Деятельность органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними
выселение без предоставления другого жилого помещения лиц, лишенных родительских прав, если их совместное проживание с детьми невозможно. Последние три меры (пп. «ж», «з», «и») применяются районным (городским) судом.Первоначальное устройство оставшихся без родительского попечения детей. В ПППН доставляются заблудившиеся и подкинутые дети. О доставлении заблудившегося ребенка составляется акт в двух экземплярах, который подписывается сотрудником милиции и лицом, доставившим ребенка. О доставлении подкинутого ребенка акт составляется в трех экземплярах, который подписывается сотрудником милиции, лицом, доставившим ребенка, и понятыми. Первый экземпляр акта после регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях передается в уголовный розыск для установления лиц, виновных в оставлении ребенка в опасном для жизни состоянии, решения вопроса о возбуждении уголовного дела и производства неотложных следственных действий. Второй экземпляр акта направляется вместе с ребенком в детское лечебное или образовательное учреждение либо в ЦВИН (при отсутствии специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации). Третий экземпляр акта с распиской должностного лица, принявшего ребенка, остается в ПППН.
Пока доставленные дети находятся в ПППН сотрудники милиции принимают меры к обнаружению их родителей.
Подкинутые и заблудившиеся дети в возрасте от 3 лет помещаются в ЦВИН, если в течение 8 часов не удалось установить их личность, либо родители их не обнаружены, либо не представилось возможным передать им детей, а также, если их передача связана с большими затратами времени или представляет опасность для жизни и здоровья детей. В последующем после оформления необходимых документов подкинутые и заблудившиеся дети направляются в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты).
Таким образом, деятельность ПППН по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних носит в основном административно-правовой характер и является необходимым условием эффективной работы других государственных и негосударственных структур, призванных решать аналогичную задачу.8
Правовое положение ЦВИН. Структурно рассматриваемые учреждения входят в состав милиции общественной безопасности. Они предназначены для временного содержания детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, совершивших правонарушения либо (при отсутствии специализированных учреждений для несовершеннолетних органов социальной защиты) нуждающихся в помощи со стороны государства и общества. В органах внутренних дел Российской Федерации в настоящее время функционируют 93 ЦВИН, 11 из которых являются транзитными. ЦВИН выполняют следующие функции.
1. Прием и регистрация несовершеннолетних, доставленных в ЦВИН. В ЦВИН могут быть помещены: подкинутые и заблудившиеся дети; оставшиеся в возрасте до 16 лет без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае необходимости оказания им помощи со стороны государства и общества; направляемые в СУВУ закрытого типа или ЛВП (если есть основания полагать, что несовершеннолетний будет заниматься преступной деятельностью); самовольно оставившие семью в возрасте до 16 лет или в возрасте от 16 до 18 лет, личность которых не установлена, и нуждающиеся в надзоре и помощи; самовольно ушедшие из СУВУ, ЛВП, а также из других детских учреждений (детских домов, школ-интернатов); совершившие в возрасте от 11 до 14 лет общественно опасные деяния при необходимости немедленной изоляции.
Основаниями для приема в ЦВИН служат постановления о помещении несовершеннолетнего в ЦВИН, утвержденные начальником органа внутренних дел, его заместителем (в ночное время в их отсутствие — начальником ПППН, его заместителем или оперативным дежурным), постановления комиссий по делам несовершеннолетних, постановления районных (городских) судов о направлении в ЛВП, письменные указания председателя комиссии по делам несовершеннолетних или заведующего районного (городского) органа образования.
На несовершеннолетних, помещенных в ЦВИН, заводятся учетные дела.
2. Обеспечение режима содержания. Перед помещением в ЦВИН производится личный осмотр несовершеннолетнего в присутствии двух других сотрудников ЦВИН. Во время осмотра подлежат изъятию запрещенные к хранению предметы, а также вещи, которые могут свидетельствовать о возможной причастности несовершеннолетних к преступлениям.
Несовершеннолетние содержатся в ЦВИН в течение времени, необходимого для их устройства, но не свыше 30 суток. В исключительных случаях время содержания может быть продлено по решению комиссии по делам несовершеннолетних на срок не более 30 суток.
Содержатся несовершеннолетние в условиях, исключающих возможность самовольного ухода и совершения правонарушений. Несовершеннолетние правонарушители содержатся отдельно от других детей и подростков.
3. Профилактическая и воспитательная работа. Она проводится сотрудниками ЦВИН с несовершеннолетними, содержащимися в ЦВИН, в том числе и за его пределами. Устанавливая причины и условия, способствующие безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, ЦВИН направляет информацию в государственные органы и общественные объединения с предложениями об их устранении.
Для оказания помощи ЦВИН в воспитательной работе организуется шефство предприятий, учреждений, организаций. Оно выражается в оказании помощи в организации занятости несовершеннолетних общественно полезным трудом и их культурного досуга. Для организации работы шефов и наставников при ЦВИН создаются советы общественности из представителей органов местного самоуправления, общественных объединений, шефов и наставников.
4. Выявление преступлений и лиц, их совершивших. Эта функция реализуется в процессе выяснения условий жизни и воспитания несовершеннолетних, причин самовольного прекращения ими работы, учебы, ухода из семьи. Установив факты совершения преступлений, лиц, принимавших в них участие, находящихся в розыске, пропавших без вести, места сбыта похищенного, случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, должностные лица ЦВИН немедленно направляют в аппараты уголовного розыска сообщение обо всех обстоятельствах, имеющих значение для раскрытия преступлений.
Нередко раскрытию преступлений способствует выяснение обстоятельств, при которых у несовершеннолетних оказываются крупные суммы денег, ценные бумаги, вещи, оружие, наркотические средства, виноводочные изделия и т.п.
Имеют место случаи, когда под видом несовершеннолетних в ЦВИН попадают взрослые лица: совершившие преступления, скрывающиеся от следствия и суда, бежавшие из мест лишения свободы, дезертиры. В связи с этим особое внимание уделяется лицам, умышленно скрывающим свои биографические данные, пытающимся совершить побег, длительное время не занятым работой или учебой, не имеющим постоянного места жительства.
Если будет установлено, что доставленный достиг 18 лет, он немедленно передается оперативному дежурному органа внутренних дел для решения вопроса о его водворении с санкции прокурора в центр социальной реабилитации (приемник-распределитель ОВД для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество) либо для принятия иных законных мер.
5. Устройство несовершеннолетних. Несовершеннолетние, имеющие родителей или лиц, их заменяющих, возвращаются, как правило, в семью в сопровождении должностных лиц ЦВИН либо передаются родителям или лицам, их заменяющим. Несовершеннолетние старше 16 лет и имеющие паспорта могут направляться к родителям самостоятельно.
Если возвращение несовершеннолетнего к месту прежнего жительства невозможно в силу отсутствия надлежащих условий для дальнейшего воспитания, то об этом работники ЦВИН сообщают в комиссию по делам несовершеннолетних по месту его жительства для решения вопроса о трудовом и бытовом устройстве, а также совместно с органами опеки и попечительства принимают меры к устройству несовершеннолетнего.
Несовершеннолетние, на которых получены путевки для помещения в СУВУ, лечебные и иные учреждения, направляются в них в сопровождении должностных лиц ЦВИН.
Передача несовершеннолетних родителям или лицам, их заменяющим, представителям соответствующих учреждений или в другие ЦВИН оформляется актом.
Таким образом, ЦВИН — это специальное учреждение милиции общественной безопасности, обеспечивающее возможность применения административно-правовых и иных мер воздействия к несовершеннолетним правонарушителям и предупреждения новых нарушений с их стороны, а также организующее (при отсутствии специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов социальной защиты населения) устройство детей и подростков, которым необходима помощь государства и общества.9
милиция правонарушение несовершеннолетний
Заключение
В заключение следует отметить, что государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних переживает в настоящий момент трудный период своего реформирования.
Получается, что органы правопорядка, профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетних вынуждены подбирать меры воспитательного воздействия для примерно 180 тысяч подростков ежегодно. Они должны добиваться персональной ответственности правонарушителей. Эта ответственность не всегда может быть уголовной: ежегодно 60 тысяч несовершеннолетних освобождаются от уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям. Полная замена воспитательных мер лишением свободы (например, отбытием наказания в ВТК) приведет к негативным последствиям для общества.
Колонии являются "фабриками преступности". Пребывание в них сравнимо с участием в групповых преступлениях. И то и другое дает подросткам “навыки организации, конспирации, связи с преступным миром взрослых, возможности приобретения оружия и наркотиков, воровской и сексуальной эксплуатации друзей и подруг и т.п.”
От способности органов правопорядка подобрать и организовать исполнение мер воспитательного воздействия зависит и судьба подростков, попавших в орбиту уголовного процесса, и возможный рост будущего поколения преступников, и перспективы криминализации населения. На сегодняшний день возможности органов правопорядка и профилактики не велики.
Частично воспитательную функцию выполняют комиссии по делам несовершеннолетних и отделы предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних. В основном комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела по административным правонарушениям подростков. Отделы предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних (ОПППН) участвуют в подготовке оперативных материалов и в подготовке материалов в суд (посещают семьи, школу); ставят подростков, совершивших правонарушение на учет.
Проблема заключается в том, что эти органы должны полностью подчиняться задачам и политике существующей правоохранительной системы, которая ориентируется на усиление карательного правосудия. Работа с несовершеннолетними правонарушителями требует других подходов. Они должны соединить уголовно-процессуальные и социально-реабилитационные аспекты профилактики, востребовать потенциал общества и семьи, привлечь специалистов гуманитарных профессий. 10
Пока же значительная часть подростков оказывается и вне сферы применения чисто карательных мер, и вне сферы социальной реабилитации. Фактически они освобождаются от необходимости нести ответственность за содеянное, загладить принесенный ущерб, пройти необходимую для социально-психологическую коррекционную программу и т.д.
Список литературы
I. Нормативные акты
1. Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.).
2. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 3012.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 07.05.2009 г.).
3. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 23.07.2008 г.).
4. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1 (в ред. от 26.12.2008 г.).
5. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы» от 21.03.2007 г. № 172 (в ред. от 31.12.2008 г.).
6. Приказ МВД России от 26.05.2000 г. (в ред. от 06.04.2007 г.). №569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»
7. Приказ МВД России от 13 мая 2003 года № 323дсп «Об утверждении Наставления о порядке взаимодействия сотрудников подразделения криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов»
II. Литература
1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная. Учебник. М., МЮИ МВД России. «Щит – М». 1997
2. Асеева И.П. Административная ответственность несовершеннолетних // Актуальные проблемы борьбы с преступностью на современном этапе. Воронеж, 2003.
3. Афанасьев Д.В., Хазов Е.Н. Административно-правовая деятельность штабных подразделений органов внутренних дел. М., 2008.
4. Бакаева А.А., Остапенко Н.И. Классификация субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних и механизм управления ими // Российский следователь. 2002. № 11.
5. Безденежных В. М. Административная деятельность ОВД. Общая часть. Учебное пособие. М., 2004.
6. Берсим А.В. К вопросу повышения профессиональной компетентности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и уголовно-исполнительных инспекций // Проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и применения иных мер уголовно-правового характера в отношении несовершеннолетних. Вологда, 2006. С
7. Бочаров С.Н., Бубнов С.В., Городничев И.М. и др. Административная деятельность органов внутренних дел. М., 2008.
8. Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность. 2000. № 7.
9. Головкин Е.В. Правовые вопросы совершенствования предупреждения правонарушений несовершеннолетних и обеспечение прав ребенка // Вестник Юридического института МВД России. Ижевск, 1999.
10. Дугинец А.С. и др. Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних. М., 2006.
11. Иванова Т.К. О взаимодействии подразделений по делам несовершеннолетних с органами здравоохранения и социальной защиты населения по ранней профилактике правонарушений среди подростков // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности. Сборник № 10. М., 2003.
12. Каневский Л.Л. Актуальные проблемы совершенствования ранней профилактики преступности и иных правонарушений несовершеннолетних // Правоведение. 1999. № 1.
13. Козлов С.С. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». М., 2007.
14. Коренев А.П. Административная деятельность ОВД. Особенная часть. М., 2004.
15. Новосельцева Е.А., Довнар О.В. Справочник сотрудника подразделений по делам несовершеннолетних: Сборник нормативно-правовых документов по организации профилактической работы среди несовершеннолетних. М., 2006.
17. Обыденова Т.В. К вопросу о предупреждении и пресечении правонарушений, совершаемых несовершеннолетними // Право: теория и практика. 2002. № 5.
18. О практике применения Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» / Под ред. Е.Ф. Лаховой. М., 2005.
19. Папкова Т.П. Исторический аспект профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России // История государства и права. 2002. № 5.
20. Прозументов Л.М. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел как субъекты предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних // Сибирский Юридический Вестник. 2002. № 3.
21. Таран Ю.Н. Комплексный подход к организации работы по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 4.
Размещено на
1 Дугинец А.С. и др. Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних. М., 2006.
2 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная. Учебник. М., МЮИ МВД России. «Щит – М». 1997
3 Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
4 Прозументов Л.М. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел как субъекты предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних // Сибирский Юридический Вестник. 2002. № 3.
5 Афанасьев Д.В., Хазов Е.Н. Административно-правовая деятельность штабных подразделений органов внутренних дел. М., 2008.
6 Каневский Л.Л. Актуальные проблемы совершенствования ранней профилактики преступности и иных правонарушений несовершеннолетних // Правоведение. 1999. № 1.
7 Бочаров С.Н., Бубнов С.В., Городничев И.М. и др. Административная деятельность органов внутренних дел. М., 2008.
8 Головкин Е.В. Правовые вопросы совершенствования предупреждения правонарушений несовершеннолетних и обеспечение прав ребенка // Вестник Юридического института МВД России. Ижевск, 1999.
9 Безденежных В. М. Административная деятельность ОВД. Общая часть. Учебное пособие. М., 2004.
10 Берсим А.В. К вопросу повышения профессиональной компетентности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и уголовно-исполнительных инспекций // Проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и применения иных мер уголовно-правового характера в отношении несовершеннолетних. Вологда, 2006. С