Концепция судебной реформы

году судебно-правовую реформы завершенной назвать нельзя. Работа по усовершенствованию судебной системы продолжается и по сегодняшний день.

В свя­зи с пе­ре­ме­на­ми в рос­сий­ском об­ще­ст­ве и не­из­беж­ным за­кре­п­ле­ни­ем это­го в пра­ве, в Кон­сти­ту­ции РФ 1993 го­да бы­ло впер­вые про­ве­де­но раз­де­ле­ние го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти на три вет­ви: за­ко­но­да­тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную. Раз­де­ле­ние вла­стей - это од­но из со­став­ных час­тей де­мо­кра­тии. Оно обо­зна­ча­ет раз­де­ле­ние пол­но­мо­чий го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов при со­хра­не­нии прин­ци­па един­ст­ва го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти. Со­дер­жа­ние прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей со­сто­ит в сле­дую­щем:

1. За­ко­ны долж­ны об­ла­дать выс­шей юри­ди­че­ской си­лой и при­ни­мать­ся толь­ко за­ко­но­да­тель­ным ор­га­ном;

2. Ис­пол­ни­тель­ная власть долж­на за­ни­мать­ся в ос­нов­ном ис­пол­не­ни­ем за­ко­нов и толь­ко ог­ра­ни­чен­ным пра­во­твор­че­ст­вом, быть под­от­чет­ной за­ко­но­да­тель­но­му ор­га­ну;

3. Ме­ж­ду за­ко­но­да­тель­ным и ис­пол­ни­тель­ным ор­га­ном дол­жен быть обес­пе­чен ба­ланс пол­но­мо­чий, ис­клю­чаю­щий пе­ре­нос пол­но­ты вла­сти на од­но­го из них;

4. Су­деб­ные ор­га­ны не­за­ви­си­мы, в пре­де­лах сво­ей ком­пе­тен­ции дей­ст­ву­ют са­мо­стоя­тель­но;

5. Ни од­на из вла­стей не долж­на вме­ши­вать­ся в пре­ро­га­ти­вы дру­гой вла­сти, а тем бо­лее сли­вать­ся с ней;

6. Спо­ры о ком­пе­тен­ции долж­ны ре­шат­ся толь­ко кон­сти­ту­ци­он­ным пу­тем и че­рез пра­во­вую про­це­ду­ру;

7. Кон­сти­ту­ци­он­ная сис­те­ма долж­на пре­ду­смат­ри­вать пра­во­вые спо­со­бы сдер­жи­ва­ния ка­ж­дой вла­сти дву­мя дру­ги­ми.

Важ­ней­шей осо­бен­но­стью но­вой Кон­сти­ту­ции РФ яв­ля­ет­ся то, что Президент как бы не вхо­дит ни в од­ну из трех вла­стей. Он дол­жен со­гла­со­вы­вать дей­ст­вия всех вет­вей вла­сти и од­но­вре­мен­но яв­ля­ет­ся гла­вой ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. Од­но­вре­мен­но Президент яв­ля­ет­ся га­ран­том Кон­сти­ту­ции РФ.

В свя­зи с вы­ше­ска­зан­ным, без­ус­лов­но, су­деб­ная власть яв­ля­ет­ся од­ной из важ­ней­ших вет­вей вла­сти и урав­но­ве­ши­ва­ет борь­бу ос­таль­ных двух вет­вей. В этой свя­зи ло­гич­ным яв­ля­ет­ся вы­де­ле­ние в Кон­сти­ту­ции РФ от­дель­ной са­мо­стоя­тель­ной гла­вы “Су­деб­ная власть" (гл. 7). Но­вым под­хо­дом яв­ля­ет­ся так­же от­не­се­ние ор­га­нов су­деб­ной вла­сти к чис­лу ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти, то­гда как в пре­ды­ду­щей Кон­сти­ту­ции к та­ко­вым лишь от­но­си­лись Со­ве­ты на­род­ных де­пу­та­тов. Да­вая об­щую ха­рак­те­ри­сти­ку су­деб­ных ор­га­нов сле­ду­ет от­ме­тить что они яв­ля­ют­ся по сво­ему ха­рак­те­ру пра­во­ох­ра­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми. Ко­неч­но, дан­ный тер­мин име­ет в из­вест­ной ме­ре ус­лов­ный ха­рак­тер. Под ним по­ни­ма­ет­ся за­да­чи и функ­ции обес­пе­че­ния за­кон­но­сти и пра­во­по­ряд­ка, за­щи­ты прав и сво­бод гра­ж­дан. Обос­но­ван­ность вы­де­ле­ния оп­ре­де­лен­ной час­ти гос­ударственных ор­га­нов в от­дель­ную ка­те­го­рию со­сто­ит в том, что они в си­лу пря­мо­го ука­за­ния в за­ко­не и спе­ци­фи­че­ско­го ста­ту­са свои­ми ос­нов­ны­ми про­фес­сио­наль­ны­ми за­да­ча­ми и функ­ция­ми име­ют обес­пе­че­ние за­кон­но­сти и пра­во­по­ряд­ка. Су­деб­ная власть это слож­ное и мно­го­эле­мент­ное яв­ле­ние, ос­но­ву ко­то­ро­го со­став­ля­ет дея­тель­ность су­дов по от­прав­ле­нию пра­во­су­дия. Пра­во­су­дие реа­ли­зу­ет­ся пу­тем рас­смот­ре­ния в су­деб­ных ин­стан­ци­ях гра­ж­дан­ских, уго­лов­ных и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных дел в оп­ре­де­лен­ной, ус­та­нов­лен­ной за­ко­ном про­цес­су­аль­ной фор­ме. Пра­во­су­дие реа­ли­зу­ет­ся толь­ко су­да­ми, при этом соз­да­ние чрез­вы­чай­ных су­дов не до­пус­ка­ет­ся.

То­гда вста­ет во­прос о су­деб­ной сис­те­ме, то есть о кон­сти­ту­ци­он­но за­кре­п­лен­ном пе­реч­не су­дов, осу­ще­ст­в­ляю­щих су­деб­ную власть. В этой свя­зи Кон­сти­ту­ци­ей РФ пре­ду­смот­ре­ны:

1. Кон­сти­ту­ци­он­ный суд РФ, ко­то­рый со­сто­ит из 19 су­дей и раз­ре­ша­ет де­ла о со­от­вет­ст­вии Кон­сти­ту­ции РФ (ст.125 ч.2);

2. Вер­хов­ный суд РФ, ко­то­рый яв­ля­ет­ся выс­шим су­деб­ным ор­га­ном по гра­ж­дан­ским, уго­лов­ным, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным и иным де­лам (ст.126)- высшее звено, надзирающий за общими судами (среднего и основного звеньев) и военными судами (среднего и основного звеньев);

3. Выс­ший Ар­бит­раж­ный Суд РФ, ко­то­рый яв­ля­ет­ся выс­шим су­деб­ным ор­га­ном по раз­ре­ше­нию эко­но­ми­че­ских спо­ров (ст. 127) - высшее звено, надзирающий за Высшими арбитражными судами основного звена ;

4. Сис­те­ма фе­де­раль­ных су­дов, по­ря­док дея­тель­но­сти ко­то­рых дол­жен ус­та­нав­ли­вать­ся фе­де­раль­ным кон­сти­ту­ци­он­ным за­ко­ном.

Что же ка­са­ет­ся бо­лее низ­ких звень­ев, как то на уров­не рай­онов и го­ро­дов, а так­же на уров­не субъ­ек­тов РФ, то их сис­те­ма долж­на оп­ре­де­лят­ся фе­де­раль­ным кон­сти­ту­ци­он­ным за­ко­ном.

В ус­ло­ви­ях фор­ми­ро­ва­ния пра­во­во­го де­мо­кра­ти­че­ско­го го­су­дар­ст­ва впол­не ло­гич­ным пред­став­ля­ет­ся ста­тьи 5 и 6 За­ко­на “О су­до­ус­т­рой­ст­ве РСФСР”, в ко­то­рых ука­зы­ва­ет­ся на ра­вен­ст­во гра­ж­дан пе­ред за­ко­ном и су­дом и пра­во гра­ж­дан на су­деб­ную за­щи­ту.

Ста­тус су­дей Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции оп­ре­де­ля­ет­ся Кон­сти­ту­ци­ей РФ, и За­ко­ном РФ “О ста­ту­се су­дей в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции”. Все су­дьи в РФ об­ла­да­ют еди­ным ста­ту­сом и раз­ли­ча­ют­ся ме­ж­ду со­бой толь­ко пол­но­мо­чия­ми и ком­пе­тен­ци­ей (ст.2 п.1). Без­ус­лов­но, су­дье да­ют­ся ши­ро­кие пра­ва и пол­но­мо­чия, но и тре­бо­ва­ния предъ­яв­ляе­мые к не­му - не­ма­лые. Кон­сти­ту­ци­ей РФ ус­та­нов­ле­но, что су­дьи не­за­ви­си­мы и под­чи­няе­мы толь­ко за­ко­ну и Кон­сти­ту­ции РФ (ст.120 п.1). Со­глас­но ст.121 Кон­сти­ту­ции РФ су­дьи не­сме­няе­мы. Это важ­ный шаг впе­ред в по­строе­нии де­мо­кра­ти­че­ско­го об­ще­ст­ва, осо­бен­но учи­ты­вая ма­фи­оз­ные на­клон­но­сти власть иму­щих. Прин­цип не­сме­няе­мо­сти су­дей яв­ля­ет­ся од­ним из ос­но­во­по­ла­гаю­щих де­мо­кра­ти­че­ских на­чал дея­тель­но­сти су­да, а так­же слу­жит га­ран­ти­ей под­лин­ной не­за­ви­си­мо­сти и ста­биль­но­сти в ра­бо­те су­дей. В со­от­вет­ст­вии со стать­ей 13 За­ко­на о ста­ту­се су­дей пол­но­мо­чия су­дей пре­кра­ща­ют­ся в слу­чае:

1. Пись­мен­но­го за­яв­ле­ния су­дьи об от­став­ке;

2. Про­дол­же­ния судь­ей дея­тель­но­сти, не со­вмес­ти­мой с его дея­тель­но­стью, не­смот­ря на пре­ду­пре­ж­де­ние со­от­вет­ст­вую­щей ква­ли­фи­ка­ци­он­ной кол­ле­гии су­дей или при­ос­та­нов­ле­ния его пол­но­мо­чий;

3. Ис­те­че­ния сро­ка пол­но­мо­чий - для су­дьи, срок пол­но­мо­чий ко­то­ро­го ус­та­нов­лен за­ко­ном (име­ют­ся вви­ду ми­ро­вые су­дьи, су­дьи фе­де­раль­ных рай­он­ных су­дов, су­дьи во­ен­ных су­дов);

4. Со­сто­яв­ше­го­ся о нем и всту­пив­ше­го в за­кон­ную си­лу об­ви­ни­тель­но­го при­го­во­ра су­да;

5. При­зна­ния его не­дее­спо­соб­ным ре­ше­ни­ем су­да, всту­пив­шим в за­кон­ную си­лу;

6. Ут­ра­ты судь­ей гра­ж­дан­ст­ва РФ;

7. Объ­яв­ле­ния его умер­шим в ус­та­нов­лен­ном за­ко­ном по­ряд­ке ре­ше­ни­ем су­да, всту­пив­шим в за­кон­ную си­лу;

8. Смер­ти су­дьи;

9. Со­вер­ше­ния по­ступ­ка, по­зо­ря­ще­го честь и дос­то­ин­ст­во су­дьи;

10. От­ка­за су­дьи от пе­ре­во­да в дру­гой суд в свя­зи с уп­разд­не­ни­ем или ре­ор­га­ни­за­ци­ей су­да.


Од­ной из до­пол­ни­тель­ных га­ран­тий со­блю­де­ния прав су­дьи яв­ля­ют­ся ста­тьи За­ко­на “О вне­се­нии из­ме­не­ний и до­пол­не­ний в За­кон о ста­ту­се су­дей РФ”. Из­ме­не­ние к ст. 14 п.2, в ча­ст­но­сти, ко­то­рое го­во­рит о том, что ре­ше­ние со­от­вет­ст­вую­щей ква­ли­фи­ка­ци­он­ной кол­ле­гии су­дей мо­жет быть об­жа­ло­ва­но судь­ей в Выс­шую ква­ли­фи­ка­ци­он­ную кол­ле­гию су­дей в те­че­ние 10 дней со дня по­лу­че­ния ко­пии ре­ше­ния.

Кро­ме то­го, в со­от­вет­ст­вии со стать­ей За­ко­на о ста­ту­се су­дей, пол­но­мо­чия су­дьи при­ос­та­нав­ли­ва­ют­ся ре­ше­ни­ем ква­ли­фи­ка­ци­он­ной кол­ле­гии су­дей в слу­ча­ях, ес­ли:

1) бы­ло да­но со­гла­сие со­от­вет­ст­вую­щей ква­ли­фи­ка­ци­он­ной кол­ле­гии су­дей на при­вле­че­ние су­дьи к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти или на его за­клю­че­ние под стра­жу;

2) су­дья за­ни­ма­ет­ся дея­тель­но­стью, не со­вмес­ти­мой с его долж­но­стью;

3) су­дья был под­верг­нут при­ну­ди­тель­ным ме­рам ме­ди­цин­ско­го ха­рак­те­ра или ог­ра­ни­чен в дее­спо­соб­но­сти со­от­вет­ст­вен­но оп­ре­де­ле­ни­ем или ре­ше­ни­ем су­да, всту­пив­шим в за­кон­ную си­лу;

4) су­дья был при­знан без­вест­но от­сут­ст­вую­щим в ус­та­нов­лен­ном за­ко­ном по­ряд­ке ре­ше­ни­ем су­да всту­пив­шим в за­кон­ную си­лу.

Один из важ­ней­ших прин­ци­пов, за­кре­п­лен­ных в Кон­сти­ту­ции РФ (ст. 122), - не­при­кос­но­вен­ность су­дей. Этот прин­цип - од­но­вре­мен­но га­ран­тия не­за­ви­си­мо­сти су­дей. В ста­тье 16 За­ко­на о ста­ту­се су­дей ус­та­нов­ле­на сис­те­ма га­ран­тий обес­пе­че­ния не­при­кос­но­вен­но­сти су­дей. Не­при­кос­но­вен­ность распространяется не толь­ко на лич­ность су­дьи, но так­же на иму­ще­ст­во, слу­жеб­ное по­ме­ще­ние, жи­ли­ще, транс­порт и кор­рес­пон­ден­цию (ст. 16 п.1). Кро­ме то­го, су­дья не мо­жет быть при­вле­чен к ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной и дис­ци­п­ли­нар­ной от­вет­ст­вен­но­сти (ст. 16 п.2). Уго­лов­ное де­ло в от­но­ше­нии су­дьи мо­жет быть воз­бу­ж­де­но толь­ко Ге­не­раль­ным про­ку­ро­ром РФ, при на­ли­чии со­гла­сия со­от­вет­ст­вую­щей ква­ли­фи­ка­ци­он­ной кол­ле­гии су­дей (ст. 16 п.3).

В За­ко­не о ста­ту­се су­дей ста­тья 9 от­во­дит­ся под важ­ней­ший во­прос - “Га­ран­тии не­за­ви­си­мо­сти су­дей”. Независимость судьи, согласно этого Закона, обеспечивается:

1) пре­ду­смот­рен­ной за­ко­ном про­це­ду­рой осу­ще­ст­в­ле­ния пра­во­су­дия; за­пре­том, под уг­ро­зой от­вет­ст­вен­но­сти, чье­го бы то ни бы­ло вме­ша­тель­ст­ва в дея­тель­ность по осу­ще­ст­в­ле­нию пра­во­су­дия;

2) ус­та­нов­лен­ным по­ряд­ком при­ос­та­нов­ле­ния и пре­кра­ще­ния пол­но­мо­чий су­дьи;

3) правом судьи на отставку;

4) неприкосновенностью судьи;

5) системой органов судейского сообщества;

6) пре­дос­тав­ле­ни­ем су­дье за счет го­су­дар­ст­ва ма­те­ри­аль­но­го и со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния, со­от­вет­ст­вую­ще­го его вы­со­ко­му ста­ту­су.

На ста­тус лю­бо­го го­су­дар­ст­вен­но­го чи­нов­ни­ка, ка­ко­вым, не­со­мнен­но, яв­ля­ет­ся су­дья боль­шое зна­че­ние име­ет де­неж­ное со­дер­жа­ние. За­кон о ста­ту­се судей, и За­кон о вне­се­нии до­пол­не­ний и из­ме­не­ний вы­де­ля­ет спе­ци­аль­ную ста­тью для это­го “Ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние су­дей” (ст. 19).


Проблема рационального устройства судебной системы и ее органов существует столько же времени, сколько существует государство, как форма организации общества.

Правопорядок в стране нельзя навести, если законотворчество будет происходить только "сверху вниз". Должно быть открыто встречное движение законов "снизу вверх" путем либерализации судопроизводства.

В каждой стране есть свое писанное право, отраженное в тех или иных юридических документах, и обычное право, поддерживаемое общественным мнением. В интересах общества добиваться того, чтобы разница между обычным и писанным правом была бы минимальной. Право будет естественным для общества, если закон станет продолжением санкций общественного мнения.

В нашей стране, однако, разница между обычным и писанным правом велика как, наверное, нигде в современном мире. У нас имеется огромное количество юридических норм, которые не поддерживаются общественным мнением (об их нарушении можно легко рассказать друзьям за столом). И в тоже самое время у нас есть огромное количество норм обычного права, которые никак не защищаются официальным законом.

Большинство обычных прав могут быть обнаружены только в конфликте, легализация которого становится единственным способом получения достоверной юридической информации о них.

Чтобы осуществить эту легализацию, суд должен получить возможность рассматривать конфликт, исходя из обычаев окружающей конфликт среды, и тем самым применять новые правовые нормы.

Либерализация судопроизводства ставит два трудных вопроса: о юридической квалификации судей и защите от их произвола.

Нетрудно понять также, что проведение подобной судебной либерализации делает местных судей наиболее могущественными государственными людьми в округе. В этих условиях местные собственники будут заинтересованы в крайне скрупулезном подборе кандидатур, устраивающих всех. Поэтому надлежащим образом оформленный политический процесс может ставить подходящие по своим данным лица на судейские места.

Правовая квалификация судей, несомненно, есть и будет оставлять желать много лучшего. Правовые знания сейчас являются дефицитом в современной России в еще большей степени, чем знания рыночной экономики несколько лет назад. Правда, тогда серьезно обсуждался вопрос о том, способны ли вообще русские к предпринимательству, что теперь кажется просто смешным. Высокий общий уровень образования населения России дает, возможно, основания надеяться, что и спрос на юридически грамотных людей в короткое время сможет породить достаточное предложение.

Введение института мировых судей на территории того или иного субъекта Федерации позволит существенно расширить использование юридических инструментов защиты значимых общественных интересов.

Компетенция мирового суда является достаточно обширной и превращает мировой суд в орган чрезвычайно значимый с точки зрения общественности. В последние годы развиваются правозащитная работа экологического и коммунального движений, женского движения против насилия, антимилитаристского движения, защита прав общественных объединений.

Выбирать мировых судей будет непосредственно население.

Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, именно ту власть, которая в значительной степени, чем другие ветви государственной власти, должна и может охранять право.

Процесс обновления российского судопроизводства со времен 18 века по сегодняшний день значительной активизировался. И пока совершенствуется российское законодательстве и общество в целом, столько же времени будет совершенствоваться и судебная система в соответствии с задачами развития РФ как демократического, правового государства, будь это кардинальная реформа или просто последовательное воплощение в жизнь намеченных временем решений.

Далее можно привести несколько примеров попытки воплощения на местах судебной реформы, о результатах которых каждый может сделать свои выводы:


Судебная реформа в один день 24 октября 1995 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указы об освобождении от должностей одиннадцати из девятнадцати председателей областных судов и о ликвидации системы арбитражных судов. В тот же день глава государства назначил новых председателей областных судов. Упразднен Конституционный суд, поскольку в новой конституции страны он не предусмотрен.


Юридический консультант N 1 январь 1997. Актуальная тема - Судебная реформа в России: реальность и перспективы. Интервью с Председателем Совета по судебной реформе при Президенте РФ Вициным С.Е. Указом Президента РФ N 2100 от 22 ноября 1994 года образован Совет по судебной реформе при Президенте РФ. Одной из главных задач Совета является подготовка предложений для Президента Российской Федерации по вопросам определения государственной политики, направленной на осуществление реформы судебной системы в нашей стране.


ТРУСКАВЕЦ, Львовская обл. Семинар "Европейская конвенция по правам человека и судебная реформа на Украине" прошел в Трускавце 6--8 марта. Его организовали Департамент прав человека Совета Европы и Украинская ассоциация "Международной амнистии". В семинаре участвовали сотрудники правоохранительных органов 6 западно-украинских областей, журналисты-правозащитники, адвокаты и ученые-юристы. Они рассказали о проблемах применения на Украине положений Европейской конвенции по правам человека, которую Украина подписала в 1995 года при вступлении в Совет Европы, но до сих пор не ратифицировала. 8 марта участники семинара приняли обращения к украинскому правительству "О затягивании украинскими властями введения моратория на исполнение смертных приговоров" и "О необходимости публикации в официальных изданиях международных документов, подписанных Украиной".


Как сообщил 11 августа на пресс-конференции председатель Верховного суда Республики Беларусь Валентин Сукало, за полгода, прошедшие после Всебелорусского съезда судей, судебная реформа продвинулась гораздо дальше, чем за прошедшие несколько лет. За эти полгода начала применяться и хорошо зарекомендовала себя единоличная форма правосудия, когда приговор выносится одним профессиональным судьей. Таким образом рассмотрено 60% уголовных, 100% административных и хозяйственных преступлений.

1 Б.В. Виленский "Судебная реформа и контрреформа в России" , С., 1969

2 М.Г. Коротких "Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России", 1989

3 А.Ф. Кони "Отцы и дети судебной реформы", гл. III.

4 М.Г. Коротких "Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России", 1989

5 В.И. Ленин "Полн. собр. соч.", т. 20, с. 165-166

6 С.М. Казанцев "Суд присяжных в России: Громкие уголов. 1864-1917 гг.", Л., 1991, стр.5-7


7 В.И. Ленин "Полное собрание сочинений", т.4, стр.407-408

8 Н.П. Ерошкин "История гос. учреждений дореволюц. России", М.: ВШ, 1968, стр.242-246

9 В. И. Смолярчук "Анатолий Федорович Кони", М., 1981, стр.46


10 Г.А. Джаншиев "Сборник статей", стр.179

11 В. И. Ленин "Полное собрание сочинений", т.4, стр.407

12 В. И. Смолярчук "Анатолий Федорович Кони", М., 1981, стр.47-48

13 С. М. Казанцев "Суд присяжных в России: Громкие уголовные процессы 1864-1917 гг.", Л. 1991, стр.14

14 Большая Советская Энциклопедия, т.25


15 К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев "Правоохранительные органы", М., 1995, гл.12, стр. 219