Технология социального обеспечения

новые информационные технологии. Информационная технология адресной социальной помощи является неотъемлемой частью организационной структуры, реализующей новый подход. Этот подход позволит:

обеспечить доступ к информации для решения вопросов возможности и необходимости оказания помощи,

обеспечить контроль над деятельностью системы адресной социальной помощи,

распределять и контролировать финансовые средства,

организовывать взаимодействие различных ведомств.

Основным результатом внедрения системы станет повышение открытости, адресности и эффективности социальной поддержки населения, что позволит иметь дифференцированный подход к предоставлению различных видов социального обеспечения в разных размерах в соответствии с положением гражданина.

Существование огромного количества законодательных актов ставит вопрос о доступности информации для граждан, то есть возможности изучения своих прав. Требуется создание открытой Интернет-системы, которая позволит расширить доступность информации по социальному обеспечению. Данная Интернет-система должна будет работать по следующей технологии, изображенной на рис.2.9.












Рис.2.9. Технология работы открытой Интернет-системы.


Возникает необходимость совершенствования технологии социального обслуживания населения, которое сможет адекватно обеспечить права граждан в этой сфере. Оно должно осуществляться в следующих направлениях:

совершенствование нормативно-правовой базы организации и функционирования учреждений социального обслуживания,

развитие научно-методических основ деятельности. Новые технологии, инновации, международное сотрудничество,

укрепление материально-технической базы и кадрового обеспечения учреждений социального обслуживания. Переход от сметного финансирования организации к финансированию установленного государством заказа,

улучшение межведомственной координации деятельности учреждений социального обслуживания,

достижение уровня социальных услуг, по объему и качеству соответствующего государственным нормам и стандартам социального обслуживания, обеспечивающий гарантированный государством уровень социальной защиты,

введение дифференцированных подходов к реализации права на социальное обслуживание в зависимости от потребностей и материальной обеспеченности граждан. Расширение спектра платных услуг,

продвижение от централизованной системы социального обслуживания, в которой главенствует государство, к смешанным формам, где государственное обеспечение сливается и дополняется частными и общественными структурами. Создавать институциональные условия для формирования и развития негосударственных субъектов социального обслуживания. Обеспечить соревновательность, конкуренцию между ними за получение государственного заказа - финансирования на оказание социальных услуг.

Не менее важным аспектом формирования технологии социального обслуживания населения является разработка стандартов качества социальных услуг населению и их сертификация. Разработка стандартов качества социального обслуживания представляет собой продолжительный процесс. Это определяется тем, что стандарты призваны отражать изменения, происходящие под воздействием развития потребностей населения, с одной стороны, и возрастания требований и возможностей государства в области социального обслуживания – с другой.

В 2002году было отменено лицензирование деятельности в области социального обслуживания населения, а при иных механизмов контроля над деятельностью социальных служб, а также стандартов и сертификации это совершенно нелогичное и неоправданное решение. Лицензирование – это один из возможных инструментов регулирования доступности и качества социальных услуг, и самое главное, оно позволяет привлечь на рынок социальных услуг негосударственные учреждения и организации, желающие оказывать социальные услуги населению, а делать это они могли бы в соответствии с государственными социальными стандартами социального обслуживания.[17]

Таким образом, только создание нормативно-правовой и научно-методической базы для системы социального обслуживания по схеме «лицензирование-стандартизация-сертификация» позволит обеспечить качественное и эффективное социальное обслуживание граждан.

Совершенно очевидна потребность и необходимость привлечения негосударственного сектора к предоставлению услуг населению. Это предполагает, в частности, такие меры: равноправный доступ к государственному финансированию для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги; развитие самоокупаемости социальных услуг в тех сферах, где для этого существуют определенные предпосылки; расширение свободы выбора гражданам, пользующими бесплатными или субсидируемыми социальными услугами, в том числе на основе введения социальных счетов, дающих право их обладателям на получение бесплатных или субсидируемых услуг на определенную сумму по заранее оговоренному перечню у любой организации, имеющей лицензию; объединение государственного финансирования с частными благотворительными ресурсами.

Учитывая низкий размер нынешних пенсий (по нормам МОТ, минимальная пенсия должна составлять 40% заработной платы квалифицированного работника, у нас – 12-13%), прекратить снижение ставки ЕСН, восстановить систему страховых тарифов. Предусмотреть систему перераспределения страховых взносов по типу систем, действующих в развитых странах. В связи с этим надо повысить заработную плату, регулируемую государством, а для остальных субъектов провести повышение и перераспределение денежных средств.

Следует провести с учетом роста цен индексацию материнских и детских пособий.

Пособии и иные затраты на детей в условиях рынка являются не столько формой социального обеспечения, сколько частью цены труда, в которую входят средства на воспроизводство работника и его семьи, включая содержание иждивенцев. Ныне установленный размер оплаты труда не включает расходы на детей. Следует поменять подобную систему отношений, не соответствующую принципам рыночной экономики. Главным инструментом их реализации в социальной сфере должна стать развитая система страхования.

Целесообразно воспользоваться мировым опытом и ввести обязательное страхование детей. Из сформированных на его основе фондов можно либо доплачивать к начисленному заработку тем работникам, у кого она ниже прожиточного минимума, либо просто предоставлять соответствующее страховое пособие. Тем самым решается комплекс задач – вывод минимального заработка на прожиточный минимум, повышение оплаты труда бюджетников, увеличение помощи семьям с детьми.

Однако в бюджете следует сохранить «чистые расходы» на семейные пособии, а именно – на пособие для детей безработных. Отменив страхование по безработице, правительство тем самым взяло на себя заботу об этих людям. А поскольку уменьшились и ресурсы, выделяемые на помощь безработным (в 2004г. сумма страховых взносов составила бы 60млрд.руб., теперь же через федеральный бюджет на эти цели расходуется всего 20-25млрд.руб.), бюджет вполне способен в пределах полученной экономии выплачивать пособия безработным матерям. Тем более что расходы будут на два порядка меньше суммы, сэкономленной государством в результате ликвидации фонда занятости.[23]

Технология социального обеспечения закреплена в законодательных актах. Усовершенствование технологии социального обеспечения невозможно без законодательного закрепления механизма финансирования социального обеспечения, оказания адресной социальной помощи, соответствующих социальных выплат и услуг. Для того, чтобы государство могло наиболее полно удовлетворять потребности населения в социальном обеспечении следует принять Кодекс социального обеспечения Российской Федерации – базовый законодательный акт, который закрепил бы основы правового регулирования отношений по социальному обеспечению и придал бы импульс к реформированию системы социального обеспечения. Действующее законодательство характеризуется крайней нестабильностью. Не во всех законах предусматриваются источники финансирования и механизмы реализации прав, что превращает их в декларации. К другим недостаткам правового регулирования отношений по социальному обеспечению относится бессистемность, противоречивость. Исходящей категорий для теоретического обоснования концепции Кодекса социального обеспечения РФ и разработки его примерной структуры должно служить установленное Конституцией РФ право на социальное обеспечение как основное право человека, которое естественно и принадлежит каждому от рождения.

Коди­фикация законодательства в сфере социального обеспече­ния должна быть направлена на решение следующих основ­ных задач:

1) перевод максимально возможного числа норм пра­ва социального обеспечения из подзаконных в законода­тельные акты;

2) упорядочение суще­ствующих видов социального обеспечения;

3) закрепление финанси­рования социального обес­печения за тем уровнем бюд­жетной системы, на котором было принято решение об его установлении;

4) обеспечение взаимосвя­зи с актами иных отраслей за­конодательства (гражданским, трудовым, бюджетным и др.);

5) устранение противоре­чий между различ­ными законодательными акта­ми в сфере социального обес­печения;

6) достижение максималь­ной прозрачности в предос­тавлении социального обес­печения;

7) наполнение социально­го законодательства новыми содержательными нормами, необходимость которых на­зрела в правоприменитель­ной практике.

Основная цель кодекса - это создать условия, ко­торые бы обеспечивали дос­тойную жизнь и свободное развитие граждан, возмож­ность широкого выбора граж­данами предоставляемых соци­альных благ и услуг высокого качества, снижение социаль­ного неравенства и предотвра­щение социального иждивен­чества. Причем кодекс должен урегулировать предоставле­ние социального обеспечения только тем категориям граж­дан, которые в любом обществе являются социально уязвимы­ми (т.е. нуждающимся гражда­нам). Остальным категориям граждан государство создает лишь условия, при которых они самостоятельно могут обеспе­чить себе достойную жизнь и свободное развитие, путем закрепления указанных усло­вий в актах иных отраслей за­конодательства.

Руководящими началами в регулировании социально­го обеспечения должны быть прин­ципы всеобщности, доступно­сти, добровольности и равен­ства прав граждан на соци­альное обеспечение, а также гарантированности, много­образия, дифференцированности видов и размеров со­циального обеспечения.

Кроме того, Кодекс определит полномочия федеральных органов государственной власти, органов субъектов федерации; круг лиц, имеющих право на социальное обеспечение; порядок предоставления социального обеспечения.

Таким образом, усовершенствование технологии социального обеспечения позволит урегулировать отношения по социальному обеспечению. Кардинальной перестройки структуры социального обеспечения невозможно осуществить, так как это тормозится самим развитием общества. Однако, представляется возможным попытаться адаптировать существующую технологию социального обеспечения к новым условиям и заложить в ее основу положительные тенденции развития систем социального обеспечения за рубежом. Безусловно, технология социального обеспечения должна строиться на принципах адресности, всеобщности, доступности и гарантированности социального обеспечения. Это позволит изменить существующее положение различных категорий граждан посредством оказания социальных выплат и услуг, которые позволят обеспечить достойную жизнь граждан и повысить уровень и качество социального обслуживания. Именно в этом случае все заложенные в Конституции РФ права граждан на социальное обеспечение будут соответствовать действительности, а статья 7 Конституции РФ, которая гласит, что «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», будет иметь не только ярко выраженный декларативный, но и реализуемый в действительности характер.

Заключение


Технология социального обеспечения занимает особое место среди технологий социальной работы. Она не только взаимосвязана с другими технологическими процедурами, но и обеспечивает на практике их взаимодействие. Приоритетный характер социального обеспечения в технологии социальной работы определяется и тем, что она является важнейшим условием реализации общегражданских прав россиян. Главной целью социального обеспечения является предоставление гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов. Сформированная технология социального обеспечения имеет недостатки, решение которых необходимо, поскольку социальное обеспечение выполняет множество функций. Социальные выплаты, предоставляемые по системе социального обеспечения, предоставляются в низких размерах, что не позволяет решить ни одних социальных задач. Предоставление социального обслуживания также несовершенно. Поэтому возникает необходимость совершенствования технологии социального обеспечения. Целью курсовой работы является разработка предложений по усовершенствованию технологии социального обеспечения. Решение поставленной цели осуществлялось по нескольким направлениям.

Наличие достаточных финансовых средств для реализации социального обеспечения является необходимым условием ее функционированию. В данном направлении следует:

- адаптировать солидарно-страховой механизм формирования и распределения государственных фондов социального назначения к развитию российского общества,

- ввести трехсторонний принцип финансирования государственных фондов социального назначения, поскольку он используется во многих развитых в социальном плане странах. Оправданным представляется механизм, при котором большая нагрузка приходится на работодателя (40-60%), меньшая распределяется между работником (10-30%) и государством (20-40%).

Предоставлять социальное обеспечение надо, основываясь на принципе адресности. Для этого необходимо:

- совершенствовать технологию организации социальной помощи населению,

- создать информационные технологии, позволяющие обеспечить доступ гражданам к различной информации. Кроме того, это позволит систематизировать категории получателей по принципу нуждаемости.

Совершенствования требует технология социального обслуживания, которая предоставляется гражданам на платной и бесплатной основе. Для этого следует: совершенствовать нормативно-правовую базу деятельности учреждений социального обслуживания, укреплять материально-техническую базу и кадровое обеспечение, ввести систему стандартизации социального обслуживания, оказание социальных услуг должно осуществляться не только государственными, но и частными социальными учреждениями.

Касаясь величины пенсий, пособий и денежных компенсаций, надо сказать о том, что их необходимо повысить до величины прожиточного минимума. Повышение величины пособий на детей возможно при использовании опыта зарубежных стран, который сводится к следующему: необходимо ввести обязательное страхование детей, а из сформированных на его основе фондов предоставлять страховое пособие.

В Российской Федерации существует множество законодательных актов, регулирующих отношения по социальному обеспечению. Одной из первейших задач в этой области является кодификация законодательства в сфере социального обеспечения. Кодекс позволит определить:

- полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления в области регулирования социального обеспечения,

- условия установления социального обеспечения,

- порядок предоставления социального обеспечения,

- финансирование социального обеспечения,

- технологию начислений, включающую различные виды пенсий, пособий, компенсаций,

- цели, виды, сроки и механизм социального обслуживания.

Кодекс социального обеспечения должен создать реальный правовой механизм, направленный на реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, в противовес декларативности многих действующих законов.

Практическая реализация данных положений, по-моему мнению, позволит изменить технологию социального обеспечения в лучшую сторону. Кроме того, это позволит повысить уровень социального обеспечения, что отразится на тех категориях граждан, которые получают социальные выплаты и услуги по системе социального обеспечения. Предоставление социального обеспечения является механизмом, направленным на поддержание достойного уровня жизни граждан России, именно это заложено в Конституции РФ. Необходимо совершенствовать технологию социального обеспечения и адаптировать зарубежный опыт к российской действительности, прежде всего для того, чтобы повысить уровень обеспеченности граждан, а как следствие этого – возрастет стабильность в обществе.

Список литературы


Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ 2001№51. Ст. 4831.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ 2001№52(1). Ст. 4920.


1. Александров Ю. Бегство от социализма.//Pro et Contra лето2001№3.с.23-45.

2. Байгереев М. Нидерланды: суть реформы социальной защиты – в стимулировании трудовой активности.//Человек и труд 2004№1. с.41-46.

3. Большая Российская энциклопедия: в 30т./отв. Ред. С.Л.Кравец т.1, «Россия». – М.: БРЭ, 2004.- 1007с.

4. Борисенко Н. О понятии финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ.//Вопросы экономики 2004№7. с.106-122.

5. Власов В. Безработные без пособия.//Социальная защита 2005№1. с.19-22.

6. Галаганов П. Государственная социальная помощь в системе права социального обеспечения.//Право и политика 2003№6. с.81-87.

7. Делягин Н. Момент истины.//Социальная защита 2004№10. с.4-7.

8. Жуковская Н. Детские пособия составляют три процента прожиточного минимума.// Социальная защита 2004№5. с.3-5.

9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004.-608с.

10. Казбан А.В. Краткий обзор мирового и отечественного опыта реформирования социального обеспечения населения.//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 2003№13. с.27-34.

11. Калмыков В.В. Результаты социальной политики 1990-х и ее реформирование в начале2000-х гг.//История государства и права 2004№6. с.6-9.

12. Комарова Н. Первые итоги реализации пенсионной реформы.//Финансы 2003№5. с.58-61.

13. Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие.//Российский экономический журнал 2004№11-12. с.15-50.

14. Лисица В.Н. Об основных направлениях кодификации законодательства в сфере социального обеспечения.//Трудовое право 2003№10. с.16-23.

15. Маркарьянц С. Социальное обеспечение населения: опыт Японии.//Проблемы теории и практики управления 1997№4. с.93-97.

16. Немова Л.А. Канада: реформы в социальной сфере.//США. Канада. Экономика – Политика – Культура 2003№4. с.3-21.

17. Новикова М., Сидоренко С. Какие стандарты нам нужны.//Социономия 2004№10. с.10-14.

18. Осадчая Г.И. Социальное государство и социальная политика.//Социальная политика и социология 2003№4. с.24-29.

19. Право социального обеспечения России: Учебник/под ред. М.О.Буяновой, К.Н.Гусова.- М.: ТК Велби, Издательство Проспект,2004. – 488с.

20. Реформа государства в зарубежных странах и развитие человеческого потенциала.//Человек и труд 2003№12. с.32-34.

21. Ржаницына Л. Экономический рост должен сопровождаться повышением уровня жизни населения.//Человек и труд 2004№1. с.47-51.

22. Ржаницына Л. Еще раз о детских пособиях.//Человек и труд 2004№5. с.25-27.

23. Роик В. Ключ к улучшению жизни.//Пенсионное обеспечение 2004№1. с.18-23.

24. Роик В. Реформа льгот не снимает с повестки дня вопрос о модернизации системы доходов населения.//Человек и труд 2004№9. с.53-57.

25. Роик В. Пенсионная реформа: результаты и перспективы.//Страховое дело 2003№7. с.26-31.

26. Светкина Г.Д., Гриценко Е.А. Социальная помощь: на пути к адресности.//Социальная работа 2004№2. с.5-7.

27. Система социальной защиты населения во Франции.//Социальное обеспечение 2005№1. с.22-24.

28. Система социальной защиты населения во Франции.//Социальное обеспечение 2005№2. с.22-24 (продолжение).

29. Система социальной защиты в Финляндии.//Социальное обеспечение 2005№5. с.31-33.

30. Система социальной защиты в Финляндии.//Социальное обеспечение 2005№6. с.34-36 (продолжение).

31. Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь. – М.: Издательство ВЦУЖ, 2001. – 288с.

32. Социальное положение и уровень жизни населения России 2004.: Стат. сб./Росстат. – М.,2004.- 509с.

33. Стафилова О.В. Накопительная составляющая доходов системы обязательного пенсионного страхования.//Финансы 2004№2. с.51-53.

34. Тарануха Ю. Монетизация социальных льгот: эффективность и справедливость.//Человек и труд 2005№2. с.18-22.

35. Ткаченко А. Россия и развитые страны на пути пенсионных реформ.//Власть 2004№6. с.62-68.

36. Уланов С. Анализ положений Федерального закона №122 в части «Монетизации льгот».//Социальное обеспечение 2005№5. с.12-15.

37. Челнокова Г.Б. Минимальные социальные стандарты, направленные на защиту от бедности.//Гражданин и право 2003№2. с.53-56.

38. Шарин В. Социальное обслуживание: проблемы, пути развития.//Социальное обеспечение 2003№1. с.12-15.

39. Шарин В. Социальное обслуживание: вектор развития.//Человек и труд 2003№5. с.19.

40. Шарин В. «Социальное обеспечение» - понятие, требующее уточнения.//Социальное обеспечение 2005№6. с.36-39.

41. Янова С. Организация социальной защиты населения как системы управления социальными рисками.//Страховое дело 2001№8. с.26-31.

1 В.Шарин. «Социальное обеспечение» - понятие, требующее уточнения.// Социальное обеспечение 2005№ 6. с.37.

2 Право социального обеспечения России:Учебник./М.О.Буянова, К.Н.Гусов. – М.:ТК Велби, Издательство

Проспект, 2004. – с.11

3 Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ/ / Собрание законодательства РФ 2001№51. Ст.4831

4 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ/ /Собрание законодательства РФ 2001№52(1). Ст.4920

5 5 Социальная политика, уровень и качество жизни. Словерь. - М.: Издательство ВЦУЖ, 2001. - с.250

6 Роик В. Ключ к улучшению жизни.// Пенсионное обеспечение 2004№1. с.22

1 1Роик В. Реформа льгот не снимает с повестки дня вопрос о модернизации системы доходов населения.//Человек и труд 2004№9. с.54