Завоевание конкистадорами цивилизации Ацтеков: несовместимость культур?
Дипломная работа.
ВВЕДЕНИЕ.
По прошествии веков анализ Мезоамериканских археологических памятников имеет большое значение не только для исследования прошлого самой Мезоамерики; они представляют большой теоретический интерес и для изучения процессов и явлений, сопровождающих рождение классового общества и государства в целом. Оригинальный и самобытный характер Мезоамериканских цивилизаций подчеркивается также и тем, что они были созданы при абсолютном господстве каменной индустрии, отсутствии изделий из металла (до IX-Х вв.), гончарного круга, колесных повозок, домашних вьючных и тягловых животных. Четкий астрономический агрокалендарь, высоко поставленная селекция растений и тщательный уход за посевами обеспечивали, даже при наличии примитивных земледельческих орудий, получение довольно значительного прибавочного продукта. Исследование этих цивилизаций, своими истоками уходящих в древневосточные общества, убедительно доказывает, что именно в то далекое время, разные народы в течение относительно продолжительного, по масштабам человеческой истории, периода в несколько столетий, почти одновременно и - что очень важно - независимо друг от друга разработали основные идеи, категории и принципы, включая и основы мировых религий, которыми и по сей день живет и мыслит современное человечество и которые во многом определили поведение людей, их духовные и нравственные ценности на протяжении всей истории человечества. Автор выбрал данную тему не случайно, так как, чем шире и глубже становятся знания о древних цивилизациях, чем выше уровень научных исследований в этой области, тем острее проявляется желание постичь историю древних цивилизаций во всей ее полноте. В целом, несмотря на многие выдающиеся находки и открытия последних десятилетий, прошлое мезоамерики по-прежнему в значительной мере остается для нас загадкой.
В журнале «Итоги» напечатана статья о готовящейся экспедиции всемирно известного путешественника Яцека Полкевича. В июне 2002 года, он планирует отправиться на несколько месяцев в Южную Америку на поиски затерянного золотого города Пайтити. Прототип мифического Эльдорадо некогда служил пристанищем индейцев, спасающихся от конкистадоров в непроходимой сельве. По легендам, именно в Пайтити аборигены спрятали несметные золотые богатства, которые не дают покоя исследователям и авантюристам вот уже несколько веков.
Католическая церковь, как и во времена конкистадоров, не осталась в стороне от проекта. Папский католический университет города Лимы предоставил уникальный документ XVI века, свидетельствующий о том, что тогда Ватикан знал о существовании храма а районе реки Мадре-де-Дьос на юго-востоке Перу.
В экспедиции примет участие около 70 человек. Из них 20 - представители ученого мира: антропологи, историки, геологи, археологи, этнографы, геофизики, спелеологи, ботаники. И ещё 50 человек - группа поддержки: вертолетчики, альпинисты, переводчики, операторы связи, врачи, охранники и носильщики. Вице-президент Перу Рауль Педро Диес КонсекоТерри подписал резолюцию, в которой выражается полная поддержка экспедиции и просьба ко всем компетентным органам всячески содействовать данному предприятию.
Избранная в качестве дипломного исследования тема представляет не только академический (в том числе этно-археологический) интерес, но и занимает достойное место в школьной программе по изучению средних веков.
В учебнике Е.В. Агибалова и Г.М. Донской "История Средних веков" (издание 1994 года), в разделе III "Позднее средневековье" п. 49 "Колониальные захваты европейцев" рассматривается история конкисты но очень поверхностно. Отсутствуют сведения о цивилизации ацтеков. Ничего не говорится о культурных, научных достижениях исчезнувшего народа. В более позднем дополненном издании учебника "История Средних веков"(1998 год) Е.В. Агибалова и Г.М. Донской, по прежнему, нет никаких упоминаний особенностей ацтекской культуры. Под редакцией М. Бойцова и Р. Шакурова в 1995 году вышел принципиально новый учебник. Новый настолько, что для описания географических открытий и конкисты в нем места не нашлось. Пробел в преподавании данной темы может восполнить данное дипломное исследованние. По мнению автора, самобытность исчезнувшей цивилизации ацтеков нуждается в подробном освещении. Благодаря чему преподаватель истории сможет донести до учащихся уникальность и неповторимость уничтоженного конкистадорами народа и, возможно, привить ученикам негативное отношение к разрушению культурных ценностей.
Источниковую базу дипломного исследования составляют воспоминания участников конкисты, документы и материалы, посвященные эпохе первоначального накопления капитала в Европе.
Литературой вопроса являются исследования по истории Великих географических открытий отечественных и зарубежных авторов.
Книга чешского американиста Милослава Стингла "Индейцы без томагавков" рисует широкую панораму прошлого, настоящего и будущего индейцев Америки. Она как бы служит откликом на тот живой интерес и сочувствие к судьбам современных индейцев Америки. Которые ныне проявляются в широких кругах прогрессивной общественности всего мира. Индейцы уже давно привлекают внимание. Писатели романтической школы посвящали им свои произведения, идеализируя в них жизнь индейцев, изображая их "детьми природы". Философы, например Жан Жак Руссо, видели в индейцах людей, пребывающих в "естественном состоянии". С другой стороны, различные мракобесы уже начиная с XVI века изображали индейцев "детьми сатаны", "исчадиями ада", "животными". С середины XIX века начинают делать первые шаги американистика - наука, главным предметом изучения которой становятся индейцы, их образ жизни и культура. Исследования одного из основоположников этой науки - выдающегося американского ученого Л.Г.Моргана - в области общественной жизни индейцев, прежде всего, его главный труд "Древнее общество" (1877).
За последние пятьдесят лет собраны богатейшие материалы по истории индейских обществ, позволяющие более точно оценить как уровень, достигнутый в различных областях культуры аборигенным населением Америки, так и его вклад в сокровищницу мировой культуры. Книга М.Стингла основана на широком круге научных исследований и открытий в области современной американистики. Сам автор много путешествовал по странам обеих Америк и имел возможность непосредственно изучать как современную жизнь индейцев, так и следы их ушедших в прошлое цивилизаций, что придало убедительность и живость его повествованию. М.Стингл знакомит читателя с гипотезами о происхождении индейцев, критически оценивая выдвигающиеся в своё время теории, порой весьма фантастические, и путях заселения Нового Света: он излагает этногенетические легенды и предания самих индейцев и, наконец, подводит к общепризнанному сейчас, обоснованном данными археологии, антропологии и лингвистики выводу об азиатском происхождении американского человека (одним из первых эту мысль в качестве догадки высказал в середине XIX века Л.Г.Морган). В настоящее время между учеными идут споры о времени появления первого человека в Америке, об уровне его общественного развития, о значении азиатских традиций в развитии ранних американских культур. М.Стингл приводит убедительные данные различных исторических дисциплин, указывающие на Азию как прародину индейцев.
Автор характеризует имеющиеся первоисточники по истории этих обществ: археологические данные, немногие уцелевшие памятники индейской литературы ("Пополь-Вух" майя-киче. "Апу-Ольянтай" инков), индейские предания, записанные уже после конкисты, сообщения ранних испанских хронистов. Значительный вклад в изучение этих цивилизаций за последние годы внесли советские американисты. Особо следует отметить монументальный труд Ю.В.Кнорозова "Письменность индейцев майя (М.-Л., 1963), в котором изложены принципы чтения иероглифического письма древних майя.
Большое значение для изучения памятников древнего искусства и архитектуры индейцев древней Америки имеют работы Р.В.Кинжалова. Проблемами происхождения цивилизации майя и общественного строя майя занимается советский археолог В.И.Гуляев. Исследованию истории кечуа посвящен ряд работ Ю.А.Зубрицкого. Крупным вкладом в развитие советской американистики явился перевод на русский язык важнейших источников по истории древней Америки.
Древние цивилизации, созданные индейцами Америки, приковали к себе внимание ряда советских ученых (В.К.Никольского. Б.В.Шаревского. А.А.Сидорова, И.Ф.Хорошаевой и др.). Следовательно, можно с полным основанием говорить о значительности вклада советской американистики в изучение культуры создателей древних цивилизаций Америки и жизни их современных потомков.
Над вопросом о происхождении индейцев задумывались не только они сами. По поводу этой кардинальной проблемы американистики, как ее правильно охарактеризовал аргентинский американист Хосе Имсельоии. существовали десятки научных теорий вплоть до начала XX века, преимущественно фантастических.
Но самые важные и наиболее надежные доказательства нам предоставила наука-археология. Именно она помогла найти ответ на вопрос, когда пришли индейцы в Америку и откуда. Опираясь на данные, которые представила ученым археология и антропология, американистика получила возможность установить время прихода охотников раннего палеолита из Азии в Америку. Это произошло 20-30 тысяч лет назад. Итак, мы знаем, кем были предки индейцев и откуда они пришли.
Автор книги "Древнейшие цивилизации Мезоамерики" Валерий Иванович Гуляев хорошо известен как нашему, так и зарубежному читателю как археолог широкого профиля. Но при всей широте интересов, абсолютно необходимой для историка, каждый исследователь должен иметь основной круг проблем, характерный для его деятельности. Для В.И.Гуляева это древнейшие судьбы Мезоамерики - важнейшего и глубокого своеобразного региона, одного из первых очагов производящего хозяйства, высокой и оригинальной цивилизации индейских народностей ацтеков, майя, науа. 12 октября 1992 г. человечество отметило знаменательную дату - 500-летие открытия Америки. Можно по-разному оценивать те давние, полные драматизма события. Что это - встреча миров и встреча культур? Уничтожение индейских цивилизаций? Создание нового мира с новой самобытной культурой? И то, и другое, и третье... Однако в истории не приемлем подход моделирования для прошлого "улучшенных" ситуаций. Оборот "если бы... то..." в исторической ретроспекции лишен всякого смысла, поскольку время как форма земной цивилизации одно, и только одно измерение. И поэтому мы, историки, занимающиеся древностью, видим свою основную задачу в том, чтобы восстановить и сохранить для человечества память о его прошлом. Эту же задачу ставил перед собой и Мануэль Галич, написав книгу, название которой в испанском варианте выглядит иначе, чем в русском переводе - "Наши прародители".
Конечно, в название "Наши прародители" Галич вложил особый, более глубокий смысл. Галич всегда считал себя сыном латиноамериканского народа, гватемальцем, и к своим прародителям с гордостью относил аборигенов Нового Света, внесших огромный вклад в нашу общую человеческую копилку знаний и достижений. В книге рассмотрен обширный материал. Обзор охватывает практически все группы индейцев от Аляски до Огненной земли - в этом большое достоинство книги, поскольку в наше стране подобное всеобъемлющее издание, посвященное аборигенным культурам Америки, осуществляется впервые. Автор затрагивает самые разнообразные вопросы - исторические, культурные, социальные и политические. При подобного рода обзоре даже в монографиях специалистов встречается много спорного. Тем более немало дискуссионных мест в популярной книге Галича. Решить все эти проблемы нет никакой возможности, даже если написать еще одну книгу на эту тему.
Территория Мексики во времена, предшествовавшие ее "открытию", конкисте, колонизации, переименованию, разорению и заселению европейцами, считалась самой густонаселенной на Американском континенте. До XVI в. на этой территории проживало 4,5 млн.человек. В 1942 г.. 400 лет спустя, число мексиканцев достигло 25 млн., из них индейцы составлял лишь около 1/6, т.е. те же 4,5 млн. Таким образом, оказалось, что в суровых условиях колониального, а затем и республиканского режима, мексиканским индейцам понадобилось четыре века, чтобы оправиться от ущерба, нанесенного конкистой, хотя возместить потери, причиненные их культурным и национальным ценностям, так и не удалось. Однако наследие индейцев не исчезло бесследно.
Хорошо известно, что государства ацтеков, майя и инков являют собой вершину развития доколумбовых цивилизаций. И дело здесь не только в том. что государство; ацтеков и его великая столица Теночтитлан достигли высокого уровня культурного развития в данном регионе, и не в том, что этот уровень был достигнут именно ацтеками, теночками или мешиками, а в том, что они все внесли вклад в то великое наследие, которое создавали многие поколения их предшественнике. Понятно, что на столь обширной территории, которую ныне занимает Мексиканская республика, должны были сосуществовать многочисленные племена, стоявшие на разных уровнях развития. С некоторых из них достигшие могущества ацтеки взимали дань. Другие оставались свободными и независимыми. Испанские конкистадоры, естественно, воспользовались сложившейся ситуацией. Для захвата и разгрома Теночтитлана они привлекли па свою сторону союзников из числа как независимых, так и не покоренных ацтеками народов.
Берналь Диас дель Кастильо вместе со своими товарищами и командирами стал свидетелем поистине уникальных событий, чего из европейцев до "открытия" долины Мехико никогда прежде не видел и даже не мог себе представить. Восхищение возобладало над предрассудками испанца XVI века, и об этом свидетельствует созданная им великолепная хроника. Еще не приблизившись к Теночтитлану, не ступив на мостовые Истаполапы, конкистадоры увидели нагорье с его пышными городами-государствами, которые не могли не вызвать искреннее восхищение. Солдат-хронист рукой мастера описал эти чувства, сделав в конце грустное признание. Это можно расценивать не только как самообвинение солдата-завоевателя, но и как обличение всей системы насилия, грабежа и варварства, которая воплощалась и в нем самом, и в его капитанах и собратьях по оружию.Методологическую основу дипломной работы составляет цивилизационный подход, позволяющий исследовать историю ацтеков доколумбовой эпохи с позиций ее самоценности, самобытности и неповторимости. Автором использованы принципы историзма и проблемности, применены методы исторического анализа и сравнительно-исторический метод исследования. В процессе изучения темы "Цивилизация ацтеков и завоевание конкистадоров: несовместимость культур?" автор поставил перед собой цель: на основе изучения доколумбовой цивилизации ацтеков и Испании 1-й половины XVI века доказать неизбежность деструктивного характера взаимодействия двух культур в силу асинхронности исторического развития.
Для этого необходимо рассмотреть следующие задачи:
1.изучить общественный строй ацтеков, и организацию их управления;
2.дать характеристику ацтекской культуры;
3.выявить исторические предпосылки испанской конкисты;
4.определить причины и последствия разрушения цивилизации ацтеков.
В структурном отношении дипломное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. Объем работы - 80 страниц.
Глава I. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИИ АЦТЕКОВ ДО КОНКИСТОДОРОВ: политическое устройство, социально-экономическое развитие, армия, культура, религия.
Цивилизация - историческая общность людей, объединенных в национальные коллективы, которой присущи единство экономической жизни и ее организация, однородность социально-политических структур и условий их функционирования, общность идеологических систем, сопряженность этических эстетических норм и обладающая значительной межнациональной и временной устойчивостью.
Во всей Америке нет другого места, которое бы так привлекло доколумбовых индейцев, как небольшая территория на побережье мексиканских озер, а вернее, одного, центрального озера Тескоко. И еще до того, как в Мексиканскую долину и к озеру Тескоко пришли ацтеки, это небольшое пространство было, так сказать, перенаселено. Прямо на берегах озера и в его ближайших окрестностях выросли десятки городов-деревёнь Сумпанго, Чалько, Тлакоиангойоатан и многие другие. Из них для позднейшей истории ацтеков наибольшее значение имели три прибрежных города, которые в момент появления ацтеков в Мексиканской долине были самыми крупными и могущественными: Аскапоцалько, Кулуакан и Тескоко.
Все племена, создавшие на берегах Тескоко города-государства, явились сюда лишь незадолго до ацтеков, и притом все - с севера. Тем же путем пришли сюда в XIII столетии и ацтеки. Сами ацтеки называли себя в память о легендарном древнем племенном вожде Мешитли, который правил или в ту пору, когда они покинули свою легендарную прародину Астлан (от ее названия и образовано слово "ацтек"1). Видимо, это был остров посреди обширного озера. Мешики жили на нем до 1068 года. В тот год, как повествуют сказания, они собирали свои пожитки и вместе с восемью другими родственными им племенами, жившими по соседству, двигались на юг. Все эти и многие другие племена Мезоамерики говорили и до сих пор говорят на диалекте одного языка - науатль (науатль). Вот почему все эти племена объединяют общим наименованием - науа.
Будущие ацтеки, возглавляемые вождем Мишитли, несли впереди статую своего племенного бога Уицилопочтли (очевидно, одного из обожествленных древних вождей мешиков), которая, якобы, обладала даром человеческой речи и провидения, и указывала мешикам куда, каким путем и когда им следует