Диагностическое обследование и ремонт нефтепровода
России;магистральных нефтепроводах экспортного направления;
магистральных нефтепроводах, задействованных в перспективных проектах развития системы;
магистральных нефтепроводах или участках, не имеющих дублирующего направления;
магистральных нефтепроводах регионального значения от мест добычи и загруженных свыше 70% от проектной производительности.
2.8 Методы ремонта дефектных участков нефтепровода
Запрещается установка на нефтепроводах заплат всех видов, накладных элементов ("корыта") и других, нерегламентированных настоящим РД конструктивных элементов. Все ранее установленные на нефтепроводах заплаты и накладные элементы должны быть заменены постоянными методами.
Разрешенные методы ремонта.
Для ремонта дефектов магистральных и технологических нефтепроводов могут применяться следующие методы ремонта:
шлифовка;
заварка;
вырезка дефекта (замена катушки или замена участка);
установка ремонтной конструкции (муфты, патрубки).
Методы ремонта нефтепроводов подразделяются на методы постоянного ремонта и методы временного ремонта.
К методам постоянного ремонта относятся методы, восстанавливающие несущую способность дефектного участка нефтепровода до уровня бездефектного участка на все время его дальнейшей эксплуатации.
К методам и конструкциям для постоянного ремонта относятся шлифовка, заварка, вырезка, композитная муфта, обжимная приварная муфта, галтельная муфта, удлиненная галтельная муфта для ремонта гофр, патрубок с эллиптическим днищем.
Конструкции временного ремонта применяются на ограниченный период времени, установка их в плановом порядке запрещается. К конструкциям для временного ремонта относятся необжимная приварная муфта и муфта с коническими переходами. Муфты этих типов разрешается применять для аварийного ремонта с последующей заменой в течение одного календарного месяца и для ремонта гофр на срок не более одного года с обязательной последующей заменой на постоянные методы ремонта.
Допустимый срок эксплуатации ранее установленных муфт с коническими переходами, необжимных приварных муфт и заплат определяется в зависимости от отношения максимального рабочего давления в зоне дефекта к проектному давлению нефтепровода.
Ремонтные конструкции должны быть изготовлены в заводских условиях, в условиях Центральных баз производственного обеспечения или ремонтных участков ОАО МН по техническим условиям и конструкторской документации, разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке и иметь паспорт.
Применение муфт и других ремонтных конструкций, изготовленных в полевых условиях (в трассовых условиях) запрещается.
2.9 Краткая характеристика подводного перехода
Река Калмаш находится на территории Чекмагушевского района Башкортостана. Участок подводного перехода нефтепровода Калтасы – Уфа-2 через реку Калмаш расположен у деревни Калмаш, по трассе трубопровода – это 107,8 км. Ремонт подводного перехода делается на основании диагностического обследования. На этом участке трубопровода обнаружено многочисленное количество дефектов подлежащих ремонту и один дефект подлежащий первоочередному ремонту.
Длина подводного перехода, м 134;
ширина русла, м 27,5;
максимальная глубина реки, м 1,5;
максимальная глубина разрабатываемой траншеи: 2,5;
характеристика трубы: 720ґ10 мм; сталь 17Г1С;
рабочее давление, МПа 6,4;
русло реки сложено гравийно-галечным материалом с песком
Течение реки – 0,9 м/с, справа налево если смотреть по трассе.
Изоляционное покрытие «Пластобит – 40», усиленное: грунтовка, мастика, «Изобит» и обертка ПЭКОМ.
Футеровка: сплошная, деревянными рейками сечением 4000ґ60ґ30 по ТУ 102-14-86.
Балластировка: чугунными грузами, марка СЧ-15 ГОСТ 1412-85.
Участок перехода представляет собой относительно равную с абсолютными отметками от 106,23 до 05,65 м. На участке перехода русло извилистое, с пологими берегами. Берега проросли кустарником, полоса зарослей от 5 до 5 м. Река Калмаш не судоходная. Амплитуда колебаний воздуха составляет от 57 до 62 0С. [14]
3 РАСЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Расчет толщины стенки трубопровода
В общем случае толщину стенки трубопровода d согласно СНиП 2.05.06-85* можно определить следующим образом
,
где y1 – коэффициент двухосного напряженного состояния металла труб;
nр – коэффициент надежности по нагрузке от внутреннего давления, nр=1,1 [1];
р – внутреннее давление в трубопроводе;
Dн – наружный диаметр трубопровода;
R1 – расчетное сопротивление материала и его можно рассчитать по формуле
,
где - нормативное сопротивление материала, зависящее от марки стали, =sв=520МПа;
m – коэффициент условий работы трубопровода, для первой категории трубопроводов m=0,75 [1];
к1 – коэффициент надежности по металлу, для данной марки стали к1=1,47 [1];
кн – коэффициент надежности по назначению, для трубопровода с условным диаметром 720 мм и внутренним давлением 6,4 МПа кн=1 [1];
МПа;
Коэффициент y1=1 при сжимающих продольных осевых напряжениях sпр N>0.
При sпр N<0 y1 определяется по формуле
.
Первоначально принимаем y1=1.
Рассчитаем предварительную толщину стенки
Уточняем это значение по ГОСТ и принимаем δ=10 мм [31].
Продольные осевые напряжения рассчитаем по формуле
,
где Dt – расчетный перепад температур;
m - коэффициент Пуассона, m=0,3 [1];
at – коэффициент линейного расширения металла,
at=1,2Ч10-5 1/0С [1];
Е – модуль Юнга, Е=2,06Ч105 МПа [1];
nt – коэффициент надежности по температуре, nt=1 [1];
Dвн – внутренний диаметр трубопровода.
мм;
Расчетный перепад температур Dt
0 С,
0 С.
Рассчитаем продольные напряжения sпр N
Так как для sпр N(-)>0 y1=1 и данный случай уже рассчитан, то рассчитаем значение коэффициента двуосного напряженного состояния для sпр N(+)<0
y
Для данного значения коэффициента y1 рассчитаем толщину стенки
Окончательно принимаем трубу 720Ч10.
3.2 Проверка толщины стенки на прочность и деформацию
Прочность в продольном направлении проверяется по условию
зsзyR,
где y- коэффициент, учитывающий двухосное напряженное состояние металла труб, при растягивающих осевых продольных напряжениях (s0) y=1,0 , при сжимающих (s<0) определяется по формуле
y=,
где s-кольцевые напряжения в стене трубы от расчетного внутреннего давления,
s=,
s=,
y=.
s=246,4<, что удовлетворяет условию;
s=з-5,7з<, условие выполняется.
Для предотвращения недопустимых пластических деформаций трубопроводов проверку производят по условиям
з sзy,
,
где s-максимальные продольные напряжения в трубопроводе от нормативных нагрузок и воздействий;
y-коэффициент, учитывающий двухосное напряженное состояние металла трубы;
-кольцевые напряжения в стенках трубопровода от нормативного внутреннего давления;
-нормативное сопротивление материала, зависящее от марки стали, =sт=360МПа;
s=Dt±,
где -упругого изгиба оси трубопровода
Для проверки по деформациям находим:
1)кольцевые напряжения от действия нормативной нагрузки - внутреннего давления
;
МПа.
Коэффициент y определяется по формуле
y,
y.
Условие выполняется 224;
2)продольные напряжения
при <0, y=0,389,
>0, y,
для положительного температурного перепада
а)=,
б)=,
условие зsзy, выполняется в двух случаях
МПа,
МПа,
для отрицательного температурного перепада
а)=
б)=
условие зsзy, выполняется в двух случаях
;
3.3 Расчет устойчивости трубопровода на водном переходе
Уравнение устойчивости подводного трубопровода согласно СНиП 2.05.06-85* имеет следующий вид
,
где nб – коэффициент надежности по нагрузке, nб=1 для чугунных пригрузов [1];
кн.в - коэффициент надежности против всплытия, кн.в=1,1 для русловых участков переходов при ширине реки до 200 м [1];
qизг – расчетная нагрузка, обеспечивающая упругий изгиб трубопровода соответственно рельефу дна траншеи.
qв – расчетная выталкивающая сила воды, действующая на трубопровод;
qверт – величина пригруза, необходимая для компенсации вертикальной составляющей Ру воздействия гидродинамического потока на единицу длины трубопровода, qверт=Ру;
qг – величина пригруза, необходимая для компенсации горизонтальной Рх составляющей воздействия гидродинамического потока на единицу длины трубопровода, qг=Рх /к;
к – коэффициент трения трубы о грунт при поперечных перемещениях, к=0,45 [2];
qдоп – нагрузка от веса перекачиваемого продукта, qдоп=0 т.к. рассчитывается крайний случай - трубопровод без продукта;
qтр – расчетная нагрузка от собственного веса трубопровода;
ρбит=1040 кг/м3плотность изобита, [2].
Расчетная выталкивающая сила воды, действующая на трубопровод
,
где Dн.ф. – наружный диаметр футерованного трубопровода;
rв =1100 Н/м,[2] – плотность воды.
где dип – толщина изоляционного покрытия,
dгр – толщина покрытия грунтовки,
dмас – толщина покрытия мастики,
dоб – толщина обертки.
Н/м.
Горизонтальная составляющая гидродинамического воздействия потока
,
Сх–гидродинамический коэффициент лобового сопротивления, зависящий от числа Рейнольдса и характера внешней поверхности трубопровода.
где Vср – средняя скорость течения реки, Vср=0,9 м/с;
νв – кинематическая вязкость воды, м2/с.
Для офутерованного трубопровода и 105<Re<107 коэффициент Сх=1,0 [2].
Н/м.
Вертикальная составляющая гидродинамического воздействия потока
,
Су – коэффициент подъемной силы, Су=0,55 [10];
Н/м.
Расчетную нагрузку от собственного веса трубопровода рассчитаем по следующей формуле
qтр=nсвЧ(qмн + qизн+qфутн),
где nсв – коэффициент надежности по нагрузкам от действия собственного веса, nсв=0,95 [1];
qмн – нормативная нагрузка от собственного веса металла трубы;
qизн -нормативная нагрузка от собственного веса изоляции;
qфутн – нормативная нагрузка от собственного веса футеровки.
Нормативная нагрузка от собственного веса металла трубы
,
gм – удельный вес металла, из которого изготовлены трубы (для стали gм=78500 Н/м3 [2]);
Н/м.
Нормативная нагрузка от собственного веса битумной изоляции
,
где rбит– плотность битумной изоляции (изобита);
Dн.и. – наружный диаметр изолированного трубопровода
Н/м.
Нормативная нагрузка от собственного веса обертки
q=к··D···g
где к=1,09- коэффициент для двухслойной изоляции;
=0,6·10 м – толщина обертки;
=880 кг/м - плотность обертки.
q=1,09·3,14·0,728·0,6·10·880·9,81=12,91 Н/м.
Нормативная нагрузка от собственного веса изоляции
q=q+q