История формирования и развития политического PR
этого времени она представляла собой в основном оборонительную тактику популяризации внедряемых мер и действий деловых и государственных организаций, то теперь практика политического PR приняла наступательный характер, продемонстрировав удивительную способность мобилизации общественного мнения населения страны.Примером этого может служить деятельность созданного президентом Вудро Вильсоном Комитета общественной информации во главе с Джорджем Крилем12. Задача комитета состояла именно в том, чтобы мобилизовать общественное мнение внутри страны на поддержку как участия Америки в войне, так и миротворческих усилий В.Вильсона, поскольку общественное мнение раскололось надвое сразу же после объявления войны.
Комитет Криля начал свою работу, не имея под рукой никаких испытанных на практике методик СМИ. Приходилось постоянно импровизировать. Поскольку в те времена не было развитых в масштабах страны радио- и телесетей для быстрого распространения важнейшей информации, комитет сформировал мобильные группы добровольцев, которые охватили почти 3000 административных графств (counties) по всей Америке. Получая телеграммы, эти волонтеры, подобно птицам, разлетались по школам, церквям, клубам и другим местам сосредоточения людей, чтобы сжато (за 4 минуты) сообщать последние новости, за что их и называли «четырехминутчики» (Four Minutemen). В конце войны таких волонтеров насчитывалось уже около 400 тыс., они одновременно делали 400 тысяч четырехминутных сообщений среди самых разных слоев населения.
Вместе с тем Криль и его помощник Карл Бийор привлекли к работе профессионалов, создав еще одну разветвленную сеть каналов влияния как на противника, так и на граждан Америки. Комитет делился на секции новостей, иноязычных газет и других печатных материалов, кинофильмов, военных выставок, ярмарочных экспозиций, отношений с промышленниками, рекламы и карикатуры. Все это умело использовалось для сплочения нации и пропагандистской работы против врага. Деятельность комитета достигла невиданных доселе масштабов.
Одновременно проводилась широкомасштабная PR-кампания по организации государственного «Займа свободы», возглавляемая Г.Эмерсоном, который позже стал пионером паблик рилейшнз в банковском деле. В ходе кампании по сбору средств использовались приемы рекламы, паблисити, со временем вошедшие в арсенал искусства связей с общественностью многочисленных компаний. Огромные PR-усилия прилагало и Министерство продовольствия, мобилизовав население на сбор и консервирование продуктов питания.
Следует отметить высокую эффективность деятельности Комитета Криля и других государственных организаций, плодотворно работавших в сфере мобилизации общественности для поддержания военных усилий страны. Достаточно привести несколько фактов. Если в начале войны Красный Крест США насчитывал в своих рядах около полумиллиона членов, а фонды составляли 200 тысяч долларов, то к концу войны в нем уже состояло 20 млн. человек, а поступления возросли до 400 млн. долларов. Если весной 1917 года облигациями государственного займа владели всего 350 тыс. граждан Америки, то уже через шесть месяцев облигации «Займа свободы» имели на руках 10 млн. человек.
Во время первой мировой войны политический PR окончательно оформляется как мощный социальный институт государственного влияния и политического воздействия на общественное мнение.
Подводя некоторые итоги, можно сказать, что определяющим условием становления нового социального института связей с общественностью было формирование демократических основ общества, закрепление и расширение прав человека и гражданина, постепенное создание равных возможностей в реализации человеческих потенций.
Принцип разумного индивидуализма, права и свободы человека в условиях демократии требовали особого отношения к общественности, вынуждая институты экономической, политической и государственной деятельности искать поддержки со стороны широких слоев населения, достигать общественного консенсуса путем убеждения и заинтересования личности. Быстрее всего это стало внедряться в практику общественной жизни в тех странах, и прежде всего в Соединенных Штатах Америки, что были не обременены монархическими режимами, сословным делением общества, где принадлежность к тому или иному сословию заранее определяла и линию поведения человека, и отношение к нему, и заданные наперед возможности. Развитие свободного предпринимательства, свободного рынка, особенно в республиканских демократиях, явилось именно той почвой, на которой начали прорастать потребности в специальной системе политических паблик рилейшнз.
ГЛАВА III. ПОЛИТИЧЕСКИЙ PR В XX В.: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
3.1 «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта как образец масштабного и долговременного политического PR
Наиболее благоприятными для развития политического PR как целостной системы акций в общегосударственном масштабе стали период «великой депрессии» 1929—1933 годов и эпоха «нового курса» президента Франклина Рузвельта, который вывел страну из этого глубочайшего кризиса13.
Ф. Рузвельт и его советники усмотрели возможность выхода из экономической катастрофы во введении элементов государственного регулирования свободных рыночных отношений. Это была ломка традиционно существующих американских ценностей, поэтому Рузвельту необходимо было разъяснить суть своей политики и заручиться поддержкой населения.
Основным методом, выбранным для этого Рузвельтом, явилась терпеливая разъяснительная работа с использованием всех средств коммуникации и, в первую очередь, личного влияния. Он понимал, что достичь взаимопонимания с общественностью можно только путем объединения последовательной и неуклонной политики и усилий по информированию и убеждению общественности. И он делал это мастерски. По совету Люиса Гова — известного эксперта по вопросам паблик рилейшнз — Ф.Рузвельт проектировал имидж уверенного в себе и счастливого человека — именно этого недоставало рядовым американцам.
В знаменитых «радиобеседах у камелька» в простой, доходчивой и интимной форме президент разъяснял соотечественникам суть и необходимость своих реформ. Он всегда улыбался перед фотокамерами репортеров, его имя упоминалось в популярных песнях, он даже стал героем комедийного мюзикла. Огромную помощь во всем этом президенту оказывала его жена Элеонора Рузвельт, которая по рекомендации Люиса Гова включилась в политические дела и проводила большую работу среди женщин.
Нетрудно догадаться, что в это время заметно пошатнулась репутация крупного бизнеса, и ее нужно было спасать. «Новый курс» американского президента, расширявший вмешательство государства в дела свободного рынка, был воспринят корпорациями как ограничение прав частной собственности, что послужило поводом для разжигания борьбы монополий с государством при активном использовании средств пропаганды. Такая могущественная американская организация, как Национальная ассоциация промышленников, провела целый ряд PR-кампаний под общим лозунгом «Спасение бизнеса». И чем масштабнее становилась эта кампания, тем острее чувствовалась потребность в пиэрменах.
В 1932 году уже известный нам Э. Бернайз советует руководству корпорации «Дженерал моторз» провести масштабную автовыставку и в ее рамках организовать три представительских завтрака на темы: «Новая технология производства», «Автомобиль и международное взаимопонимание», «Место автомобильной промышленности в депрессивной экономике». Более того, он предложил организовать широкомасштабную дискуссию «Наука и будущее», цель которой заключалась в том, чтобы в общественном сознании связать воедино прогресс с деятельностью «Дженерал моторз». Тут же возникла еще одна идея — написать историю США как историю крупных корпораций.
«Спасение бизнеса» осуществлялось пиэрменами не только с помощью демонстрации достоинств крупных монополий. Оно происходило и в сфере сугубо политической. Примером этого может послужить политическая PR-кампания, организованная калифорнийской фирмой паблик рилейшнз «Уайтекер энд Бокстер»14.
Поскольку крупный бизнес считал «новый курс» Рузвельта с его стремлением ограничить стихию рынка уступкой социализму, угрозой со стороны коммунизма, делалось все возможное, чтобы противостоять ему. В 1934 году во время избирательной кампании на пост губернатора штата Калифорния баллотировался Эптон Синклер, уже упоминавшийся нами активный «разгребатель грязи», критик капиталистического строя. Соперники Синклера были убеждены, что предвыборная программа писателя представляет опасность для большого бизнеса и американской демократии.
Чтобы нанести поражение Синклеру, PR -фирма «Уайтекер энд Бокстер» применила метод, получивший название «подрывной риторики». Суть его в данном случае сводилась к переключению внимания общественности с содержания предвыборной платформы Синклера на его личные «недостатки». К таким «недостаткам» PR-фирма отнесла высказывания писателя по вопросам религии, брака и коммунизма. Из произведений писателя тщательно подбирались цитаты, содержащие угрозы демократии, затем был нанят художник, нарисовавший к ним карикатуры и комиксы. Под общим лозунгом «Пятна синклеризма» эта продукция через газеты распространялась по всему штату. В дополнение было отпечатано несколько листовок и памфлетов, где разворачивалась эта тема. В итоге писатель Эптон Синклер на выборах проиграл.
Примеров становления и развития системы политических паблик рилейшнз в США можно приводить множество. Но и упомянутые наглядно показывают, что политический PR подвергается институционализации, т.е. складыванию в самостоятельную общественную силу, способную оказывать постоянное и целенаправленное влияние на общественность.
3.2 Усиление значения и роли политического PR во второй половине XX в.
Во второй половине ХХ в. происходит значительное усиление политического PR как влиятельного социального института. Концентрация капитала и монополизация обусловили установление специфических отношений между государством и монополиями, государственными учреждениями и другими общественными институтами и, наконец, между самими этими институтами в их усилиях влиять на различные ветви государственной власти.
Так называемые «группы интересов» в своем стремлении добиться выгодного им законодательства и правительственных решений тоже должны были постоянно апеллировать к общественному мнению. Вот почему растет потребность в организации разнообразных кампаний, а отсюда и необходимость иметь на службе специальный аппарат для их организации и эффективного проведения. В этот аппарат начала вмонтировываться система паблик рилейшнз. Американские исследователи постоянно подчеркивают прямую зависимость между тенденцией дальнейшего роста «групп специального интереса» и развитием системы паблик рилейшнз15.
С активизацией деятельности «групп интересов» неразрывно связано такое явление в современной политической жизни, как лоббизм, который никак не мог обойтись без опыта, науки и искусства паблик рилейшнз.
Современный политический пиар уже не сводится к созданию благоприятного имиджа отдельным политикам или политическим партиям. В эпоху глобализации развивается международный PR, направленный на достижение взаимопонимания между гражданами разных стран, невзирая на культурные различия. От имиджа страны зависит ее репутация, на которую реагируют зарубежные инвесторы, общественное мнение других стран. Поэтому деятельность современных дипломатов обязательно включает организацию публичных мероприятий, прославляющих достижения и культуру их страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основываясь на вышеизложенном, можно более обобщенно остановиться на особенностях исторического развития политического PR в истории цивилизации.
Зарождение ремесла политического PR восходит к самим истокам человеческой истории. Памятники, разнообразные формы монументального искусства древнего мира являются свидетельствами первых попыток влиять на людей. Древние искусство и литература тоже прославляли героические деяния полководцев и вождей, преподнося их публике как богов или подобных богам. А способы ведения психологической войны, которые особенно широко стали использоваться в XX веке, были разработаны еще во времена Древнего Рима
В эпоху средних веков и Возрождения также широко известны разнообразные политические акции и программы, которые мы бы сегодня назвали PR-акциями. Значительно обогатила принципы политического PК эпоха Возрождения, Реформация. Однако основы политического PR как социального института, как профессиональной деятельности зарождаются в США в конце XVIII в.
Вся предыстория политического PR убеждает в том, что только в обществе, где личность пользуется всей гаммой гражданских прав и свобод, возникает историческая потребность в новой атмосфере отношений между людьми, между государством и гражданами, между организацией и общественностью, то есть объективная необходимость в развитии профессионального института политического PR. Именно это доказывает история США в XIX в.
Важнейшим стимулом развития паблик рилейшнз как системы стала концентрация и монополизация капитала. Ограниченная ранее функция распространения информации теперь становится доминирующей, вызывая к жизни новые процессы. Именно для нейтрализации неблагоприятного впечатления о частной собственности как таковой в США одна за другой возникают самостоятельные организации и фирмы паблик рилейшнз, призванные создавать благоприятный имидж свободных рыночных отношений.
В начале XX в. усиление PR именно как средства политической борьбы обусловил тот факт, что в условиях монополизации капитала государство пытается ограничить диктат монополий, ввести антимонопольное законодательство, сохранить отдельные формы государственной собственности.
Первая мировая война внесла существенные коррективы в философию паблик рилейшнз. Если до этого времени она представляла собой в основном оборонительную тактику популяризации внедряемых мер и действий деловых и государственных организаций, то теперь практика политического PR приняла наступательный характер, продемонстрировав удивительную способность мобилизации общественного мнения населения страны.
В целом именно развитие свободного предпринимательства, свободного рынка, особенно в республиканских демократиях, явилось именно той почвой, на которой начали прорастать потребности в специальной системе политических паблик рилейшнз.
Наиболее благоприятными для развития политического PК как целостной системы акций в общегосударственном масштабе стали период «великой депрессии» 1929—1933 годов и эпоха «нового курса» президента Франклина Рузвельта. Основным методом, выбранным для этого Рузвельтом, явилась терпеливая разъяснительная работа с использованием всех средств коммуникации и, в первую очередь, личного влияния.
Во второй половине ХХ в. происходит значительное усиление политического PR как влиятельного социального института. В эпоху глобализации развивается международный PR, направленный на достижение взаимопонимания между гражданами разных стран, невзирая на культурные различия.
ЛИТЕРАТУРА
Блэк С. Паблик рилейшнз: Пер. с англ. - М., 2002.
Богданов Е., Зазыкин В. Психологические основы «паблик рилейшнз»: Учеб. пособие для вузов. - СПб, 2004.
Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учеб. пособие. - М., 2001.
Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламной деятельности: Учебник. - М., 2004.
Иванченко Г.В. Реальность Паблик рилейшнз. - М., 1999.
Катлип С.М., Центер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Пер. с англ.: Учеб. пособие. - М., 2000.
Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика. Учебное пособие для вузов. - М., 2004.
Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. - М., 2001.
Марченко М.Н. Обществознание.- М., 2005.
Невзлин Л.Б. «Паблик рилейшнз» –– кому это нужно?: Основы учеб. курса. - М., 1993.
Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. - М., 2000.
Почепцов Г.Г. Информационные войны. - Киев, 1998.
Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М., 2000.
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М., 2003.
Уткин Э.А., Баяндаев В.В., Баяндаева М.Л. Управление связями с общественностью. PR: Учеб. пособие. - М., 2001.
Чумиков А.Н. Связи с общественностью: Учебное пособие - М., 2000.
Чумиков А.Н. Креативные технологии «паблик рилейшнз»: Учеб. пособие. - М., 1998.
1Невзлин Л.Б. «Паблик рилейшнз» –– кому это нужно?: Основы учеб. курса. –– М., 1993. –– С. 7.
2Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика. Учебное пособие для вузов. –– М., 2004. –– С. 123.
3Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. –– М., 2003. –– С. 178.
4Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. –– М., 2001. –– С. 58.
5Катлип С.М., Центер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Пер. с англ.: Учеб. пособие. –– М., 2000. –– С. 34––38.
6Катлип С.М., Центер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Пер. с англ.: Учеб. пособие. –– М., 2000. –– С. 48.
7Блэк С. Паблик рилейшнз: Пер. с англ. –– М., 2002. –– С. 10.
8Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. –– М., 2001. –– С. 69.
9Блэк С. Паблик рилейшнз: Пер. с англ. –– М., 2002. –– С. 71––79.
10Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. –– М., 2000. –– С. 40––45.
11Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. –– М., 2001. –– С. 76––80.
12Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. –– М., 2001. –– С. 82––83.
13 Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. –– М., 2001. –– С. 87––93.
14Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика. Учебное пособие для вузов. –– М., 2004. –– С. 122––128.
15Блэк С. Паблик рилейшнз: Пер. с англ. –– М., 2002. –– С. 213.