Мой идеал менеджера

Роберт Вудрафф - творец кока-колы, Рэй Крок стал превращать гамбургер из простого продукта питания в элемент американского образа жизни (не случайно, кстати, сегодня Coca-Cola и McDonald's работают тандемом). "Мы - не в бутербродном бизнесе, - любил повторять он. - Мы - в шоубизнесе"..[1,6]

В 1963 г. на свет родился клоун Рональд Макдональд. Вскоре он стал завсегдатаем на телевидении. В начале 70-х гг. его с радостью узнавало уже 96% американских детей - гораздо больше, чем могли назвать имя президента США. Сегодня Рональд - это вторая по узнаваемости фигура после Санта-Клауса. Благодаря ли мощной раскрутке или в силу исторических причин, но гамбургер стал элементом американского образа жизни, способом питания не только бедных, но и некоторых весьма обеспеченных граждан. На нью-йоркском Бродвее можно быстро и недорого позавтракать в закусочной, где ты на вес (по фиксированной цене за фунт пищи) берешь мясо, овощи, фрукты - все свежайшее и очень полезное. Но каждое утро можно видеть, как толпы хорошо одетых клерков вываливают из метро, хватают на бегу пончик или гамбургер с огромным стаканом кофе и несутся к своему офису, энергично поглощая пищевой мусор. .[1,6]Или другой пример. Как-то раз я с группой российских журналистов был в гостях в роскошном офисе Wall Street Journal, из окна которого открывается чудный вид на залив и статую Свободы. Нас угостили дорогим обедом, специально заказали торт. Но главным блюдом обеда был гамбургер, который вице-президент компании стал лично поглощать с заслуживающим удивления аппетитом. .[1,6]

Но вернемся к Рэю Кроку. Первоначальный план широкомасштабной продажи франшиз создал гигантский бизнес, но так и не дал его автору стабильного, значительного дохода. Ведь дорого продавать права на торговую марку было невозможно: это застопорило бы быстрый рост сети. А дешевизна франшизы приводила к тому, что основную выгоду от раскрутки бизнеса получал ее покупатель. В результате оборот сети ресторанов McDonald's увеличивался значительно быстрее, нежели доход самого Крока. И тогда идею пришлось несколько модифицировать. Зарабатывать стали не столько на продаже самих прав использования торговой марки, сколько на недвижимости. .[1,6]

Крок сел в маленький самолет и отправился на разведку, выискивая земельные участки, наиболее пригодные для строительства ресторанов. Эти участки должны были находиться вблизи школ, церквей и районов массовой жилищной застройки.
Присмотренные участки выкупались или брались в аренду. Затем их на довольно выгодных для субарендатора условиях передавали предпринимателям, приобретавшим франшизу. Идея основывалась на твердой вере в то, что бизнес сети будет расти быстрыми темпами и приносить все больший доход. .[1,6]

Поначалу хозяин маленького ресторана не имел средств для приобретения земельного участка и с радостью соглашался на дешевую субаренду. Но постепенно его бизнес начинал приносить богатые плоды, и тогда-то он, согласно договору с франшизером, начинал отчислять тому все большую сумму денег. Таким образом, рестораны сети McDonald's начинали расти как грибы. Когда я впервые попал в американскую провинцию, мое главное впечатление сводилось к тому, что по мере движения по хайвэю все вокруг может меняться - природный ландшафт, интенсивность застройки, архитектура зданий. Но неизменно повсюду присутствуют три вещи: церкви, заправки и McDonald's.

И еще один важный принцип для развития своей сети установил Крок, помимо субаренды. Он продавал франшизу только в розницу. Это гарантировало соблюдение стандартов ведения бизнеса. Тот, кто не придерживался правил чистоты зала, качества продуктов и эффективности обслуживания, не мог приобрести право на открытие даже второго ресторана, не говоря уж о нескольких. Все это в совокупности поставило формально независимых владельцев ресторанов в большую зависимость от Крока. Завершилась система построения своеобразной "единой фабрики" открытием центра подготовки кадров, прозванного в народе университетом гамбургеров. Представители малого частного бизнеса учились в нем вести свой собственный бизнес в соответствии с требованиями франшизера. .[1,6]

Ныне 70% всех имеющихся в мире ресторанов McDonald's принадлежит мелким, частным владельцам. Но все они работают в рамках единой логики развития бизнеса. .[1,6]

Создав свою систему, Крок стал развивать ее такими темпами, словно стремился компенсировать потерянные 52 года. В 1965 г. компания стала публичной, предложив покупателям свои акции на фондовой бирже. В 1967 г. на свет родился главный продукт McDonald's - гамбургер Big Mac. В 1971 г. франчайзинговая сеть перешагнула границы континента, открыв свои рестораны в Европе, Японии и Австралии. В 1979 г. изобрели Happy Meal - детский продуктовый набор с игрушкой, заставляющей малышей тянуть своих родителей в McDonald's, даже если те терпеть не могут гамбургеров. .[1,6]

В том же самом 1979 г. сальвадорские партизаны взорвали ресторан McDonald's в столице своей страны. Для прокоммунистической геррильи он стал символом мирового империализма, навязывающего волю и вкусы богачей народам всего мира.
Не исключено, что вышедшие из леса бородатые ребята не вполне разобрались в ситуации. Ведь гамбургеры, прежде всего, являются пищей бедноты. Но как бы то ни было, взрыв ресторана был актом эпохальным. Ровно за четверть века McDonald's превратился из маленькой закусочной в символ мирового капитализма.
Одновременно с деловым успехом и всемирной известностью к Кроку пришло личное богатство - состояние, насчитывающее 340 млн. долларов, дома во Флориде и в Беверли Хиллз, личная бейсбольная команда. Но вот чего не было в его роскошном хозяйстве, так это коллекций произведений искусства и антиквариата, столь популярных у многих нуворишей. Эстетическим вкусам Рэя Крока вполне отвечали изящное строение и тонкий силуэт гамбургера.С 1968 г. состарившийся создатель сети лично уже не занимал главного исполнительного поста в корпорации. Но, тем не менее, он буквально до самой своей смерти продолжал внимательно следить за ходом дел. Смерть последовала в январе 1984 г. А через 10 месяцев после этого McDonald's продал клиенту свой пятидесятимиллиардный гамбургер. .[1,6]


    5) Список источников:


    1. Аналитический еженедельник «Дело».

    2. Греховодова М.Н. « Экономика торгового предприятия».

    3. Иванченко Б.В. «Мерчендайзинг – искусство продавать»

4. М. Вудкок, Д. Фрэнсис “Раскрепощенный менеджер”.

5. «Прикладная Экономика» Junior Achievement of Russia – учебник Самарской Школы Бизнеса

    6. Сайт журнала «Деловая Хроника»: www.chronicle

    7. Сайт Министерства Образования и Науки Российской Федерации: www.e-gov.ru

    8. Тимоти Фостер « Как повысить эффективность работы с клиентами»