Алжирская Народная Демократическая Республика
марте 1962 гг..Советский Союз постоянно выступал за признание законных требований алжирских патриотов. Вместе со многими социалистическими странами и рядом др. стран (в т. ч. и Африки) СССР требовал в ООН признания права Алжира на независимость и оказывал ему всестороннюю морально-политическую и материальную помощь, а также помощь оружием.
Тяжёлые потери - 1,5 млн. чел. погибших, 2 млн. чел. брошенных в тюрьмы и концлагеря, 9 тыс. сожжённых селений - не сломили алжирцев. Убедившись в безуспешности военного подавления национально-освободительного движения в Алжире, правительство Франции в сентябре 1959 г. признало право алжирского народа на самоопределение. Однако война продолжалась вследствие давления колониальной реакции в Алжире и во Франции, организовавшей ультраколониалистские мятежи в Алжире: европейских “сеньоров” (янв. 1960 г.) и профашистской военщины (апр. 1961 г.). Лишь после подавления этих мятежей начались переговоры между правительством Франции и ВПАР. Они закончились подписанием и Эвиане 18 марта 1962 г. соглашений о прекращении огня, самоопределении Алжира путём референдума и будущем экономическом и культурном сотрудничестве между Алжиром и Францией. Франция обязывалась в течение 3 лет вывести свои войска (выведены в 1964 г.), в течение 5 лет эвакуировать военные базы в Сахаре (эвакуированы к I июля 1967 г.); через 15 лет эвакуировать военно-морскую базу в Мерс-эль-Кебире (в февр. 1968 г., на 9 лет раньше срока, закончилась её эвакуация)
Попытки созданной в 1961 г. ушедшими в подполье ультраколониалистами военно-фашистской организации ОАС сорвать выполнение соглашений путём массового террора в городах успеха не имели. Во время референдума 1 июля 1962 г., проведенного в соответствии с Эвианскими соглашениями, подавляющее большинство алжирцев высказалось за независимость, которая была немедленно признана правительством Франции.
В июне 1962 г. в Триполи (Ливия) на сессии НСАР была принята новая программа ФНО. Она предусматривала “сознательное созидание на основе социалистических принципов и народовластия”, осуществление аграрной реформы по принципу “земля тем, кто ее обрабатывает”, национализацию природных ресурсов страны, транспорта и банков, выступала за реализацию социальных требований народных масс: за ограничение местной буржуазии, укрепление уже налаженных связей с социалистическими странами.
В первые месяцы независимости обострились политические разногласия внутри ФНО и произошёл раскол его лидеров на сторонников ВПАР (большая часть его лидеров выступала против Триполийской программы) и сторонников созданного в июле 1962 г. в г. Тлемсене Политбюро ФНО, стоявшего на позициях продолжения революции. При поддержке основной части АНО во главе с начальником Генштаба АНО полковником X.Бумедьеном победу одержало Политбюро ФНО. 20 сент. 1962 г. Политбюро провело выборы в Учредительное собрание, провозгласившее Алжир Народной Демократической Республикой. Первое правительство республики возглавил член Политбюро ФНО Бен Белла. Оно провозгласило своей целью ликвидацию тяжёлого наследия колониализма и многолетней войны (разрухи, голода, безработицы, безвластия и анархии на местах) и строительство независимого Алжира в соответствии с Триполийской программой.
Правительство республики наладило работу государственного аппарата, значительно обновлённого или созданного заново путём привлечения кадров ФНО и бывших офицеров АНО. Началось восстановление разрушенных за годы войны селений, зданий и сооружений в городах, возобновилась работа многих предприятий и ферм, брошенных бежавшими из страны европейскими колонистами и капиталистами. По инициативе рабочих, батраков и крестьян на этих предприятиях и фермах были созданы комитеты самоуправления. Их деятельность была узаконена декретами, принятыми в октябре — ноябре 1962 г.. Движение за установление рабочего и крестьянского самоуправления, стихийно начавшееся ещё весной 1962 г., приобретало всё больший размах. В марте 1963 г. вся оставленная или не полностью используемая своими хозяевами собственность была передана комитетам самоуправления, которые по закону становились распорядителями предприятий и получили право распределения среди работников избытка прибылей (после выплаты соответствующих отчислений государству). Состав комитетов должен был ежегодно обновляться на одну треть.
К осени 1963 г. после национализации всех принадлежавших европейским колонистам имений и ферм, а также имущества, незаконно приобретённого алжирскими капиталистами, в руках комитетов самоуправления оказалось 2,7 млн. га лучших земель, которые давали 60 % всей товарной продукции сельского х-ва, и свыше 1 тыс. промышленных, торговых и иных предприятий.
В октябре 1963 г. состоялся I съезд крестьян самоуправляемого сектора, а в марте 1964 — I съезд рабочих самоуправляемого сектора в промышленности. Ряд бывших лидеров ФНО, связанных с буржуазией, ориентировавшихся на некоторые империалистические державы или просто преследовавших личные цели, возглавил оппозицию курсу правительства и Политбюро ФНО. Эта оппозиция особенно активизировалась после одобрения Учредительным собранием в августе 1963 г. конституции, провозгласившей целью государства строительство социализма, устанавливавшей президентский режим, однопартийную систему и назначение ФНО кандидатов на все выборные должности в государстве. После одобрения конституции (референдум 8 сент. 1963) и избрания Бен Беллы президентом республики реакция организовала вооруженный мятеж в Кабилии, который с перерывами продолжался вплоть до лета 1965.
Состоявшийся в апрреле 1964 г. съезд партии ФНО принял новый программный документ — Алжирскую хартию, провозгласившую самоуправление основной формой “перерастания национальной народной революции в революцию социалистическую”. Эксплуатация наёмного труда была объявлена несовместимой с пребыванием в рядах ФНО. После этого съезда ФНО коммунисты Алжира вместе с активистами ФНО включились в строительство единой партии. В июне 1964 г. АКП приняла решение о вступлении её членов в ФНО. (После июня 1965 г. алжирские коммунисты объявили о создании партии, в 1968 г. получившей название Партии социалистического авангарда Алжира.)
Затяжка с проведением аграрной реформы, сохранение безработицы в значительных размерах и отсутствие или недостаточность реальных мер, подкреплявших социалистические лозунги Бен Беллы, вызвали недовольство масс. В некоторой степени это недовольство отразил 2-й Съезд профсоюзов Алжира (март 1965 г.), избравший новый состав руководства и уделивший значительное внимание экономическому положению страны. В принятой съездом Хартии профсоюзов были развиты многие положения Алжирской хартии.
19 июня 1965 г. армия отстранила от власти Бен Беллу. Власть перешла в руки Революционного Совета во главе с министром обороны полковником Хуари Бумедьеном. В июле 1965 г. было сформировано новое правительство во главе с Бумедьеном.
В мае 1966 г. в соответствии с заявлением Революционного Совета о том, что он будет руководствоваться “положениями Триполийской программы, подтверждёнными Алжирской хартией”, были национализированы шахты и страховые компании, летом 1967 г. под государственный контроль поставлена собственность американских нефтяных трестов, в мае — июле 1968 г. были национализированы 11 из 12 ранее действовавших в Алжире французских банков; 74 иностранные (гл. обр. французские) промышленные компании.
В феврале 1967 г. прошли первые в независимом Алжире выборы в народные собрания коммун, в мае 1969 г. — в народные собрания департаментов. Эти собрания контролируют местную администрацию, кооперативы и реорганизуемые с 1965 г. самоуправляемые х-ва и предприятия.
В декабре 1963 г. между СССР и Алжиром было подписано соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве, по которому СССР обязался оказать содействие в восстановлении и строительстве промышленных предприятий, развитии сельского х-ва, проведении геологоразведочных работ, подготовке кадров и т. п. СССР предоставил Алжиру долгосрочный кредит в 90 млн. руб. В мае 1964 было подписано соглашение, по которому СССР дал согласие на оказание технического содействия Алжиру в строительстве металлургического завода в г. Аннаба. Для этого предоставлен новый долгосрочный кредит в 115 млн. руб. В 1965 и 1967 гг. СССР посетил с официальными визитами глава алжирского правительства Бумедьен. В 1969 г. в Алжире находился с официальным визитом председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный.
В августе 1983 г. частники получили право покупать земли государственного фонда в степных и пустынных районах, приобретать участки нерентабельных кооперативов. В 1985 г. госсектор выпускал 90 % промышленной продукции и 30 % сельскохозяйственной. Около 60 % продовольствия ввозилось из-за границы. Население ежегодно увеличивалось на 3,2 %. Алжирцы привыкли к дотациям от государства, которые проводились в основном за счет экспорта нефти. Сокращение доходов от продажи нефти за рубеж значительно снизило эти дотации. Возник “Посленефтяной период развития”. Алжир оказался в плену у 4-х новых зависимостей: 1. Цены на нефть. 2. Импорт продовольствия. 3. Приобретение оборудования и технологий. 4. Внешние займы. В стране растет безработица. Среди молодежи в возрасте до 23 лет более 75 % безработных. Все это являлось хорошей почвой для быстрого развития исламизма. Так количество мечетей с 800 в 1962 году возросло до 5 000 в 1982 г.
В 1989 г. была принята новая конституция. Однако инфляция, рост цен, хаос в частном секторе и некомпетентность в Государственном секторе привели к всеобщему возмущению населения. Были созданы 4 партии: ИФС, ЛИП, “Рабита”, “Аль-Умма”. Победу на выборах в местные органы власти 12 июня 1990 г. одержали исламисты (ИФС). Из 60 % голосов они получили 55,4 % (92,3 %), второе место заняли представители ФНО - 31,6 % (52.7). На выборах в парламент 26 декабря 1991 г. ИФС получил 187 мест, ФСС - 20, ФНО - 16. После 30 лет господства в Алжире ФНО потерпел поражение. Его лидер президент Бенджедид подал в отставку.
ИФС объявил: - “Нет ни конституции, ни закона. Коран - вот конституция и закон!”.
Алжирская армия всегда была против политики насильственной исламизации и арабизации, против законов шариата. Поэтому военные, нарушив конституцию, аннулировали результаты выборов, совершили государственный переворот, и 14 января 1992 г. к власти пришел Государственный Совет. Тогда противоречия между военными и исламистами еще более обострились. ИФС начал вооруженную борьбу. С тех пор в ней погибло 80 - 100 тыс. человек.
В ноябре 1996 г. в Алжире прошли первые многопартийные президентские выборы. Президентом был избран представитель правящего режима Ламин Зеруаль.
В борьбе исламистов против правящего режима основным их объектом являются госфункционеры, интеллигенция и иностранцы. Одних исламисты считают вероотступниками, других - пособниками “режима супостатов”. С 1993 года ими было убито более 100 иностранных граждан, в том числе 13 из России. Власть не в состоянии остановить исламистов за пределами столицы. Всему миру известны зверские убийства “во имя веры” тысяч людей, начиная с празднования священного месяца Рамадана с 30 декабря 1997 г. по 20-е числа января 1998 г. С 1991 г. по настоящее время исламистами убито свыше 80 тыс. человек.
Европейский Союз призвал провести независимое расследование. Лишь в январе 1998 г. в Алжир были допущены представители ЕС (Британия, Австрия, Люксембург).Однако кровавая деятельность исламистов продолжается. Истоки этого заключаются в политике исламизации и арабизации общества, которую долгие годы проводила бывшая правящая партия ФНО.
Сегодня в Алжире главной проблемой является также борьба с коррупцией. Легальное исламское движение ХАМАС - как умеренные исламисты - считает, что деньги (97 % валютных поступлений) поступающие в казну от нефтегазовой промышленности, используются не по назначению, или просто разворовываются. “Мы должны покончить с рентой, которую получает режим супостатов от нефтегазовой промышленности”, - заявил один из руководителей ХАМАС.
В свое время, когда в Алжире строился социализм, СССР оказывал ему всяческую помощь. Здесь работало более 12 тыс. советских специалистов ( сейчас около 700); помогали строить плотины, Эль-Хаджарский металлургический комбинат, преподавали в военных учреждениях, обучали молодежь в СССР
Алжир поддерживает также тесные экономические и др. связи со многими странами.
Алжир выступал в защиту героической борьбы вьетнамского народа против империализма США, оказывал всемерную поддержку ОАР, Сирии и Иордании, подвергшимся нападению со стороны Израиля в июне 1967 г. , а также национально-освободительной борьбе народов Анголы, Мозамбика, Южной Африки. Выступает за превращение Средиземного моря в зону мира.
В июле 1969 г. в Алжире проходил первый Всеафриканский фестиваль культуры, в котором участвовали деятели культуры и искусства более 30 стран Африки.
Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
Партия Фронт Национального Освобождения (ФНО) создана в 1964 г. на базе ФНО, возникшего в 1954 г. как политическая организация для руководства вооруженной борьбой народа за национальную независимость и объединявшего представителей почти всех социальных слоев Алжира, участвовав-ших в национально-освободительной борьбе. Съезд партии ФНО (апр. 1964 г.) установил, что партия ФНО должна состоять преимущественно из крестьян и рабочих. С 1962 г. — правящая партия страны.
Партия социалистического авангарда Алжира (ПСА) под этим названием известна с 1968. В заявлении о создании партии сказано, что ПСА является марксистско-ленинской партией алжирских трудящихся.
До 1989 года единственной легальной партией в стране была партия ФНО (генсек – Б. Бенхамуда; 62 места в нижней палате). После принятия в июле 1989 года закона о политических ассоциациях начался активный процесс легализации партий и организаций различной ориентации. Сейчас их около 25. В том числе: 1) Национальное Демократическое объединение (НДО); основано в 1997 году. Председатель А. Бенсалах, 156 мест в нижней палате; большинство мест в верхней. 2) Фронт Социалистических Сил (ФСС), лидер Х. Аит Ахмад; 20 мест в нижней палате. 3) Объединение за