Налоговая система и ее роль в регулировании рынка

у нас в прежнем законодательстве: облагаемая прибыль уменьшалась на сумму, составлявшую 30 % затрат на проведение наyчно-исследовательских и опытно-констрyкторских работ. Было бы целесообразно и сейчас установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично (например, 50 %) входят расходы на НИИ и ОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.

Идея всемерной поддержки сельскохозяйственного производства, стремление способствовать возрождению российской деревни пронизывает все наше налоговое законодательство. Например, Законом "О налогообложении доходов банков" предусмотрено, что ставка налога на доход банка составляет 30 %. В то же время установлено, что коммерческим банкам, имеющим удельный вес кредитных вложений в сельскохозяйственную деятельность не менее 50 % всех вложений, ставка налога на доходы устанавливается на треть ниже общей - 20 %.

Объективно это значит, что если при типовой процентной ставке, например, 18 % можно предоставлять ссуды сельскохозяйственным предприятиям и фермерам под 15 % годовых и при этом кредитор (банк) не только не теряет часть прибыли, но даже выигрывает за счет льготного налогообложения.

Все более строгие нормативы и большие штрафы вводятся по экологической безопасности. Предприятия, загрязняющие экологическую среду платят соответственно большие налоги, чем экологически чистые. Но к сожалению, в настоящее время человечество не может обойтись без вредных предприятий, но имеет возможность снизить уровень загрязнения окружающей среды. Посредством увеличивающих коэффициентов налоговая система стимулирует стремление предприятий к установлению дополнительных фильтров, отстойников для выбрасываемых отходов и т.д.

Следующая функция налогов -  распределительная, или, вернее, перераспределительная. Главная задача экономики любой страны состоит в том, чтобы учитывая ограниченные запасы ресурсов распределить с наибольшей полезностью. Для этого нужно определить программу, т.е. решить, какие виды товаров требуется производить; распределит ресурсы между производителями; после производства товаров нужно их наиболее целесообразным образом распределить между потребителями. Все это распределяется с помощью бюджетно-налоговой политики. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Легко, например, проследить процесс регулирования государством рынка с/х продукции. Оно может увеличить некоторые налоги вне с/х сфере и ввести дополнительные льготы и дотации в с/х сфере. Заинтересованность производителей в увеличении объема производства очевидна, и как следствие - увеличение объема предложения на с/х рынке, а возможно и создание новых вакансий в сфере производства с/х продукции.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Наконец, последняя функция налогов -  фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.


  1. Кривая Лаффера.

В специальной экономической литературе часто упоминается о кривой Лаффера (или Лэффера), устанавливающей зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами государственного бюджета. Профессор А. Лаффер сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятельность частного сектора, т.е. именно заинтересованность хозяйственных агентов является движущей силой процветающей экономики.

БД


БДmax



Нормальная Запретная

зона зона



0 Нст* 100 Нст, %

рис. 2.1.

Кривая Лаффера изображена на рис. 2.1.3 Где: БД - это доходы бюджета; Нст- налоговая ставка (в процентах от 0 до 100); Бдmax - максимально возможная величина доходов бюджета; Нст* - предельная ставка, при которой доходы бюджета достигают максимального значения.

Эта кривая наглядно показывает, что повышение налоговой ставки лишь до определенного предела способствует росту налоговых поступлений в бюджет, подходя по кривой к отметке предельной ставки (ее Лаффер считаем примерно равной 30%-там от суммы дохода) мы видим, что рост поступлений налогов замедляется, а когда уровень налоговой ставки переходит эту отметку идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Это можно объяснить следующим образом: когда Нст достигает определенного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы от прежнего объема работы, к которому применяется налогообложение, и как следствие часть "честных" налогоплательщиков переходит из "легального" в "теневой" сектор экономики, т.к. повышение налоговых ставок изменяет налоговое бремя только честных налогоплательщиков.

Можно привести еще одно пояснение. Как только повышается налоговый пресс на доход, производство становится менее рентабельным. Следовательно хозяйственные субъекты начинают искать то, что поможет им вернуть рентабельность предприятия. Одним из выходов иногда является переориентация на производство другой продукции, сокращение численности персонала и т.п. И наоборот, при уменьшении налогового пресса создаются благоприятные условия для расширения производства. Я хочу показать, что кривая Лаффера верна и в регулировании трех основных рынков. Изменением налоговых ставок на различные отрасли или отдельные продукты, как правило, ведет к количественным изменениям на рынках. Примером действия данной зависимости в российской практике может служить повышение в 1993 году акцизного налога на водку до 90%, в результате чего производство ликероводочных изделий сократилось на 80%, а бюджет недополучил 1 трлн. руб. налогов. Таким образом вместо увеличения налоговых поступлений получился их недобор и резко сократилось предложение на рынке товаров и услуг ликероводочной продукции, а на рынке рабочей силы увеличилось предложение рабочей силы.

Влияние изменения уровня налогообложения на экономическую активность и налогооблагаемую базу Лаффер воплотил в кривой на рис.2.2. Где НБ - это база для исчисления налога; Нст - налоговая ставка; линия А - доходы, подлежащие налогообложению; линия В - реально облагаемые доходы; заштрихованная область - это доходы скрываемые от налогообложения. Т.е. по сути, эти кривые Лаффера отражают одну и ту же истину: чем больше налоговая ставка, тем больше доходов хозяйственные субъекты скрывают от уплаты налогов, тем больше их переходит в теневую экономику, тем меньше становится база для налогообложения и (с определенной Нст) меньше налоговых отчислений поступает в бюджет. Кстати, по данным директора департамента налоговой полиции РФ, более 40% товарно-денежного оборота страны приходится на криминальные структуры, которые вообще не платят налогов. Если посмотреть на рис. 2.2., то мы увидим где сейчас находится уровень Нст РФ.


3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.


Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определённых товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведённых товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт и подсказал главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Современные принципы налогообложения:

  1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учётом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. А так как возможности разных физических и юридических лиц различны, то для них должны быть установленные дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным (см. ниже, по мнению некоторых экономистов). Согласно этому принципу те, кто получает большие доходы, должен платить и большие налоги, а те, кто получает меньшие доходы, должен платить и меньшие налоги. Применение этого принципа аргументируют законом Энгеля, согласно которому, чем меньше доход, тем большая доля расходов на предметы первой необходимости, в основном на питание, а чем больше доход, тем меньшая его доля тратиться на продукты питания и предметы первой необходимости и большая доля затрачивается на предметы роскоши. Из этого следует, что налогообложение групп населения с высокими доходами лишает их возможности купить ряд предметов роскоши, в то время как на бедные слои уменьшают их возможность купить предметы первой необходимости. Но данный закон н учитывает то, что обычно больший доход получают те, кто больше работает и чья квалификация выше, и если стремиться к уравниванию их дохода посредством увеличения налогового пресса, то стимулы к такого рода у последних пропадут. Это означает, что сильно увеличится доля людей с низкими заработками, что в свою очередь повлечет за собой очень негативные последствия в экономике страны.


  2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере прохождения по производственной цепочке вплоть до конечного продукта, облагается налогом только один раз ( в отличие от налога с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.

  3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или не своевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

  4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

  5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям.

  6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом ГЭП. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.


Существуют и такие два взгляда на проблему распределения налогового бремени в экономике как принцип получения благ и концепция платежеспособности.


ПРИНЦИП ПОЛУЧЕНИЯ БЛАГ.

Кто получает большую выгоду от предлагаемых государством товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе принципа налогообложения благ. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования строительства и ремонта автодорог. Те, кто получает выгоду от хороших дорог, оплачивает затраты на эти дороги. Тем не менее, если точно и широкомасштабно применить принцип получения благ, то возникнут следующие проблемы:

  1. Как определить количество получаемых благ, которые отдельные предприниматели или хозяйства получают от системы образования, национальной безопасности, милицейской, пожарной и др. служб и т.д.

  2. По этому принципу получается, что те, кто получают блага от государства должны платить с них налоги. Но было бы просто нелепо брать налоги с пособий, которые даёт государство малоимущим и безработным.


КОНЦЕПЦИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ.

Принцип платежеспособности базируется на идее, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного дохода и уровня благосостояния. Т.е. отдельные лица или предприниматели с более высокими доходами будут выплачивать более высокие налоги - как в абсолютном, так и в относительном выражении, - чем те, кто имеет более скромные доходы.

Защитники этой теории приводят доводы, что каждая дополнительная денежная единица, полученная физическим или юридическим лицом, будет влечь за собой всё меньшее и меньшее приращение удовлетворения. Это происходит в силу рациональности потребителей: первые денежные единицы полученного дохода в любой период времени будут потрачены на товары первой необходимости, т.е. на те товары, которые принесут наибольшую пользу, а каждые последующие не на столь важные и необходимые товары или услуги. Отсюда следует, что денежная единица изъятая у лиц с большим доходом будет иметь меньший удельный вес в его доходе, чем у лица с меньшим доходом. Поэтому с социальной точки зрения налоги должны быть распределены в соответствии с получаемым доходом.

Но сразу видны некоторые трудности этого принципа. В частности - во сколько именно раз большую возможность платить налоги имеет первое лицо по сравнению со вторым ? Должен ли более богатый человек выплачивать в виде налогов ту же долю своего более большего дохода или большую ?

Проблема заключается в том, что не имеется научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. А на практике ответ строится только лишь на предположениях и догадках.


ПРИНЦИП ПОЛУЧАЮЩИХ ПРЕИМУЩЕСТВА.

Этот принцип означает, что те, кто выигрывает от данной правительственной программы должны платить за их осуществление. Данный принцип прекрасно работает когда дело касается оплаты пользования автодорогой, пляжем, строительства моста и т.п. Но его применение имеет свои границы. «Например, разве честно предлагать семьям с низкими доходами или инвалидам самим оплачивать стоимость программ правительственной помощи неимущим?» Но цивилизованное общество обязано поддерживать такие семьи.


4. КОНТРОЛЬ ЗА УПЛАТОЙ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ


На уровне страны.

Для борьбы с налоговыми преступлениями в Российской Федерации создана специальная служба - Департамент налоговой полиции, действующая на основании Закон РФ от 24.06.93 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Задачей налоговой полиции является выявление , предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций и защита их сотрудников.

Налоговая полиция наделена очень широким объёмом прав:

  • проводить оперативно-розыскные мероприятия и дознание;

  • исполнять принятые судами решения;

  • налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц.


Должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются как к административной, так и к уголовной и дисциплинарной ответственности.

Например, согласно статьи 162-2 Уголовного Кодекса РФ за сокрытие полученных доходов (прибыли) в особо крупных размерах (если налог с сокрытых объектов превышает 1000-кратный размер минимальной оплаты труда) виновный может быть наказан лишением свободы до 5 лет и конфискацией имущества либо штрафом от 300 до 500 размеров минимальной оплаты труда.

На уровне предприятия.

Чтобы не попадать под штрафы и др. меры наказания необходимо правильно вести бухгалтерский учет на предприятиях. Так, например, если бухгалтер ошибся в уплате налогов или неправильно оформил соответствующие документы, то предприятия платит штраф и платит сокрытую сумму. В журнале "Налоги и платежи" № 1 за 1997 год есть статья о правильном ведении рациональной учетной политики на предприятии. Здесь разъясняется как правильно определить выручку, учесть затраты на производство продукции, оценить имеющиеся производственные запасы, какие предметы могут быть отнесены к основным средствам и к малоценным и быстроизнашивающимся предметам ( далее МБП) и др. Главная идея которой состоит примерно в том, что если рентабельность предприятия невелика, то нецелесообразно его расширять, чтобы получить большую прибыль, а необходимо качественно перестроить ведение учетной политики предприятия. Нужно уметь пользоваться льготами, не допускать ошибок в расчетах и т.п.

О технических ошибках в налоговых расчетах говорится в № 4 того же журнала. Для их недопущения предлагается использовать технологии внутреннего самоконтроля налоговых расчетов. Здесь описаны наиболее частые ошибки и пути к их избежанию, основанные, главным образом, на недопущении влияния на результаты отдельных личностей. Для обеспечения этого предлагается внедрить технологии внутреннего самоконтроля налоговых расчетов, что требует создания четырех трупп сотрудников:

  1. Исполнители. Они отвечают за выполнение планов-графиков, заполнение технологических карт и т.п.

  2. Контролеры. Эта группа проверяет работу исполнителей.

  3. Эксперты, которые должны обосновывать налоговые решения.

  4. Руководители. Эта группа назначает экспертов, контролеров и исполнителей, ставит перед ними задачи, разрешает возникающие разногласия и т.д.

Что примечательно, каждая группа, за исключением экспертов, может состоять из одного человека ( экспертов і 2). Один человек может совмещать несколько функций, кроме контролера и исполнителя. Таким образом, минимальное число людей, необходимое для внедрения технологий внутреннего контроля налоговых расчетов составляет 2 человека, максимальное количество не ограничено.

Более документально это предложение раскрыто в № 5 того же журнала. Здесь проявлены функции и механизм работы экспертной комиссии, приведены бланки документов, необходимых для организации и функционирования технологий внутреннего контроля.

Очень полезный совет об организации формального контроля первичных документов, к которым относятся не только (по мнению некоторых людей) счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты и т.п., но и договоры, акты сдачи-приемки, гарантийные письма и пр. дается в № 6 "Налоги и платежи", 1997 г. В этой статье приводятся практичные рекомендации по организации и функционировании контроля первичных документов, по созданию памяток и инструкций, а также приведены бланки необходимых для этого документов.


  1. НЕОБХОДИМОСТЬ ОПТИМИЗАЦИИ

НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.


Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальной памяти перестройки и самих принципов налогообложения.

Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. В условиях нашей страны с ее прежней приверженностью к пятилетним планам (хотя с позиции хозяйственной целесообразности трудно определить преимущества наших пятилеток перед французскими, например, четырехлетками) период относительной стабильности целесообразно принять равным 5 годам.

Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

Например, налог на перепродажу вычислительной техники и персональных компьютеров носит конъюнктурный характер: уляжется "бум" в области реализации указанных товаров, отечественные цены на них приблизятся к мировым, и налог этот потеряет смысл. Сейчас в России действует почти три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем, но в целом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия по странам, и налоговая система Швеции отличается от действующей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС налоговая система унифицировалась и с 1 января 1993 года остались лишь несущественные различия.

Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель. Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.

За последние годы система взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом претерпевала неоднократные серьезные изменения. Хотя эти изменения были различными по своему характеру, но можно утверждать, что они отличались определенной внутренней логикой. Это утверждение базируется на том факте, что каждое последующее изменение было шагом вперед по пути предоставления предприятиям широкой хозяйственной самостоятельности. Началось это движение с экономической реформы 1965-1966 гг., когда впервые в нашей хозяйственной практике предприятиям было разрешено создавать за счет своей прибыли фонды экономического стимулирования: фонд развития производства, фонд социально-кyльтyрных мероприятий и жилищного строительства, фонд материального поощрения. По сравнению с прежним порядком, когда предприятия были совершенно бесправны в распоряжении своей прибылью, это был принципиально важный шаг, впервые подводивший под юридически провозглашенные лозунги самостоятельности предприятий реальную экономическую базу. Реальную, но явно недостаточную, так как отчисления от прибыли в государственный бюджет не ограничивались установленными нормативами, в него отчислялся "свободный остаток прибыли", то есть часть прибыли, оставшаяся после отчислений в бюджет, вышестоящим органам и в фонды экономического стимулирования предприятий. Это означало, что принятый порядок