Франция
протеста служащих. В целом же программа приватизации на 1996 год была выполнена. В частный сектор, кроме «Pechiney», «Renault», части «ELF-Aquitaine», перешли группа «Тоtа1», банк '«Credit 1оса1 de France», страховая компания «Assurance generale de France». В результате денационализации в 1996 году в бюджет поступило около 27 млрд. франков вместо прогнозируемых 40 млрд.В 1996 году государство по-прежнему предоставляло неотложную помощь предприятиям, которые должны были быть переданы в частные руки. Наиболее крупные субсидии получили компании «Тоmрsоn», «Air France», Национальное общество железных дорог и банк «Credit Lionnais». Однако этих средств было явно недостаточно, чтобы улучшить их состояние перед передачей в частные руки. Осуществляя процесс приватизации, государство продолжает оставаться собственником приватизированных. предприятий через владение пакетами акций этих компаний. Примером может являться принадлежащий ему контрольный пакет компании «Renault» (46%). В 1997 году и последующие годы правительство, согласно утвержденной программе, денационализирует еще десять предприятий.
Франция в системе мирового хозяйства
Франция прочно интегрирована в мировое хозяйство. По объему экспорта и импорта Франция занимает четвертое место в мире после США, Германии и Японии. Она является вторым в мире после США экспортером услуг и продукции агропромышленного комплекса. По данным статистики, сегодня каждый пятый француз работает на экспорт. В 1996 году внешнеторговые показатели достигли рекордно высокого уровня. Экспорт и импорт составили 1885,6 и 1681,2 млрд. франков соответственно. Положительное сальдо достигло 204,4 млрд. франков.
Внешнеторговый оборот Франции, млрд. франков
Показатели |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
Экспорт |
1467,9 |
1538,0 |
1588,1 |
1556,3 |
1684,1 |
1802,9 |
1885,6 |
Импорт |
1469,8 |
1514,4 |
1493,5 |
1404,7 |
1523,0 |
1621,4 |
1681,2 |
Сальдо |
-1,8 |
23,6 |
94,6 |
151,6 |
161,0 |
181,5 |
204,4 |
Процент покрытия, (экспорт/импорт*100) |
99,9 |
101,6 |
106,3 |
110,8 |
110,6 |
111,2 |
112,2 |
Темпы прироста экспорта, % |
- |
4,8 |
3,3 |
-2,0 |
8,2 |
7,0 |
46 |
Темпы прироста импорта, % |
- |
3,0 |
-1,4 |
-5,9 |
8,4 |
6,4 |
3,7 |
Чем объясняются столь высокие показатели внешней торговли? Во-первых, соотношение качество/цена французских товаров выигрышно для внешней торговли Франции, Во-вторых, существенную роль сыграли изменения в экономической политике (постеленное снижение валютного контроля, отмена тарифных и иных барьеров), В-третьих, это связано с переходом к новой системе хозяйствования бывших стран социалистического лагеря и. как следствие, появлением принципиально новых рынков сбыта. В-четвертых, научно-технический прогресс способствовал развитию новых технологий, снижению издержек производства, повышению эффективности управления производством. Ввозимые товары носят большей частью сырьевой характер. Во французском импорте преобладают энергоносители, продукция цветной металлургии, лесоматериалы. целлюлозно-бумажные товары, ткани.
В 60-е годы внешняя торговля Франции охватывала в основном развивающиеся страны, большей частью бывшие французские колонии. Вследствие этого экспортируемые товары были относительно низкого качества, и поэтому в 70-е годы Франция столкнулась с проблемой слабой конкурентоспособности своих товаров на мировых рынках. Создание общеевропейского рынка заставило Францию переориентировать свою торговлю на рынки развитых стран и постепенно отказаться от экспорта, поддерживаемого и субсидируемого государством в направлении развивающихся стран с высоким уровнем задолженности. Сегодня Франция не испытывает трудностей в области платежного баланса, который в течение долгого времени оставался дефицитным. Этот успех тем более значителен, что в 90-е годы заметно возросло международная конкуренция и усилилась роль развивающихся стран в мировой торговле. Какие проблемы связаны с дальнейшим развитием внешней торговли Франции? Прежде всего французская торговля по-прежнему направлена в основном на страны ЕС и недостаточно активно сотрудничает с быстро развивающимися государствами Азии и Латинской Америки. Негативные фактором можно считать и относительно низкий объем прямых инвестиций в другие страны (в 1996 году они оценивались в 145 млрд. франков), и, как следствие, недостаточное число французов, работающих за границей. Недостатком французского экспорта можно считать его концентрацию в руках небольшого числа крупных предприятий. Так, 20% всего экспорта приходится на 50 самых крупных корпораций, а 1000 компаний обеспечивают уже 70% всего объема. Малым и средним предприятиям все еще не удается выйти на международный рынок, их доля в экспорте очень невысока. Какие перспективы ожидают внешнюю торговлю Франции? «Международная конъюнктура, по-видимому, имеет тенденцию к улучшению, рост экспортного рынка должен составить 6-7% на протяжении 1997-1998 гг., и можно по-прежнему ожидать превышение доходов над расходами по текущим операциям», - отмечается в отчете Организации экономического сотрудничества и развития по Франции за 1997 год. Следует упомянуть о том, что в настоящее время для расширения экспорта французские власти проводят не только политику крупных контрактов, но и выступают с инициативой оказания помощи предприятиям, желающим выйти на международные рынки. Программа «Французское партнерство», начатая весной 1996 г. по инициативе министерства иностранных дел н министерства внешней торговли, направлена на развитие сотрудничества между крупными и мелкими предприятиями путем предоставления им возможности пользоваться французской дипломатической сетью, второй в мире по своим размерам.
заключение: Экономика страны в 1997 году и дальнейшие перспективы роста
Нынешние показатели роста ВВП Франции ниже значения среднего показателя ВВП, характерного для экономики Франции в 70-80-е годы. Так, если в 60-е годы ежегодные темпы прироста валового продукта Фракции были в среднем выше, чем темпы прироста ВВП в цепом по ЕС, то с середины 70-х и в 80-е годы эти показатели выровнялись, а с начала 90-х годов темпы прироста ВВП Франции располагаются ниже средник темпов прироста ВВП по ЕС. В 1997 году французское хозяйство смогло преодолеть последствия кризиса 1990-1993 годов, который был самым продолжительным после второй мировой войны, а по глубине уступал лишь кризису 1974-1975 года.
Ежегодные темпы прироста ВВП, 1990-1997 годы, %
Страны |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
США |
1,3 |
-1,0 |
2,7 |
2.3 |
3,5 |
2.0 |
2,4 |
3,6 |
Германия |
5,7 |
5,0 |
2,2 |
1,1 |
2,9 |
1.9 |
1.4 |
2,2 |
Франция |
2,5 |
0,8 |
1,2 |
-1,3 |
2,8 |
2,1 |
1,2 |
2,2 |
ЕС |
3,0 |
1.5 |
1.0 |
-0,5 |
2,9 |
2.4 |
1,6 |
2,3 |
ОЭСР |
2,9 |
1.0 |
1,9 |
1,2 |
2.9 |
2,2 |
2,6 |
3,0 |
Общая неблагоприятная макроэкономическая ситуация серьезно повлияла на состояние государственных финансов. Увеличение дефицита госбюджета произошло вследствие снижения налоговых поступлений при одновременном росте расходов, в т. ч. связанных с обслуживанием долга. Сильно возрос дефицит системы социального страхования (здравоохранение, пенсионное обеспечение, пособия по безработице). Государственный долг в 1996 г. превысил 4% ВВП и составил более 300 млрд. франков. Внутренний совокупный спрос, являясь одним из главных факторов стабильного и уверенного роста экономики, оставался на протяжении последних семи лет неустойчивым и слабым. Одновременно был отмечен рост сбережений домохозяйств. Причины здесь кроются, во-первых, в сокращении предложения банковских кредитов, вызванном возросшей задолженностью домохозяйств перед банками, а во-вторых, в высокой процентной ставке по вкладам, что побуждает домохозяйства к увеличению доли сбережений. Эти тенденции объясняются опасениями домохозяйств в снижении своих будущих доходов из-за увеличивающейся безработицы, а также в росте обязательных отчислений, вызванных возросшим дефицитом госбюджета. Серьезную опасность для французской экономики представляет снижение общего объема промышленных инвестиций. Это вызвано в большей мере слабым внутренним спросом, нежели другими факторами, влияющими на предложение (в т. ч. задолженностью предприятий). Как же оцениваются перспективы дальнейшего роста экономики Франции? По мнению большинства экономи- > стов, тенденция экономики, отмеченная в 1997 г., в полной мере покажет себя в 1998-1999 годах.
Основные показатели развития Франции, 1997-1999 годы, % к предыдущему году
Показатели |
19971 |
19982 |
19992 |
ВВП |
2,2 |
2,8 |
2,7 |
Совокупный внутренний спрос |
1,4 |
2,5 |
2,6 |
Инвестиции |
0,9 |
4,9 |
5,9 |
Экспорт |
11,0 |
7,8 |
6,0 |
Импорт |
6,8 |
7,4 |
|
Безработица (% от ЭАН) |
12,5 |
12,3 |
12,0 |
Инфляция |
1,2 |
1,5 |
1,7 |
Промышленное производство (без строительства) |
3,5 |
3 8 |
3.2 |
Дефицит госбюджета, % от ВВП |
3,1 |
3,0 |
2.8 |
1 оценка
2 прогноз
Успешное претворение в жизнь прогнозов экономического развития Франции зависит от динамики трех важных факторов. Во-первых, от развития конъюнктурной ситуации в мире. По мнению французских экономистов, в текущем году Франция должна в полной мере воспользоваться ростом мировой экономики и торговли во всем мире. Во-вторых, от активизации инвестиционной деятельности. По оценке правительства, промышленные инвестиции в 1996 году были на 30% ниже уровня 1990 года. Однако в 1997 году они выросли как минимум на 4%, поскольку снижение процентной ставки явилось благоприятным фактором возобновления инвестиционных расходов. В-третьих, на экономический рост самое непосредственное влияние окажет потребление, в отношении которого прогнозы у всех аналитиков совпадают. Ожидается, что в 1998 году потребление населения будет более динамичным, чем в 1997. В целом текущий год, по мнению экономистов, является началом длительного и стабильного периода экономического роста. По экспертным прогнозам специалистов «Dresdner Bank», ожидается, что прирост ВВП составит 2,8%, экспорт продукции и услуг возрастет на 7,8%, инвестиционная деятельность предприятий вырастет на 4,9%. Правительство планирует добиться снижения дефицита бюджета до 3,0% ВВП, а также снизить уровень безработицы к концу 1998 года до 12,3% всего активного населения страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Пебро М. Международные валютные и финансовые отношения. М.:1994.
«Государственное субсидирование и выравнивание местных бюджетов во Франции».Семеко Г.В. Финансы, №3 1996.
«Франция: кризис позади» Бирюлев В. МЭиМО, №11 1995.
«Франция. Особенности и проблемы современного экономического развития». Плисецкий Д.Е. География, №30 1998.
Официальный сайт в Интернет «Bank of America»