Технология подготовки аналитической информационной продукции в библиотеке
ПРИЛОЖЕНИЯ.Приложение 1.
Кодировочная инструкция.
Цель анализа- количественная характеристика содержания изученных публикаций.
Задачи анализа:
1. Выявить основные функции методической деятельности;
2. Охарактеризовать авторов публикаций;
3. Определить жанр публикаций.
Объект анализа- публикации о научно-методической деятельности библиотек в специальной печати (1993-1998 гг.).
Категории и единицы анализа.
Категории анализа | Коды | Единицы анализа | Коды |
1 | 2 | 3 | 4 |
Функции методической деятельности | Ф |
Аналитическая Внедренческая Инновационная Информационная Исследовательская Консультационная (Консалтинговая) Педагогическая Прогностическая |
Ф1 Ф2 Ф3 Ф4 Ф5 Ф6 Ф7 Ф8 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Рекламная Социологическая Технологическая Управленческая ( организа-ционно-управленческая, организационная ) Экспериментальная Экспертная |
Ф9 Ф10 Ф11 Ф12 Ф13 Ф14 |
||
Характеристика автора | Х |
Государственный служащий Журналист Научный работник Практический работник Преподаватель ВУЗа |
Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 |
Объем статьи | О |
Детальная характеристика ( более 3-х предложений) Краткая характеристика ( 2-3 предложения) Упоминание |
О1 О2 О3 |
Жанр статьи | Ж |
Описание опыта Постановка проблемы Теоретическая |
Ж1 Ж2 Ж3 |
Единицы счета: частота встречаемости единиц анализа.
Порядок выполнения работы:
Информационный поиск и отбор документов- объектов анализа, обеспечение репрезентативности выборки;
Разработка образцов учетных документов (карточек наблюдения и регистрации), таблиц, матриц;
Анализ содержания документальных источников, заполнение карточек наблюдения и регистрации;
Сортировка сформированного массива карточек, нумерация карточек;
Кодировка категорий и единиц анализа;
Количественная обработка эмпирических данных:
6.1 Суммарный просчет удельного веса каждой единицы наблюдения в общем массиве данных по формуле:
К=число единиц анализа фиксирующих данную категорию/ общее число единиц анализа
( Приложение 2)
Оценка по методике «совпадающих случаев» функций методической деятельности. Построение по результатам анализа документов: матрицы данных (приложение 2) и матрицы случайностей (приложение 3);
Интерпретация полученных результатов. Подготовка выводов по результатам контент-анализа.
Приложение 2.
Функции методических отделов ( по результатам контент-анализа публикаций)
Наименование функции | Частота встречаемости |
1 | 2 |
Организационно-управленческая ( управленческая, организационная) | 16 |
Исследовательская | 11 |
Аналитическая | 8 |
Информационная | 8 |
Педагогическая | 7 |
Консультационная (консалтинговая) | 6 |
Внедренческая | 5 |
Экспериментальная | 4 |
Инновационная | 2 |
Прогностическая | 2 |
Технологическая | 2 |
Рекламная |
1 |
Социологическая | 1 |
Экспертная | 1 |
Приложение 5.
Характеристика «связей» функций научно-методической деятельности библиотек.
Связанные признаки* | V-P |
1 | 2 |
7-8 | 0.140 |
3-8 |
0.115 |
2-7 | 0.114 |
3-7 | 0.098 |
2-8 | 0.091 |
2-3 | 0.089 |
2-4 | 0.089 |
1-2 | 0.081 |
6-7 | 0.075 |
4-8 | 0.07 |
7-11 | 0.07 |
2-5 | 0.068 |
4-5 | 0.065 |
1-7 | 0.058 |
3-10 | 0.058 |
4-7 | 0.053 |
2-11 | 0.045 |
1 | 2 |
6-8 | 0.041 |
3-6 | 0.037 |
4-6 | 0.037 |
1-5 | 0.035 |
1-11 | 0.023 |
1-8 | 0.012 |
3-4 | 0.003 |
10-12 | 0.0009 |
10-13 | 0.0009 |
11-12 | 0.0009 |
11-13 | 0.0009 |
12-13 | 0.0009 |
Номера функций даны по их расположению в матрице случайностей.
Приложение 6
Список методической продукции, выявленной по книжной летописи.
Армия и флот России: Воен.-патриот. лит.: Библиограф. и метод. материалы / РГБ; Отд. воен. Лит.; Сост.: Н.В. Лощенкова и др..-М.,1997.-277 с.
Безопасность библиотек и библиотечных фондов: Сб инф. Материалов / РНБ; Сост.: А.В. Лихоманов.-СПб.,1994.-36 с.
Библиографическая деятельность библиотек: Учеб пособие / ТГУ ; Сост.: Л.А. Пронина, В.И. Задорожный.-Тамбов,1997.-32 с.
Библиографическое описание электронных ресурсов: Метод. рекомендации / РГБ, Межрегион. комитет по каталогизации; Сост.: Бахтурина Т.А..-М.,1997.-20 с.
Библиотека и милосердие: Метод. рекомендации / Краснояр. Гос. краев. Науч. б-ка; Сост.: Н.П. Кирилина.-Красноярск,1995.-43 с.
Библиотека и экология: Метод. рекомендации для участников Всерос. Смотра-конкурса б-к по эколог. Просвещению населения / РГЮБ.-М.,1996.-28 с.
Библиотекарь и читатель: Профессиональный тренинг: Метод пособие / РНБ; Сост.: О.С. Либова.-СПб.,1997.-86 с.
Библиотеки: Начальное профессиональное образование в новых социально-экономических условиях: Аналит. Обзор / Рос. академия образования; Гос.науч. педаг. б-ка ; Сост.:Н.Ф. Галуцкая.-М.,1995.-29 с.
Библиотеки вузов центра России: Опыт работы: Сб. ст. / Твер. гос. техн.
Ун-т, Зон науч. б-ка.-Тверь,1998.-75 с.
Бачалдин Б.Н., Инькова Л.М. Менеджмент в научно-методической работе: В помощь библиотекарю / РГБ.-М.,1993.-225 с.
Библиотеки России в новой правовой среде: Обзорно-аналитические материалы /РНБ; Сост.: Е.И. Борисова и др..-СПб,1996.-99 с.
Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: Материалы в помощь проведению занятий с мл. школьниками: Вып 11 / Гос. науч. педагог. б-ка; Сост.: Т.В. Чулкина.-М.,1997.-60 с.
Бизнес-план в научно-технических библиотеках: Рекомендации / ГПНТБ.-М.,1997.-29 с.
Великая Отечественная: Нравственные уроки истории: Методико-библиографич. консультация / РГЮБ; Сост.: Л. А. Амилова.-М.,1994.-39 с.
Владимир- город знакомый и незнакомый: Метод-библиогр. материалы / ОУБ им. А.М. Горького.-Владимир,1996.-90 с.
Военно-патриотическая литература: Метод. рекомендации / РГБ.-М.,1994.-187 с.
Вопросы организации и функционирования специализированных отделов литературы по искусству в ЦБС: Инструктивно-метод. рекомендации / Краснояр. гос. краев. науч. б-ка; Сост.: Т.А. Захаренкова.-Красноярск,1995.-41 с.
«Говорящая» книга в публичной библиотеке: Прак. Пособие / Рос. гос. б-ка для слепых; Сост.: А.С. Шапошникова.-М.,1994.-18 с.
Доклад о деятельности государственных библиотек Алтайского края в 1996 году: Сб. / Алт. библ. об-во; Алт. гос. науч. б-ка; Сост.: Е.Н. Корылева.-Барнаул,1997.-48 с.
Дорогая моя столица: Метод.-библиогр. материалы / РГЮБ.-М.,1997.-41 с.
Игровая экология: Презентация игр: Методико-библиог. материалы / РГЮБ; Сост.:А.А.Панина.-М.,1997.-23 с.
Имена авторов особых категорий в заголовке библиографической записи: Метод. рекомендации / РГБ, Межрегион. комитет по каталогизации; Сост.: И.С. Дудник.-М.,1996.-39 с.
Инициативная деятельность библиотек: Платные услуги и обслуживание: Научно-практическое пособие / РГБ; Сост.: С.Д. Колегаева, О.Ф. Бойкова.-М.,1996.-202 с.
Информационно-библиографическое обеспечение учебной деятельности первокурскника: Метод. рекомендации и практикум для читателей / Новосиб. гос. техн. Ун-т; Сост.: И.С. Гелер, В.Н.Удотова.-Новосибирск,1997.-30 с.
Информационно-поисковый язык на основе ББК для электронного каталога: Метод. пособие / РГБ; Отд. автоматизации б-к; Сост.: О.А. Лавренкова.-М.,1996.-59 с.
Книговедческое аннотирование и систематизация книжных памятников: Метод. рекомендации / РГБ; Науч.-исслед. Отделредкой книги: Сост.: Л.И. Бердников и др..-М., 1997.-81 с.
Кузьминых Т.Н. Библиографическое описание документов: Метод. рекомендации / Кемер. ин-т усовершенствования учителей; Кемер. ин-т искусств и культуры.-Кемерово,1995.-27 с.
Куликова Л.В., Могиливер В.В. Управление и экономика библиотек в переходный период: Материалы для руководителей библиотек / РНБ.-СПб.,1994.-151 с.
Культура чтения. Качество усвоения. Скорость чтения: Практ. Курс: Метод. пособие / Сост.: Зигинов М.А..-М.: Шк. рацион. чтения, 1995.-32 с.
Малыш читает сам: «Помогайка»: Вып. 2: Методико-библиографическое пособие / РГДБ; Сост.: Р.А. Соколов, И.И. орлова.-М.,1995.-28 с.
Маргетинг информации архивного фонда Российской Федерации: Справочно-метод. пособие / Рос. архив: ВНИИДАД.-М.,1995.-96 с.
Методическое пособие по применению международного коммуникативного формата UNIMARK : Руководство по применению: В 3-х ч. / ГПНТБ; Подг.: Э.Ш. Лобановой, Е.Е. Фроловой; под общ. ред. Я.Л. Шрайберга.-М.,1995.- 55 с.
Мордовский народ и край в периодической печати Поволжья 19 столетия: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост.:Ю.А. Мишанин.-Саранск: Изд-во Саранск. ун-та,1997.-76 с.
Муниципальные библиотеки Кузбасса: Справочник-путеводитель: Вып.2 / Кем. обл. науч. б-ка им. В.Д. Федорова.-Кемерово, 1997.-218 с.
Научно-методическая работа областной, краевой, республиканской детской библиотеки в новых условиях: Аналитические материалы / РГДБ.-М.,1994.-22 с.
Организация работы республиканской, краевой, областной универсальной научной библиотеки: Ч.3: Управление библиотекой: Метод. рекомендации / РГБ.-М.,1995.-197 с.
Организация технологических процессов систематизации документов в РГБ: Инструкции и метод. рекомендации / РГБ; Отд. сист. и предм. кат.; Сост.: В.С. Бутман и др..-3-ие изд., перераб..-М., 1996.-67 с.
Основы изобразительного искусства массовому читателю: Метод рекомендации / РНБ; Сост.: Галенко С.Д..-СПб.,1994.-18 с.
Педагогическая литература в фонде библиотек общеобразовательных учреждений: Метод рекомендации / Рос. академия образования; Гос. науч. пед. б-ка; Авт.-сост.: Сергеева Р.В..-М.,1995.-19 с.
Планирование действий библиотеки на случай аварийных ситуаций: Метод пособие ИФЛА / РНБ; перевод: Э.Г. Вершининой.-СПб.,1997.-60 с.
Последний евразиец: Жизнь и книги Л.Н. Гумилева: Метод-библиогр. консультация / РГЮБ.-М.,1997.-49 с.
Постижение добра: Как сделать книгу открытием: Методика презентации книг нравственно-этического содержания / РГЮБ; Сост.: С.А. Забельшинская.-М.,1994.-24 с.
Правила составления библиографического описания старопечатных картографических произведений 16-18 вв.: Метод. рекомендации / РГБ.-М.,1996.-171 с.
Примерные методические документы по предметному каталогу областных библиотек / РНБ; Сост.: П.П. Суворова.-СПб.,1994.-20 с.
Проблемы научно-исследовательской работы библиотек Алтая-96: Сб. ст. / Алт. краев. науч. б-ка ; ред.-сост.: Н.А. Жеребятьева, Н.Г. Ткаченко.-Барнаул, 1997.-46 с.
Психолог в детской библиотеке: Проблемы. Методика. Опыт: Сб. метод. материалов / РГДБ; Сост.: Г.Р. Армедеров и др..-М.,,1994.-43 с.
Путь длиною в 60 лет: Метод. рекомендации посвященные 60-детию Кировской области / Киров. обл. науч. б-ка; Научно-метод. отд.; Сост.: Кропачева Л.А., Лялина Н.П..-Киров,1995.-32 с.
Радзивиловская летопись 15 века: метод. материалы / Владимир. ОНБ; Отд. краев. библиогр.; Сост.: Е.В. Виллирионова.-Владимир,1995.-27 с.
Розова Н.М., Герасимова Л.М. Традиционный библиографический поиск в библиотеке Российской академии наук: Метод. рекомендации / Б-ка РАН.-Спб.,1997.-113 с.
Сергей Александрович Есенин ( 1895-1925): К 100-летию со дня рождения: Методико-библиогр. материалы / РГБ.-М., 1995.-64 с.
Система повышения квалификации кадров в ГПНТБ СО РАН: Орг.-мет.и учеб. материалы / ГПНТБ СО РАН.-Новосибирск, 1996.-92 с.
Список методико-библиографических материалов областных, краевых, республиканских детских библиотек России / РГДБ; Сост.: К.А. Полянска.-М.,1995.-18 с.
Улицы нашего города носят их имена: Методико-библиогр. пособие / Курс. ОНБ; Сост.: И.А. Фомина.-Курск: Курскинформпечать. 1995.-54 с.
Управление и экономика библиотек в переходный период: Метод. рекомендации / РНБ; Сост.: Л.В. Могилевер.-СПб.,1994.-30 с.
Уроки жизни: Семья как первый учитель: Методико-библиогр. материалы в помощь библиотекарям и учителям / РГЮБ; Сост.: С.И. Забельшинская.-М.,1995.-44 с.
Фенелонов Е.А. Управление общедоступными библиотеками в современной России: Пособие в помощь самообразованию библиотечных работников / РГБ.-М.,1997.-175 с.
Формирование, софранение и использование единого фонда книжных памятников страны: Метод рекомендации / РГБ; Сост.: Кондакова Т.И., ПетроваЛ.Н..-М.,1997.-59 с.
Что? Где? Когда?...: Инф.-аналит. бюллетень / РГДБ; Научно-метод. отд.; Сост.: Горемова Е.М..-М.,1995.-119 с.
Шамаева С.Е. Библия или книга книг: Метод. пособие для учителей, библиотекарей, руководителей.-Воронеж,1996.-74 с.
Экология и библиография: Сб.методико-библиогр. материалов / МК РФ; РГЮБ; Сост.: А.И. Рублева и др..-М.,1997.-63 с.
Юристом можешь ты не быть...: Воспитание гражданственности и нравственно-правовой культуры молодежи в библиотеке: Методико-библиогр. консультация /РГЮБ; Сост.: Л.В. Алимова.-М.,1996.-32 с.
Приложение 7
Формально-содержательная характеристика методических материалов для библиотек.
№ п/п | Библиографическое описание | Заявленный вид/ жанр | Фактический вид жианр | Соответствие соде ржания виду/ жанру |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Библиографическое описание электро-нных ресурсов: Метод. рекомендации/ РГБ; Сост.:Бахтурина Т.А. и др..-М.,1997.-30 с. | Метод. рекомендации | Метод. рекомендации |
Абсолютное несов Падение |
2 | Библиотека и милосердие: Метод. рекомендации / | |||
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
Кодировочная инструкция.
Цель анализа- количественная характеристика содержания изученных публикаций.
Задачи анализа:
1. Выявить основные функции методической деятельности;
2. Охарактеризовать авторов публикаций;
3. Определить жанр публикаций.
Объект анализа- публикации о научно-методической деятельности библиотек в специальной печати (1993-1998 гг.).
Категории и единицы анализа.
Категории анализа | Коды | Единицы анализа | Коды |
1 | 2 | 3 | 4 |
Функции методической деятельности | Ф |
Аналитическая Внедренческая Инновационная Информационная Исследовательская Консультационная (Консалтинговая) Педагогическая Прогностическая |
Ф1 Ф2 Ф3 Ф4 Ф5 Ф6 Ф7 Ф8 |
1 |
2 |
Рекламная Социологическая Технологическая Управленческая ( организа-ционно-управленческая, организационная ) Экспериментальная 3 |
Ф9 Ф10 Ф11 Ф12 Ф13 4 |
Экспертная | Ф14 | ||
Характеристика автора | Х |
Государственный служащий Журналист Научный работник Практический работник Преподаватель ВУЗа |
Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 |
Объем статьи | О |
Детальная характеристика ( более 3-х предложений) Краткая характеристика ( 2-3 предложения) Упоминание |
О1 О2 О3 |
Жанр статьи | Ж |
Описание опыта Постановка проблемы Теоретическая |
Ж1 Ж2 Ж3 |
Единицы счета: частота встречаемости единиц анализа.
Порядок выполнения работы:
Информационный поиск и отбор документов- объектов анализа, обеспечение репрезентативности выборки;
Разработка образцов учетных документов (карточек наблюдения и регистрации), таблиц, матриц;
Анализ содержания документальных источников, заполнение карточек наблюдения и регистрации;
Сортировка сформированного массива карточек, нумерация карточек;
Кодировка категорий и единиц анализа;
Количественная обработка эмпирических данных:
6.1 Суммарный просчет удельного веса каждой единицы наблюдения в общем массиве данных по формуле:
К=число единиц анализа фиксирующих данную категорию/ общее число единиц анализа
( Приложение 2)
Оценка по методике «совпадающих случаев» функций методической деятельности. Построение по результатам анализа документов: матрицы данных (приложение 2) и матрицы случайностей (приложение 3);
Интерпретация полученных результатов. Подготовка выводов по результатам контент-анализа.
Приложение 2.
Функции методических отделов ( по результатам контент-анализа публикаций)
Наименование функции | Частота встречаемости |
1 |
2 |
Организационно-управленческая ( управленческая, организационная) | 16 |
Исследовательская | 11 |
Аналитическая | 8 |
Информационная | 8 |
Педагогическая | 7 |
Консультационная (консалтинговая) | 6 |
Внедренческая | 5 |
Экспериментальная | 4 |
Инновационная | 2 |
Прогностическая | 2 |
Технологическая |
2 |
Рекламная | 1 |
Социологическая | 1 |
Экспертная | 1 |
Приложение 5.
Характеристика «связей» функций научно-методической деятельности библиотек.
Связанные признаки* | V-P |
1 | 2 |
7-8 | 0.140 |
3-8 |
0.115 |
2-7 | 0.114 |
3-7 | 0.098 |
2-8 | 0.091 |
2-3 | 0.089 |
2-4 | 0.089 |
1-2 | 0.081 |
6-7 | 0.075 |
4-8 | 0.07 |
7-11 | 0.07 |
2-5 | 0.068 |
4-5 | 0.065 |
1-7 | 0.058 |
3-10 | 0.058 |
4-7 | 0.053 |
2-11 | 0.045 |
6-8 | 0.041 |
3-6 | 0.037 |
4-6 | 0.037 |
1-5 | 0.035 |
1-11 | 0.023 |
1-8 | 0.012 |
3-4 | 0.003 |
1 | 2 |
10-12 | 0.0009 |
10-13 | 0.0009 |
11-12 | 0.0009 |
11-13 | 0.0009 |
12-13 | 0.0009 |
Номера функций даны по их расположению в матрице случайностей.