Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
облачком, плывущим по небу».Пение песни «Облака, белогривые лошадки» с имитацией движений.
Ритуал окончания занятия.
Занятие 10.
Ритуал начала занятия.
Воспитатель говорит о том, что часто мы излишне волнуемся, не можем сосредоточиться на чем-то, переживаем, тревожимся. Надо научиться помогать себе.
Упражнение «Возьми себя в руки».
Упражнение «Врасти в землю».
Упражнение «Сбрось усталость».
Упражнение «Стойкий солдатик».
Упражнение «Торт».
Воспитатель говорит, что дети очень старались, и поэтому он хочет угостить их тортом.
Ритуал окончания занятия.
Занятие 11.
Ритуал начала занятия.
Воспитатель говорит о том, что в прошлый раз дети учились сдерживать себя и расслабляться, а сегодня она научит их снимать усталость, заряжать себя активностью, бодростью.
Упражнение «Заряд бодрости».
Упражнение «Дыши и думай красиво».
Упражнение «Очки».
Упражнение «Усы».
Упражнение «Губы».
Упражнение «Бородка».
Детям предлагается отдохнуть и поучиться управлять своим телом.
Танцующие встают в круг. Звучит ритмическая музыка. Воспитатель показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме (осторожно!). Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее – движение рук в локтях, затем в кистях. Следующие движения – бедрами, затем коленами.
А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова, плечи, локти, кисти, бедра, колени, ступни.
В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
4. Ритуал окончания занятия.
Занятие 12.
Ритуал начала занятия.
Коллективная работа «Чудо - рисунок».
Воспитатель предлагает детям составить по желанию животное, портрет, человека, город и т.п. Каждый ребенок выкладывает или рисует фрагмент общей картины.
Коллективное танцевальное движение.
Воспитатель предлагает превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают высоко вверх. Всем легко, весело, радостно.
Игра «Поезд» - изменение ритма движения вслед за водящим, ходьба в ногу, изменение направления движения.
Ритуал окончания занятия.
Занятие 13.
Ритуал начала занятия.
Рассказывание сказки «Про чашечку».
Беседа о том, как плохо зазнаваться.
Разыгрывание мини – этюдов из сказки.
Рассматривание пиктограммы – хвастовство.
Ритуал окончания занятия.
Занятие 14.
Ритуал начала занятия.
Беседа «Поговорим еще раз о настроении».
Игра «Встреча настроений».
Детям предлагается набор фотографий или иллюстраций с изображениями людей с разным настроением. Ребенку нужно выбрать такое изображение, которому соответствует его сегодняшнее настроение, картинку с изображением настроения мамы, папы, друга. Выбор обсуждается.
Игра «Тренируем эмоции».
Ритуал окончания занятия.
Занятие 15.
Ритуал начала занятия.
Игра – беседа «Представь себя маленьким червячком».
Рисование на тему «Я люблю животных».
Пластический этюд «Червячки радуются солнцу».
Ритуал окончания занятия.
Занятие 16.
Ритуал начала занятия.
Беседа «Что ты знаешь о своем друге».
Какие песни и стихи вы знаете о дружбе?
Пение песни «Вместе весело шагать по просторам» - использование записи.
Ритуал окончания занятия.
Рекомендации по осуществлению программы:
Занятия проводятся в кругу, не за столом.
Не делать замечаний!
Не говорить на занятиях слишком громко.
Никто не должен мешать, ходить мимо.
Желательно проводить занятия в небольшом помещении.
Использовать наглядные средства.
Вопросы адаптировать к непосредственному окружению детей.
Переход от одной части занятия к другой должен быть быстрым, органичным.
Упражнения необходимо закреплять в повседневной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психологических и педагогических источников по проблеме межличностных отношений показал, что исследованиями в данной области занимались многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги.
Исследователи, занимавшиеся данной проблемой, отмечают, что понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально – чувственном аспекте. Также исследователи рассматривают межличностные отношения как мотивационную основу общения и взаимодействия людей.
Межличностные отношения человека представляют собой уникальную социальную систему, центром которой является сам человек, его потребности и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения.
Также мы выяснили, что к старшему дошкольному возрасту, сверстник становится для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и самодостаточной личностью, субъектом обращения его целостного неразложимого «Я».
Учитывая то, что в дошкольном возрасте у ребенка возникают довольно сложные и разнообразные межличностные отношения со сверстниками, следует отметить, что именно от этого зависит насколько ребенок чувствует себя спокойным, в какой мере он усваивает нормы этих отношений. Ведь межличностные отношения со сверстниками в значительной степени определяют дальнейшее становление личности ребенка.
Экспериментальное исследование показало, что в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня действуют те же закономерности, что и в коллективе их сверстников с нормальным речевым развитием, уровень благополучия взаимоотношений и коэффициент взаимности достаточно высок. Но, между тем, межличностные отношения у детей с данной речевой патологией имеют свою особенность, а именно, преобладание положительных выборов по отношению друг к другу. Однако данное положительное отношение не подкрепляется эмоционально и носит пассивно – положительный характер. Это происходит вследствие того, что дети с общим недоразвитием речи часто не умеют договориться между собой, объяснить свою точку зрения, не понимают мотивов поведения партнёра, не могут согласовывать ролевое взаимодействие, часто ориентируются не на собственное личностное отношение к сверстнику, а на выбор и оценку его педагогом.
Таким образом, гипотеза исследования, что межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеют особенности: преобладание положительных выборов и пассивно – положительного отношения к сверстникам – подтверждена.
Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью, требует к себе особого внимания, ведь организм ребёнка ещё очень хрупок и каждый день промедления в своевременной диагностике и начале восстановительной работы грозит обернуться трагедией.
В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и формированию межличностных отношений со сверстниками в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с общим недоразвитием речи III уровня к условиям и требованиям социума. Поэтому мы разработали коррекционно – развивающую программу, направленную на развитие благоприятного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, сплочение детского коллектива, развитие эмпатии.
Данная работа поможет в работе дошкольных психологов, логопедов, воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений.
БИБЛИОГРАФИЯ
Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М., 2003.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М., 2003.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1999.
Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2001.
Баженова О.В., Морозова Е.И. Практикум по патопсихологии. – М., 1987.
Барилденко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. №4, 1996.
Бодалёв А.А. Личность и общение. – М., 1983.
Бурлачук, Морозов. Справочник по психодиагностики. – С-Пб., 2003.
Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М., 2003.
Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, А.А. Петровского, О.В. Соловьёвой. – М., 1996.
Диагностика в детском саду / под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. – Ростов - на - Дону, 2003.
Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 2000.
Жан Пиаже. Речь и мышление ребёнка. – М., 1994.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 1999.
Калинина Р.Р. Психолого – педагогическая диагностика в детском саду. – С-Пб., 2003.
Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – С-Пб., 2001.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2000.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций (5-7 лет). – Ярославль, 2001.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – С-Пб., 2001.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – М., 1972.
Лисина М.И. Развитие общения дошкольников. – М., 1977.
Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Соч.: в 7 т. – М., 1957.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.
Межличностные отношения ребёнка от рождения до 7 лет / под ред. Е.О. Смирновой. – Москва-Воронеж, 2001.
Миняжева Д. Формирование навыков социальной перцепции у детей с ОНР // Д/в - №2, 2003.
Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000.
Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., 1995.
Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М., 1995.
Основы специальной психологии / под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.
Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.
Отношения между сверстниками в группе детского сада / под ред. Т.А. Репиной. – М., 1978.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов - на - Дону, 2002.
Психология личности. Составитель – Д.Я. Райгородский 2 тома. – Самара, 2002.
Психология. Словарь / под ред, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
Радугин А.А. Психология. – М., 2001.
Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А.Г. Рузской. – М., 1989.
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – С-Пб., 2000.
Ребёнок: раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., Воронеж, 2001.
Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М., 1978.
Репина Т.А. Социально – психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988.
Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. – М., 2002.
Семенака С.И. Уроки добра. – М., 2002.
Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений // Д/в-№4, №8, №9, 2003.
Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками и его влияние на развитие личности ребёнка. – Абакан, 1996.
Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 1996.
Смирнова Е.О. Развитие отношений к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии - №3, 1996.
Смирнова Е.О. Ранний онтогенез межличностных отношений // Вопросы психологии - №6, 1994.
Смирнова Е.О. Психология. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). – Абакан, 1998.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. – С-Пб.,2000.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997.
Субботский Е.В. Психология отношений партнёрства у дошкольников. – М., 1976.
Флерова Ж.М. Логопедия. – Ростов-на-Дону, 2000.
Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. – С-Пб., М., 1996.
Шашкина Р.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003.
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П. Азбука общения. – С-Пб., 2004.
Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.
Энциклопедия психологических тестов. Общение. Лидерство. Межличностные отношения. – М., 1997.
Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – М., 2002.
Размещено на