Разработка рекомендаций для потенциальных предприятий франчайзи
франчайзер необходимую поддержку по менеджменту или ведению работ. Поддержка франчайзера является важнейшим аспектом во франчайзинговых отношениях. Франчайзи должен определить уровень поддержки до того, как начнет действовать контракт. Недостаточная поддержка со стороны франчайзера подрывает силу франчайзинговой системы.– Определение финансовой мощи франчайзера. Потенциальные франчайзи должны изучить доступную информацию о финансовом положении франчайзера. Может случиться так, что франчайзер объявит о банкротстве, что может привести к продаже франшизы или ее аннуляции.
До начала приведения в исполнение франчайзингового договора потенциальный франчайзи должен очень тщательно ознакомиться с материалами, предоставляемыми франчайзером. Потенциальному франчайзи следует встретиться с другими франчайзи этой системы и определить, как франчайзер выполняет свои обещания по предоставлению услуг.
4. McDonalds в системе франчайзинга
Два брата Ричард и Морис Макдональдсы приехали в Калифорнию в начале Великой депрессии, искать работу в Голливуде. Устанавливая декорации на студии, они накопили немного денег и открыли кинотеатр. Но заведение не приносило прибыли, и тогда братья решили присоединиться к модному бизнесу. Их «Макдональдс бразерс бюргер бар драйв-ин» с хотдогами оказался на удивление прибыльным. К концу 40-х годов братьям надоело нанимать новых официанток, все время менявших места работы, разыскивать хороших поваров и закупать тарелки, которые покупатели-тинейджеры постоянно колотили. Сами покупатели-тинейджеры тоже им надоели.
Макдональдсы закрыли свою лавочку и через 3 месяца открыли вновь. Но все было по-другому. Они установили огромные грили, выкинули две трети пунктов из меню, оставив то, что не надо есть с ножом и вилкой. Заменили фарфоровую посуду бумажной. Впервые применили на кухне принцип конвейера: один работник жарил котлетки, другой укладывал их в булку. Рекламный слоган заведения гласил: «Представьте – никаких официантов – никаких посудомоек – никаких водителей. Самообслуживание!» За счет всего этого гамбургеры стали вдвое дешевле, и от покупателей не было отбоя.
Расчет был верен. Вскоре очереди заметно повзрослели, а в газетах написали: «Наконец-то рабочие семьи могут накормить своих детишек в ресторане». Непрофессионал Ричард сам придумал дизайн кафе. Чтобы его было видно издалека, он установил на крыше две золотые арки, подсвеченные неоном. Так родился один из знаков нашего времени. Конкуренты разевали рты. Вскоре по всей стране появились заведения с надписями «Наш ресторан такой же, как «Макдональдс»!». Идея путешествовала от одного лавочника к другому. Из этих кафе выросли все гиганты сети быстрого питания. А «Макдональдсов» из 250 в 1960-м стало 3000 в 1973-м. Накрыть своей сетью всю Америку братьям помог талантливый бизнесмен Рей Крок. Бросив взгляд на ресторанчик «МД», Крок понял, что с таким можно покорить весь мир. Братья Макдональдс не были так амбициозны и потому оба согласились на предложение Крока – продавать франшизы всем желающим открыть новое кафе. Вначале право открыть «Макдональдс» стоило 950 долларов. Сегодня – 500 000 (С. 112, 14).
Крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого обслуживания McDonalds планирует в 2009 году отрыть в России не менее 30 ресторанов и 15 кофеен McCafe. В 2008 году компания открыла 25 ресторанов McDonalds. Также в 2008 году была открыта одна кофейня McCafe (подразделение McDonalds, размещается в одном помещении с рестораном), еще одну планируется открыть в начале 2009 года. Как сказала пресс-секретарь McDonalds в России Нина Прасолова, новые заведения компания будет открывать преимущественно в центральных регионах России (там, где уже присутствует), но не исключается и выход в новые регионы.
Инвестиции в открытие одного ресторана McDonalds (учитывается стоимость строительства и оборудования) составляют более одного миллиона долларов, без учета кофеен McCafe, добавила Прасолова.
При этом открытие одного McCafe стоит в среднем 1,5 миллиона рублей, уточнил менеджер проекта McCafe Дмитрий Воронов. По словам Воронова, последствий финансового кризиса компания (в первую очередь на уровне сети McCafe) не ощущает. «Поток посетителей остается на прежнем уровне, рост продаж в ноябре 20008 г. составил порядка 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – сообщил он.
Под брэндом McDonald's работает более 31 тысячи ресторанов в мире. В России первый ресторан был открыт в 1990 году, на данный момент на территории РФ работает 204 ресторана, которые ежедневно обслуживают более 600 тысяч посетителей.
Франшиза: Макдоналдс (Макдональдс)
Вид бизнеса: общепит
Стоимость бизнеса (инвестиции): 500000 у. е.
Офис франчайзера: Иллинойс, США
McDonalds – крупнейшая в мире франшизная сеть, однако в России сегодня открыты только собственные рестораны. В настоящее время в тридцати одном городе России: Москве, Санкт-Петербурге, Мытищах, Реутове, Люберцах, Одинцово, Троицке, Дмитрове, Клину, Красногорске, Ярославле, Балашихе, Химках, Сергиев-Посаде, Щелково, Наро-Фоминске, Подольске, Пушкино, Коломне, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Нижнекамске, Чебоксарах, Ростове-на-Дону, Альметьевске, Набережных Челнах, Новочеркасске, Воронеже, Оренбурге и Сочи – работают 115 ресторанов «Макдоналдс». «Москва-Макдоналдс» – это закрытое акционерное общество, учредителями которого являются «Макдоналдс Ресторантс оф Канада Лимитед» и Мосресторансервис» при Правительстве г. Москвы. В настоящее время в Москве открыто 56 ресторанов «Макдоналдс».
Комментарий экспертов магазина франшиз и готового бизнеса холдинга «Империи Бизнеса»:
Достоинства: Мировой лидер, огромная известность, любовь детей, высокие стандарты, высокая устойчивость.
Недостатки: Очень дорогая франшиза, очень жесткие финансовые требования к партнеру, отрицательное влияние на здоровье, наличие генномодифицированных и просто вредных для здоровья продуктов, и в связи с этим растущее недовольство населения.
Франшизы McDonalds не продаются, руководство в России заявило, что россияне еще не готовы работать по франчайзинговым стандартам Макдоналдса.
Договор (контракт) является основой любых взаимоотношений между франшизером и франчайзи. При заключении франчайзингового договора возникает ряд важных вопросов, которые необходимо учесть в этом договоре. Особенно важное значение имеет вопрос: при каких обстоятельствах франчайзи может выйти из договора и сколько это будет ему стоить?
Предприниматели должны убедиться в понимании того, что они могут потерять или получить, если примут решение выйти из договора или если франчайзер решит аннулировать франшизный договор. Обычно франчайзер имеет право аннулировать договор, если франчайзи:
– не получает запланированной прибыли;
– бросает тень на репутацию других торговых точек плохим обслуживанием клиентов;
– не предоставляет франшизеру требуемых месячных или недельных отчетов о состоянии дел.
Прочие, хотя менее точно определенные, причины аннулирования договора с франчайзи включают следующее:
– неспособность долго и упорно работать;
– неспособность стабильно сотрудничать с франчайзером;
– злоупотребление именем и оборудованием франчайзера.
Обычно франшизные права сохраняют силу в период от одного до пяти лет с возможностью их продления. Исключением является «Макдоналдс», который продает за 500 000 долл. право пользования франшизой в конкретном месте в течение 20 лет. После истечения контракта франчайзи должен внести еще 500 000 долл. для продолжения своей работы на этом же месте. В отличие от примера «Макдоналдса» отдельные франшизные права могут длиться без срока давности, но обычно договор имеет пункт, который дает франчайзеру или франчайзи право аннулирования договора с уведомлением за 30–60 дней.
Однако может возникнуть проблема, если франчайзи примет решение продать предприятие до истечения срока действия договора. Подобная продажа не может быть осуществлена без одобрения франчайзера. Это кажется очевидным недостатком франчайзинга.
Право продать или переуступить франшизу определяет, действительно ли франчайзи является независимым владельцем предприятия или просто филиалом в цепи. Положения договора должны отражать права франчайзи на создание прибыльного предприятия и на последующую продажу его на открытом рынке. Признанная компания сделает все для защиты своих торговых знаков, патентов и уникально разработанных услуг, но ей не следует лишать франчайзи права продавать или переуступать его предприятие.
Еще одним моментом является цена, по которой франчайзи могут заставить продать франшизу либо другому предпринимателю, либо обратно франчайзеру. Франчайзер часто вынуждает франчайзи продавать предприятие по цене ниже его стоимости для перспективного покупателя. Например, франшиза может стоить на 50 000 долл. больше ее балансовой стоимости для перспективного покупателя. Если франшиза продана, кому полагается прирост в 50 000 долл. – франчайзеру или франчайзи?
Франчайзеры могут утверждать, что это их образ принес 50000 долл. Франчайзи могут считать, что их тяжелая работа создала весь прирост. Чтобы избежать подобных проблем, предприниматели должны обеспечить себе право продажи франшизы по максимально возможной цене и получения всей продажной цены.
Рекомендации для потенциальных франчайзи
Сегодня ни для кого не секрет, что на несформировавшихся динамичных рынках, таких как Россия, франчайзинг является оптимальным способом открыть собственное дело, при этом минимизировав риски и заручившись поддержкой профессионалов. Франчайзинг помогает предпринимателю вести бизнес самостоятельно и в то же время пользоваться наработанным годами опытом компании-франчайзера, технологиями и репутацией. При этом, для того чтобы проект стал успешным, необходимо много и эффективно работать.
Итак, у Вас есть желание и возможность начать работу по системе франчайзинга. Теперь перед Вами встала проблема выбора компании, управляющей брендом. Возникают вопросы и опасения: как найти надежного партнера, как не ошибиться в выборе, как предусмотреть все риски и пр. Конечно, компания-франчайзер должна обладать рядом характеристик и преимуществ, чтобы потенциальный франчайзи мог принять решение о сотрудничестве с ней. Итак:
1. Франчайзер должен обладать внушительным опытом успешного развития.
2. Франчайзер должен на только передавать отработанные технологии ведения бизнеса, но и обучать франчайзи, как именно применять полученные знания.
3. Франчайзер должен консультировать франчайзи по всему спектру вопросов, связанных с ведением бизнеса, включая маркетинговую и рекламную поддержку, мерчандайзинг и т.п. Поддержка не должна ограничиваться только отгрузкой товара.
4. Франчайзер должен быть открыт к общению.
Постоянное стремление стать лучше отличает профессионального франчайзера.
Принимая решение о становлении или участии во франчайзинговой сети, помимо понимания содержания формы, преимуществ системы, необходимо учитывать, что франчайзинг связан с определенным риском. Об этом должен знать предприниматель, прежде чем он решится вкладывать свои деньги в новое предприятие. Франчайзинг, как и любое другое предприятие, не подходит для пассивного человека. Как и любой другой вид предпринимательства, он требует усилий, поскольку это деловые решения, такие, как наем рабочей силы, планирование, покупки, ведение учета и т.п., которые должны снизить или минимизировать риски, связанные с инвестициями в предприятия-франчайзи.
Если вас привлекла идея франчайзинга как пользователя франшизы, первые шаги которые надо предпринять – этап анализ и оценка. Среди вопросов, на которые вам нужно ответить, можно выделить следующие:
Является ли предлагаемый для франчайзинга товар или услуга специфическими, то есть может ли покупатель выделить именно этот товар или услугу?
Какова цена товара и уровень конкуренции на рынке?
Какие преимущества дает вам эта система (обучение, реклама, поставки и др.)?
Как соотносится плата за франшизу и затраты, связанные с вступлением в новые отношения?
Каковы перспективы вашего бизнеса в данном регионе?
Выдержит ли ваш бизнес программу франчайзирования?
Положительная оценка всех этих проблем приближает вас к согласию работать в системе франчайзинга. Вы убеждаетесь, что ваш бизнес может процветать на этой основе.
Предприниматель должен оценить несколько вариантов франшиз (важно рассмотреть более одного предложения) с тем, чтобы решить, какой из них предпочтительней. Следует рассмотреть целый ряд факторов, прежде чем принимать окончательное решение.
В каких сферах можно открыть франчайзинг, исходя из сказанного?
Это могут быть бухгалтерские услуги, аудит, независимая служба трудоустройства, грузовые перевозки, уход за больными на дому, уход за животными при отъезде, озеленение интерьера, мойка окон, уборка помещений и квартир, прачечные, помощь при организации семейных торжеств и многое другое.
Франчайзи решает купить франчайзинг для того, чтобы получить преимущества от уже проверенной концепции, существующей торговой марки. В обмен на эти преимущества франчайзи будет делиться частью своей прибыли и пожертвует частью своей независимости. Если бы франчайзи хотел иметь полностью независимый бизнес, он бы никогда не пришел к франчайзеру. Потенциальный франчайзи, который приходит к франчайзеру, хочет использовать преимущества того, что он будет филиалом фирмы с хорошей репутацией. Поэтому отдает часть своей независимости, чтобы получить эти преимущества.
Бизнес франчайзи улучшается, он доволен, прибыль франчайзера тоже увеличивается. Успешные франчайзи – это наилучший инструмент, который может и должен иметь франчайзер для того, чтобы успешно проникнуть на рынок. Только при согласии и интересе обеих сторон, взаимном доверии и поддержке обеспечивается успех системы.
Для франчайзи франчайзинг чаще всего описывается фразой «Быть в бизнесе самостоятельно, но не одному». Франчайзи должен быть целеустремленным и знающим, что он хочет, и одновременно соблюдать все правила и положения франчайзинговой системы. Он должен уметь хорошо общаться и ладить с людьми, ведь ему придется общаться с клиентами, представителями франчайзера, поставщиками и своим персоналом.
Франчайзи должен быть честным человеком в бизнесе и разделять желание франчайзера постоянно совершенствовать систему. Франчайзи должен понимать делопроизводство, так как большая часть франчайзинговых компаний имеют протокольные процедуры.
Франчайзи должен получать удовольствие от бизнеса. Большая часть людей говорит, что они идут в бизнес, чтобы зарабатывать большие деньги. Опыт показывает, что просто желания делать деньги недостаточно для успеха. Важно удовлетворение от работы. Желательно, чтобы потенциальный франчайзи потратил несколько дней на подобном предприятии перед принятием окончательного решения. Многие франчайзеры поощряют такой шаг, так как они понимают, что неудовлетворенный франчайзи – ноша для него и всей франчайзинговой системы. Неудачи дорого стоят как франчайзеру, так и франчайзи.
Франчайзи должен быть готов вложить много времени и усилий в предприятие. Франчайзи должен быть способен легко схватывать новую информацию и охотно ее претворять в жизнь. Франчайзи должен быть позитивным и готовым к изменениям, оставаясь при этом самодисциплинированным в рамках, установленных франчайзером.
Потенциальный франчайзи должен быть уверен в поддержке своей семьи и друзей, ведь им нередко придется помогать ему.
Выводы
Элементы, присущие франчайзингу, позволят:
– повысить общую культуру предпринимательских отношений;
– усилить правовую защищенность малого предпринимательства;
– создать новые рабочие места;
– инициировать разработку новых идей, методов и технологий в малом бизнесе;
– повысить эффективность положительного государственного влияния на развитие тех или иных видов деятельности и на малое предпринимательство в целом;
– построить комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ;
– привлечь значительные иностранные инвестиции в российскую экономику.
Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Можно выделить четыре основные причины, по которым франчайзинг не получил распространения в нашей стране:
1) традиционное уклонение от уплаты взносов (платежей) филиальными предприятиями (франчайзи);
2) несоблюдение технологии;
3) ухудшение качества продукции;
4) мизерное количество известных отечественных марок продукции.
К тому же в России отсутствует должная культура предпринимательских отношений.
Одним из ярких представителей компаний, работающих по системе франчайзинга, является предприятие общественного питания McDonalds. В 1988 году было подписано соглашение между «Макдоналдс Ресторантс оф Канада Лимитед» и Правительством Москвы. Но даже после подписания соглашения об открытии ресторана Макдоналдс в СССР немногие верили, что он построится и откроемся, не говоря уже о том, что будет плодотворно работать и расширять бизнес 21 год спустя. На данный момент в России работают 211 ресторанов Макдоналдс. Рестораны ежедневно обслуживают более 600 000 посетителей.
Но компания «Макдональдс» в России и Восточной Европе не работает по системе франчайзинга на территории Российской Федерации. Дело в том, что с самого начала, когда компания вышла на рынок в Советском Союзе, тогда об этой системе даже и говорить было рано. Около 80% всех ресторанов корпорации находятся в управлении франчайзи. Это очень успешная модель, которая опробована на многих рынках и она, несомненно, будет иметь успех и в России. Но поскольку «Макдональдс» занимается созданием корпоративной базы в России, и то, что у компании есть достаточно профессиональный менеджерский состав, который управляет ресторанами эффективно, и в том числе нет никаких проблем с привлечением капиталов на открытие новых ресторанов, считается, что франчайзи можно будет реализовывать в России немножко позже. Об этом будет объявлено после подготовки всех необходимых документов для того, чтобы быть готовым к этому процессу. Если такая возможность будет, это будет сделано не ранее чем в ближайшие несколько лет.
В последние годы наблюдается интенсивное развитие отечественных франчайзинговых предприятий, которые многое почерпнули из опыта западных франчайзеров. Среди основных отечественных франчайзеров следует отметить фирмы «Ростикc», «Лукойл», «Эконика-обувь» и др. Развитие отечественных франчайзинговых предприятий может стать наиболее успешной и плодотворной сферой роста франчайзинга из-за культурной и общественной приемлемости продукции или услуг, а также знания российскими предпринимателями местных особенностей. Крупные супермаркеты типа ТД «Перекресток», «Копейка», «Пятерочка» начали работы по расширению своего бизнеса на основе франчайзинга.
Одним из факторов, сдерживающих развитие франчайзинга в России, является ограниченный доступ к финансовым ресурсам. Оценивая ситуацию в общем, можно заметить, что лишь немногие российские банки понимают концепцию франчайзинга или знакомы с возможностью снижения риска непогашения задолженности по кредиту, которые он предлагает. Наряду с этим банки не располагают достаточным опытом предоставления кредитов для МП, работающих на условиях франшизы. Все же в последнее время банки начали предоставлять краткосрочные ссуды владельцам недорогих франшизных предприятий с высоким производственным оборотом.
Сама суть франчайзинга предусматривает мощную систему обучения малому бизнесу. Ни в одном университете предприниматель не получит такого качественного практического обучения со стороны опытных, заинтересованных в успехе своих «учеников» преподавателей, как в учебных центрах франчайзеров.
Развитие международного франчайзинга влечет за собой инвестирование значительных иностранных капиталов в российскую экономику. По неофициальным данным американских экспертов, даже современная начальная стадия развития российского международного франчайзинга характеризуется иностранными инвестициями в объеме более 600 млн. долл. США.
В феврале 1996 г. руководителями ряда МП и организаций, содействующих развитию малого бизнеса, была учреждена Российская ассоциация развития франчайзинга (РАРФ). Ассоциация оказывает помощь потенциальным франчайзерам – российским фирмам, хорошо развившим свое дело и нуждающимся в дальнейшем его расширении; зарубежным франчайзерам, готовым развивать свое дело в России; потенциальным франчайзи, в роли которых выступают МП; проводит конференции и семинары с целью ознакомления возможно большего числа бизнесменов с основами франчайзинга.
Поскольку РАРФ является общественной организацией, ее возможности довольно ограниченны. Для того чтобы коммерческие компании – франчайзеры, франчайзи, а также различные организации могли способствовать развитию франчайзинга в России, инициативная группа, состоящая из представителей российских и зарубежных франчайзеров, а также РАРФ, создали в 1999 г. новую ассоциацию под названием «Ассоциация франчайзинга» (РАФ).
Главными направлениями работы обеих ассоциаций являются:
представление и защита интересов предпринимателей – участников системы франчайзинга в органах законодательной и исполнительной власти;
содействие разработке и реализации федеральных, региональных и отраслевых программ развития и поддержки франчайзинга;
обучение предпринимателей, желающих работать в системе франчайзинга;
консультации по всему спектру вопросов работы в системе франчайзинга (юридическая, финансовая, организационная помощь, конфликтные ситуации и др.);
информационно-посредническая помощь, поиск партнеров, помощь в ведении переговоров и оформлении договорных отношений;
организация выставок, семинаров, периодических и отдельных печатных изданий;
организация международного франчайзинга, в том числе адаптация зарубежной системы франчайзинга к российским условиям, поиск партнеров, анализ рынков, помощь при создании базовых предприятий франчайзинга по лицензиям «мастер-франчайзи».
Таким образом, в нашей стране наблюдается положительная тенденция в развитии франчайзинга – сравнительно нового института финансирования малого бизнеса.
Список литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон от 26 января 1996 г.
Куделина Е. Имущественный комплекс как предмет договора коммерческой концессии // Юрист. – 2004. – №9. – С. 13–17.
Панюкова В.В., Особенности развития франчайзинга на российском рынке // «Маркетинг в России и за рубежом». – 2004. – №2. – С. 64
Орлова О.А. Франчайзинг как форма деловых связей // Законодательство и экономика. – 2004. – №4. – С. 19–21.
Статкуса А. Франшизные соглашения: перспективный путь // Человек и труд. – 2005. – №2. – С. 95–97.
Шишков А. Франчайзинг в торговле // Оборудование. Рынок. Предложение. Цены. – 2003. – №1. – С. 30–34
Гарнер Д., Оуэн Р. Пособия Эрнст энд Янг. Привлечение капитала / Пер. с англ. – М.: «Джон Уайли энд Санз», 2005 г., 464 с.
Годин А.М. Маркетинг: Учебник. – М., 2005. – 760 с.
Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса: Практическое пособие для предпринимателей. – Тольятти: «Дока-пресс», 2004. – 396 с.
Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж. – Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.; Спб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 1999. – 1152 с.
Лапуста М.Г. – Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. –667 с.
Мендельсон М. Руководство по франчайзингу. Учебно-практическое пособие. – М.: Соваминко, 2006. – 254 с.
Романовский М.В. Финансы: Учебник для вузов. – М.: Юрайт-М., 2002. – 504 с.