Трудовой договор, его значение и особенности в современных экономических условиях

структурное подразделение (цех, отдел, лаборатория, управление и др.) с учетом их территори­ального расположения на день заключения договора. Место работы в трудовом договоре может быть конкре­тизировано (например, указанием на тип автомобиля, на котором будет работать его водитель; указанием на, то, что работник будет обслуживать различные подраз­деления организации, расположенные на разных тер­риториях, и т. д.).

2) Дата начала работы определяется соглашением сторон при заключении трудового договора. Эта дата связывается с началом действия договора, который всту­пает в силу со дня его подписания работником и рабо­тодателем, если иное не установлено федеральными за­конами, иными нормативными правовыми актами или самим договором (ст. 61 ТК РФ). Трудовой договор считается вступившим в силу и тогда, когда он не был надлежащим образом оформлен, но работник был до­пущен к работе с ведома или по поручению работодате­ля или его представителя. В этом случае договор всту­пает в силу со дня, когда работник фактически присту­пил к работе.

3) При заключении трудового договора работник прежде всего договаривается с работодателем о харак­тере той работы, которая должна будет им выполняться. В договоре указывается наименование профессии или должности, а также специальность и квалифика­ция, характеризующие трудовую функцию работника, обусловленную соглашением сторон.

Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 367 утвержден Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Этот классификатор включает в себя:

профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профес­сий рабочих (ЕТКС);

профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики;

должности служащих в соответствии с Квалифика­ционным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, а также в соответ­ствии с законами и иными нормативными правовыми актами по вопросам оплаты труда с учетом наименова­ний должностей, применяемых в экономике.

Наименование должностей, специальностей, профес­сий и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Например, право на дополнительный отпуск и со­кращенный рабочий день имеют работающие во вред­ных условиях труда работники, профессии и должности которых предусмотрены в Списке, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22.9 Право на льготное пенсионное обеспечение имеют работники, выполняющие работу по профессиям (должностям), включенным в Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденное постановлением Кабине­та Министров СССР от 26.01.91 № 10.10 Постановлениями Правительства РФ от 25.02.00 № 16211 и № 16312 утверждены Перечни профессий и должностей, связанных с выполнением тя­желых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе 18 лет. Во всех случаях выполне­ния указанных работ наименования профессий и долж­ностей работников должны соответствовать наименова­ниям, указанным в этих Перечнях.

Рабочие профессии и специальности, разграничива­ющие трудовые функции рабочих, устанавливаются отдельно по каждой отрасли (сфере деятельности) та­рифно-квалификационными справочниками. Содержа­ние трудовой функции рабочего определяется тариф­но-квалификационной характеристикой по конкретной профессии, специальности и квалификации, содержа­щейся в тарифно-квалификационном справочнике.

Постановлением Минтруда России от 10.11.92 № 3113 утверждены Тарифно-квалификационные характеристики по обще­отраслевым профессиям рабочих, разработанные в со­ответствии с постановлением Правительства РФ от 14.10.92 № 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки".14

Тарифно-квалификационная характеристика содер­жит характеристику работ, а также квалификационные требования к рабочему, выполняющему соответствую­щую работу, в отношении профессиональных знании и навыков, а также умения организовать работу.

Трудовая функция служащего определяется наиме­нованием его должности в штатном расписании и конк­ретизируется соответствующей должностной инструк­цией.

Постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 3715 утвержден Ква­лификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, предназначенный для применения во всех организациях независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм.

Квалификационные характеристики должностей ра­ботников, содержащиеся в этом Справочнике, могут при­меняться в качестве нормативных документов прямого действия или могут служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных докумен­тов — должностных инструкций, содержащих конкрет­ный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.

Квалификационная характеристика по каждой дол­жности имеет три раздела: "Должностные обязаннос­ти"; "Должен знать"; "Требования к квалификации".

В разделе "Должностные обязанности" установлена основные функции, которые могут быть поручены пол­ностью или частично работнику, занимающему конк­ретную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обес­печить оптимальную специализацию служащих.

В разделе "Должен знать" содержатся основные тре­бования, предъявляемые к работнику в отношении спе­циальных знании, а также знаний законов и иных нор­мативных правовых актов, положений, инструкций, других материалов, а также знаний методов и средств, которые работник должен уметь применять при выпол­нении своих должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации" определе­ны уровень профессиональной подготовки работника и требования к стажу работы, необходимые для выпол­нения установленных должностных обязанностей.

В отдельных случаях квалификационные требования устанавливаются федеральными законами и иными нор­мативными правовыми актами.

Так, например, для федеральных государственных служащих требования к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации государ­ственных должностей федеральной государственной службы установлены Федеральным законом от 31.07.95 № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Рос­сийской Федерации",16 а требования к стажу и опыту работы по специальности - Указом Президента РФ от 30.01.96 № 123 "О квали­фикационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы".17 Другие квалификационные требова­ния по соответствующим государственным должностям устанавливаются нормативными актами соответствующих государственных органов с учетом особенностей предмета ведения этих органов. Квалификационные требования, предъявляемые к муниципальным должностям му­ниципальной службы, установлены Федеральным зако­ном от 08.01.98 № 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".18

Общее наименование профессии или должности (на­пример, начальник отдела, врач), предопределяющее гра­ницы компетенции конкретного работника, в штатном расписании может уточняться (начальник отдела — глав­ный бухгалтер, врач-рентгенолог, врач-стоматолог и др.).

Если при заключении трудового договора соглашением сторон предусматривается выполнение работ по двум или более должностям, то наименование профес­сии или должности может быть "двойным" (например, секретарь-машинистка, счетовод-кассир) либо может устанавливаться по должности с наибольшим удельным весом в объеме предусматриваемых работ.

Иногда при заключении трудового договора сторо­ны предусматривают возможность выполнения работ­ником работы, близкой к его основной должности (про­фессии), если этот работник не загружен полностью по основной работе. Например, Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным постановлением Минтруда России от 25.06.99 № 16,19 предусматривается возмож­ность включения в трудовой договор с водителем обя­занности об охране груза и автомобиля во время стоян­ки в конечных и промежуточных пунктах при осуще­ствлении междугородних перевозок. Если выполнение дополнительной работы было обусловлено при заклю­чении трудового договора, то работодатель может воз­ложить на работника выполнение этой работы без каких-либо условий.

4) Права и обязанности сторон трудового договора порождаются теми условиями, которые определяются са­мими договаривающимися сторонами и устанавливаются в трудовом договоре, а также теми условиями, которые в результате заключения трудового договора становятся обязательными для сторон в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативны­ми правовыми актами, соглашением, коллективным договором и локальными нормативными актами организации.

Основные права и обязанности работника установ­лены в ст. 21 ТК РФ. Его обязанности в области охра­ны труда предусмотрены ст. 214 Кодекса, а также Фе­деральным законом от 17.07.99 № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".20

Обязанность работника по выполнению трудовой функции носит строго личный характер, поэтому не может быть перепоручена работником другим лицам.

5) права и обязанности работодателя, в том числе по обеспечению надлежащих условий труда, по отношению к данному конкретному работнику в связи с выпол­нением им возложенной на него договором трудовой функции (например, обязан­ности оборудовать его рабочее место специальными приспособлениями, облегчаю­щими процесс труда, или специальными техническими средствами, повышающими его безопасность, и др.). Вряд ли есть необходимость перечислять в трудовом до­говоре все права и обязанности работников и работодателей, которые закреплены в законах и иных нормативных правовых актах, ибо они обязательны для сторон в силу самого факта заключения трудового договора (например, обязанность работ­ника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка или его право на оплату дней временной нетрудоспособности, право на отдых в выходные и празд­ничные дни и др.). Вместе с тем при заключении трудового договора работник должен быть ознакомлен со всеми принадлежащими ему правами и обязанностя­ми, а также правами и обязанностями работодателя, предусмотренными норматив­ными правовыми актами, принятыми в организации, коллективным договором, соглашением. Тот факт, что работник ознакомлен с указанными документами, должен быть удостоверен его подписью;

6) характеристики условий труда, компенсации и льготы за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях. Они указываются в трудовом договоре с тем ра­ботником, который в соответствии с трудовым договором обязуется выполнять работу в указанных условиях;

7) режим труда и отдыха, если в отношении работника, с которым заключается трудовой договор, он не совпадает с общим режимом труда и отдыха, установлен­ным правилами внутреннего трудового распорядка (например, неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, работа только в одну смену при многосменном режиме работы организации; предоставление дополнительного перерыва в течение рабочего дня, свободного от работы дня в течение недели, предоставление допол­нительного отпуска помимо предусмотренного законодательством, коллективным договором (соглашением) и др.);

8) условия оплаты труда, в том числе: размер тарифной ставки или должност­ного оклада, определяемые в соответствии с профессией (должностью), квалифи­кационным разрядом и квалификационной категорией, предусмотренными в кол­лективном договоре или ином нормативном правовом акте; конкретный размер и вид доплат и надбавок, полагающихся работнику (например, за высокую квалифи­кацию, продолжительный стаж работы по специальности, отклонения от нормальных условий труда и т. п.), а также основания и условия поощрительных выплат, в том числе премий; срок выплаты заработной платы, то есть конкретные даты (числа) месяца (например, 2-го и 16-го числа).

9) виды и условия социального страхования, предоставляемые работникам в дополнение к обязательному социальному страхованию, в том числе на случай причинения вреда здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей, добро­вольного медицинского страхования, если оно установлено для работников данной организации или конкретно для данного работника, и др.


1.3.2. Дополнительные условия трудового договора.

К числу условий, которые могут содержаться в трудовом договоре по ус­мотрению сторон, то есть являются необязательными, ст. 57 ТК относит, в частности:

        1. условие об испытании с указанием конкретного срока испытания;

Испытание при приеме на работу устанавливается по соглашению сторон с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе. Если стороны договорились об установлении испытания, это должно быть прямо указано в са­мом трудовом договоре. Если же условие об испытании не было оговорено при заключении трудового договора и не предусмотрено в нем, считается, что работ­ник принят на работу без испытания.

Порядок установления испытания, предельная его продолжительность, а также категории лиц, для которых не может быть установлено испытание, закреплены ст. 70 ТК. Срок испытания при приеме на работу, как общее правило, не может превышать трех месяцев. Иной срок, но не более шести месяцев, может быть уста­новлен руководителю организации, его заместителям, главному бухгалтеру и его заместителям, руководителю филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения.

Кроме перечисленных в ст. 70 ТК, срок испытания продолжительностью до шести месяцев может быть установлен и в других случаях, если это прямо преду­смотрено федеральным законом. Федеральными законами могут быть определены и иные, в том числе минимальные или максимальные, сроки испытания. Напри­мер, по ст. 23 Федерального закона от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ (с изм. и доп.) "Об основах государственной службы Российской Федерации" для гражда­нина, впервые принятого на государственную должность, в том числе по итогам конкурса документов, или для государственного служащего при переводе на госу­дарственную должность государственной службы иной группы и иной специали­зации испытание устанавливается на срок от трех до шести месяцев.

В пределах установленных сроков стороны трудового договора сами определя­ют его конкретную продолжительность.

Часть 4 ст. 70 ТК определяет категории лиц, для которых не может быть уста­новлено испытание при приеме на работу:

лица, поступающие на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном законом;

беременные женщины;

лица, не достигшие возраста 18 лет;

лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высше­го профессионального образования и впервые поступающие на работу по получен­ной специальности;

лица, избранные (выбранные) на выборную должность на оплачиваемую ра­боту;

лица, приглашенные на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями.

Следует отметить, что в ранее действовавшем КЗоТ беременные женщины, а также лица, избранные на выборную оплачиваемую должность, отсутствовали в перечне лиц, которым испытательный срок не устанавливается. Необходимо особо подчеркнуть, что выпускникам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования испытательный срок сегодня не уста­навливается только в случае, если они поступают на работу впервые и если это работа по специальности, полученной ими в образовательном учреждении.

Помимо перечисленных Трудовым кодексом, федеральными законами и кол­лективным договором могут быть оговорены и другие случаи, когда при приеме на работу испытательный срок не устанавливается. Например, согласно ст. 289 ТК испытательный срок не устанавливается лицам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев.

Если при заключении трудового договора условие об испытании было преду­смотрено для лица, которому на основании ч, 4 ст. 70 ТК испытание при приеме на работу не может быть установлено, оно признается недействительным, даже если это лицо и не возражает против такого условия.

Заключая трудовой договор с условием об испытании, следует иметь в виду, что в период срока испытания на работника полностью распространяются законы и иные нормативные правовые акты о труде, в том числе соглашение и коллек­тивный договор. В этот период работник обязан подчиняться правилам внутренне­го трудового распорядка, он имеет право на выплату заработной платы в полном размере, на пособие по временной нетрудоспособности и др.

В свою очередь, работодатель вправе требовать от работника исполнения всех обязательств, предусмотренных трудовым договором, а также по своей инициативе прекратить трудовой договор с работником в период испытательного срока по любому указанному в ТК основанию с соблюдением всех условий, установленных для увольнения по этим основаниям. Так, если работник, принятый с испытатель­ным сроком, подлежит увольнению с работы до истечения срока испытания в свя­зи с сокращением численности или штата работников, увольнение должно быть произведено с соблюдением всех условий, предусмотренных для работников, увольняемых в связи с сокращением численности и штата работников органи­зации.

Течение срока испытания начинается с первого дня работы. В соответствии со ст. 70 ТК в испытательный срок не засчитываются периоды, когда работник фак­тически отсутствовал на работе. Это может быть период временной нетрудоспо­собности, нахождение в краткосрочном отпуске без сохранения заработной платы или в отпуске в связи с обучением, выполнением государственных или общест­венных обязанностей и др.

В отличие от ранее действовавшего КЗоТ новый ТК время отсутствия работ­ника на работе в период испытательного срока, которое не засчитывается в испы­тательный срок, не связывает с наличием у него уважительной причины. Это зна­чит, что по смыслу ст. 70 ТК в испытательный срок не должны засчитываться любые периоды, когда работник фактически отсутствовал на работе, в том числе и без уважительных причин. Вместе с тем следует иметь в виду, что за нарушение трудовой дисциплины в период испытательного срока к работнику могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, в том числе увольнение.

После перерыва течение испытательного срока продолжается. Общая продол­жительность испытательного срока до и после перерыва не должна превышать срока, обусловленного в трудовом договоре.

Работодатель вправе определить и принять решение о несоответствии работни­ка порученной ему работе только в период срока, установленного для испытания. Признав результаты испытания неудовлетворительными, работодатель вправе расторгнуть с работником трудовой договор. О расторжении трудового договора в связи с неудовлетворительными результатами испытания работодатель обязан предупредить работника не менее чем за три дня. Эта обязанность работодателя служит дополнительной гарантией, обеспечивающей защиту прав работника при увольнении. Ранее действовавшее законодательство такой гарантии не предусмат­ривало.

Другой дополнительной гарантией для работника при прекращении с ним тру­дового договора в связи с неудовлетворительными результатами испытания явля­ется предусмотренная ч. 1 ст. 71 ТК обязанность работодателя в письменной фор­ме указывать причины, послужившие основанием для признания работника не выдержавшим испытание. Это позволит работнику при необходимости более аргументировано высказать свои возражения по существу предъявленных претен­зий и определить дальнейшее поведение в данной ситуации.

Работник, не согласный с признанием неудовлетворительными результатов ис­пытания и прекращением с ним на этом основании трудового договора, вправе обжаловать решение работодателя в суд.

С работником, не выдержавшим испытание, трудовой договор прекращается без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходно­го пособия. Но если срок испытания истек, а работник продолжает работать, о» считается выдержавшим испытание. При этом издания какого-либо специального приказа об окончательном приеме на работу не требуется. Последующее увольне­ние такого работника допускается только на общих основаниях.

В отличие от ранее действовавшего законодательства ст. 71 ТК устанавливает упрощенный порядок прекращения трудового договора не только по инициативе работодателя, если речь идет о неудовлетворительном результате испытания, но и по инициативе самого работника, принятого на работу с испытательным сроком.

В силу ч. 4 ст. 71 ТК если работник, принятый на работу с испытательным сроком, в период испытательного срока придет к выводу, что выполняемая им работа ему не подходит, он вправе расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя письменно за три дня. По общему правилу работник вправе расторгнуть трудовой договор по собственному жела­нию, предупредив работодателя в письменной форме за две недели. По истечении испытательного срока расторжение трудового договора по инициативе работника производится на общих основаниях.

        1. о неразглашении государственной, служебной, коммерческой и иной охра­няемой законом тайны;

Условие о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, слу­жебной, коммерческой и иной) может быть предусмотрено в трудовом договоре только с тем работником, которому эти сведения станут известными в связи с исполнением им своих служебных обязанностей. В трудовом договоре или в при­ложении к нему должно быть точно указано, какие конкретно сведения, содержа­щие государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, доверяются данному работнику.

Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред интересам России. Согласно ст. 29 Конституции РФ перечень сведений, состав­ляющих государственную тайну, может определяться только федеральным зако­ном. В настоящее время такой перечень предусмотрен ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 года "О государственной тайне" (с изм. и доп.)- Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" этот перечень конкретизирован (с изм. и доп. от 24 января 1998 года, от 6 июня и 10 сентября 2001 года).

С лицами, которые по характеру выполняемой работы будут иметь доступ к государственной тайне, трудовой договор заключается только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.

В силу ст. 21 Закона РФ "О государственной тайне" допуск граждан к госу­дарственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению до­веренных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 указанного Закона;

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотрен­ных указанным Законом;

ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государст­венной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

принятие руководителем организации соответствующего решения о допуске оформляемого лица к государственной тайне.

Взаимные обязательства работодателя и оформляемого лица отражаются в тру­довом договоре (пп. 3-4 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 года № 1050).

Служебную или коммерческую тайну составляют сведения, связанные с дея­тельностью организации, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб ее интересам. В соответствии со ст. 139 ПС РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну тогда, когда информация имеет действитель­ную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель инфор­мации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Перечень сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну орга­низации, определяет руководитель этой организации. Однако при этом он обязан учитывать положения законов или иных нормативных правовых актов, предусмат­ривающих сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну.

Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, утвер­жден постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну": это, в частности, учредительные документы (решение о создании предприятия или дого­вор учредителей) и устав; документы, дающие право заниматься предпринима­тельской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной дея­тельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет России; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе рабо­тающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежах; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, и др.

В отличие от ранее действовавшего законодательства ст. 57 ТК не ограничива­ет возможность включения в трудовой договор условия о неразглашении служеб­ной или коммерческой тайны случаями, предусмотренными законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такое условие на основании ч. 3 ст. 57 ТК по соглашению сторон может быть закреплено в трудовом договоре с любым работником независимо от характера трудовой функции, обусловленной договором, если исполнение трудовых обязан­ностей связано с использованием сведений, составляющих коммерческую или служебную тайну.

К иной охраняемой законом тайне относятся:

сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исклю­чением сведении, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачеб­ная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.);

сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного об­разца до официальной публикации информации о них (см. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциаль­ного характера").

3) Условие об обязанности работника отработать после обучения не менее уста­новленного договором срока может быть включено в трудовой договор лишь в том случае, если этот же договор, приложение к нему или отдельный специальный договор содержат условие об обязанности работодателя оплатить обучение работ­ника. При этом не имеет значения, где работник будет проходить обучение - в специальном учебном заведении, в другой организации или непосредственно в той организации, с которой заключен трудовой договор.

Помимо указанных стороны вправе включить в трудовой договор и любые дру­гие условия, если они не ухудшают положение работника по сравнению с закона­ми, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглаше­нием. В противном случае они будут недействительными.

Условия, включенные сторонами в трудовой договор (как обязательные, так и дополнительные), являются для них обязательными. Они не могут быть изменены в одностороннем порядке ни работником, ни работодателем. Однако по взаимному соглашению стороны вправе вносить в трудовой договор любые изменения и до­полнения, если они не ухудшают положение работника по сравнению с законода­тельством о труде. Внесение в трудовой договор изменений и дополнений оформ­ляется в письменном виде отдельным соглашением, которое подписывается обеи­ми сторонами трудового договора и считается его неотъемлемой частью.

Условием трудового договора является и срок его действия.

В соответствии со ст. 58 ТК трудовые договоры могут заключаться:

на неопределенный срок;

на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен Трудовым кодексом, иными федеральными законами.

В трудовой договор могут быть включены и другие условия, если это предусмотрено соглашением, коллек­тивным договором либо соглашением сторон.

Условия заключенного трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон.

Изменение условий заключенного трудового дого­вора оформляется в том же порядке, который уста­новлен ст. 67 Кодекса для заключения трудового договора. Соглашение об изменении условии трудового договора составляется в письменной форме в двух эк­земплярах и подписывается сторонами. Один из этих экземпляров передается работнику, другой хранится, у работодателя.

Соглашение об изменении условий трудового дого­вора является неотъемлемой частью этого договора.

1.4 Форма трудового договора.

Начиная с 6 октября 1992 года (со дня введения в действие ст.18 КЗоТ РФ в последней редакции) все трудовые договоры с работниками должны заключаться в письменной форме.

Преимущество письменной формы заключается в том, что все условия трудового договора фиксируются в едином акте, обязательном для сторон договора. Закрепление в трудовом договоре прав и обязанностей сторон вносит определенность в их отношения, повышает гарантии в реализации достигнутых договоренностей по основным условиям труда. К тому же на практике письменная форма трудового договора позволяет предотвратить многие конфликтные ситуации.

Письменный трудовой договор оформляется в двух экземплярах и хранится у каждой из сторон этого договора.

При фактическом допуске работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней с момента фактического допуска к работе.

Если прием на работу был оформлен приказом (распоряжением) работодателя, но письменный трудовой договор с работником по каким-либо причинам не заключался, то оформить действующие трудовые отношения письменно работодатель может только с согласия работника.

Отказ работника от подписи письменного трудового договора не может служить основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Законодательство не устанавливает единой обязательной формы трудового договора, поэтому в каждом конкретном случае она определяется произвольно.

В качестве основы сторонами может быть использована примерная форма такого договора, утвержденная постановлением Минтруда России от 14.07.93 г. №135.21 Этим же постановлением утверждены Рекомендации по заключению трудового договора в письменной форме.

Постановлением Минтруда России от 23.07.98 № 29 утверждены Рекомендации по заключению трудового договора, отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера.22

Письменная форма трудового договора не исключает издания работодателем приказа (распоряжения) о приеме работника на работу.


2 СРОЧНЫЙ ТРУДОВОЙ ДОГОВОР.

2.1 Общие положения.

Новый Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ), как и ранее действовавший КЗоТ РФ, предусматривает два вида трудовых договоров в зависимости от срока их действия:

- трудовые договоры, заключаемые на неопределенный срок (стороны договора не оговаривают продолжительность его действия);

- срочные трудовые договоры.

В соответствии со ст. 58 ТК РФ срочные трудовые договоры заключаются на определенный срок, как правило, не пре­вышающий 5 лет. На срок более 5 лет трудовой договор может быть заключен лишь в случаях, прямо указан­ных в ТК РФ либо в ином федеральном законе.

В отличие от трудового договора с неопределенным сроком, срочный трудовой договор имеет ряд особенностей, главная из которых - ограничение возможности его заключения.

В соответствии с ч. 2 ст. 58 ТК РФ заключение срочного трудового договора допускается только в тех случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Это общее и обязательное правило. Исключение из него составляют лишь случаи, прямо предусмотренные ТК РФ или иным федеральным законом.

Следует отметить, что возможность заключения срочного трудового договора была ограничена и ранее действовавшим КЗоТ РФ, и правилами, названными ст. 58 ТК РФ. Однако, в отличие от КЗоТ РФ, ст. 58 ТК РФ не предусматривает такого основания для заключения срочного трудового договора, как "интересы работника". И это вполне оправдано, поскольку понятие "интересы работника'' слишком неопределенно и многозначно, что на практике вызывало сложности и влекло за собой нарушение прав и законных интересов работников.

Сохранив характер и условия выполнения работы в качестве оснований для заключения срочного трудового договора, ст. 58 ТК РФ, как и ранее действовавшее законодательство, не называет критерии, по которым могут быть определены эти признаки. В связи с этим при заключении срочного трудового договора работодатель, как и прежде, обязан указывать в нем конкретные обстоятельства, по которым характер