Мой идеал менеджера
Роберт Вудрафф - творец кока-колы, Рэй Крок стал превращать гамбургер из простого продукта питания в элемент американского образа жизни (не случайно, кстати, сегодня Coca-Cola и McDonald's работают тандемом). "Мы - не в бутербродном бизнесе, - любил повторять он. - Мы - в шоубизнесе"..[1,6]В 1963 г. на свет родился клоун Рональд Макдональд. Вскоре он стал завсегдатаем на телевидении. В начале 70-х гг. его с радостью узнавало уже 96% американских детей - гораздо больше, чем могли назвать имя президента США. Сегодня Рональд - это вторая по узнаваемости фигура после Санта-Клауса. Благодаря ли мощной раскрутке или в силу исторических причин, но гамбургер стал элементом американского образа жизни, способом питания не только бедных, но и некоторых весьма обеспеченных граждан. На нью-йоркском Бродвее можно быстро и недорого позавтракать в закусочной, где ты на вес (по фиксированной цене за фунт пищи) берешь мясо, овощи, фрукты - все свежайшее и очень полезное. Но каждое утро можно видеть, как толпы хорошо одетых клерков вываливают из метро, хватают на бегу пончик или гамбургер с огромным стаканом кофе и несутся к своему офису, энергично поглощая пищевой мусор. .[1,6]Или другой пример. Как-то раз я с группой российских журналистов был в гостях в роскошном офисе Wall Street Journal, из окна которого открывается чудный вид на залив и статую Свободы. Нас угостили дорогим обедом, специально заказали торт. Но главным блюдом обеда был гамбургер, который вице-президент компании стал лично поглощать с заслуживающим удивления аппетитом. .[1,6]
Но вернемся к Рэю Кроку. Первоначальный план широкомасштабной продажи франшиз создал гигантский бизнес, но так и не дал его автору стабильного, значительного дохода. Ведь дорого продавать права на торговую марку было невозможно: это застопорило бы быстрый рост сети. А дешевизна франшизы приводила к тому, что основную выгоду от раскрутки бизнеса получал ее покупатель. В результате оборот сети ресторанов McDonald's увеличивался значительно быстрее, нежели доход самого Крока. И тогда идею пришлось несколько модифицировать. Зарабатывать стали не столько на продаже самих прав использования торговой марки, сколько на недвижимости. .[1,6]
Крок сел
в маленький
самолет и отправился
на разведку,
выискивая
земельные
участки, наиболее
пригодные для
строительства
ресторанов.
Эти участки
должны были
находиться
вблизи школ,
церквей и районов
массовой жилищной
застройки.
Присмотренные
участки выкупались
или брались
в аренду. Затем
их на довольно
выгодных для
субарендатора
условиях передавали
предпринимателям,
приобретавшим
франшизу. Идея
основывалась
на твердой вере
в то, что бизнес
сети будет
расти быстрыми
темпами и приносить
все больший
доход. .[1,6]
Поначалу хозяин маленького ресторана не имел средств для приобретения земельного участка и с радостью соглашался на дешевую субаренду. Но постепенно его бизнес начинал приносить богатые плоды, и тогда-то он, согласно договору с франшизером, начинал отчислять тому все большую сумму денег. Таким образом, рестораны сети McDonald's начинали расти как грибы. Когда я впервые попал в американскую провинцию, мое главное впечатление сводилось к тому, что по мере движения по хайвэю все вокруг может меняться - природный ландшафт, интенсивность застройки, архитектура зданий. Но неизменно повсюду присутствуют три вещи: церкви, заправки и McDonald's.
И еще один важный принцип для развития своей сети установил Крок, помимо субаренды. Он продавал франшизу только в розницу. Это гарантировало соблюдение стандартов ведения бизнеса. Тот, кто не придерживался правил чистоты зала, качества продуктов и эффективности обслуживания, не мог приобрести право на открытие даже второго ресторана, не говоря уж о нескольких. Все это в совокупности поставило формально независимых владельцев ресторанов в большую зависимость от Крока. Завершилась система построения своеобразной "единой фабрики" открытием центра подготовки кадров, прозванного в народе университетом гамбургеров. Представители малого частного бизнеса учились в нем вести свой собственный бизнес в соответствии с требованиями франшизера. .[1,6]
Ныне 70% всех имеющихся в мире ресторанов McDonald's принадлежит мелким, частным владельцам. Но все они работают в рамках единой логики развития бизнеса. .[1,6]
Создав свою систему, Крок стал развивать ее такими темпами, словно стремился компенсировать потерянные 52 года. В 1965 г. компания стала публичной, предложив покупателям свои акции на фондовой бирже. В 1967 г. на свет родился главный продукт McDonald's - гамбургер Big Mac. В 1971 г. франчайзинговая сеть перешагнула границы континента, открыв свои рестораны в Европе, Японии и Австралии. В 1979 г. изобрели Happy Meal - детский продуктовый набор с игрушкой, заставляющей малышей тянуть своих родителей в McDonald's, даже если те терпеть не могут гамбургеров. .[1,6]
В том же
самом 1979 г. сальвадорские
партизаны
взорвали ресторан
McDonald's в столице
своей страны.
Для прокоммунистической
геррильи он
стал символом
мирового
империализма,
навязывающего
волю и вкусы
богачей народам
всего мира.
Не
исключено, что
вышедшие из
леса бородатые
ребята не вполне
разобрались
в ситуации.
Ведь гамбургеры,
прежде всего,
являются пищей
бедноты. Но как
бы то ни было,
взрыв ресторана
был актом эпохальным.
Ровно за четверть
века McDonald's превратился
из маленькой
закусочной
в символ мирового
капитализма.
Одновременно
с деловым успехом
и всемирной
известностью
к Кроку пришло
личное богатство
- состояние,
насчитывающее
340 млн. долларов,
дома во Флориде
и в Беверли
Хиллз, личная
бейсбольная
команда. Но вот
чего не было
в его роскошном
хозяйстве, так
это коллекций
произведений
искусства и
антиквариата,
столь популярных
у многих нуворишей.
Эстетическим
вкусам Рэя
Крока вполне
отвечали изящное
строение и
тонкий силуэт
гамбургера.С
1968 г. состарившийся
создатель сети
лично уже не
занимал главного
исполнительного
поста в корпорации.
Но, тем не менее,
он буквально
до самой своей
смерти продолжал
внимательно
следить за
ходом дел. Смерть
последовала
в январе 1984 г. А
через 10 месяцев
после этого
McDonald's продал клиенту
свой пятидесятимиллиардный
гамбургер.
.[1,6]
5) Список источников:
1. Аналитический еженедельник «Дело».
2. Греховодова М.Н. « Экономика торгового предприятия».
3. Иванченко Б.В. «Мерчендайзинг – искусство продавать»
4. М. Вудкок, Д. Фрэнсис “Раскрепощенный менеджер”.
5. «Прикладная Экономика» Junior Achievement of Russia – учебник Самарской Школы Бизнеса
6. Сайт журнала «Деловая Хроника»: www.chronicle
7. Сайт Министерства Образования и Науки Российской Федерации: www.e-gov.ru
8. Тимоти Фостер « Как повысить эффективность работы с клиентами»