Анализ судебной практики по признанию конкурса недействительным

этом случае лучше требовать взыскания убытков в форме упущенной выгоды от незаключенного государственного или муниципального контракта.

Заключение


Подводя итог выполненной работы, мы пришли к следующим выводам:

Судебная практика придерживается позиции, что при правильном выборе победителя, хотя и с грубыми нарушениями порядка проведения конкурса итоги конкурса не могут быть пересмотрены..

Однако, в соответствии с п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 декабря 1993 г. N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий"1 результаты конкурса признаются недействительными, если во время его проведения имели место необоснованное исключение из числа участников конкурса лиц, имеющих законное право на участие в нем, а также такие грубые нарушения порядка проведения конкурса, которые могли привести к неправильному определению победителя.

Таким образом, перед нами две различные позиции. В соответствии с первой факт наличия грубых нарушений правил проведения конкурса не является основанием для пересмотра его итогов, если, с точки зрения суда, государственная комиссия, несмотря на все нарушения, все-таки утвердила правильного победителя. По второй же - таких нарушений достаточно вне зависимости от результатов последующего подведения итогов.

Первая точка зрения представляется довольно спорной. Возьмем на себя смелость утверждать, что вторая более обоснованна.

Отсутствие зафиксированной визуальной информации о конкурсе в любом случае позволяет говорить о ее недостаточной доступности для заинтересованных лиц. Представляется обоснованным указание на обязательность публикации извещения о конкурсе в печати во всех случаях вне зависимости от объема информации и сложности текста. При этом было бы логично установить на законодательном уровне обязательный минимальный тираж содержащего информацию о торгах издания, находящийся в пропорциональной зависимости от численности населения территории, на которой будет проводиться конкурс.

Небезынтересен и вопрос об оптимальном виде требования в иске об оспаривании результатов конкурса с точки зрения последующей возможности исполнения решения суда. Это связано с тем, что договор с лицом, признанным победителем конкурса, на момент вынесения решения уже, как правило, заключен, а зачастую и исполнен. Следовательно, удовлетворение судом иска о признании сделки, заключенной по результатам торгов, недействительной и применении последствий ее недействительности становится нецелесообразным, так как возврат сторон в первоначальное положение (двусторонняя реституция) уже невозможен

Таким образом, заявление требования о признании государственного контракта недействительным и применении последствий его недействительности, а также о понуждении государственного заказчика заключить контракт с истцом, как правило, нецелесообразно, так как данные виды требований не могут привести к восстановлению нарушенных прав истца.

На основании изложенного можно предложить следующие процессуальные рекомендации истцу-конкурсанту при рассмотрении судом указанной категории споров:

в первую очередь сделать максимальный упор на подтверждении существенности нарушений проведения конкурса, допущенных заказчиком, и причинно-следственной связи между данными нарушениями и неизбежным искажением оценки заявок участников;

в зависимости от судебной практики своего региона необходимо уделить внимание доказыванию более выгодных условий своей заявки по сравнению с заявкой победителя;

правильно оценивать шансы на удовлетворение иска в том случае, если организатором конкурса не были установлены математически точные методы сопоставления заявок конкурсантов и решение о выборе победителя было принято по условной совокупности критериев. Шансы будут реальными только при явном преимуществе заявки истца по всем или подавляющему большинству оценочных параметров;

правильно определиться (пожалуй, это главное) с требованиями в исковом заявлении. Прежде чем требовать у суда признания недействительным контракта, заключенного с лжепобедителем, и применения последствий недействительности такого контракта, следует убедиться, что договор еще не исполнялся и не исполнится во время процесса. Тогда такой способ защиты права может оказаться эффективным. В противном случае подобный иск будет потерей времени по причине невозможности реституции. В этом случае лучше требовать взыскания убытков в форме упущенной выгоды от незаключенного государственного или муниципального контракта.

Список использованной литературы


Законодательные материалы


  1. Гражданский Кодекс (часть первая) // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301

  2. Гражданский Кодекс (часть вторая) // Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410,

  3. Гражданский Кодекс (часть третья) // Собрание законодательства РФ", 03.12.2001, N 49, ст. 4552.

  4. Гражданский Кодекс (часть четвертая) // Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

  5. О введении в действие части четвертой гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ //Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5497.

  6. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434

  7. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ//"Российская газета", N 163, 28.07.2005

  8. О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 // "Вестник ВАС РФ", N 8, август, 2008,

  9. Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе: Постановление Правительства от 30.06.2004 № 331 //"Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3259.

  10. Об установлении величин активов кредитных организаций и совокупной доли кредитных организаций на товарном рынке в целях осуществления антимонопольного контроля: Постановление Правительства РФ от 30.05.2007 г. № 335 // Собрание законодательства РФ", 04.06.2007, N 23, ст. 2800

  11. О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости: Постановление Правительства РФ от 10.11.2007 г. № 769 // Собрание законодательства РФ", 19.11.2007, N 47 (2 ч.), ст. 5765.

  12. Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации: Постановление Правительства РФ от 26.06.2007 г. № 409 // Собрание законодательства РФ", 02.07.2007, N 27, ст. 3296

  13. Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации: Постановление Правительства РФ от 09.06.2007 г. № 359 // Собрание законодательства РФ", 11.06.2007, N 24, ст. 2926

  14. Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации: Приказ Минобрнауки от 29.10.2008 г. № 321

  15. Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) и совокупной доли финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) на товарном рынке в целях осуществления антимонопольного контроля: Постановление Правительства РФ от 30.05.2007 г. № 334 // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2007, N 23, ст. 2799

  16. Об утверждении формы уведомления о соглашении финансовой организации: Приказ ФАС от 25.06.2007 № 184 // Российская газета", N 171, 08.08.2007.

  17. Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц: Приказ ФАС от 20.11.2006 г. № 293 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" - 02.03.2009

  18. Об утверждении положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службы: Приказ ФАС от 15.12.2006 N 324 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти - 23.02.2009

  19. Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации: Приказ ФАС от 25.12.2007 N 447 // Российская газета", N 138, 28.06.2008

  20. Об утверждении формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями предусмотренными статьями 27-31 Федерального закона «О защите конкуренции»: Приказ ФАС от 17.04.2008 N 129 // Российская газета", N 101, 14.05.2008

  21. Об утверждении формы реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов: Приказ ФАС РФ от 26.03.2008 N 95 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 19, 12.05.2008

  22. Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации: Приказ ФАС РФ от 20.09.2007 N 293 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 50, 10.12.2007.

  23. Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации: Приказ ФАС РФ от 20.09.2007 N 294 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" - 07.04.2008

  24. Об утверждении регламента Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц: Приказ ФАС РФ от 28.12.2007 N 457

  25. Об утверждении правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган: Приказ ФАС РФ от 01.08.2007 N 244 // Российская газете" - 02.02.2008

  26. Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по даче разъяснений по вопросам применения Федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства: Приказ ФАС РФ от 21.12.2007 N 442 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 26, 30.06.2008


Учебная литература


  1. Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (постатейный): подготовлен для системы консультантПлюс 2007

  2. Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. – М.: Проспект, 2008. – 512 с.

  3. Метелева Ю.А. Товарный оборот. Практика. Тенденции регулирования. ИД Юриспруденция

  4. Ткач А.Н. Комментарий к Закону РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (постатейный) // под. ред. изд-во ЗАО Юстицформ

  5. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки

  6. Сделка с уведомлением // "ЭЖ-Юрист", 2009, N 5

  7. Положительные и отрицательные решения "связных" вопросов // "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 1

  8. Антикризисные меры в туризме // "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 1

  9. Об изменениях в антимонопольном законодательстве Российской Федерации //"Законодательство и экономика", 2009, N 1

  10. Антимонопольное регулирование сделок и соглашений финансовых организаций //"Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2009, N 1

  11. Аренда публичного имущества в порядке инвестирования и возмездного отчуждения // "Право и экономика", 2008, N 12

  12. Особенности правового регулирования сделок приобретения акций-долей, совершаемых в рамках одной группы лиц // "Законодательство и экономика", 2008, N 12

  13. Правовое регулирование рынка финансовых услуг в Российской Федерации // "Финансовое право", 2008, N 12

  14. Работа с документами под грифом "Коммерческая тайна" на предприятиях малого бизнеса//"Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2008, N 12

  15. Антимонопольное законодательство в практике Конституционного суда Российской Федерации // А.С. Сухоруков // Конституционное и муниципальное право, 2008 № 13

  16. Новая практика взыскания судебных расходов по налоговым спорам // "Налоги и налогообложение", 2008, N 12

  17. Развитие судебной практики по антимонопольным делам // В. Пестриков // Корпоративный юрист, 2008 № 11

  18. Понятие группы лиц в российском антимонопольном законодательстве // "Право и экономика", 2008, N 11

  19. О важности судебного прецедента в разрешении налоговых споров // "Налоговый вестник", 2008, N 10

  20. Судебная практика, связанная с оказанием услуг по охране имущества // "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 1

  21. Судебно-арбитражная практика по делам о привлечении к административной ответственности за нарушение трудового законодательства работодателем (Продолжение) // "Трудовое право", 2009, N 1)

  22. Конфликт между фундаментальными правами работников и предпринимателей в практике Европейского суда справедливости // "Трудовое право", 2008, N 12

  23. Место судебной практики в системе источников налогового права // "Финансовое право", 2008, N 12

  24. Статья: Документирование договора поставки: анализ судебной практики ("Новая бухгалтерия", 2008, N 11)

  25. Нормы главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации через призму судебной практики // "Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии", 2008, N 11

  26. Распоряжение предметом залога без согласия залогодержателя: проблемы судебной практики // "Банковский ритейл", 2008, N 4

  27. Применение арбитражными судами законодательства о недобросовестной конкуренции // "Право и экономика", 2008, N 11

1 См.: Ершов В. Восполнение судом пробелов в трудовом законодательстве // Российская юстиция. 1993. № 24; Судебная практика в советской правовой системе. М., 1995; Яковлев В.Ф. Арбитражные суды на новом этапе судебной реформы // Журнал российского права. 2002. № 7; Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2004. № 12; Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2004; Папкова О.А. Усмотрение суда. М., 2005;

1 Адилкариев Х. Судебная практика как источник нормотворчества // Советская юстиция. 1989. N 23. С. 14.

1 "Российская газета", N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.

2 "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.

3 "Вестник ВАС РФ", N 4, 2006 (Обзор)

1Определение ВАС РФ от 07.10.2008 N 12342/08 по делу N А14-11607/394/17; Определение ВАС РФ от 19.03.2008 N 3251/08 по делу N А14-554/2007-36/2; Определение ВАС РФ от 15.06.2007 N 6336/07 по делу N А45-9449/06-42/245; Постановление ФАС СЗО от 21.11.2008 по делу N А56-45203/2007; Постановление ФАС СЗО от 31.10.2008 по делу N А56-15832/2007; Постановление ФАС СЗО от 31.10.2008 по делу N А52-223/2008; Постановление ФАС СЗО от 09.10.2008 по делу N А56-44364/2006; Постановление ФАС СЗО от 04.09.2008 по делу N А56-48564/2006; Постановление ФАС СЗО от 23.06.2008 по делу N А13-7803/2007

2 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2002 г. N А05-5642/01-344/4.

1 Постановление Президиума ВАС РФ от 13 октября 1998 г. N 3784/97; Постановление ФАС СЗО от 27.11.2008 по делу N А21-65/2008

1 Определение ВАС РФ от 05.02.2009 N 81/09 по делу N А73-2752/2008-51; Постановление ФАС СЗО от 08.02.2008 по делу N А56-19382/2006; Постановление ФАС СЗО от 18.01.2008 по делу N А56-8528/2007; Постановление ФАС СЗО от 29.07.2008 по делу N А26-4176/2007

2 Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 25 сентября 2006 г. по делу N А12-9678/06-С37-5/5.

1 Постановление ФАС Уральского округа от 21 марта 2006 г. N Ф09-530/06-С6.

2 "Вестник ВАС РФ", N 2, 1994

1 Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29 ноября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/3642

2 Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 декабря 2005 г. N Ф03-А04/05-1/4211

1 Постановление ФАС СЗО от 04.06.2008 по делу N А56-778/2007. По вопросу об отказе в передаче в Президиум ВАС РФ дела N А56-778/2007 для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 12.12.2007, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 и данного постановления см. определение ВАС РФ от 05.08.2008 N 10137/08.

2 Виноградова Л. Иски о признании торгов недействительными: проблемы и пути их решения // spb.arbitr/index?tid=633200040

1 Новоселова Л.А. Публичные торги в рамках исполнительного производства.

2 Там же

1 дело N А40-26609/07-16-265, рассмотрено Арбитражным судом г. Москвы, Определением от 14 сентября 2007 г. утверждено мировое соглашение сторон.

1 Постановление ФАС Московского округа от 8 ноября 2001 г. по делу N КА-А41/6292-01.

1 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 сентября 2001 г. по делу N А42-7236/00-13-1124/01.

1 Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 января 2008 г. по делу N Ф04-546/2008(1208-А75-11).

2 См., напр., Постановления ФАС Московского округа от 6 июня 2006 г. по делу N КГ-А40/4938-06 и от 29 июня 2007 г. по делу N КГ-А40/4552-07-2, ФАС Северо-Кавказского округа от 2 мая 2006 г. по делу N Ф08-1732/2006.

1 Постановление ФАС Московского округа от 13 мая 2008 г. N КГ-А40/3911-08 по делу N А40-34266/07-58-302.

1 См., напр., Постановление ФАС Московского округа от 2 ноября 2007 г. по делу N КГ-А40/11304-07.

2 Постановление ФАС СЗО от 15.01.2009 по делу N А05-3639/2008

1 "Вестник ВАС РФ", N 2, 1994