кандидат
или несколько
кандидатов,
принадлежащих
одному списку
партии, получившей
в округе большинство
голосов избирателей
по сравнению
с другими
партиями.
При
мажоритарной
системе различают
три видабольшинства:
квалифицированное,
абсолютное
и относительное.
В
соответствии
с этим существуют
три главные
разновидности
мажоритарной
избирательной
системы. При
мажоритарной
системе
квалифицированного
большинства
закон устанавливает
определенный
процент голосов,
который должен
получить
кандидат, чтобы
быть избранным.
Этот процент
обычно больше
абсолютного
большинства,
т.е. больше 50%
пюс один голос,
но может быть
иным. Процент
голосов избираателей
при системе
квалифицированного
большинства
может
быть.
установлен
не от числа
проголосовавших,
а от числа всех
зарегестрированных
избирателей.
При
мажоритарной
системе абсолютного
большинства
для избрания
необходимо
получить
не менее 50% всех
подонных голосов.
Этот процент
ниже, чем при
системе
квалифицированного
большинства,
но тоже достаточно
высок, а голоса
тоже распределяются
между разными
кандидатами
так, что нередко
ни один из них
не получает
необходимых
50%. Поэтому
при данной
системе также
бывает второй
тур. При мажоритарной
системе относительного
большинства
кандидат, чтобы
быть избранным,
должен получить
больше голосов,
чем любой другой
кандидат.
34. Пропорц-ные
избир-ные
системы, виды,
ограничения,
пропорционализм.
Пропорциональная
избирательная
система может
быть применена
только в многомандатных
и общегосударственных
(национальных)
избирательных
округах. Главное
в пропорциональной
системе –
вычисление
мзбирательной
квоты. Это число
голосов, необходимое
для избрания
хотя бы одного
депутата из
того или иного
списка кандидатов,
выдвинутых
партией, избирательным
объединением
и тд. Чтобы
распределить
голоса, нужно
сначала вычислить
избирательную
квоту. Избирательная
квота м.б. вычислина
по разному.
Самый простой
способ вычисления
квоты-определение
естественной
квоты. При этом
способе общее
количество
поданных по
округу голосов
делится на
число депутатских
мест по данному
округу. Точно
также вычисляются
квота и места
по общегосударственному
избирательномуокругу,
только числа
будут гораздо
крупнее. При
пропорциональной
избирательной
системе м.б.
два тура. В этом
случае ко второму
туру допускается
только партии,
собравшие
определенный
процент голосов.
Расчет избирательной
квоты для второго
тура производится
уже исходя
из числа оставшихся
незамещенных
мест. При
пропорциональной
системе избиратель
, как предпологается
голосует не
за отдельную
личность. Лидера
партии или
понравившихся
ему кандидатов,
а за программу
партии. Голосуя,
он поддеривает
политику той
или иной партии
. При этом юридически
он в равной
мере голосует
за весь список
партии, не делая
различий между
кандидатами,
в него включенными.
В некоторых
странах при
применении
пропорциональной
системы разрешается
предпочтительный
вотум. Он позволяет
избирателю
поддерживать
голосованием
определенную
партию и вместе
с тем отдать
предпочтение
конкретной
кандидатуре
или кандидатурам
из данного
партийного
списка. Заградительный
барьер, введенный
в интересах
целесообразности,
прежде всего
для создания
в парламенте
крупных партийных
фракций и как
следствие
для того чтобы
правительство
опиралось в
парламенте
на партийное
большиество,
а не на раздробленную
совокупность
партий. Заградительный
пункт-установленный
в законе минимальный
процент голосов
избирателей,
который необходимо
получить партии,
чтобы иметь
доступность
к депутатским
мандатам.
Разновидностью
пропорциональной
системы является
система единственного
переходящего
голоса. Избиратель
имеет лишь
один голос,
но может его
использовать
не для голосования
за партийный
список, а только
для преференциального
голосования
за одну из
кандидатур
любого партийного
списка кандидатов.
32.
Мажоритарная
избиратнльная
система абсолютного
большинства.
В
основе мажоритарной
системы лежит
принцип большинства:
избранным
является кандидат
или несколько
кандидатов,
принадлежащих
к одному и тому
же списку партии,
получившей
в округе большинство
голосов избирателей
по сравнению
с другими
партиями.
При
мажоритарной
системе абсолютного
(простого)
большинства
для избрания
необходимо
получить не
менее 50%(минимум
50% плюс один
голос) всех
подонных голосов.
Этот процент
ниже, чем при
системе
квалифицированного
большинства,
но тоже достаточно
высок, а голоса
тоже распределяются
между разными
кандидатами
так, что нередко
ни один из них
не получает
необходимых
50%.
Поэтому
при данной
системе также
бывает второй
тур в его двух
вариантах:
на повторное
голосование
выносится
либо две кандидатуры,
набравшие
наибольшее
количество
голосов, либо
все кандидатуры,
получившие
установленный
законом процент
голосов.
В
обоих случаях
избранным
считается
кандидат, который
получит относительное
большинство
голосов по
сравнению с
другими.
35.
Референдум
в нов. Странах.
Референдум
- одно из важнейших
средств прямой,
непосредственной
демократии.
В принципе
он имеет преимущества
перед предстаительной
демократией,
т.е. такой формой,
при которой
волю народа
выражают и
облекают в
законы и иные
акты избранные
населением
представители-депутаты
парламента,
члены МСУ.
Референдум
дает возможность
народу выразить
свою волю
непосредственно,
путем голосования.
Иногда референдум
проводится
в обстановке
давления на
психику избирателей
(так неоднократно
было во франции
при де Голле),
а в условиях
авторитарных
режимов в
обстановке
насилия и угроз
(в пакестане).
Проведение
референдума
требует полной
гласности,
справедливой
публикации
различных
мнений, работы
по разъяснению
формулы референдума
и его последствий.
Референдум
не может проводится
в условиях
чрезвычайного
военного
положения,
не может дважды
проводится
по одному и
тому же вопросу.
Результаты
референдума
оформляются
как итог подсчета
голосов и
определение
результата.
33.
Мажоритарная
избирательная
система относительного
большинства.
В
основе мажоритарной
системы лежит
принцип большинства:
избранным
является кандидат
или несколько
кандидатов,
принадлежащих
к одному и тому
же списку партии,
получившей
в округе большинство
голосов избирателей
по сравнению
с другими
партиями.
При
мажоритарной
системе относительного
большинства
кандидат, чтобы
быть избранным,
должен получить
больше голосов,
чем любой другой
кандидат. По
сравнению с
системами
квалифицированного
и абсолютного
большинства
мажоритарная
система относительного
большинства
имеет позитивные
стороны: она
исключает
дорогостоящий
и обременительный
второй тур
выборов, дает
неплохие
результаты
при двухпартийной
системе, когда
кандидатов
двое.
В
страна англосаксонского
права мажоритарная
система относительного
большинства
применяется
при любом участии
избирителей,
в других же
странах при
применении
этой системы,
что бы выборы
состоялись,
требуется
определенный
процент проголосовавших
избирателей.
36. Гос.
Власть как
институт
конституц-го
права. Пр-п
разделения
властей.
Определение
гос. Власть,
в к-циях чаще
всего отсуствует,
говорится
просто о власти
или о суверенитете
народа. Основные
законы устанавливают,
что власть
исходит от
народа, принадлежит
народу, народ
осуществляет
суверенитет.
Это прежде
всего выражение
целей гос.
Политики. В
этих формулировках
говориться
о системе органов
гос-ва и их
взаимоотношениях,
о методах деят-ти
и т.д. В своей
совокупности
они образуют
институт гос-ной
власти,занимающий
одно из важнейших
мест в отрасли
конституц-го
права. Гос.
Власть следует
отличать от
политической.
Во многих странах
существовала
политическая
но не гос. Власть(кнр,
мозамбика),
только после
определенных
действий
политическая
переростает
в гос. Власть.
Тогда как гос.
Власть всегда
имеет различные
ветви, в том
чосли политические.
Обьем конституционного
регулирования
отношений,
связанных с
гос. Власть
, в разных странах
различен. В
к-циях стран
тоталитарного
социализма(кндр,
куба, китая)
обычно содержится
соц-ная характер-ка
власти. В основных
законах
капиталистических
и постсоциалистических
гос-в, в современных
к-циях развивающихся
стран таких
формулировок
обычно нет.
Обобщение
конституционно
правовых норм
на мировом
уровне говорит
о том, что стр-ра
конституционно-правового
института
гос. Власти
складывается
из различных
норм, образующих
его элементы.
Это 1) положения
об источнике
гос. Власти
и соц-ных носителя,
субъектах(народ,
трудовой народ)
2) положения
о Характеристике
гос. Власти.
3) положения
о целях и
принципиальных
направлениях
деятельности
гос. Власти.
4) положения
о структуре
гос. Власти
(разделения
властей) 5) положения
об органах,
осуществляющих
гос. Власть(прокуратуры
по к-ции китая,
по к-ции сша-
3 ветви) 6) положения
о путях, формах
и методах
осуществления
гос. власти
(напр. Демократический
централизм
по к-ции кндр
1972)
Принцип
разделения
властей - описать
самостоятельно.
Шпора тебе
не учебник
студент!
37. Место
главы государства
в системе гос.
Органов.
В
разных странах
глава государства
в соответствии
с их конституциями
рассматривается
либо как неотьемлемая
составная
часть парламента,
т.е. законодательной
власти, поскольку
без его подписи
закон недействителен
(монарх
в великобритании,
президент в
индии), либо
как глава
исполнительной
власти и одновременно
глава государства
(Египет,
США),
либо как лицо,
являющееся
только главой
государства
и не входящее
в какую
-
либо
ветвь власти
(Германия,
Италия).
Он
может
быть
символом
государственности,
как монарх
в Японии,
властным арбитрам
по отношении
к другим институтам
гос-ва, как
президент
франции, единственным
властителем.
Глава
государства
бывает единоличным
и коллегиальным.
В первом случае
это монарх
или президент,
во втором
-
постоянно
действующий
орган парламента,
им избираемый.
Глава государства,
независимо
от его разовидности,
имеет некоторые
общие для всех
стран полномочия.
В отношении
парламента
это созыв его
сессий, опубликование
законов, право
роспуска,
иногда-право
вето.
Глава
государства
формирует
правительство,
обладает правом
увольнять
министров и
правит-во в
отставку,
назначать
судей, заключать
и ратифицировать
международные
соглашения,
но осуществление
этих полномочий
на практике
зависит от
формы правления,
от реальногоположения
главы государствава
в
системе органов
гос. власти
в стране.
40.
Парламент,
порядок формирования,
структура,
полномочия.
Парламент-это
высший орган
народного
представительства,
выражающий
суверенную
волю народа,
призванный
регулировать
важнейшие
общественные
отношения
главным образом
путем принятия
законов, осуществляющий
контроль за
деятельностью
органов исполнительной
власти и высших
должностных
лиц. Парламент
также формирует
другие высшие
органы государства,
например в
некоторых
странах избирает
президента,
образует
правительство,
назначает
конституционный
суд, ратифицирует
международные
договоры,
объявляет
амнистию и
тд.
Парламент
обычно состоит
из верхней
и нижней палаты.
Члены нижней
палаты парламента
обычно называются
депутатами,
народными
представителями,
члены верхней
палаты-сенаторами.
Депутаты нижней
палаты парламента
избираются
обычно на 4-5 лет
либо непосредственно
гражданами,
либо путем
многоступенчатых
выборов. Часть
членов парламента
может избираться
путем косвенных
выборов. В
некоторых
странах резервируются
места для
сторонников
определенных
религий и
национальностей,
а также для
женщин. Верхняя
палата формируется
различными
способами:
путем прямых
и косвенных
выборов, назначения,
занятия места
по должности
и др. Прямые
выборы сенаторов
гражданами
предусмотренны
с сша, бразилии,
италии, японии
и др. Путем
косвенных
выборов формируется
сенат во франции.
Несколько
членов верхней
палаты могут
назначатся
главой государства.
В ряде стран
парламент
состоит из
одной палаты-уникомиральный,
двухпалатный
парламент-бикомиральный.
Главная задача
парламента-принятие
законов.
38.
Президент.
Правовое и
фактическое
положение в
республиках
с различ.
В
системе высших
органов власти
зарубежных
стран глава
государства
занимает
юридически
первое место,
хотя его фактическая
роль в большинстве
случаев отнюдь
не соответствует
этому положению.
Он возглавляет
всю государственную
машину, обладает
по букве конституции
обширными
полномочиями,
наделен такими
качествами,
как безответственность,
несменяемость,
нетральность.
Обычно глава
государства
рассматривается
как носитель
исполнительной
власти и высший
представитель
государства
в сфере международных
отношений.
В
странах с
республиканской
формой правления
президент
всегда избирается,
за исключением
государственного
переворота.
В зависимости
от вида республики
можно выделить
3 вида избрания
президента:
Прямые
выборы – Мексика,
Бразилия,
Венесуэла,
Панама, Перу,
Колумбия) выборы
проходят по
мажоритарной
системе.
Косвенные
выборы - США.
Избиратели
избирают
коллегию
выборщиков,
которая затем
избирает
президента.
Многостепенные
выборы – ( чаще
всего двухстепенные),
где воля избирателя
опосредствуется
в парламенте.
Полномочия
и правовое
– фактическое
положение
президента
зависит так
же и от степени
вмешания
парламента
вы выборы
президента,
т.е. чем больше
парламент
задействован
в выборах, тем
сильнее президент
зависим от
парламента.
Глава
государства
– в некоторых
странах назначает
членов парламента,
внешнеполитические
функции, назначает
послов и пасланников,
обьявляет
войну и заключает
мир, право
помилования,
замена наказания,
награждения
и т.д.
41.
Внутренняя
организация
парламента
т его палат.
В
парламенте
и его палатах
формируются
различные
органы. Одни
из них имеют
определенную
компетенцию
в конституциях,
другие представляют
собой всмомогательный
аппарат, призванный
обслуживать
деятельность
парламента.
Также, парламент
создает отдельные
органы, кот.
Занимаются
определннной
сферой деятельности.
Обладают
самостоятельностью,
но выполняют
поручения
парламента,
отчитываются
перед ним.
Парламент
может в любое
время обновить
состав этих
органов, сместить
их членов или
должностных
лиц. Они иногда
формируются
на определенный
срок, что служит
им определенной
гарантией.
Заседаниями
палат и однопалатного
парламента
руководит
председатель
(спикер в
англосаксонских
странах) либо
коллегиальный
орган(президиум
сессии в китае).
Председателя
парламента
при двухпалатной
структуре
парламента
не бывает, есть
лишь председатели
палат. Председатель
однопалатного
парламента
или палаты
должен быть
политически
нейтральным,
беспристрастным.
К внутренним
органам парламента
относятся
партийные
фракции. Они
объединяют
депутатов,
которые принадлежат
к одной партии.
Для создания
партийной
фракции необходимо
иметь определенное
число депутатов
от данной партии,
устанавливаемое
регламентами
палат. Важную
роль в парламенте
и его палатах
играют постоянные
комитеты или
комиссии.
Постоянные
комиссии бывают
отраслевые
и, или специализированные(
по иностр. Делам,
по сх, здравоохранению).
Комиссии
обсуждают
информацию
министров
по своей отрасли.
Палаты в случае
необходимости
создают временные
комиссии-следственные,
ревизорные,
редакционные
и др. Также
парлпмент
создает различные
органы, которые
не входят в
его структуру,
не являются
веутренними
органами палат,
но помогают
ему осуществлять
его полномочия
или действуют
по его поручению.
К их числу
относятся
ведоиства,
осуществляющие
контроль за
бюджетной
дисциплиной,
за финансовой
деят-тью. Аппарат
парламента
включает в
себя три вида
органов и лиц
1)вспомогательные
службы парламента.
2)консультанты
парламента.
3)личные помощники
парламентариев.
39. Компетенция
главы государства.
Глава
гос-ва, независимо
от его разновидности,
имеет некоторые
общие для всех
стран полномочия.
Вотношении
парламента
это созыв его
сессий, опубликование
законов, право
роспуска, иногда
право вето.
Глава гос-ва
формирует
правительство,
обладает правом
увольнять
министров и
отправлять
правительство
в отставку,
назначать
судей, предоставлять
гражданство
и право убежища,
заключать и
ратифицировать
международные
соглашения,
назначать
дипломатических
представителей,
награждать,
помиловать
осужденных.
Осуществление
всего этого
на практике
зависит от
формы правления,
от реального
положения
главы гос-ва.
Как должностное
лицо глава
гос-ва обязано
сохранять
единство гос-ва.
Как правило
обладает правом
законодательной
инициативы,
во многих странах
может обращаться
к парламенту
с посланиями,
которые заслушиваются
на совместных
заседаниях
палат и обычно
не подлежат
обсуждению.
В них говориться
о целях деят-ти
гос-ных органов
напредстоящий
год, о необходимом
законодательстве,
о срочных мерах,
которые необходимо
принять по
важнейшим
вопросам гос-ной
жизни. Президент
назначает
многих высших,
а иногда и не
высших, должностных
лиц, например
судей. Президент
издает нормативные
акты, отменяет
акты органов
исполнительной
власти. Президент
вправе объявить
чрезвычайное,
военное положение.
По конституции
президент
является
главнокомандующим
вооруженными
силами, со всеми
вытекающими
последствиями.
Назначает
высший командный
состав армии,
присваивает
высшие воинские
звания, отвечает
за безопасность
гос-ва. Президент
является гарантом
конституции,
прав и свобод
граждан, принимает
меры по охране
гос-ва.
42.
Правовое
положение
депутата
парламента.
В
большинстве
стран члены
парламента
являются
профессиональными
парламентариями
и получают
за свою депутатскую
деятельность
солидное
вознаграждение
из казны. В
странах тоталитарного
социализма
депутат, как
правило, не
является
профессиональным
парламентарием,
не должен
оставлять
свою основную
работу, хотя
некоторые
депутаты м.б.
освобожденными.
Депутат выполняет
депутатские
обязанности
на общественных
началах, получая
ннебольшое
вознаграждение,
рассматриваемое
как возмещение
депутатских
расходов. В
подавляющем
большинстве
стран депутаты
имеют так
называемый
свободный
мандат. Они
рассматриваются
как представители
всего народа,
а не только
своего избирательного
округа, и потому
не обязаны
выполнять
наказы избирательного
округа, не м.б.
досрочно отозваны
ими. Во многих
странах члены
парламента
обладают
депутатскими
иммунитетами.
Это означает,
что депутат
не может быть
подвергнут
задержанию
или аресту,
против него
не м.б. возбуждено
уголовное
дело без согласия
палаты, членом
кот. он является.
Депутат также
обладает
депутатским
индемнотетом-неответственность
за свои выступления
в парламенте
и за действия,
которые он
поддерживал
своим голосованием,
даже если эти
действия будут
затем принаны
противоправными.
Депутат вправе
участвовать
в работе парламента,
его комиссий,
других органов,
свободно
выступать и
голосовать,
обладает правом
запроса или
вопроса к высшим
должностным
лицам государства
на заседании
парламента
или вне его.
Депутат обязан
присутствовать
на сессиях
парламента,
участвовать
в пленарных
заседаниях.
В подавляющем
большинстве
стран депутатам
не разрешается
состоять на
гос. Службе,
хотя разрешается
иногда занимать
министерские
посты, например
в некоторых
англосаксонских
странах, где
деят-ть министра
рассматривается
не как административная,
а как политическая.
Парламентариям
запрещается:
участвовать
в сделках с
государственным
имуществом,
состоять в
руководстве
иностранных
фирм, получать
вознаграждение
и тд.
43.
Законодательная
процедура
парламента.
Процесс
законотворчества
занимает более
половины времени
работы парламента.
Он состоит
из нескольких
стадий: внесение
законопроекта,
его обсуждение,
принятие закона,
промульгация.
Парламент
обязан рассматривать
только проекты,
внесенные
органами и
должностными
лицами, пользующимися
по конституции
правом законодательной
инициативы.
Правом законодательной
инициативы
обладают глава
гос-ва, палаты
парламента,
их постоянные
комиссии,
правительство,
отдельные
депутаты,
некоторые
органы гос-ва,
нотолько по
предметам
их ведения.
Обсуждение
законопроекта
состоит из
нескольких
стадий, каждое
обсуждение
на пленарном
заседании
палаты называется
чтением. Обычно
бывают три
чтения. В первом
чтении обсуждаются
принципиальные
положения
проекта которым
следует обсуждение.
После этого
происходит
голосование.
Второе чтение
происходит
с докладом
автора проекта
и содокладом
постоянной
комиссии. На
этой стадии
обсуждается
и голосуется
каждая статья
проекта, обсуждаются
и голосуются
поправки. В
третьем чтении
обсуждается
и голосуется
проект в целом.
На этой стадии
возможны только
редакционные
поправки. После
этого представители
фракций могут
выступать
только с кратким
заявлением
по мотивам
голосования,
объясняя свою
позицию. Принятие
закона осуществляется
путем голосования
на пленарном
заседании и
требует опрнделенного
большинства.
Члены парламента
голосуют разными
способами:
с помощью
электронной
системы, бюллетенями,
поднятием
руки. В ответственных
случаях используется
поименное
голосование.
Одна из палат,
обычно верхняя,
может не согласится
с текстом,
принятым другой
палатой. Тогда
возникает
вопрос о преодолении
разногласий
палат. Особый
порядок установлен
для принятия
бюджетных и
финансовых
законов. Законопроект
о бюджете
вносится только
исполнительной
властью, поправки
депутатов,
предлагающие
увеличение
расходов,
снижение доходов,
в большинстве
стран невозможны.
После принятия
закона парламентом
наступает
стадия промульгации
закона главой
гос-ва.
46.
Административно-территориальное
устройство
в З.С.
Под
административно-территориальным
устройством
понимается
разделение
государственной
территории
на определенные
еденици и в
соответствии
с этим строится
система
государственного
и регионального
управления.
Оно складывается
в течении
длительного
времени, в его
основе лежат
экономические,
социальные,
этнические,
политические
и другие факторы
и обязательно
учитываются
фактическое
расселение
населения
на конкретные
территории.
Территория
государства
делится на
адинистративно-территориальные
единицы. Такого
деления нет
только в очень
мелких островных
государствах.
Бывает двухзвенное
деление: области
(губерни, округа,
провинции)-
общины (муниципии,
коммуны), трехзвенное:
области-районы-общины,
четырыхзвенное:
регионы-области-районы-общины.
Двухзвенное
деление существует,
например в
Болгарии,
трехзвенное
в Китае, четырехзвенное
во Франции.
В каждой из
таких единиц
есть либо
назначенное
должностное
лицо, управляющее
ею, либо назначенное
должностное
лицо и избранный
гражданами
совет, либо
только избранный
совет, выбираемые
его председатель
и мэр. Характер
органов, осуществляющих
управление
на местах -
административно-территориальных
единицах, в
районах
административной
автономии,
- определяется
главным образом
разным подходом
к понятию
государственной
власти и публичной
власти территориальноо
коллектива.
44.
Порядок формирования
и структура
правительства.
Как
правило, правительство
- это коллегиальный
орган исполнительной
власти, обладающий
общей компетенцией
осуществляющий
руководство
гос. управлением.
Он возглавляет
административную
или исполнительно
- распорядительную
деятельность
в стране, под
его руководством
находятся
гос. аппарат,
вооруженные
силы, финансы
гос-ва, иностранные
дела. В его
состав входит
возглавляющий
правительство
премьер-министр.
Под руководством
премьера работают
министры.
Приправительстве
создается
орган управления
делами правительства.
Управляющий
делами правительства
в странах
тоталитарного
социализма
нередко имеет
ранг министра.
В странах
запада премьер
назначается
как правило
главой гос-ва
или парламентом,
или по его
представлению.
Способ образования
правительства
зависит от
формы правления.
В парламентарных
монархиях и
парламентарных
республиках
применяется
парламентский
способ формирования
правительства,
основанный
на выборах
в парламент.После
каждых выборов
и вслучае если
парламент
был распущен
досрочно
правительство
формируется
заново, даже
если у власти
сохранилась
та же партия,
но выборы
президента
не влекут за
собой создания
нового правительства.
В ряде стран
установлен
определенный
возраст для
членов правительства.
47.
Общая характеристика
и основные
принципы МСУ.
Территория
государства
делится на
адинистративно-территориальные
единицы. Такого
деления нет
только в очень
мелких островных
государствах.
Бывает двухзвенное
деление:
области(губерни,
округа, провинции)-
общины(муниципии,
коммуны), трехзвенное:
области-районы-общины,
четырыхзвенное:
регионы-области-районы-общины.
Двухзвенное
деление существует,
например в
болгарии,
трехзвенное
в китае, четырехзвенное
во франции.
В каждой из
таких единиц
есть либо
назначенное
должностное
лицо, управляющее
ею, либо назначенное
должностное
лицо и избранный
гражданами
совет, либо
только избранный
совет, выбираемые
его председатель
и мэр. Характер
органов, осуществляющих
управление
на местах-
административно-территориальных
единицах, в
районах
административной
автономии,
- определяется
главным образом
разным подходом
к понятию
государственной
власти и публичной
власти территориальноо
коллектива.
Местные органы
самоуправления
и управления
территориальных
коллективов
это тоже публичная
власть, но не
государственная,
а власть населения
тех административно-территориальных
единиц, которые
рассматриваются
как территориальные
коллективы.
Органы МСУ
автономны
по вопросам
их компетенции,
и по этим вопросам
центральные
органы не вправе
давать указания,
как органам
самоуправления
следует решить
тот или иной
вопрос. Они
вправе и обязаны
вмешаться,
если орган
самоуправления
нарушает закон.
Принципы: впервую
очередь это
наверное
автономность(как
мне кажется),
самостоятельность,
первичность,
принцип остаточной
компетенции.
45.
Статус и полномочия
правительства.
Как
правило,
правительство-это
коллегиальный
орган исполнительной
власти, обладающий
общей компетенцией
осуществляющий
руководство
гос. управлением.
Оно возглавляет
административную
или исполнительно
- распорядительную
деятельность
в стране, под
его руководством
находятся
гос. аппарат,
вооруженные
силы, финансы
гос-ва, иностранные
дела. В его
состав входит
возглавляющий
правительство
премьер-министр.
Под руководством
премьера работают
министры. При
правительстве
создается
орган управления
делами правительства.
В
большинстве
конституций
полномочия
прав-ва определены
самым общим
образом. Например,
французкая
конституция
гласит, «правит-во
определяет
ипроводит
политику нации.
Оно также
распоряжается
администрацией
и вооруженными
силами».
В
парламентарных
республиках
и монархиях
правительство
осуществляет
полномочия,
принадлежащие
по конституции
главе гос-ва,
хотя иногда
определяются
и некоторые
особые полномочия
правит-ва-обычно
по частным
вопросам. В
тех президентских
республиках,
где правит-ва
как коллегиального
органа нет,
его полномочия
осуществляет
глава гос-ва,
а министры,
составляя
кабинет, действуют
по указанию
главы гос-ва,
помогая ему
осуществлятьсвои
полномочия.
Ответственность
перед парламентом
выражается
в вынесении
им вотума
недоверия
правит-ву или
отдельному
министру, в
отказе в доверии
прав-ву и как
следствие-в
увольнении
правит-ваили
министра в
отставку.
Политическая
ответственность
это ответственность
перед нижней
палатой или
однопалатным
парламентом.
Перед
верхней палатой
правит-во несет
ответственнось
в редчайших
случаях.
48.
Порядок организации
и структура
муниципальных
органов.
Местным
( или муниципальным
управлением)
именуется
управление
делами, главным
образом, местного
значения,
осуществляемое
выборными
органами, которые
уполномочены
представлять
население
той или иной
административно-территориальной
едиицы, и их
административным
аппаратом.
Эти органы
состоят из
выборных
муниципальных
советов, и
исполнительного
аппарата. Эти
выборы регулируются
специальными
законами, которые
как правило
издаются в
самом субъекте.
В странах
с давними
демократич.
традициями
установлен
принцип всоебщего
избирательного
права, но он
нарушается
различными
цензами, -
недопускаются
должники, мало
женщин, молодежи,
ценз оседлости
и др.
Порядок
выдвижения
кандидатов,
определение
избирательных
округов, и
подсчет голосов
в различных
странах, и даже
в пределах
одной страны,
нарпимер в
США, отличается
большим разнообразием.
Самый распространенный
способ выдвижение
кандидатов
– представление
петиций, подписанных
определенным
числом избирателей.
Так же – Праймериз
– т.е. местные
первичны выборы.
Округа
могут быть
одномандатные,
многомандатные,
или вся территория
может составлять
многомандатный
избирательный
округ.
Во Франции
например: при
населении
менее 3500 чел.,
выборы проходят
по мажоритарной
системе, а если
более то по
мажоритарной
и пропорциональной.
Генеральные
советы департаментов
избираются
по мажоритарной
системе в два
тура голосования
в пределах
своего избирательного
округа – кантона.
Региональные
советы – избираются
на основе
всеобщего и
прямого избирательного
права по списку
в один тур по
системе
пропорционального
представительства.
49
Компетенция
муниципальных
органов.
Законодательство
относит к ведению
органов местного
управления
дела, связанные,
главным образом,
со сферой
обслуживания
и охраной
порядка.
С
конца XIX
века объем
деятельности
этих органов
вырос в основном
за счет расширения
их функций
в области
просвещения,
дорожного
строительства
и частично
– жилищно-коммунального
хозяйства.
Полномочия
органов местного
управления
обычно устанавливаются
специальными
законами о
местном управлении
и законами,
регулирующими
отдельные
отрасли
государственного
управления
(просвещение,
здравоохранение
и т.д.). В федеративных
государствах
определение
прав и обязанностей
муниципалитетов
относится к
ведению законодательных
органов субъекта.
В
некоторых
странах, таких
как Великобритания,
Канада, муниципальные
органы могут
сами обращаться
в парламент
с просьбами
об издании
законоположений
(частных биллей),
устанавливающих
для них какие-либо
дополнительные
полномочия
и льготы.
Так
же во многих
государствах
(США, Великобритания),
могут устанавливаться
пределы полномочий
муниципалитета
путем детального
перечисления
их прав, обязанностей
и предметов
ведения.
Основная
деятельность
муниципалитетов:
управление
муниципальным
имуществом,
регулирующая
и контрольная
деят-ть (выдача
лицензий),
выделение
участков под
застройки,
установка
правил поведения
в общественных
местах, охрана
окружающей
среды, противопажарный
и санитарный
надзор и т.д.
Финансовая
база складывается
из собственных
доходов муниципалитета.
52.
Глава гос-ва
и прав-во в
развтых странах.
Глава
гос-ва- это
конституционный
орган и одновременно
высшее должностное
лицо гос-ва,
представляющее
гос-во вовне
и внутри страны,
символ государственности
народа.