю. Черноморский дебют // Зеркало недели. -№46. -2007 г. - С.12-15.
Новицький В.Є. Міжнародна торгівля . - К: Ельга. – 2007. - 264с.
Толкачев С.А.Международная экономика. Теория и практика Москва: Спутник+. – 2001. – 178
Харламова В.Н.Международная экономическая интеграция. Москва: Анкил. -2002. -175 с.
Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. М: Экономистъ.- 2003. -303 с.
Фатеев В.С. Постсоциалистические страны: промежуточные итоги трансформации и шансы в предстоящих баталиях за место в глобальной деревне // Белорусский экономический журнал. -- 2002. №4. -- С. 122-124.
Управление региональной экономикой / Г.В. Гутман, А.А. Мироедов, С.В. Федин; Под ред. Г.В. Гутмана. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 176 с.
Ширай В.И.Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие Москва: Дашков и Ко.- 2003.- 528 с.
Шуркалина А. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов.- М: Логос.- 2002.- 248 с.
Экономика региона: Учебное пособие / Под ред. В.И.Борисевича. — Мн.: БГЭУ, 2002. — С. 288.
Яковлєв Ю.П. Міжнародна торгівля К : Кондор. -2008. -380 с.
ukrstat.gov
ukr.
http: www.liga.
rada.kiev.
krugosvet
bsec.kubannet.
sng.allbusiness.
kodeks.
mirslovarei/content_eco.
ru./wiki.