Внешнеэкономические связи Индии
во-первых, через систему государственного регулирования, и, во-вторых, путем непосредственного участия государственных внешнеторговых компаний и предприятий государственного сектора в осуществлении импортных операций.Государственное регулирование импорта включает валютное регулирование, лицензирование, тарифную политику, установление импортных квот, прямой государственный контроль за ввозом отдельных товаров и т.д. Каждое из этих направлений регулирующей деятельности государства имеет большое значение, особенно в условиях сложностей с торговым и платежным балансами. В связи с последним обстоятельством государственное внешнеторговое регулирование направлено в первую очередь на обеспечение экономии валютных средств. Этой цели государство в основном добивается посредством предоставления импортных льгот экспортерам. В этом случае импортное регулирование тесно переплетается с экспортным.
Экономному расходованию валюты при одновременном стимулировании экспорта, призваны содействовать и другие меры государственного импортного регулирования, в частности выдача лицензий на импорт оборудования, сырья, компонентов и запчастей для создания дополнительных мощностей, работающих на экспорт.
Не менее важной целью государственного импортного регулирования является защита национальной промышленности. Именно здесь протекционизм приобретает антиимпериалистическое содержание и служит общенациональным интересам. Осуществление защиты национальной экономики происходит через установление:
- высоких таможенных пошлин;
- импортных квот;
- прямого запрета на импорт товаров, идентичных тем, которые производятся внутри страны.
Довольно сильные позиции государства в импорте определяются крупными масштабами деятельности государственных внешнеторговых организаций и предоставлении им исключительного права импорта отдельных товаров. Внешнеторговые организации являются главными, но не единственными государственными организациями, участвующими в осуществлении импортных операций. Значительный объем импорта машин и оборудования осуществляется прямыми потребителями этих товаров из числа государственных промышленных предприятий.
Огосударствливание импорта непосредственно сказывается на характере участия Индии в мировой торговле, в международном разделении труда. По мере роста удельного веса госсектора в импорте Индии достигается более рациональное импортной торговли в общенациональных интересах, ограничивается отрицательное воздействие монополий на хозяйственное развитие страны.
2.2. Экспорт государственного и частного капиталаОставаясь крупнейшим среди развивающихся стран потребителем заемных средств на мировом рынке ссудного капитала, Индия в тоже время начинает все увереннее выступать в качестве международного кредитора по отношению к другим, экономически менее развитым освободившимся государствам. Это прямой результат ускорения темпов развития национальных производительных сил и укрепления капиталистических отношений в экономике страны. Одновременно вывоз капитала отражает и глубокую противоречивость экономического развития Индии, обусловленную сохранением многоукладности экономики и относительной узостью внутреннего рынка.
Безусловно, поток капитала из Индии ни абсолютно, ни относительно не идет в сравнение с вывозом капитала из любого развитого капиталистического государства. Общий объем прямых заграничных инвестиций был в 1986 г в 1800 раз меньше. чем из США и в 2000 раз меньше, чем из Западной Европы. Такая разница вполне закономерна и определяет соотношение сил и возможностей индийского и западного капиталов.
Более 3/4 вывоза индийского капитала приходится на два десятка самых мощных национальных частных и государственных капиталов. По всем основным признакам их следует отнести к капиталистическим монополиям. Они господствуют в сфере производства и обращения внутри страны, являются крупнейшими многоотраслевыми объединениями с многочисленными фирмами и филиалами, банками, страховыми компаниями и транспортными агенствами, на их предприятиях заняты тысячи рабочих. Среди крупнейших индийских монополий "БИРЛА", "ТАТА","ТХАПАР","СИНГХАНИЯ"; некоторые из них входят в число богатейших корпораций мира.
Вывоз капитала из Индии специфичен по своей географии: он ориентирован главным образом на рынки развивающихся стран Азии, Африки и Океании, на которые приходится 95,7% всех прямых зарубежных инвестиций. Лишь весьма незначительную долю составляют промышленно развитые государства Европы, США, Канады и Австралии. Такое распределение экспортируемого капитала понятно, он устремляется туда, где слабее конкуренция и его экономический потенциал и производственно-техническая специализация имеют больше шансов на успех. Индийский капитал внедряется главным образом в металлургическую, текстильную, пищевую, химическую, бумажную промышленность, в электроэнергетику, машиностроение и гражданское строительство. Он предпочитает расширять за рубежом те производства, которые уже сложились "дома", сформировав достаточно высокий технико-технологический и управленческий опыт. К тому же как раз в этих областях капитал особенно ощущает ограниченность внутреннего рынка.
Весьма показательным представляется необычайно высокий уровень концентрации зарубежных капиталовложений в руках горстки крупнейших "промышленных домов". Достаточно отметить, что, хотя в число международных инвеститоров входит уже более 120 индийских фирм, на пятерку крупнейших из них в 1986 году приходилось 48% индиийского акционерного капитала, вложенного в зарубежные предприятия, а на первую десятку 60%. Именно крупнейшие "промышленные дома", занимающие доминирующие позиции в индийской экономике (первые 20 из них контролируют 50-60% всего корпоративного сектора, а две крупнейшие группы - "Бирла" и "Тата" - около 20%), первыми почувствовали узость внутреннего рынка и неизбежность вступления на путь внешней экспансии.
Конкретные примеры из хозяйственной практики зарубежных предприятий индийских фирм показывают, что они уже не вписываются в модель мелкомасштабного, низкопроизводительного производства . Не случайно индийские инвеститоры в целом заслужили репутацию технологических лидеров среди новичков международного бизнеса, лидеров, которые за рубежом внедряются в отрасли, производящие средства производства, требующие чрезвычайно сложной технологии, крупных масштабов производства, где все время необходимо идти в ногу со временем.
Важной особенностью международной деятельности индийских монополий является преобладающая ориентация их иностранных предприятий на внутренние рынки принимающих стран. Так, некоторые индийские компании, взявшие курс на активное внедрение на миро вом рынке и добившиеся необходимой конкурентноспособности, переносят свое производство за границу ,несмотря на более высокие издержки в принимающих странах, поскольку это расширяет границы узкого национального рынка.
Весьма показательно непосредственное участие в инвистиционных операциях за рубежом компаний индийского государственного сектора. Причем, если контролируемые государством экспортеры предпринимательского капитала из других развивающихся стран действуют, как правило, в добывающей промышленности или в среде услуг, то в Индии существует ряд государственных компаний, оперирующих в современных отраслях обрабатывающего сектора. Так государственная компания "Хиндустан машин тулз", размер инвестированного капитала которой составляет 4,85 млн.дол. (1984 г.), имеет крупные станкостроительные заводы в Нигерии и Кении, а также предприятия в США и Сингапуре, занятые приспособлением производимых индийской компанией станков с ЧПУ к работе на базе американских и японских ЭВМ. Другая государственная компания "Фертиплайзер корпорейшен" располагает гигантским комплексом по производству удобрений в Саудовской Аравии.
2.3. Роль иностранного частного капитала во внешнеэкономических связях современной ИндииВопросы взаимоотношения с иностранным частным капиталом постоянно находятся в центре внимания индийского государства при решении главных проблем национального хозяйственного развития.
По отношению к иностранному частному капиталу определяющим направлением в политике Индии, отражающим позицию всех слоев индийского населения, за исключением монополистической верхушки буржуазии, является курс на установление эффективного контроля над деятельностью иностранного капитала с целью сокращения его влияния в индийской экономике. Законодательство ограничивает деятельность иностранных частных инвеститоров определенными отраслями экономики, также устанавливаются ограничения в размерах прибылей, уходящих за рубеж. Однако это не означает, что позиции иностранного капитала коренным образом подорваны, а его влияние на ход хозяйственного развития Индии несущественно. Достаточно сказать, что объем иностранных частных капиталовложений, несмотря на все ограничения, продолжает увеличиваться, хотя темпы роста иностранных инвестиций в отдельные периоды неодинаковы. Причина заключается в том, что иностранные компании находят в Индии весьма благоприятные условия, обеспечивающие довольно высокую норму прибыли на функционирующий капитал. Так по данным американского журнала "Business international" (1985) средняя прибыль американских компаний от индийских инвестиций в обрабатывающую промышленность возросла с 15,8% (1982) до 20,3% (1984).
Противоречия между государственной политикой установления контроля над частными иностранными инвестициями и фактом абсолютного их роста в индийскую экономику лишь кажущиеся. Дело в том, что наряду с мерами по ограничению иностранного частного капитала индийским государством предпринимались и продолжают предприниматься попытки по использованию иностранных капитальных вложений в целях усиления темпов национального хозяйственного развития.
Стремясь привлечь иностранную технику и технологию, опыт и финансовые ресурсы иностранных фирм, государство идет на предоставление фирмам определенных, иногда значительных льгот. Нажим иностранного капитала вызывает в стране различную реакцию, возникают внутринациональные споры и конфликты. Индийское правительство пытается также привлечь капитал иностранных компаний на более выгодных для государства условиях, путем заключения договоров о финансовом и техническом сотрудничестве.
При анализе отраслевой структуры соглашений по финансовому и техническому сотрудничеству обращает на себя внимание тот факт, что более половины (57,5%) приходится на машиностроение, приборостроение и станкостроение. Значительная часть соглашений была заключена в области химии, производства медикаментов и удобрений (14%).
Темпы роста на предприятиях, использующих зарубежный опыт и технологию через системы соглашений, намного выше, чем в среднем по стране. Отмечая определенные выгоды, которые извлекает Индия из таких соглашений, необходимо отметить, что эта форма взаимоотношений с иностранным капиталом в ряде случаев используется фирмами для получения, по существу, односторонних выгод, не имеющих ничего общего с индийскими национальными интересами. Более того, иностранные компании вносят в соглашения о сотрудничестве различного рода запретительные и ограничительные статьи, прежде всего касающиеся экспорта продукции новых предприятий. В ряде случаев, не взирая на имеющиеся ограничения сфер деятельности, иностранному капиталу удается добиваться заключения соглашений о сотрудничестве в отраслях, не имеющих первостепенного значения для национальной экономики, но приносящих хорошие доходы (косметика, некоторые отрасли пищевой и легкой промышленности).
Несмотря на отдельные отрицательные стороны соглашений о сотрудничестве с иностранным капиталом, индийское правительство намерено их использовать и в первую очередь для получения новейшей зарубежной технологии.
Таким образом, основной задачей индийского государства в сфере внешнеэкономической