Основы этики и эстетики
деятельной сущности. Трактовку личности как действующей, творческой развивал А. Грамши, подчеркнувший, что человек является процессом своих действий. Такое понимание проблемы легло в основу современных размышлений о том, что структуру личности определяет структура человеческой деятельности.Общепринятое представление о структуре человеческой деятельности: труд, познание, общение, оценка. Однако деятельность может быть направлена вовне (на действительность) и вовнутрь (на личность действующего). Действуя в процессе труда, познания, общения и оценки, человек разворачивает, обогащает и развивает свои сущностные силы. С другой стороны, всякая самооценка, самопознание, самосозидание и «самообщение» не только формируют и строят личность, но и неизбежно ведут к деятельному вторжению человека в жизнь. Личность есть совокупность общественных связей, благодаря которым происходит распредмечивание и самоосуществление ее сущности. При исследовании проблем искусства следует опираться на модель человеческой деятельности, состоящую из двух элементов, каждый из которых, в свою очередь, делится на четыре подэлемента:
Деятельность субъекта, направленная вовне: 1) познание, 2) оценка, 3) труд, 4) общение.
II. Деятельность субъекта, направленная вовнутрь: 1) самопознание, 2) самооценка, 3) самосозидание, 4) «самообщение» (автокоммуникация).
«Самообщение» осуществляется и через внутреннее обсуждение сложной проблемы, взвешивание «за» и «против», внутренний монолог в форме диалога, который служит постижению диалектически противоречивой сущности, и через «диалог» сознания и подсознания. Этот план проявления личности был выявлен реалистическим искусством, овладевшим методом психологического анализа (Стендаль, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский) и сумевшим раскрыть и поток сознания в его взаимодействии с обществом, и подсознательные процессы в их связи с сознанием и в их речевом проявлении.
Воспитание иногда понимается как пассивное восприятие индивидом внешнего воздействия. При этом не учитываются барьеры внутренних установок личности. Можно, конечно, влиять на установки, цели и основания личности. Но такое влияние идет не через воздействие на внутреннюю структуру человека, а лишь через взаимодействие с ней. Воспитание есть всегда и самовоспитание, то есть процесс, контролируемый и корректируемый сознанием и волей индивида, процесс, не только извне идущий, но и вовнутрь направляемый самой личностью. Только с учетом этих моментов можно постичь гедонистическое и эстетическое начала в искусстве как непременные его сущностные функции. Их нельзя понять, не признав самоценности личности и роли искусства в воздействии не только на деятельность субъекта вовне, но и на деятельность по конструированию собственной личности.
Когда в силу тех или иных исторических обстоятельств искусство сосредоточивается только на самоценности личности, возникает «искусство для искусства». Оно признает за личностью ее самоценность, однако не учитывает важность ее включенности в систему общественных связей. Столь же односторонне рассматривать личность только с точки зрения общественного функционирования, забывая о ее самоценности, о ее собственных потребностях. Необходимо брать во внимание не только общественную ответственность человека перед историей, но и ответственность общества в целом и искусства как одного из институтов общества за судьбу и счастье личности. Забвение самоценности личности порождает представление, что незаменимых людей нет и что общественную функцию человека в принципе может выполнить любой другой человек. С учетом же двух планов человеческой деятельности — «вовне» и «вовнутрь» — оказывается, что каждый человек незаменим, личность неповторима и что обществом и искусством личностные потребности человека должны быть не менее полно удовлетворены, чем непосредственно социально полезные его потребности. При этом удовлетворение «внутренних», самоценных потребностей личности умножает ее творческие силы и дает социально полезный эффект. Искусство — образная модель человеческой жизнедеятельности. «Дублируя» оба типа деятельности человека («вовне» и «вовнутрь»), оно воспроизводит личность во всей ее многогранности и целостности, влияет на всю структуру сознания и деятельности человека, взаимодействуя с его жизненным и художественным опытом.
Художественная модель жизни в реалистическом искусстве изоморфна, подобна действительности. Однако искусство не тождественно реализму. Романтический или классицистический образ вовсе не стремится изоморфно воспроизвести мир. Существует историческое многообразие типов художественной правды, типов соответствия искусства жизни. Степень и характер такого соответствия исторически подвижны и зависят от изменений в типе и характере форм деятельности человека. Изоморфность художественной модели и жизни есть не всеобщий закон искусства, а лишь исторически обусловленная особенность реалистического мышления. Законом искусства является соответствие художественного сознания исторически конкретным формам деятельности личности.
В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс поставил мышление в связь с общественной практикой. Эта теоретическая идея звучит особенно актуально в наше время в связи с открытиями в психологии и физиологии высшей нервной деятельности, показывающими, что структура психики соответствует структуре деятельности.
Животному присущ приспособительный характер деятельности, человеку — преобразовательный, что привело к созданию совершенно новой по структуре, по функциям, по характеру психики. Долгое время психическую деятельность человека рассматривали как зеркальное отражение мира, как снятие слепков, снимков с действительности. При этом не учитывалась активность человеческого сознания, творящего мир. К процессу познания и преобразования окружающего подключен весь прошлый опыт человека. Восприятие, ощущение, а тем более представление и оценка — это сложнейший динамический процесс, включающий обратную связь.
Искусство прошлого видело в психике человека зеркало, отражающее мир. У Л. Стерна, Г. Филдинга, Ч. Диккенса герой видит предмет или другого человека и по поводу их высказывает свои соображения. Человек был равен себе. Л.Н. Толстой стал рисовать людей в движении, в процессе. Их внутренний мир течет, то мелеет, то углубляется. Лежащий на поле Аустерлица Андрей Болконский вначале мыслью своей как бы отталкивается от облачка и от дерева, которое он видит вдалеке. Но потом в это мышление втягивается весь его предшествующий жизненный опыт. Другими словами, перед нами реальная картина движения психики человека, диалектика его души. Реализм XIX в. показал, что сознание человека формируется в процессе общественной практики и вбирает в себя весь жизненный опыт. И личность меняется. Болконский на разных страницах романа разный. Это не просто общение с миром, это — взаимообогащение. Герой влияет на мир, и мир воздействует на героя. Сознание отражает и творит мир, и мир преобразует это сознание.
Французский психолог А. Пьерон называл новорожденного «кандидатом в человеки». Он становится полноценным представителем человеческого рода, лишь, когда присваивает некоторый минимум социально-исторического опыта.
Мышление человека решает четыре задачи: 1) критическое «снятие», концентрация, систематизация социально-исторического опыта; 2) выражение его в таких формах, которые могут присвоить люди; 3) постижение действительности в свете этого опыта и на основе новых требований общественной практики; 4) создание проектов преобразования действительности.
Многообразие мира и общественных потребностей человека вызывает к жизни многообразие форм общественного сознания. Искусство появилось для решения специфических задач по освоению и преобразованию мира. Ключ к пониманию специфики художественного мышления и особенностей искусства нужно искать в структуре общественной практики, в структуре социально-исторического опыта людей.
У человека две системы оценок: по объективным значениям (оценка объектов с точки зрения их значимости в общественном производстве) и по личностным смыслам (в соответствии с индивидуальным опытом человека, соединяющим в себе субъективное и исторически обусловленное). Эстетическая оценка является личностной и отражает исторически обусловленную, устойчивую, необходимую связь субъекта с объектом. Через личное отношение раскрывается общечеловеческая ценность прекрасного предмета, его объективная значимость.
Искусство формирует аудиторию и формируется под ее обратным влиянием. Искусство — реципиент (зритель, читатель, слушатель) — это система с обратной связью. «Предмет искусства,— пишет К. Маркс,— то же самое происходит со всяким другим продуктом — создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой. Производство создает поэтому не только предмет для субъекта, но также и субъект для предмета».
Искусство втягивает свою аудиторию в выработку идей и заставляет воспринимающего присваивать художественные идеи в личностной форме. Отсюда вытекает инвариантность и множественность художественной идеи: одна и та же художественная идея преломляется в разных головах по-разному. В науке только уровень присвоения идей разный. В искусстве же различны и уровень, и содержание присвоения: реципиент проецирует социально-исторический опыт, заключенный в художественном произведении, на свой индивидуальный; в результате возникает его личное отношение к действительности и поднятым проблемам. Художник заставляет публику присвоить его жизненный опыт, обогащенный знанием опыта других людей, как ее собственный.
Актер, например, может выразить жизнь только через себя, только через свое тело, свой голос, свою интонацию, он присваивает опыт отношений тысяч людей и передает его, перевоплощаясь в персонажи. Однако перевоплотившийся актер остается Качаловым или Москвиным, то есть он как бы пропускает общественный опыт через свое «я». Чтобы выразить опыт других людей в личностной форме, художник должен сделать этот многообразный опыт своим. Он как бы проживает тысячу жизней, вбирает их в себя, в свое творчество.
Художественный образ не только обладает всеми чертами конкретности представления, но и содержит в себе в снятом виде результаты мыслительной деятельности. Для художественного мышления специфична образность, сочетающая обобщенность и конкретность с личностной формой. Искусство воссоздает жизнь в ее целостности, дабы продлить, расширить, углубить реальный жизненный опыт общественного человека.
Высшие, социальные эмоции являются формой выражения, закрепления и оценки социально-исторического опыта отношений. Художественный образ исторически приспособлен для закрепления и выражения такого опыта. Человеческая психика дает оценки: 1) по значению, фиксируемые в понятиях, суждениях, умозаключениях (сфера науки), 2) по личностным смыслам, выражаемым в личностных чувствах. Причем следует различать обыденные чувства и художественные, которые являются продуктом глубокого обобщения, осмысления опыта отношений (сфера искусства). Искусство несет не обыденные, а художественные эмоции. В обыденных эмоциях переплетаются биологический и социальный опыт; художественные эмоции социальны. Биологическое в них если и присутствует, то только как фон или как элемент. В обыденных эмоциях много сиюминутного, случайного; художественные эмоции фиксируют социально-историческое, необходимое, устойчивое, важное для множества людей.
Обыденные эмоции могут быть и положительными и отрицательными. Советский психолог Л.С. Выготский назвал художественные эмоции умными. Это социально ценные эмоции, обобщающие опыт отношений, их переживание доставляет эстетическое наслаждение. Обыденные эмоции существуют изолированно, художественные — только в художественной системе. Не освоив эту систему, ничего нельзя ни понять, ни пережить в искусстве.
Самый сложный образ опыта — представления — переходная ступень между восприятием и понятием, обобщение широчайших слоев общественной практики. Представление содержит в себе как значение, так и смысл осваиваемого явления. Для того чтобы художественные представления стали достоянием аудитории, их надо объективировать. Художественный образ и есть объективация системы художественных представлений.
Понятийное начало присутствует и в художественном мышлении — порой в скрытом, а иногда и в явном виде. Концептуальное содержание художественного произведения сложно по структуре и складывается из объективированных в образе представлений и идей.
2.2 Словарь
1. Мера есть результат выявления в процессе освоения человеком мира внутренних возможностей предмета так или иначе служить человеку, соответствовать его потребностям. Мера – плоскость пересечения природных особенностей предмета и исторически обусловленных общественных потребностей человека.
2. Прекрасное – это самое широкое положительное общественное значение явления, его позитивная ценность для человечества как рода.
Безобразное – эстетическое свойство предметов, естественные, природные данные которых при современном уровне развития общества и его производства имеют отрицательное общечеловеческое значение, хотя и не представляют серьезной угрозы человечеству, так как заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему.
3. Возвышенное - эстетическое свойство предметов, имеющих положительное значение для общества и таящих в себе огромные, еще не освоенные потенциальные силы.
Героическое – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг.
Низменное – крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность.
4. Трагичное (трагедия) – философское искусство, ставящее и решающее высшие метафизические проблемы жизни и смерти, осознающее смысл бытия, анализирующее глобальные проблемы его устойчивости, вечности, бесконечности, несмотря на постоянную изменчивость.
Комическое – выражает общественно ощутимое, общественно значимое противоречие, несоответствие явления или одной из его сторон высоким эстетическим идеалам.
Драматическое – высшая форма проявления комического.
5. Эстетические чувства – это реакция человека на проявление общечеловеческих ценностей в реальном мире. К эстетическим чувствам относятся комизм, любовь, сострадание, страх, ужас и другие.
6. Эстетический вкус – система эстетических предпочтений и ориентаций, основанная на обобщенной и творческой переработке исторически обусловленных эстетических впечатлений; это деятельность человека, сообразованная с внутренней мерой каждого предмета, то есть освоение мира по законам красоты.
7. Эстетический идеал – представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека по преобразованию мира и созданию культуры; это эталон (высшее требование) к общечеловеческим ценностям, реализация которого личностью позволила бы ей достичь гармонии и совершенства.
8. Художественный образ – форма мышления в искусстве.
9. Творчество – процесс создания художественных и других ценностей личностью, обладающей способностями, одаренностью, талантом, а в исключительных случаях и гениальностью.
10. Искусство – это отстоявшаяся, выкристализавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным смыслом; это гарант восприятия мира в его целостности, хранитель целостности личности, целостности культуры и жизненного опыта человечества.
2.3 Виды искусства
Виды искусства:
Прикладное искусство
Цирк
Архитектура
Декоративное искусство
Живопись и графика
Скульптура
Литература
Театр
Музыка
Хореография
Фотография
Кино
Телевидение
Список литературы
Браим М.Н Этика делового общения,1996г.
Головин В. Азбука делового этикета, /Эхо планеты/.
Гусейнов А.А. Краткая история этики. М., 1987
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика.-М- 2000.
ДАНКЕЛ ЖАКЛИН Деловой этикет. Феникс. Ростов-на-Дону 1997.
Борев Ю. Б. Эстетика. – М., 1988.
Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. - М. - 1997.
Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л., 1980
Иванов В.Г. История этики средних веков. Л.,1984
Кривчун А. А. Эстетика: Учебник для студентов вузов. – М., 1998.–430с.
Малахов. В. Етика. - К. - 2000.
Пономарев Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990.
Росенко и др. Основы этических знаний. - М. - 1998.
Словарь по этике. Под ред. А.А. Гусейнова и И. С. Кона. - М. - 1989.
Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта,1996г.