Издержки коммерческой деятельности
в налоговом учете включается в состав расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ[24]). Кроме того, эти расходы являются косвенными, т.е. их не нужно распределять между остатками незавершенного производства, готовой продукции и т.д. Они в полном объеме уменьшают налогооблагаемую прибыль отчетного (налогового) периода.Организации, владеющие исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, могут распоряжаться ими по своему усмотрению.
Статья 25 Закона №3520–1 [3] допускает, что товарный знак может быть уступлен (продан) его владельцем в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.
При передаче (уступке) исключительного права на товарный знак у продавца происходит выбытие объекта нематериальных активов. К приобретателю товарного знака переходят в полном объеме все те права, которые были у прежнего владельца. То же самое касается и ограничений.
Уступка товарного знака не допускается, если она может ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
Договор об уступке товарного знака регистрируется в Роспатенте, иначе он считается недействительным.
За регистрацию взимается пошлина.
Средства от уступки (продажи) исключительного права на товарный знак являются для организации операционными доходами (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 №32н).
А в налоговом учете доход от уступки исключительного права на товарный знак учитывается в составе доходов от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ[24]).
У покупателя исключительное право на товарный знак, полученное по договору уступки, включается в состав нематериальных активов. Что же касается срока полезного использования, то он зависит от срока действия свидетельства. Однако при регистрации договора уступки в Роспатенте новое свидетельство не выдается. В связи с этим, чтобы рассчитать этот срок, из общего срока действия свидетельства надо вычесть то время, в течение которого товарным знаком пользовался старый правообладатель.
Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору (ст. 26 Закона 3520–1 [3]). Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Другой способ – заключение договора коммерческой концессии (договор франчайзинга).
Подписывая подобные соглашения, организация оставляет за собой исключительное право на товарный знак. Как и договор уступки, лицензионный договор и договор коммерческой концессии действительны только при условии их регистрации в Роспатенте.
В договоре указывается срок, в течение которого организация может использовать право, и вознаграждение, которое она должна перечислить правообладателю. Формы вознаграждения могут быть самыми разными: разовые или периодические платежи, проценты от выручки или наценка на оптовую цену товаров, которые организация-пользователь будет покупать у правообладателя, и т.д.
На практике вознаграждение чаще всего состоит из двух частей: первоначальной единовременной «входной платы» за получение права (паушальный платеж) и последующих регулярных платежей за его использование (роялти). Они определяются в фиксированном размере или в процентах от выручки.
Паушальный платеж представляет собой выплату единовременного вознаграждения собственнику нематериального актива. Фактически – это цена лицензии.
Роялти – это периодические платежи собственнику нематериального актива в течение срока действия лицензионного договора.
У правообладателя не возникает выбытия нематериальных активов. Они продолжают находиться на его балансе и амортизируются (п. 25 ПБУ 14/2000). Однако учесть их необходимо на отдельном субсчете счета 04. Суммы начисленной амортизации, по мнению автора, следует учитывать обособленно.
Если для правообладателя такая деятельность не является основной, то сумма вознаграждения в бухгалтерском учете включается в состав операционных доходов (п. 5 ПБУ 9/99).
При разовом характере платежа полученная оплата отражается в составе доходов будущих периодов на счете 98. Затем в течение времени, на которое передано право, вознаграждение равными долями включается в состав операционных доходов. Расходы, связанные с передачей исключительных прав, отражаются как операционные расходы.
В налоговом учете платежи по лицензионным договорам включаются в состав внереализационных доходов (п. 5 ст. 250 НК РФ[24]), если такие доходы налогоплательщик не учитывает как доходы от реализации.
Если лицензиар определяет доходы и расходы методом начисления, то полученное вознаграждение за право пользования товарным знаком признается доходом в соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ[31], а если используется кассовый метод-то в соответствии с п. 2 ст. 273 НК РФ[31].
В случае когда по договору предусмотрено получение единого платежа, дата признания дохода при применении метода начисления будет следующая:
– если в договоре не определен срок его действия – дата предоставления в пользование исключительных прав;
– срок действия определен – доходы признаются равномерно в течение этого срока на последний день месяца или квартала.
Для целей исчисления НДС (при использовании метода «по отгрузке») датой возникновения обязательств перед бюджетом является дата предоставления в пользование исключительных прав при паушальном платеже (ст. 167 НК РФ[24]). Если платежи носят периодический характер, то они учитываются в периоде их начисления.
Еще один вариант – комбинированные расчеты. Вначале правообладатель получает разовый платеж, затем в течение установленного в договоре времени – периодические платежи (роялти). При этом разовый платеж включают в состав внереализационных доходов – в налоговом учете и операционных – в бухгалтерском единовременно и в полной сумме, а роялти – по мере начисления.
В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К ним относятся, в частности, расходы по предоставлению за плату во временное владение и пользование исключительных прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности (пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ[24]). Таким образом, с вступлением в силу договора уступки часть стоимости нематериального актива, не списанная к этому моменту, относится к внереализационным расходам. В рассматриваемом случае это начисленная амортизация по товарному знаку, переданному в пользование.
Рассмотрим учет этих расходов у пользователей неисключительного права.
В бухгалтерском учете неисключительное право на товарный знак, полученное в пользование, отражается на забалансовом счете (например, счет 012) в оценке, указанной в лицензионном договоре (п. 26 ПБУ 14/2000). Платежи по договору концессии отражаются в учете в зависимости от условий договора.
Если в нем предусмотрен разовый платеж в момент получения прав, то он отражается на счете 97 «Расходы будущих периодов». Затем эти затраты равномерно в течение срока действия права, установленного договором, списываются на расходы.
Периодические платежи отражаются в составе расходов того периода, в котором начисляются в соответствии с графиком, установленным в договоре (п. 26 ПБУ 14/2000 и п. 18 ПБУ 10/99).
В заключение хотелось бы обратить внимание на ситуацию, когда российская организация заключает лицензионный договор на право пользования товарным знаком с нерезидентом, не имеющим постоянного представительства на территории России.
В случае когда контрагентом по лицензионному договору выступает нерезидент и доходы нерезидента по данному договору не связаны с его деятельностью в России через постоянное представительство, в соответствии со ст. 309 НК РФ эти доходы относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты этого дохода, по ставке 20%.
Если иностранная организация является резидентом страны, с которой Россией заключен договор об избежании двойного налогообложения, то в соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ[24] эта организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местопребывание в том государстве, с которым Россия имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Предоставленный документ должен быть заверен компетентным органом соответствующего иностранного государства.
При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, такого документа до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения, этот доход освобождается от удержания налога у источника выплаты или удержание производится по пониженным ставкам.
Что касается НДС, то передача в собственность или переуступка патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав для целей исчисления НДС считается услугой, местом реализации которой признается территория РФ, если покупатель осуществляет деятельность на территории России (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ[24]).
3. Отечественный и зарубежный опыт функционирования оптовых продовольственных рынков
Оптовая торговля – особая сфера экономики, представляющая собой форму торгово-экономических отношений между предприятиями с целью выполнения посреднических функций по закупке и продаже товаров и доведению их от производственных предприятий до предприятий розничной торговли в соответствии с конъюнктурными особенностями рынка. Процесс оптового распределения представляет собой сложный технологический механизм, начинающийся при завершении стадии производства продукции промышленным или сельскохозяйственным производителем и заканчивающийся реализацией и доставкой товаров предприятиям розничной сети, государственным учреждениям и т.д. Инфраструктурно-оптовая торговля представляет собой совокупность организаций, которые приобретают и (или) хранят товары крупными партиями и перепродают их розничной торговле, другим торговым организациям и (или) организациям – потребителям. Таким образом, торговые оптовые предприятия занимают особое место в системе товародвижения, выступая соединяющим звеном, определяющим отношения между производителями и потребителями продукции.
Оптовые продовольственные рынки – коммерческие структуры по продаже продовольственных товаров, где в качестве продавцов выступают товаропроизводители и оптовые коммерческие предприятия, а в качестве покупателей – предприятия розничной торговли и другие покупатели.
Оптовые рынки, как правило, размещаются в крупных городах и промышленных центрах. Цель создания ОПР в постановлении Правительства определена как предоставление непосредственным производителям необходимых условий для сбыта сельскохозяйственной продукции, обеспечение продовольственными товарами предприятий торговли и общественного питания и сырьем – пищевых и перерабатывающих предприятий.
Оптовый продовольственный рынок организуется как специально обустроенное место для проведения торговли по определенным правилам. ОПР сам куплей-продажей не занимается, он является организатором торговли сырьем и продовольствием. Кроме этого, ОПР предоставляет в аренду торговые места, оказывает информационные услуги, услуги по хранению товаров, осуществляет контроль за качеством товаров, соблюдением санитарных, противопожарных и иных норм и нормативов.
Участниками торговли на ОПР являются оптовые продавцы и оптовые покупатели. Всем участникам должно быть предоставлено право равного и свободного доступа на рынок. Необходимо обеспечить наличие конкуренции на рынке.
Продавцы обязаны пройти аккредитацию на рынке, документально подтвердить качество продукции. При необходимости может осуществляться экспертиза представленных к продаже товаров.
Купля-продажа должна носить публичный характер, продавцы не должны отказываться от заключения договора с оптовым покупателем, оказывать предпочтение тем или иным покупателям при достижении соглашения по основным условиям договора.
Оптовые продовольственные рынки могут функционировать в качестве универсальных или специализированных. Заключаемые на рынке сделки подлежат регистрации.
Таким образом, ОПР и товарные биржи – близкие формы организации оптовой торговли, однако не тождественные. Товарных бирж, действующих в настоящее время, очень мало, и торговля сельскохозяйственной продукцией на них ведется в крайне незначительных количествах.
На биржах проводятся периодические торговые сессии, ОПР же является постоянно действующим, торговля на нем производится ежедневно. Hа биржу допускается ограниченный круг субъектов. Все виды биржевых сделок вправе заключать лишь ее члены, являющиеся брокерскими фирмами и независимыми брокерами. Далее. К биржевой торговле допускаются лишь биржевые товары, под которыми понимаются не изъятые из оборота товары определенного рода и качества, допущенные в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Товары должны быть стандартизированы. В отличие от этого подобных строгих требований к сельскохозяйственной продукции на ОПР не существует.
На биржах заключаются сделки как с реальным товаром, так и с стандартными контрактами и коносаментами на товар.
Цены на ОПР устанавливаются по соглашению сторон, на биржах же действует аукционный порядок установления цены.
Приведенные различия показывают, что товарные биржи и ОПР являются взаимодополняющими формами оптовой торговли.
Правила торговли на оптовом продовольственном рынке разрабатываются и утверждаются его администрацией. В них устанавливаются права и обязанности участников торгов, порядок заключения сделок, режим работы рынка и т.д. Администрация оптового рынка обеспечивает соблюдение установленного порядка ведения торгов, предоставляет участникам рынка в аренду необходимые площади в торговом зале, на имеющихся складах, за специальную рыночную пошлину, обеспечивает своевременную уборку территории рынка, санитарные условия и технику пожарной безопасности.
Более чем трехлетний опыт существования ОПР доказал их экономическую эффективность.
Мировой опыт показывает, что создание ОПР – это лишь первый и необходимый этап перестройки каналов товародвижения. Дальнейшее их развитие идет в направлении углубления специализации и укрепления ОПР.
Наряду с ОПР, продолжают действовать товарные биржи, оптовые ярмарки – выставки на федеральном межрегиональном, региональном уровнях. Одновременно формируются каналы прямых поставок продовольствия в систему розничной торговли (супермаркеты), минуя оптовые рыночные системы (США, Западная Европа). Ранее созданные ОПР обрастают хранилищами и превращаются в продовольственные центры, которые являются главным звеном централизованной системы распределения продовольствия.
Все это обеспечивает конкуренцию и выбор каналов товародвижения. В этих условиях, естественно, ОПР могут обеспечить лишь часть оптового оборота продуктов питания.
Например, в целом во Франции, доля ОПР в оптовом обороте овощей и фруктов составляет до 50% всего продовольственного оборота страны, а в Париже доля самого крупного европейского ОПР Рюнжи (занимает 220 гектаров) – 60% всего продовольственного оборота города. Ежегодный товарооборот Парижского Рюнжи достигает 9 млрд. долларов.
В Японии же доля продовольствия, реализуемого через ОПР, составляет 75%, а рыбы и морепродуктов – 85%. Парламентом Японии принят закон, обязывающий местные органы власти за счет собственных средств во всех городах с численностью населения более 200 тысяч человек создавать ОПР.
В целом, формирование и развитие ОПР в мире проходило двумя путями.
Первый вариант – когда строительство и создание системы ОПР происходит при финансовой поддержке государства. В этом случае государство за счет собственных ресурсов вводит в эксплуатацию первый оптовый рынок и осуществляет интенсивное развитие всей системы. Яркий пример этого пути – государственное предприятие «Меркаса» (Испания), включающее в себя сеть ОПР (более 20 рынков по всей стране, снабжающие не только многомиллионное население Испании, но и экспортирующие продовольствие во все уголки земного шара).
Второй вариант – привлечение средств для создания ОПР как государства, так и заинтересованных субъектов оптовых рынков. Примером этого является создание Мюнхенского оптового рынка.
Опыт западных стран свидетельствует о том, что особенно активно интерес к созданию оптовых рынков проявлялся местными властями, заинтересованными в улучшении жизни горожан за счет упорядочения поступления в торговлю в широком ассортименте скоропортящейся сельскохозяйственной продукции под единым гарантированным контролем качества.
Однако именно оптовые рынки, генерируя конкуренцию между супермаркетами и небольшими магазинами, спасают последние от разорения в результате неравной конкуренции с монстрами современной торговли. Примером такой борьбы могут служить США, Испания, ФРГ. Принизить роль оптовых рынков в этих процессах нельзя, так как они создали условия для сохранения многообразия различных форм розничной торговли, что в свою очередь внесло гармонию между технологичностью быстрого обслуживания в супермаркете, с одной стороны, и традиционной европейской культурой индивидуального обслуживания в небольших магазинах – с другой.
Существенная роль оптового рынка проявилась в унификации упаковки, ее стандартизации, а значит, и в возможности большей интеграции всего комплекса услуг оптовых рынков между странами, привнося упорядочение не только в национальную продовольственную систему, но и в межгосударственную экономическую интеграцию продовольственных рынков.
Важнейшую роль оптовые рынки стали выполнять как инструмент воздействия на здоровье общества. Особенно ярко это происходит в США и Австралии. В свете последних достижений медицины в области рационального, сбалансированного питания – приоритетности потребления овоще-фруктовой группы товаров, а также рыбы и морепродуктов – государство использовало информационный потенциал оптового рынка для формирования качественного нового покупательского спроса на полезную для здоровья продукцию. Именно оптовые рынки стали финансировать за счет своих доходов крупномасштабную рекламу здорового питания. Так, Сиднейский оптовый продовольственный рынок тратит ежегодно до 90% от своего дохода на рекламу овощей, фруктов, цветов, а это оценивается миллионами долларов США.
Одной из перспективных форм оптовой торговли в цивилизованных странах признана система торговли сельхозпродукцией через оптовые продовольственные рынки.
Прямые поставки продовольствия в систему розничной торговли (система супермаркетов) имеют ограниченное применение. При этом изучение спроса, организация рекламы, поиск покупателей и т.п. возлагаются на самого производителя, что является неэффективным, ведет к росту запасов готовой продукции и увеличению себестоимости и цен.
Опыт зарубежных стран (Испания, Франция, Япония и др.) показывает, что задача обеспечения городского населения продовольствием эффективно решается при помощи оптовых рынков. Оптовые продовольственные рынки (ОПР) не следует путать с мелкооптовыми и розничными рынками, на которых многие жители покупают продукты питания. Это новый субъект оптовой торговли.
Опыт стран Европейского союза, США, Японии свидетельствует о том, что оптовые продовольственные рынки способствуют активизации обращения товаров, более полному удовлетворению запросов населения, сдерживают рост цен на продукты питания. Создание оптовых продовольственных рынков – это необходимый этап структурной перестройки каналов продвижения значительной части сельскохозяйственной продукции. Дальнейшее их развитие за рубежом идет по пути специализации оптовых рынков на продаже определенных видов товаров. Одновременно происходит установление прямых связей по поставкам продовольствия в супермаркеты и другим крупным потребителям. Сами оптовые рынки обрастают хранилищами, холодильниками, транспортным хозяйством и становятся в существенной степени центрами распределения продукции по заказам покупателей
Правовой основой создания ОПР в России явилось постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1994 г. №1121 «О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков». В соответствии с данным постановлением было принято решение о проведении экономического эксперимента по организации ОПР в ряде городов, в том числе Туле, Кемерове, Новокузнецке, Волгограде, Москве, Санкт-Петербурге и других.
С тех пор прошло уже несколько лет, и результаты эксперимента являются положительными.
Помимо указанного постановления Правительства РФ есть Положение о Межведомственной комиссии по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков (утверждено постановлением Правительства РФ от 9 июня 1997 г. №689), Временные правила торговли на оптовых продовольственных рынках национального значения, Типовой устав ОАО «Оптовые продовольственные рынки», утвержденные Генеральным директором Федеральной продовольственной корпорации 10 февраля 1997 г., и некоторые другие документы.
Неотложная задача создания надежной системы обеспечения населения отечественными продуктами питания и сырьем для перерабатывающей промышленности требует решения многих правовых вопросов. Поскольку это близкая к биржевой торговле форма организованного рынка, необходимо выяснить соотношение этих двух институтов, выявить их общие черты и различия.
Сельское хозяйство – одна из отраслей, объективно нуждающихся в государственных поддержке и регулировании. Обеспечение национальной продовольственной безопасности является в настоящее время одной из приоритетных задач. Поэтому вполне понятны действия верхней палаты Федерального Собрания – Совета Федерации, который принял решение о внесении в 1998 году на рассмотрение Государственной Думы в порядке законодательной инициативы проектов федеральных законов «О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию» и «О государственном регулировании импорта продовольствия».
Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства определены в Федеральном законе от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства». В нем предусмотрены, в частности, меры государственного воздействия на формирование и функционирование рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия (далее – сельхозпродукции). Прежде всего в Законе закреплен принцип свободной реализации производимой сельхозпродукции товаропроизводителями, предусмотрено обеспечение гарантированности сбыта отдельных видов продукции, внедрение системы залога приобретенной в собственность государства продукции, осуществление мероприятий по стабилизации рынка путем проведения закупочных и товарных интервенций, установление гарантированных цен на сельхозпродукцию, предоставление различных дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям и т.д.
Однако механизм реализации этого очень важного закона до конца не разработан. Предусмотренные в нем некоторые правительственные акты, которые следует принять, до сих пор не приняты.
Одной из основных составляющих рынка сельхозпродукции является рынок государственных закупок. Правовой базой являются здесь Федеральные законы «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном оборонном заказе».
Установлены два уровня формирования госзаказов на закупку и поставку сельхозпродукции – для федеральных госнужд (федеральный фонд) и региональных госнужд (региональные фонды).
Первоначально функции госзаказчика были возложены на Федеральную продовольственную корпорацию, созданную в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 октября 1994 г. №1121 «О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков». Помимо функций госзаказчика, Федеральная продовольственная корпорация должна была организовывать товарные интервенции для стабилизации рынка, содействовать экспортно-импортным операциям на продовольственном рынке и развивать рыночную инфраструктуру.
Госзаказчику законом предоставлено право передавать выполнение части своих функций по формированию и размещению заказов для госнужд другим субъектам. Федеральная продовольственная корпорация (ФПК) использовала предоставленное законом право и передавала на договорной основе функции госзаказчика другим посредникам, получая от этого вознаграждение, что в конечном счете увеличивало стоимость продукции.
Поставленные перед ней задачи ФПК не выполнила. Особенно катастрофическое положение сложилось с обеспечением продовольствием военнослужащих Минобороны, поставщиком которого также выступала ФПК.
В этих условиях для формирования федерального продовольственного фонда Правительством РФ стали привлекаться финансово-промышленные группы (см.: постановление Правительства РФ от 27 января 1996 г. №62 «О привлечении финансово-промышленной группы «Союзагропром» к формированию федерального фонда продовольствия»; постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. №1446 «О финансово-промышленной группе «Каменская агропромышленная финансовая группа»).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. №1224 «О создании государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» ФПК была ликвидирована и на ее основе создано Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка.
Создание данной структуры в организационно-правовой форме унитарного предприятия, являющегося разновидностью коммерческой организации, позволяет осуществлять, помимо функций государственного регулирования продовольственного рынка, еще и коммерческую деятельность с целью получения государством прибыли. Федеральное агентство должно также организовывать проведение закупочных и товарных интервенций.
Новую структуру нельзя отождествлять с ПФК. Основными направлениями деятельности Федерального агентства являются мониторинг состояния рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, создание системы информационного обслуживания его субъектов, анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры, участие в создании и обеспечении функционирования оптовых продовольственных рынков, разработка предложений по организационно-правовым формам регулирования рынка, перспективных прогнозов и т.д.
Следует подчеркнуть, что на Федеральное агентство возложено выполнение функций госзаказчика по формированию оперативного резерва Правительства РФ и поставкам продовольствия на экологически загрязненные территории. Для обеспечения других государственных нужд госзаказчики не определены.
Госзакупки и поставки продукции при проведении закупочных и товарных интервенций должны осуществляться исключительно хозяйствующими субъектами рынка, определяемыми на конкурсной основе Федеральным агентством.
Таким образом, проблема выбора рациональной структуры обеспечения государственных нужд пока не решена.
В Федеральном законе «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» предусмотрен широкий круг субъектов – возможных госзаказчиков (федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, коммерческие и некоммерческие организации).
Одной из организованных форм оптовой торговли и неотъемлемой частью инфраструктуры рынка являются товарные биржи. К сожалению, в нашей стране биржевая торговля пока не получила достаточного развития. Мировой же опыт свидетельствует, что реализация так называемых биржевых товаров (пшеница, соя, сахар и т.д.) является весьма эффективной.
Однако действующий в настоящее время Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» в значительной степени устарел. Товарные биржи были организованы в соответствии с организационно-правовыми формами, предусмотренными в Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности, что не соответствует их сущности.
Поскольку товарные биржи являются, образно говоря, местом для проведения торговли, и сами предпринимательской деятельностью не занимаются, они должны функционировать и быть организованы в качестве некоммерческих организаций с предоставлением им соответствующих льгот по налогообложению.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что создание или изменение рабочей обстановки на предприятиях в соответствии с принципами технической эстетики раскрывают большие резервы экономии.
Список использованных источников
Предпринимательское право Российской Федерации (под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно). – «Юристъ», 2003 г.
Закон Российской Федерации от 23.09.1992 №3520–1 (в ред. от 11.12.2002, 24.12.2002) «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров.
Конституционные основы и пределы правового регулирования корпоративных отношений (Г.А. Гаджиев, Книга «Предпринимательское право в рыночной экономике»).
Короткова Т.Л. Коммерческая деятельность: учебник / под ред. Н.К. Моисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2007 – 416 с.: ил.
Предпринимательское право в рыночной экономике. – М.: Новая Правовая культура, 2004
Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2001. – 623 с.
Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 248 с. – (Серия «Высшее образование»).
Ворот И. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, – 2004.
Александров Ю.Л. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие. Ч. 2/Ю.Л. Александров, Э.А. Батраева, И.В. Петрученя, А.М. Смирнова, Н.Н. Терещенко; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2002. – 171 с.