Средства передачи и получения управленческой информации на современных предприятиях

и ту же информации по-разному в зависимости от накопленного ими опыта. Например, в компании розничной торговли менеджеры и торговый персонал, как правило, по-разному смотрят на проблему освобождения торговых площадей от товаров. Расхождения, обусловленные сферой деятельности, часто приводят к тому, что люди воспринимают информацию избирательно, с учетом своих интересов, потребностей, эмоционального состояния и условий среды. Эта характеристика человеческого существа очень важна для коммуникаций. Она означает, что во многих случаях люди воспринимают лишь часть физически полученного ими сообщения. Проблем организационных коммуникаций в значительной мере обусловлены различием интерпретации людьми получаемых ими сообщений, в результате чего идеи, закодированные отправителем, искажаются и понимаются получателем не в полной мере. Информация, противоречащая нашему опыту или ранее установившимся понятиями, зачастую либо полностью отторгается, либо искажается с учетом этих знаний. Исследования в этой области подтвердили тенденцию к восприятию людьми проблем организации с учетом базовых суждений, сформировавшихся в их конкретных сферах деятельности. Еще одна причина проблем восприятия в процессе коммуникаций заключается в наличии барьеров, обусловленных отношением (установками). Если имеется неудачный опыт взаимодействия с теми или иными работниками или отделами, то по всей вероятности, это повлияет на эффективность дальнейших коммуникаций с ними. Предположим, например, что один из сотрудников является к руководителю с предложением об улучшении сервиса потребителей. Представим также, что во время их последнего общения руководитель критиковал его за склонность превышать лимиты представительских расходов. Вполне вероятно, что из-за негативно отношения к нему, которое могло сформироваться у руководителя в ходе предыдущего общения, его идея не будет услышана полностью. Возможно также, что свои представительские расходы он превысил, пригласив перспективного клиента в дорогой ресторан, поскольку считал, что так ему удастся значительно увеличить объем сбыта отдела. Но если руководитель убежден, что "превышение лимита представительских расходов неизменно свидетельствует о недостаточном контроле над бюджетными средствами", то, по всей вероятности, он навряд ли поймете его точку зрения. Два контакта могут положить начало плохим взаимоотношениям между руководителем и подчиненным. Этот пример четко показывает, какое влияние может оказывать коммуникационный климат на взаимоотношения между менеджерами и подчиненными. Эти взаимоотношения формируются на основе прошлых контактов. Позитивные и негативное чувства друг к другу определяют, насколько частыми будут будущие контакты и стиль общения. Менеджер, не формирующий позитивного климата в отношениях с окружающими, ограничивает поток будущих коммуникаций, и со временем в его подразделении может сложиться атмосфера недоверия, антагонизма и самозащиты. Исследования показали, что в позитивной атмосфере этот поток увеличивается и точность информации, которой обмениваются люди в организации, повышается. Если менеджер открыто и честно общается со своими подчиненными, они отвечают ему тем же. Чем более открыто и честно ведет себя один или оба участника процесса коммуникации, тем большее удовлетворение они испытывают. 2. Семантические барьеры. Целью коммуникаций является достижение понимания сообщения. Общаясь с другими, мы пытаемся обменяться информацией и добиться ее понимания путем использования символов: слов, жестов и интонации. В процессе коммуникации мы обмениваемся именно символами: вербальными и невербальными. Здесь мы обсуждаем проблемы, связанные с использованием вербальных символов — слов. Семантика — это наука, изучающая способы использования слов и передаваемые ими значения. Поскольку слова (символы) могут для разных людей иметь разные значения, то, что хотел сообщить отправитель, не всегда будет так же интерпретировано и понято получателем. Семантические вариации часто приводят к недопониманию, поскольку во многих случаях довольно сложно понять, какое именно значение было присвоено символу отправителем. Например, менеджер, сообщающий подчиненному, что его отчет "адекватен", может иметь в виду, что он полон и достигает намеченной цели, но подчиненный может декодировать это слово в том смысле, что его отчет не более чем зауряден, и его необходимо доработать. Символы не имеют исходного фиксированного значения. Их значение человек понимает, исходя из своего опыта, и оно варьируется в зависимости от контекста, т.е. ситуации, в которой использован символ. И поскольку у каждого из нас имеется свой опыт, а каждый коммуникационный контакт в той или иной мере отличается от других, никогда нельзя быть уверенным, что получатель присвоит символу то же значение, что и вы. Семантические барьеры часто становятся проблемой для компаний, работающих в многонациональной среде. Семантические барьеры, обусловленные культурными различиями, могут стать серьезной проблемой и во время деловых переговоров. 3. Невербальные преграды. Хотя для кодирования идей, предназначенных для передачи, используются, прежде всего, вербальные символы (слова), сообщения передаются и невербальными символами. К невербальным коммуникациям относятся любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача осуществляется одновременно с вербальной и может усиливать либо изменять смысл слов. Еще одна форма невербальных коммуникаций — то, как произносятся слова (интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.п.). Как известно, все это способно сильно изменить смысл сказанного. Вопрос "Есть идеи?" на бумаге означает ни что иное, как предложение высказать свои мысли. Но произнесенный резким раздраженным тоном, этот же вопрос может быть истолкован собеседником совершенно иначе: "Если вы понимаете свою выгоду, не предлагайте идей, противоречащих моим". Как в случае с семантическими барьерами, при невербальных коммуникациях серьезной преградой часто становятся культурные различия. Например, взяв у японца визитку, надо внимательно прочесть все данные на ней и показать, что вы это сделали. Положив ее сразу в карман, вы укажете ему, что не считаете его важной персоной. Еще один пример: американцы часто с большим недоумением реагируют на невозмутимость собеседника, но у русских и немцев просто не принято часто улыбаться. 4. Неэффективная обратная связь. Еще одним барьером на пути межличностных коммуникаций является отсутствие обратной связи. Обратная связь чрезвычайно важна, поскольку позволяет определить, действительно ли ваше сообщение понято получателем в том смысле, который вы в него вложили. Как мы видели, существует множество причин, по которым сообщение может быть понято не так, как вы хотели. 5. Неэффективное слушание. Эффективные коммуникации требуют, чтобы человек был одинаково точен как при отправке, так и при приеме сообщения. Для этого надо уметь слушать. К сожалению, очень немногие люди умеют делать это максимально эффективно. Многие считают, что правильно слушать означает не перебивать собеседника. Но это лишь один из элементов процесса эффективного слушания. Согласно одному исследованию эффективность менеджеров в процессе слушания в среднем составляет всего 25%. Другое исследование показало, что эффективное слушание — важнейшая характеристика эффективного менеджмента. Когда сообщается о задании, новых приоритетах, изменении рабочих процедур или о новых идеях повышения эффективности работы отдела, очень важно услышать конкретную информацию. Однако прислушиваться следует не только к фактам, но и к эмоциям.

Кроме закрепления навыков эффективного слушания, существует еще ряд методов, позволяющих повысить эффективность межличностных коммуникаций. Прояснение собственных идей перед их передачей означает, необходимость систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы и идеи, которые будут объектами передачи. Следить за своими выражением лица, жестами, позой и интонацией, избегая противоречащих друг другу сигналов. Постараться взглянуть на себя и услышать себя со стороны, как вас видит и слышит собеседник. Посылая созвучные, не противоречащие друг другу сигналы, вы добьетесь лучшего понимания своих идей. Сопереживание — это умение поставить себя на место другого человека. Активно сопереживая людям при обмене информацией, мы пытаемся "настроиться на волну" получателя и адаптировать способ кодировки и передачи сообщения к конкретному человеку и к ситуации. Все это способно снизить вероятность неверного понимания при декодировании сообщения. Например, при общении с одними людьми нужны подробности и повторы, и им, судя по всему, лучше отправить письмо или служебную записку. Другие лучше реагируют на информацию, представленную в менее структурированном виде и без лишних деталей. В этом случае подойдет неформальная беседа. Есть люди, чрезвычайно остро реагирующие на критику. Они обычно отсеивают или неправильно истолковывают любые предложения, если они не представлены в дипломатичной и корректной форме. Сопереживание в ходе общения означает также неизменную открытость. Попытаться избегать необдуманных суждений, оценок и стереотипов. Искренне постараться увидеть, прочувствовать и понять ситуацию и проблему с точки зрения другого человека. Это отнюдь не означает, что следует соглашаться со всем, что говорит собеседник; это означает, что надо постараться понять его. Налаживание обратной связи. Обратная связь устанавливается разными способами. Первый заключается в том, чтобы задавать вопросы. Например, обсудив с работником изменение рабочей процедуры, можно задать следующий вопрос: "Итак, с чего, по-вашему, нам следует начать?". Его надо задать спокойным тоном, внимательно выслушать и сравнить его ответ с тем, что было сказано вами. Если важных моментов много, их лучше записать. И в любом случае, по всей вероятности, будет правильно впоследствии направить подчиненному служебную записку с изложением основных пунктов вашей беседы. Еще один подход — попросить человека пересказать услышанное. Можно, например, сказать так: "Чтобы я был уверен, что ничего не забыл, перескажите мне, что вы считаете самым важным в этом проекте". Второй способ получения обратной связи — внимательное наблюдение за жестами и интонациями, указывающими на то, что человек вас не понимает. Например, вы объясняете новое задание работнику и видите на его лице напряженность. Возможно вы замечаете легкое раздражение или собеседник старается не смотреть в глаза? Эти сигналы скажут, что человек, возможно, не до конца понял задание или расстроен им. Все это сигналы обратной связи, свидетельствующие о возможном недовольстве или непонимании собеседника. Заметив их, можно воспользоваться первым способом — задать вопросы.

Структура коммуникаций на примере компании "ORGA". Компания "ORGA" - одного из крупнейших в мире производителей пластиковых смарт-карт. Главный офис компании, а также все подразделения имеют свои страницы в Интернете. На основном сайте компании можно найти информацию о корпорации "ORGA", о ее истории, продукции, подразделениях, технологии, пресс-релизы за последние три года, последнюю информацию о тренингах, выставках и мероприятиях компании, а также адреса всех филиалов и подразделений. Помимо Интернета и электронной почты, заводы и несколько подразделений в Германии имеют возможность обмена информацией через корпоративную компьютерную сеть SAP. Она является стандартной, наиболее часто используемой во всем мире управленческой компьютерной программой. SAP позволяет улучшить внутрифирменные информационные потоки и существенно сократить ежедневную бумажную работу. Все, пользующиеся ею подразделения, имеют доступ к общей для всех сотрудников основной информации. Для отдельных подразделений (например, отдел планирования производства, продаж, персонала) SAP предлагает специальные приложения. Во все подразделения и филиалы компании ежемесячно высылается корпоративный журнал. Журнал - канал передачи информации как от руководства к подчиненным, так и от сотрудников к руководству. На его страницах печатается информация об изменениях в стратегии, структуре корпорации, о новых назначениях, причем не только на высшие руководящие должности, а на все, включая секретарш и переводчиков во всех филиалах. Есть специальный раздел разработчиков, в котором рассказывается о новейших технических достижениях компании. Также в журнале можно найти информацию обо всех выставках, тренингах, спортивных мероприятиях и благотворительных акциях. Периодически с помощью журнала менеджерами корпорации проводятся различного рода конкурсы. Цель одних конкурсов - проверить и "освежить" понимание сотрудниками основных направлений стратегии и философии предприятия; цель других - задействовав творческий потенциал сотрудников со всего мира, разработать наиболее оригинальные и характеризующие дух компании атрибуты корпоративного имиджа. Не смотря на казалось бы успешное функционирование современной системы внутрифирменных коммуникаций с многочисленными каналами поступления информации как по вертикали, так и по горизонтали, повышение эффективности обмена информацией является одной из ключевых проблем, которую постоянно поднимают как руководители корпорации, так и сотрудники. Постоянно возникают проблемы с телефонной связью. В связи с тем, что "ORGA" - транснациональная корпорация, и ее филиалы разбросаны по всему миру, бывает сложно дозвониться в центральный офис из-за разницы во времени. Помимо этого очень часто в самые "телефонные часы" (с двух до пяти часов дня) персонал центрального офиса часто отсутствует на рабочих местах в связи с различного рода митингами и профсоюзными собраниями. Использование же автоответчиков еще не вошло в привычку сотрудников центрального офиса. Таким образом, до компании не может дозвониться не только персонал филиалов, но и клиенты организации, что негативно сказывается на корпоративном имидже. Еще одной проблемой является отсутствие общекорпоративных баз данных по различным подразделениям. ООО «Аллимпекс» занимается рыбодобычей, переработкой рыбопродукции и поставкой ее на внутренний и зарубежный рынок. Организация пользуется разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. Источниками информации извне являются средства массовой информации, нормативные и законодательные документы, сообщения торговых агентов, информация о состояниях рынка через Интернет, информация из магазинов, где реализуется продукция предприятия. Предприятие использует СМИ для передачи информации, которая создает благоприятный имидж предприятия. Фирма также использует средства массовой информации для привлечения покупателей к собственным товарам через эффективную рекламу на радио и телевидении собственной продукции. Организация должна иметь информацию о своих непосредственных конкурентах. Она получает ее из средств массовой информации, используя прайс - листы, информацию с выставки пищевой продукции в г. Москве, информацию о конференции производителей рыбной продукции в г. Владивостоке, а конфиденциальную по неформальным каналам. ООО «Аллимпекс» имеет постоянную информацию из банков. Это необходимо для достижения наиболее благоприятных условий кредитных соглашений для того, чтобы строго соблюдать договорные обязательства, вовремя погашать займы, выплачивать проценты по займам и кредитам. При проведении ежегодного общего собрания акционеров, за месяц до дня собрания каждый акционер получает информацию о финансовом состоянии предприятия в виде пакета финансовых документов с полным финансовым отчетом за год. Коммуникации между высшим и средним звеном управления используют все традиционные каналы: совещания, планерки, беседы, докладные записки. А в последнее время все больший объем информативной базы строятся на основе вычислительной техники по принципу локальной сети. Система доступа к информации предполагает разную полноту права на использование банка данных. Используя компьютерную технику Ген. Директор ежедневно имеет информацию при проведении планерки: - от главного инженера - состояние всей техники, ремонтные работы; - от планово - экономического отдела - информацию по экономическим вопросам планирования; - от главного бухгалтера - наличие денежных средств на счету, перечисления средств организациям, получение денег от проданной продукции; - от коммерческого директора - выпуск продукции по цехам, реализация продукции, наличие сырья и пр. Коммуникации по принципу, снизу вверх, выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. В отделах служащие свои предложения высказывают начальнику отдела, который докладывает о дельных предложениях вышестоящему начальнику. В конце коммуникационной цепи находится генеральный директор, который в случае подачи интересного предложения выносит обсуждение на ежедневную планерку по производственным вопросам. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Обмен информации по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специально созданные группы. Коммуникации между отделами одного подразделения строятся по принципу локальной сети типа «звезда». Начальник отдела имеет доступ к информации каждого своего подчиненного. Помимо сообщений по компьютеру ген. директор и все отделы осуществляют документооборот через секретаря директора, который фиксирует документооборот в журналах исходящей и входящей информации. От директора исходят распоряжения, приказы, доводимые до всех начальников служб и отделов и работников предприятия. От начальников отделов директору идут заявления, докладные записки, объяснительные, документы на подпись. Коммуникации между различными службами сделаны по принципу «кольцо», т. е. начальник ПТО имеет информацию от Главного бухгалтера, но не имеет доступа к материальному и прочим отделам бухгалтерии. Это упорядочивает схему управления организацией, т. е. каждому определен свой уровень информативности. Схема доступа к информации в каждом отделе построена по принципу «сверху вниз». В организации существует потребность фильтровать сообщения, с тем, чтобы с одного уровня на другой направлялись только те сообщения, которые его касаются. На ООО «Аллимпекс» высшее и среднее звено управление оснащены автоматизированной системой передачи информации. При данном виде коммуникаций искажение информации практически не происходит. Обмен информацией между средним и низшим звеном осуществляется с помощью устных (телефонных) сообщений, в форме письменных отчетов, докладных записок.

Заключение


В наше бурное время информационной революции актуальность коммуникаций не снижается, а наоборот, возрастает. Коммуникации важны во всех сферах деятельности человека. Все мы живем, обмениваясь информацией, друг с другом. И чем эффективней этот обмен, тем больше у нас открывается возможностей для эффективной работы.

В широком смысле слова, коммуникации - это процесс информирования. А какой же менеджер может нормально работать без поступления информации? Ведь менеджер каждый день в своей работе сталкивается с кипой газет, писем, документов; встречается с огромным количеством людей, улаживая спорные вопросы, отдавая распоряжения, контролируя выполнение работы и т.д. Вся сущность работы менеджера состоит в том, чтобы осуществлять эффективные коммуникации на всех уровнях взаимодействий. Разговор с начальником - коммуникация по восходящей, разговор с подчиненными - по нисходящей, разговор с начальником параллельного отдела - коммуникация по горизонтали.

Система внутренней коммуникации в любой организации, независимо от рода ее деятельности, должна отвечать принципам открытости, простоты и понятности, регулярности, достаточности, комплексности, достоверности и своевременности. Частыми ошибками при построении системы внутренних коммуникаций в организации являются отсутствие единого информационного пространства в компании, перспективах ее развития, позиционирования на рынке, или, например, несвоевременность распространения внутри организации внешней информации, которая выходит за стены компании. Коммуникации должны быть ясными, точными, давать необходимую информацию, относящуюся к профессиональной деятельности и создавать атмосферу доверия, улучшать социально-психологический климат в коллективе. Критерии оценки эффективности системы внутренних коммуникаций состоят в количестве коммуникационных каналов и «качестве» выполнения совместных работ, требующих усилий разных подразделений компании одновременно. Количество промежуточных звеньев при передаче информации и количество распространяемых слухов – несомненно также показательны. Своевременность распространения информации и адекватность применения информационных каналов в зависимости от размеров бизнеса и сферы деятельности в качестве важных критериев оценки эффективности системы внутренней коммуникации. Также это наличие баланса между вертикальными и горизонтальными коммуникациями внутри компании, между документированной (формальной) информацией и вербальными средствами коммуникации. Состояние социально-психологического климата в коллективе также отражает состояние системы внутренних коммуникаций в компании. Функция коммуникации также важна для менеджера, как и функции планирования, организации, мотивации контроля. И я считаю, что менеджер должен постоянно совершенствоваться в процессах коммуникации для успешного осуществления своей профессиональной деятельности.

Список использованной литературы


1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. – СПб.: Питер, 2000г.

Дафт Р. Л. Менеджмент. 6-е издание. – СПб.: Питер, 2004.

Менеджмент: Учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд.,перераб. доп. – М.: Экономистъ, 2008г.

Менеджмент: Учебник/ Автор-составитель Г.Б. Казначевская – Ростов н/ Д: “Феникс”, 2008г.

Мескон Майкл Х., Альберт Майкл., Хедоури Франклин. Основы менеджмента, 3-е издание: Пер. с англ. – М.: ООО “И.Д.Вильямс”, 2008г.

Шекшня С.В., Ермошкин Н.Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета. Изд. 6-е, перераб. и доп. (Серия “Библиотека журнала “Управление персоналом”) – М.: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 2002г.

hrm21

eup

upravlenie.fatal


Размещено на