Алжирская Народная Демократическая Республика

патриотическая лирика: Мухаммед аль-Аид, Мухаммед аль-Лаккани, Ахмед Катиб, Мухаммед ас-Саид аз-Захири. Рождалась сатира на французских колонизаторов. В 1928 г. впервые на арабском языке увидел свет сборник “Сокровища народной религиозной поэзии”.

Драматургия на арабском литературном языке просветительского (пьеса Али Шарифа Тахара “Исцеление после испытания”, пост. 1921) и патриотического (анонимная пьеса “3а родину”, пост. 1922) характера не встретила отклика у зрителя. Успех сопутствовал драматургии на алжирском народном диалекте арабского разговорного языка (фарс Аллалу и Дахмуна “Джеха”, пост. 1926). Кастовые предрассудки и колониальный гнёт изобличали в пьесах и фарсах Рашид Ксентини и Бахтарзи Махиддин; в новеллах — Ахмед Ашур, Шариф аль-Хусейни, Зухур Ванис, Абд аль-Маджид аш-Шафии, Абд аль-Вахид Ибрахим. В защиту женщины написан Ахмедом Рида-Хуху роман “Девушка из Мекки” (1947). Тема героической борьбы народа за своё будущее — ведущая в драмах Мустафы аль-Ашрафа и Абдаллаха Накли. Реквием в честь павших звучит в цикле стихов Абу аль-Касима Саадалла “Победа Алжиру!” (1957, рус. пер. 1961). В тексте национального гимна, написанном Муфди Закария, первоначально (1936) был выражен религиозный фанатизм; 2-я редакция гимна (1957—58) проникнута революционным пафосом. Литература на французском языке. На пути к художественной зрелости и самобытности формирующаяся литература на французском яз. в 20-е гг. 20 в. не миновала бытописательства (романы Хаджа Хамму Абд аль-Кадира “Зохра...”, 1926, и Мухаммеда Ульд Шейха “Мириам...”, 1926), а в 30-е гг.— философско-романтических исканий (кн. стихов Ж. Амруша “Прах”, 1934, и его поэма “Сокровенная звезда”, 1937). Пробуждение национального самосознания накануне и после 2-й мировой войны выразили алжирские писатели: Жан Амруш в своей антологии “Берберские песни Кабилии” (1939) и в проповеди “Бессмертный Югурта” (1946); Аит Джафер в поэме “Песня нищих арабов Касбы” (1951);

Мустафа Лашраф в сб. стихов “ Отплытия” (1952); Маргерит Таос в повести “Чёрный гиацинт” (1947). Высокого уровня литература Алжира достигла в реалистической трилогии “Алжир” Мухаммеда Диба, дилогии Мулуда Ферауна “Земля и кровь” (1953, рус. пер. 1965), “Трудный путь” (1957) и его “Дневнике” (1962), романах Мулуда Маммери “Забытый холм” (1952, рус. пер. 1966) и “Когда спит справедливость” (1955, рус. пер. 1960). Жан Пелегри — автор романа “Оливковые ветви справедливости” (1959), Ясин Катеб—создатель романов “Неджма” (1956), “Звездный полигон” (1966) и драматической тетралогии “Кольцо репрессий” (1955—59), Анри Креа — трагедии “Землетрясение” (1958). Хосин Бухазер написал драму “Солнце не упрячешь за решетку” (1960). Духовное и политическое прозрение женщины-мусульманки — в центре романов “Жажда” (1957), “Нетерпеливые” (1958), “Дети нового мира” (1962), “Наивные жаворонки” (1967) писательницы Асии Джеббар. Умирание слепой религиозной веры освещается в романе Мурада Бурбуна “Вершина дрока” (1962, рус. пер. 1966), в творчестве Малека Хаддада, автора стихов, а также романов “Последнее впечатление” (1958; в рус. пер.—“Последний отпечаток”, 1962), “Набережная цветов не отвечает” (1961). Поэты М. Диб, Башир Хадж Али, Жан Сенак, Буалем Хальфа, Жан Амруш, А. Креа в своей лирике выразили духовную силу и правоту восставшего народа. В литературе Алжира проявили себя критик Садек Хаджерес, поэт Мустафа Лашраф, прозаик Малек Уари, драматург Джелюль Ахмед. В поток литературы вливаются свидетельства патриотов о пытках во французских тюрьмах во время национально-освободительной войны алжирского народа против французских колонизаторов: книги “Гангрена” (1959) и “Вам рассказывает алжирец” (1960) Мезиана Нуреддина; книги “Допрос под пыткой” (1958, рус. пер. 1958) и “Бойцы в плену” (1961, рус. пер. 1962) Анри Аллега.

Завоевание независимости в 1962 открывает новую эпоху в литературе Алжира. Писатели свободного Алжира осмысляют минувший период борьбы: Нордин Тидафи в лирическом сборнике “Родина навеки” (1962), Ж.Сенак в поэтическом гимне“Чистым героям” (1962), Мессаур Булануар в лирической хронике “Непреоборимая сила” (1963), Анна Греки в поэтической исповеди “Алжир, столица — Алжир” (1963), А. Креа в стихотворном цикле “Заговор равных” (1964), Каддур М Хамсаджи в повести “Молчание мертвых” (1963), М. Диб в цикле новелл “Талисман” (1966) и в романе “Танец короля” (1968), X. Бухазер в романе “Пять пальцев дня” (1967). М. Маммери в романе “Опиум и дубинка” (1965, рус. пер. 1967) соединил жанры героического эпоса и интеллектуального романа. А. Бенцин опубликовал “Походный дневник” (1965, рус. пер. 1968), А. Греки— книгу стихов “Суровые времена” (1966), Б. Хадж Али—цикл стихов “Песни сентябрьских ночей” (1966), Д. Макнаши — сб. стихов “Солнечная пыль” (1967), Ж. Пелегри—символико-аллегорический роман “Памятники потопа” (1967), М. Бурбун— роман “Муэдзин” (1968). М. Таос переложила на французский в своей книге “Волшебное зерно” (1966) берберские сказки, песни и пословицы Кабилии.

28 октября 1963 основан Союз писателей Алжира. В мае 1964 увидел свет первый номер литературного журнала “Новамбр” (“Novembre”— “Ноябрь”). Вышли поэтическая антология “Алжирский диван” (1968, сост. Ж. Леви-Валенси, Ж. Э. Беншейх), автобиографическое повествование Ф.А.М.Амруш “История моей жизни” (написана 1946, опубл. 1968) и “Письма друзьям” (1969, посмертно) М. Ферауна. Архитектура, прикладное и изобразительное искусство

На территории Алжира открыты наскальные изображения животных, людей, сцен охоты, ритуальных обрядов (в горах Тассилин-Аджер и др.), восходящие к неолиту. В прибрежных районах сохранились остатки городов финикийского, римского и византийского времён (Гиппон, Шершель, Картенна, Типаса, Тимгад, Джемила, Константина и др.) с руинами храмов, театров, терм (обществ, бань), триумфальных арок, акведуков, жилых домов, базилик, крепостей. Найдены произведения скульптуры и мозаики с мифологическими и бытовыми сценами.

Средневековые города Алжира с узкими извилистыми улицами, окружённые крепостной стеной, включали цитадель (“касба”), многочисленные мечети, медресе, бани, рынки, дворцы (напр., дворцовый комплекс в Кала-Бени- Хаммаде, 11 в.). С 10 в. отстраивается г. Алжир, в 12—13 вв.— Тлемсен (сохранились характерные для севера Африки мечети, разделённые рядами подковообразных арок на поперечные нефы, и квадратные в плане башни-минареты, увенчанные зубцами и маленьким купольным павильоном). В плане и декоре постройки Тлемсена близки зодчеству Марокко и Андалусии (Юж. Испания): здания украшены тонкой орнаментальной резьбой по стуку (алебастровой штукатурке), сталактитами, глазурованными плитками. От 16 — 18 вв. в гг. Алжир, Константина сохранились богатые дворцы и виллы турецких наместников (в них ныне размещены музеи, библиотеки и др.). Старые городские дома преимущественно 2—3-этажные, с плоскими крышами и замкнутыми двориками; в тесных улицах Алжира верхние этажи домов выступают и опираются на деревянные консоли. В селениях — дома из глины и сырца, большей частью с плоскими крышами; в районах Кабилии преобладают двускатные черепичные крыши, в некоторых сахарских поселениях (напр., Эль-Уэд) — своды и купола. С 1930-х гг. в г. Алжир, в Оране, Аннабе, Беджаии (Бужи) и др. городах строятся многоэтажные жилые, административные, деловые здания, роскошные виллы и особняки ( франц. арх. П.А. Эмери, Б. Зсрфюсс, Л. Микель, П. Турнон и др.). После освобождения Алжира особое внимание уделяется жилищному и школьному строительству (группа арх. А. Коппа).

Прикладное искусство Алжира 19—20 вв., как и в средние века, представлено изделиями из металла (сосуды с чеканным и гравированным узором, ювелирные изделия), узорными тканями, коврами, вышивкой, расписной керамикой, изделиями из кожи. Народное искусство сельского населения сохраняет традиционные геометрические мотивы и расцветку (красно-сине-чёрная — в коврах, желто-красная—в керамике); в произведениях городских ремесленников, испытавших воздействие турецкого искусства, преобладают многоцветные растительные узоры — извивающиеся побеги, цветы, листья.

Изобразительное искусство в Алжире 19 — начала 20 вв. было представлено работами французских художников. В 20—30-х гг. 20 в. появляются художники-алжирцы — 6ратья Мухаммед и Омар Расим, Темам Раием. В 1960-е гг. в Алжире работает около 60 художников, которые объединены в Национальный союз алжирских художников. К мастерам реалистического направления, отражающим в своих произведениях борьбу за освобождение и жизнь алжирского народа, относятся живописцы и графики X. Бенанбур, Б. Йеллес, М. Бузид, М. Иссиахен, И. Самсом, Байя, скульптор М. Аддан. Среди художников-абстракционистов — Ш. Месли, М. Хадда.

Архитекторов, живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладного искусства готовит Национальная школа архитектуры и изящных искусств в г. Алжир (осн. в 1881).

Музыка, театр и кино С древнейших времён народное музыкальное искусство существовало у кочевых и оседлых племён Алжира и передавалось из поколения в поколение. Фольклорная вокальная музыка — преимущественно монодическая, основана на семиступенных звукорядах, обладает ритмическим многообразием. Начиная со 2 в. до н. э. это искусство испытало влияние древнегреческой, затем римской и средневековой. христианской музыки. Со времени завоевания Алжира арабами (7 в.) и особенно с 10 в. большое распространение получила музыкальная культура мавританской Андалусии, с 16 в.— военная турецкая музыка. Вместе с тем, в средние века в Алжире были созданы местные музыкальные формы. Самая популярная из них — нуба, представляет собой сюиту, в которой чередуются песенные (соло или унисонный хор) и инструмент. С древних времён популярны нубы: сика, зидан, мез-мум, муаль, рамель, исполняемые как хором, так и соло. Среди алжирских музыкальных инструментов — ребаб (смычковый), уд (лютня), канун (род цитры), госба (флейта), тбел, дефф (ударные) и др. Эти инструменты входят в национальный оркестр.

В результате сближения традиционных классических и народных жанров в 20 в. возник жанр лёгкой музыки, аль-джад, видным представителем которого стал исполнитель и композитор Хадж Мухаммед аль-Анка.

По мере распространения в Алжире французского языка получил распространение французский театр. Первая театральная труппа, игравшая на арабском языке, возникла в 20-е гг. 20 в. Основателем её был актёр, драматург и режиссер Р. Ксентини, написавший свыше 100 пьес, среди которых наиболее популярны “Бу-Борма”, <Мой кузен из Стамбула”, “Зед-Алех” и др. Преемником Ксентини был Б. Махиддин, написавший пьесы “Предатели”, “Пробудившиеся”, Племя поддакивающих”. Труппа Махиддина ставила также пьесы А. Накли, М. Ульд Шейха и других драматургов, произведения Мольера, Софокла, Ибсена в вольном переводе на арабский язык.

С началом Национально-демократической революции (1954) многие актёры участвовали в вооруженной борьбе. В дальнейшем большинство актёров его труппы было вынуждено покинуть родину и создало за границей (в Тунисе) Алжирский художественный ансамбль. После провозглашения независимости Алжира в 1962 г. на базе этого ансамбля был создан Алжирский национальный театр во главе с актёром и режиссёром М. Катебом. Наряду с драматическими произведениями алжирских и зарубежных авторов (в 1963 Катеб перевёл и осуществил постановку “Дон Жуана” Мольера) на сцене театра ставятся музыкально-танцевальные представления. Крупнейшие театральные труппы приняли участие в 1-м Всеафриканском фестивале в г. Алжир (1969).

Национальная кинематография в Алжире зародилась в период Национально-демократической революции 1954—62 гг., когда был создан ряд документальных и агитационных фильмов, посвящённых борьбе народа Алжира за независимость. Для становления национальной кинематографии большое значение имели национализация кинотеатров и создание в 1964 Национального центра кинематографии. Среди лучших фильмов—“ Битва за город Алжир” (1966) и “Ветер с Ауреса” (1967).

ВЫВОДЫ:

Алжир – страна с древнейшей историей захватнических войн и колонизации, как африканскими, так и евроазиатскими государствами. Главное влияние оказали арабы, насадившие свою культуру, язык, религию (ислам). Берберы - потомки исторически коренного населения – ливийцев, составляют абсолютное меньшинство.

Образованию Алжира как государства способствовало его выгодное географическое положение – здесь проходят важные мировые пути между Атлантикой и Ближним Востоком, Европой и странами Африки.

АНДР – парламентская президентская республика с очень широкими полномочиями президента.

Алжир – достаточно развитое в экономическом и культурном отношении государство. Уровень жизни населения относительно высок, поддерживается дотациями от государства, в основном за счет экспорта нефти, газа и пр. Бесплатное обучение и медицинское обслуживание. Большое внимание оказывается образованию.

АНДР – государство, характеризующееся политической нестабильностью, в сдерживании которой главную роль играет армия. Основным фактором политической нестабильности является борьба за власть, как между политическими движениями, так и внутри них. Главными возмутителями политической жизни являются ИФС и ХАМАС. Они составляют главную оппозицию государственному курсу (строительство социализма, установление президентского режима, однопартийной системы и т. д.). Одним из главных факторов, используемых оппозицией, являются безработица, экономические трудности и т. п. Вместо конституции они выдвигают законы шариата – коран. Основными методами борьбы у экстремистских исламских организаций являются международный и внутренний терроризм.

Экономической базой Алжира являются природные ресурсы (нефть, газ, руды и др.) и национализированные иностранные владения, фирмы, компании, банки, имущество и т. д.

В Алжирской экономике в последние годы наметился переход от плановой к рыночной; разрешено покупать землю из госфонда, нерентабельных кооперативов; большая часть торговли перешла в частные руки.

Все еще остаются проблемы в здравоохранении: борьба с инфекционными и экологическими заболеваниями, а также в ветеринарии – борьба с болезнями животных, в т. ч. опасных для человека.

ЛИТЕРАТУРА:

Азия и Африка сегодня. Журнал № 9, С. 19-21. М., 1996.

Африка. Общий обзор. Северная Африка. В книге: Страны и Народы. Научно-популярное географо-этнографическое издание в 20 томах. М., “Мысль”. 1982. С. 251-291.

Большая Советская Энциклопедия. В 30 томах. Издание 3-е. Том 1. М., “Советская Энциклопедия”, 1969. С. 422-434.

Страны мира сегодня. Том 3. Африка. Алжир. М.,1999.

Страны мира. Справочник. Под ред. И.С. Иванова. М., “Республика”. 1999. С. 13-15.

Эхо планеты. Журнал № 3 М.,1997.

Эхо планеты. Журнал № 4 М.,1998. С. 11.