Надежда и Спасение в Священном писании Нового завета
(Рим. 10,9–10).Итак, по вере в Господа Иисуса Христа подается благодать Божия, действием же благодати надежда обретает уверенность в реальности достижения своей цели.
***
Надежда есть действие, рожденное волей и направленное к высокой цели. Укажем на три состояния волевого акта: простое желание, стремление и обладание. Надежда не есть простое желание, потому что простое желание не зависит от наличия или отсутствия желаемого объекта, тогда как объект надежды непременно присутствует как еще не достигнутая реальность. Так же не может быть надежда достижением желаемого. Там, в конце пути, где смутное и несовершенное знание веры уступит открывшемуся видению Бога (1 Кор. 12, 9-12), там и надежда заменится обладанием.
Внутренняя сила надежды предполагает равно и страх Божий перед опасностью не достичь чаемой Вечной Жизни, и не по причине ослабления Божией благодати, а из-за упадка собственных нравственных сил, ослабления духа или прельщений врага спасения: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28). Погубитель не дремлет, стремясь вовлечь ослабевшую душу в свою сеть: Трезвитесь , бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол , ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Поэтому апостол Павел призывает со страхом и трепетом совершать свое спасение (Флп. 2, 12). Наставляя Ефесян противостоять козням диавольским (Еф. 6, 11), он пишет: А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие; всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом (Еф. 6, 16118). Союз надежды и страха не раз упоминается в Новом Завете, ибо надежда без страха вырождается в самоуверенность, а страх без надежды ведет к отчаянию.
Неиссякаемость источника надежды придает ей характер постоянного устремления воли. Это стремление воли может быть нарушено вследствие нашего внутреннего уклонения от веры. Воля же, устремленная к Богу, как к цели надежды, с решительностью, отвечающей величию Его, будет стремиться использовать все благодатные дары и природные силы для достижения спасения, ободряемые все возрастающей помощью со стороны самого Бога. Надежда есть то движение души и воли, в котором Бог всегда готов идти нам навстречу, умножая радость, изливаемую добродетелью на нашем пути, ибо Бог прежде нас хочет нашего спасения.
Через надежду христианин входит в непосредственное общение с главным источником всякой силы — Самим Богом, Который подает просимое всякому, кто надеется на Него: Говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам (Мк. 11, 24).
В надежде, направленной к высокой цели богообщения, выявляется истинная ценность и значимость средств, ведущих к этой цели. Кому открылась истинность пути спасения и кто на атом пути стяжал первые дары благодати Святого Духа, для того служение Богу становится главным деянием жизни, и все становится подчиненным этому служению. В этой связи укажем на два производных акта надежды — радость и терпение.
Христианин, согласно Завету, обетованию Бога вернуть человеку Жизнь, является наследником и сонаследником Христу, с Которым он соединяется через Крещение. Господь, по великой Своей милости возродивший нас Воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому (1 Пет. 1,3), Сам даровав нам эту надежду, сообщает те сопутствующие ей состояния души, которые способствуют укреплению акта надежды, что придает надежде неотступность и постоянство. Возможность лицезреть Господа и вечно наслаждаться этим состоянием сообщает надежде и свойство утешения: Утешайтесь надеждою, в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны (Рим. 12, 12). Нам, христианам, подобает радоваться в нашем уповании, к чему призывает Сам Спаситель: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах (Мф. 5, 12). И не силе, полученной от Спасителя, которой повиновались духи, призывал Спаситель радоваться учеников Своих, но ожидающей их славе Небесной, тому, что имена их написаны на Небесах (Л к. 10, 20). Радуйтесь, всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь... Господь близ (Флп. 4, 4–6).
Надежда наделяет христианина вместе с радостью также силой со смирением и терпением переносить всякое испытание. Только скорбями крестившийся и верующий во Христа войдет в Царство Небесное (Деян. 14, 22), мы прославимся со Христом, если с Ним страдаем (Рим. 8, 17). И потому можно сказать, что в страданиях наших сокрыто тайное благо, ведущее к просветляющей надежде: Хвалимся и скорбями , зная, что от скорби происходит терпение, o т терпения — опытность, от опытности — надежда (Рим. 5, 3–4).
Надежда мыслится как личностное состояние ума и сердца человека. Надежда личностна уже потому, что, во- первых, каждый стремится обрести свое счастье, во-вторых, что неисчислимое множество оттенков ощущения и понятия объекта и цели надежды уже сообщают ей характер личностный, тесно связанный и вытекающим из личного характера дарованной нам Богом свободы воли.
К своему счастью, как и к цели своей надежды, человек движется стезею добрых дел, совершаемых в любви и достойных Вечной Жизни, и как бы ни совпадали пути и дела рядом идущих, их дела и поступки, по сути своей, — это действия разных лиц. Укажем при этом на форму единственного числа, которую употребляет апостол Павел в Послании к Тимофею, говоря о земном подвиге своем: Подвигом добрым я подвизался... теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия , в день оный (2 Тим. 4, 7-8). И каждый испрашивает у Господа спасения собственной душе, как это сделал благоразумный разбойник на кресте.
Однако надежда имеет также и характер соборный. Царство Небесное, как цель надежды каждого христианина, есть вечная обитель, врата в которую открыты для всех достойных. Царство Божие открыто для всех. Христианин же, являясь членом Церкви — таинственного Тела Христова, носит в себе реальное переживание приобщенности ко Христу. Все верующие во Христа Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом (1 Кор. 12, 13). По воле Божией, каждый из членов Тела Церкви занимает свое место, и Сам Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение (1 Кор. 12, 24–25), ибо все призваны к одной надежде (Еф. 4, 4), к Единому Отцу, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 6). Все члены Тела взаимно дополняют друг друга, стараясь сохранять единство Духа в союзе мира (Еф. 4, 3), и надежда христианина на спасение этой соборностью укрепляется, вдохновляется, а в смысле уверенности в ее истинности — на ней покоится. Соборный характер надежды лучше всего выражен в Молитве Господней, где единственное число личного прошения заменено множественным числом просьбы о благословении всех обращающих свою надежду ко Господу (Мф. 6, 9-13).
***
Главная цель надежды — обретение Самого Бога и Царства Небесного (Мф. 6, 33; 25, 34; 1 Ин. 3, 2-3) — предполагает, имея в виду величие этой цели, множество второстепенных целей, достижение каждой из которых приближает христианина к главной цели. Вся природа — творение Божие. Бог изливает свет на всякое творение, поэтому обретение Царства Божия предполагает гармонию с окружающим миром. В Молитве Господней все блага, необходимые для обретения главной цели надежды, собирательно именуются хлебом насущным (Мф. 6,11). Мы надеемся получить от Бога всё, что необходимо нам для жизни, в которой Он ждет от нас лишь одного — искать прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33).
Молитва Господня на первое место после прославления Отца Небесного (Мф. 6, 9) поставляет стремление лицезреть Бога и Царство Его на земле (Мф. 6, 10); словами да будет воля Твоя и на земле, как на Небе (Мф. 6, 10), Христос призывает нас к приятию смирения пред волей Отца Небесного, ибо свет Его благодати будет изливаться полностью только в те души, в которых не будет препятствия в виде своеволия, самости, гордыни.
Твердо веруя в спасительную помощь Бога, как Всемогущего и Всеблагого, христианин обретает реальную надежду на спасение, поскольку Бог не уклоняется от Своего слова (Рим. 5, 4; Кол. 1, 23). И мы верим в Него и поэтому надеемся на Его помощь, прежде всего в деле обретения Царства Его. Обо всем, что необходимо нам в этой жизни — о хлебе насущном и что способствует нам в духовных дерзаниях, мы просим Отца Небесного не как о самоцели. Господь Иисус Христос, давший нам образ молитвы, не называет эти блага, имея в виду, что Отец Небесный знает нужды наши прежде нас (Мф. 6, 32). Предоставив, таким образом, попечения наши Божию Промыслу, христианин очищает свою душу для главного — направляет свои силы и помыслы только к Богу, ибо много соблазнов и извилистых путей пред человеком, и даже мелкие, суетные дела могут свернуть его с пути спасения: Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды? (Мф. 6,25).
Моление Господу о прощении грехов наших Христос в дарованной Им молитве связывает с нашим прощением обидчикам, согрешившим против нас, должникам нашим (Мф. 6, 12). Чтобы иметь дерзновение обращаться к Богу с прошением в надежде на обретение желаемого, мы должны очистить свою душу от собственного зла — ненависти, обиды, затаенной неприязни к таким же грешным существам, как и мы, освободит свою душу от жажды мести за принесенное нам зло и, положившись на Божий Суд, своим отстранением уступить место Его справедливому гневу — Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12, 19) — и тем самым открыть свою душу для освящающей благодати, Божией помощи в деле нашего спасения.
Кроме путей, ведущих к достижению Вечной Жизни, христианину необходимы и средства защиты как от греха и зла, которые мы можем совершить (не введи нас во искушение), так и от тех страданий, которыми гнев Божий врачует наш грех, особенно же от зла вечной смерти, если душу похитит диавол (но избави нас от лукаваго ).
В краткой молитве, заповеданной нам Господом Иисусом Христом (Мф. 6, 9–13), есть всё, о чем христианину должно просить Отца Небесного, дабы спастись от вечной смерти и обрести Вечную Жизнь. И молитву, являющуюся самым сокровенным выражением надежды, Христос призывает и учит нас произносить с надлежащими чувствами (Мф. 6, 6, 17, 18) и всей душой стремиться к Горнему и только там собирать сокровища свои (Мф. 6, 19–20): Ибо, — говорит Господь, — где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21).
Сподобившись освящающей благодати, обретя крупицы истины, почувствовав в себе трепетное мерцание надежды, когда душа согревается еще слабо пробивающимся светом веры и любви, христианин должен, по слову Спасителя, свято хранить в себе этот дар.
Приведем еще слова Спасителя, прямо вдохновляющие на дерзание в надежде: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7-8).
Источник: Журнал Московской Патриархии. М., 1984. № 6. С. 64-71.