Завоевание конкистадорами цивилизации Ацтеков: несовместимость культур?
и на развлечения, воспитанники этих школ после занятий отправлялись в свои "клубы", называвшиеся куикакалько (дом пения). Там они развлекались не только пением и плясками. Теночтитлан представлял в распоряжение своих будущих солдат женщин (ауианиме), обязанностью которых было развлекать молодых ацтеков и посвящать их в тайны любви.Исключительно большое внимание уделяли ацтеки развитию науки. Ее основой была собственная ацтекская философия - одно из самых достопримечательных явлений индейской цивилизации. Философией занимались тламатини (мудрые), пользовавшиеся и ацтеков чрезвычайным уважением. О существовании универсальной ацтекской философской системы свидетельствуют десятки стихов, записанных в сборнике (Соакуна). Изучению философских представлений ацтеков посвящено одно из самых значительных исследованию последних лет - работа мексиканца Мигеля Леона-Портильи "Философия науатль".
Поражают исследователей и достижения ацтекской медицины, которая во многом превосходила уровень европейской медицины того же времени. В Теночтитлане каждый год приносили в жертву тысячи людей, а ацтекские врачи знали гораздо лучше, чем их европейские собратья, анатомию человека и функции отдельных органов. Были в Теночтитлане и свои акушерки, помогавшие роженицам не только во время родов, но и в течение всей беременности и после родового периода. Впрочем, услугами их могли пользоваться только наиболее богатые семьи. Но совершенно исключительное место среди научных дисциплин, которыми занимались ацтеки доколумбовой эпохи, принадлежало астрономии.
Сохранились сведения о чрезвычайно важном так называемом Соборе жрецов-астрономов майя, сапотеков, городов побережья Мексиканского залива и Теотиукама. Он был создан в середине VII века в местности Ивочикалько. Собор представлял Особой нечто вроде современного международного научного конгресса, в задачи которого входило упорядочение различных календарных школ. Свидетельством его стали стелы и панели, расписанные в честь этого знаменательного события. В месте проведения этого "симпозиума" сохранилось строение, известное под названием "Храм Кецалькоатля". Мы упоминаем об этом событии потому, что до ацтеков дошел уже сплав научных знаний, выраженный в счете времени, цифровой записи, и письме. Исходя из чисто практических нужд земледелия, ацтеки на основе своих астрономических наблюдений выработали весьма точную календарную систему. Ацтекский солнечный год - шиутль, как и наш, имел 365 дней, но делился он на 18 месяцев по 20 дней в каждом, а в конце года к ним прибавлялось еще 5 так называемых "несчастных" дней. Начало ацтекского года соответствовало нашему 12 февраля, а конец - нашему 11 февраля. Как и все мезоамериканские народы, ацтеки пользовались двумя календарями. Первый - ритуальный, священный, прорицательский - находился на службе посвященных или жрецов и был записан в тоналаматль ("книга судеб"). В него входило 260 дней. Другой осно-ался на годичном солнечном цикле, по нему справлялись праздники и церемонии.
После Солнца и Луны главное внимание ацтекских астрономов привлекало движение Венеры. Возможно даже, что в древ-16 времена у ацтеков было принято годовое исчисление, соотствовавшее синодическому периоду обращения Венеры, то есть 584 дням. Календарная система ацтеков получила завершение в так называемых циклах, каждый из которых продолжался четырежды по тринадцать лет, то есть 52 года.
Теперь коснемся ацтекской литературы, а также вопроса о том, как и на чем писали мешики. Письмо было пиктографическим. Писали они либо на выделанной оленьей коже, либо на ацтекской бумаге, изготовлявшейся из маге (агавы). Листы кодексов изготовленных из такой бумаги, подклеивались друг к другу; таким способом мешикские писцы, которые заслуженно считались художниками, создавали некое подобие наших книжек-раскладушек. Пиктографическое письмо (отдельные знаки - рисунки) ацтеки заимствовали и мештеков. От них же они переняли и цифры. Единицу они изображали как палец, но иногда все числа от единицы до двадцати просто обозначались точками или черточками.
Ацтеки создали поразительно богатейшую, необыкновенно зрелую литературу. Лучший ее знаток, мексиканский американист Анхел Мариа Гарибая, называет целый ряд литературных жанров, известных мешикам: дидактические трактаты, драматические произведения, проза. Впрочем, все эти литературные жанры играли у ацтеков лишь второстепенную роль. Под литературой ацтеки подразумевали, главным образом, поэзию. Если мы заглянем в словарь науатль, то увидим, что слово "куиками" имеет два значения - поэт и певец. Из этого можно заключить, что поэзия предназначалась в основном для публично исполнения. Произведения поэтов-певцов, нашедшие в ацтекском обществе особенно широкий отклик, благодаря устной традиции передавались из поколения в поколение. Тут будет уместно напомнить, что необыкновенному развитию художественной словесности в древней Мексике способствовал, в первую очередь, общий язык мексиканских племен – науатль, диалекты которого лишь незначительно отличались друг от друга. Широким распространением единой литературной формы языка науатль и благородством своего классического языка ацтеки были обязаны женщине, для которой Теночтитлан даже не был родиной. Один из властителей крупного города-государства Тескоко по имени Течотлама (1357-1409) женился на дочери правителя города Кулуакама и перенял от нее кулуанский диалект науатль. Особая заслуга принадлежит одному из самых значительных деятелей за всю историю индейской Америки - властителю Тескоко Несауалькайотлю (1418-1472).
Несауалькайотль являл собой образец правителя и человека. Он дал мудрые законы своему городу-государству, был философом, каких немного можно назвать в доколумбовой Мексике, и вместе с тем, пожалуй, крупнейшие из известных на религиозных реформаторов древней Америки. Ом украсил Тескоко и его окрестности великолепными постройками. Но главное - он любил стихи. И один из четырех его "министров" специально ведал науками и искусствами. Несауалькайотль держал при дворе поэтов, но не для того, чтобы они воспевали блеск его правления, а из любви к поэзии как таковой. Чтобы способствовать развитию поэзии, он даже учредил "государственные премии", которых удостаивались победители на общенародных поэтических состязаниях.
С Несауалькайотля начинается золотой век литературы на языке науатль. В поэзии постепенно формируются различные жанры. Появляются определенные типы стихотворений: стихи о цветах, воинские поэмы, весенние стихи (всегда исполненных философских раздумий) и, наконец, особый тип стиха - чалькоайотль, получивший свое название по имени города Чалько, где он имел широкое распространение. Но наиболее значительным жанром считались у ацтеков стихи религиозные, а среди них самым блестящим, поистине перлами мировой поэзии были релиозные гимны (теокункатль), частично сохраненные для нас Саахуном. Не меньше, чем поэзию и драму, любили мешики изобразительное искусство. Как известно, чичимески (варвары из Астлана) в глазах ацтеков были олицетворением жестокости, не-образованности, примитивности. Противоположный полюс представляли, с точки зрения ацтеков, тольтеки, и все то, что в Теночтитлане было связано с изобразительным искусством и художественными ремеслами, мешики называли тольтекским. Наряду с влиянием тольтеков надо упомянуть и о воздействии на ацтекские ремесла южноамериканских мештеков, безусловно способствовавших развитию в Теночтитлане и других городах Мексйканской долины чеканки по золоту. Мишетекские чеканщики жили, главным образом, в Аскапоцалько, который стал самым известным в этом отношении городом всей Месете. Из золота ацтеки делали великолепные украшения, различные бытовые предметы. К сожалению, подавляющее большинство этих великолепных изделий до нас не дошло. Ведь конкистадоры ценили не красоту, а богатство и почти все добытые грабежом художественные реликвии переплавляли в золотые слитки.
Весьма популярным художественным ремеслом у ацтеков было изготовление декоративных вышивок, аппликаций и диадем из играющих всеми цветами радуги перышек колибри и других птиц. Свою одежду ацтеки расписывали батиком и другими способами. Изготовляли они и замечательные гончарные изделия, хотя и не знали еще гончарного круга. Весьма искусно ацтеки обрабатывали камень, особенно самоцветы. Еще одной художественной профессией, имевшей, однако, уже религиозное значение, было украшение человеческих черепов мозаикой из самоцветов.
Своеобразное, но чрезвычайно важное место среди ацтекских искусств занимала архитектура. Из монументальных творении ацтекских зодчих уцелело немногое: фундаменты храмов в городе Мехико, городские стены в Уешоптле. круглый храм в Камиштлауаке и, наконец, недавно обнаруженный храм в Машеяалько. Весь этот храм, имевший форму традиционной ацтекской пирамиды, был вытесан прямо в скале.
Гениальным сооружением ацтекских архитекторов и градостроителей была великолепная столица империи Теночтитлан, самый большой в то время город Америки, а вероятно, и всего тогдашнего мира. 8 ноября 1519 года, когда в этот прекрасный город впервые вступил со своими солдатами Кортес, в Теночтит-лане было около 650 тыс. жителей.
Когда Кортес вступил в Теночтитлан, он был поражен фантастическим зрелищем. И, видимо, поэтому конкистадоры постарались позднее, дабы их победы выглядела убедительней, не оставить от Теночтитлана и следа.
Главный храм Теночтптлана - теокалли, посвященный национальному богу ацтеков, богу войны Уицилопочтли. Храм представлял собой пирамиду высотой примерно 30 метров, на вершине которой находились два святилища. В одном стояла огромная статуя Уицнлопочтли, украшенная цепью из золотых и серебряных сердец. А на алтаре, прямо перед статуей бога, испанцы увидели три еще кровоточащих сердца. Жрецы только что вынули их из груди принесенных в жертву людей. Кровью был забрызган весь храм. Второе святилище было, видимо, посвящено Тескатлипоке.
В этой связи коснемся религиозных представлений ацтеков. Альфонсе Касо в своей книге "Религия ацтеков" подчеркивает: "Значение религии у ацтеков было столь велико, что можно сказать не преувеличивая: вся их жизнь была тесно связана с религией". Богов и совершаемых в их честь религиозных обрядов они имели несметное множество. В этом отношении воинственных ацтеков можно сравнить с древними римлянами. Захватив какой-нибудь город, подчинив себе чужое они вместе с добычей и рабами захватывали и местных богов, включали их в свой пантеон и начинали им поклоняться в Теночитлане.
Согласно представлениям ацтеков, наивысшими божествами были бог-творец Ометекухтли и его божественная супруга. Это были "прародители" всех ацтекских богов, а через их посредство и всего рода человеческого. Отсюда второе имя этого бога - творца - Тонакатекухтли (Владыка нашей плоти). Эта божественная чета жила где-то бесконечно далеко во Вселенной, на самом далеком, тринадцатом небе и, будучи отделена от людей пространством и временем, никак не вмешивалась в их судьбы. Поэтому ацтеки в своих молитвах обращались лишь к тем, богам, которые возникли от брачного союза этих двух на редкость плодовитых высших существ. В пору, когда испанцы пришли в Мексику, из этих богов наиболее почитаемы были три. Во-первых, изначальный племенной бог теночков, кровавый бог войны и охоты, уже известный нам Уицилопочтли - главный бог Теночититлана. Во-вторых, Кецалькоатль (Пернатый змей) - бог знания, бог ветров, владыка над жрецами, верный покровитель почти всех индейских культур Мексики. И, наконец, третьим наиболее почитаемым богом ацтеков был в то время Тескатлипока (Курящееся зеркало).
Весьма интересны и религиозные обряды ацтеков. Важнейшей частью ацтекского ритуала было жертвоприношение, а наивысшей жертвой считалась человеческая кровь, ибо она по религиозным представлениям мешиков была "пищей богов". В ацтекских кодексах знак "кровь" иногда заменялся знаком "драгоценный камень" или знаком "цветок". Ацтеки полагали своей священной обязанностью доставлять богам эту пишу - обладающую особой магической силой. Ее можно было жертвовать богам и по каплям, но несравненно более действенной считалось ритуальное убийство. Предназначенного для этой цели клали на круглый жертвенный камень, после чего главный церемониймейстер обсидиановым ножом рассекал жертве грудь, вырывал сердце и этим кровоточащим, еще пульсирующим сердцем окроплял алтарь. Когда испанцы из экспедиции Кортеса вошли в главный храм Теночтитлана, они насчитали там, по их рассказам 130 тысяч человеческих черепов. ( Сколько времени понадобилось для подсчета и кто, конкретно, занимался этой нелёгкой работой история умалчивает.) Все эти люди были принесены в жертву лишь за несколько лет, предшествовавших появлению испанцев. Религиозный фанатизм был одним из главных мотивов ацтекских завоеваний. В бою ацтеки отнюдь не стремились убить врага. В их глазах неприятель, взятый в плен, имел значительно большую цену - его можно было принести в жертву богам. Подчас и сами ацтеки добровольно приносили себя в жертву дабы обрести "блаженство в загробном мире". Люди, избранные священнослужителями для заклания, окружались большим почетом, особенно те из них, кто предназначался в жертву Тескатлипоке. Еще за год до жертвоприношения среди военнопленных выбирался самый красивый и высокородный, и в течении всего этого года восемь священнослужителей обучали его властным и величественным манерам правителя. Все окружавшие воздавали ему божественные почести. В сопровождении жрецов он прогуливался по Теночтитлану, играя на флейте, и люди почтительно его приветствовали. За месяц до жертвоприношения для него выбирали четырех самых красивых девушек, они были обязаны выполнять любое его желание. А затем наступал день смерти. В сопровождении торжественной процессии обреченный шел к храму. Здесь он прощался со своими женами и восемь священнослужителей, которые заботились о нем, медленно вели его вверх по широкой лестнице. На каждой ступени храма он переламывал священную флейту. И вот он на верху. Здесь жрецы хватали его, и первосвященник вырывал из его груди сердце... Но столь торжественного убиения удостаивались лишь наиболее родовитые военнопленные. Рядовых пленников приносили в жертву сотнями во время менее торжественных обрядов.
При жертвоприношении применялся способ, который испанцы называли "гладиаторским". Пленника привязывали к камню, оставляя ему, однако, достаточный простор для движения. Жрецы давали ему деревянное оружие, и должен был сражаться с несколькими лучше вооруженными воинами, чьи движения, естественно, ничем не стеснены.
Детей и женщин приносили в жертву реже. Женщин - в честь богини земли (при этом перед закланием, чтобы забыть о ждавшем их жестоком уделе, они танцевали в течение нескольких часов подряд, пока не впадали в состояние экстаза).
Сохранились не вполне ясные свидетельства и о других жертвенных обрядах ацтеков. Так, в честь бога огня Уэуэтеотля связанных военнопленных якобы бросали в огонь и медленно сжигали. Почести своим богам ацтеки воздавали также песнопением, танцами и обрядовыми религиозными драмами. Ацтеки верили, что после смерти человека его душа отправятся в солнечное царство Тлалокан, но такой участи удостаивались лишь души павших в бою и убитых молнией, а также, разумеется, тех, кто добровольно вызвался принести себя в жертву. Души остальных переселялись в, так называемый, Миктлан.
Как мы видим, религиозные представления ацтеков были весьма сложны, а ритуал - исключительно жесток. После появления испанцев социальная структура ацтеков оставалась неизменной. Классовые различия определяли само существо их культуры. Главной хозяйственной единицей была община. Существовала система трудовой повинности населения в пользу государства. Выделялась прослойка знати и вождей-касиков, которые имели большие участки земли и использовали труд рабов. Государство ацтеков достигло значительной централизации, постепенно осуществлялся переход к наследственной власти верховного правителя. Однако отсутствие внутреннего единства, междоусобная борьба за власть среди представителей высшей военной знати и борьба покоренных ацтеками племен против завоевателей облегчили победу испанцев в этой неравной борьбе. Многие покоренные племена переходили на их сторону и участвовали в борьбе против ацтекских правителей.
ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОНКИСТЫ: процесс раннекапиталистического развития в Западной Европе.
Во второй половине XV века феодализм в Западной Европе находился в стадии разложения, вырастали крупные города, развивалась торговля. Всеобщим средством обмена стали деньги, потребность в которых резко увеличилась. Поэтому в Европе сильно вырос спрос на золото, что усилило стремление к "Индиям" - родине пряностей, где будто бы и золота очень много. Но в то время для западноевропейцев в результате турецких завоеваний становилось все труднее пользоваться старыми, комбинированными сухопутными и морскими путями к "Индиям". Поисками южных морских путей